Реферат по предмету "Психология"


Память как компонент познавательной деятельности

Московский ГосударственныйУниверситет Сервиса
Институт финансов исистем управления экономикой.
Кафедра ,, Информационныесистемы в экономике,,
Контрольная работа
Тема:
«Память и ееразвитие»
Выполнил
Студент 2-го курсазаочного отделения
Бутенко Н.В.
Москва 2007г.

1. Характеристика памяти как компонентапознавательной деятельности
 
Память — способность к запечатлению, сохранению ипоследующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали,переживали или делали.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя исмутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию.При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопленияинформации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными наданном историческом отрезке методами хранения информации.
Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записисчитали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову иоставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт,создатель «гидравлической» модели нервной системы, предположил, чточастое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлялсебе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижениюсопротивления движению «жизненных духов», что сопровождаетсяформированию навыков — т.е. запоминанием. Позже — уже в 19 и начале 20 веков — в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть,электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмыпамять трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмыдействия перечисленных выше устройств.
Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики имолекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации кобъяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности,предполагали, что механизмы, по крайней мере, одного из видов памяти имеютмолекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями всистеме ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания вних нуклеиновых кислот и т. д.).
2. Виды памяти
 
Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментальноизучать память, выделяют шесть видов памяти:двигательную,связанную сзапоминанием и воспроизведением движений;
образную, сферой которой является запоминаниечувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора,воспринимающего информацию, образную память делят назрительную,слуховую, осязательную и т.д.);
словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти),связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий,умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;
эмоциональную память,ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместнос вызывающими их объектами.
Не произвольная, характеризуется тем, чточеловек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить этои воспроизвести.
Произвольная (преднамеренная), осмысленная,продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал,используя те или иные приемы.
Существуют и другие классификации видов памяти:
Непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяетосуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.
Оперативная. Это тот раздел памяти,который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработкиинформации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньшенепосредственной.
Долговременная.В ней хранятсяобразы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течениедлительного времени, которыми он пользуется периодически.
Долговременная память подразделяется на: а) генетическую память — это всето, что накопили наши предшественники.
б) наследственную память — память ближайших родственников.
3.Совершенствование памяти
 
Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычнобывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается.Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа иточки — 8-9, на буквы — 6-9, на геометрические фигуры — 3-8 и т.д.
В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памятипутем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.
Химический подход, который включает использованиефармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай,кофе (кофеин), стрихнин, нивален, пилокарпин, фенамин, этимизол, этиразол,центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен.
На благоприятные результаты от использования психофармакологическихсредств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея ввиду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менееугнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.
Можно принять и адаптегоны. К ним относятся корень Жень-Шеня, препаратыиз китайского лимонника и элеутерококка. Действие адаптогенов весьмаразнообразно. Человеку, занимающемуся физическим трудом, они помогаютсправиться с физическим перенапряжением, альпинисту — приспособиться кпониженному атмосферному давлению, литейщику — к высокой температуре иперегреванию организма, ткачихе — к шуму в цехе и т.п. Они помогают больномубыстрее поправиться после операции. Одним словом, они следят «следят»за сохранением внутреннего равновесия в организме, а это очень важно для работымозга, в т.ч. для эффективности обучения и запоминания. Сахароза — пищевойсахар, быстро восстанавливает силы, т.к. организм быстро усваивает дисахариды,которые так же есть и в адаптогенах. Кроме того, адаптегоны обеспечивают болееэкономное расходование энергии мышцами, улучшает синтез белков, что имеетпрямое отношение к биохимическому механизму памяти.
Экстракт женьшеня резко усиливает синтез РНК в организме.
Выраженными адаптогенными свойствами обладает метилурацил.
Большие надежды возлагают на гаммалон и неотропил (пирацетам) обаактивизируют метаболизм мозговых клеток и непосредственно участвуют в улучшениипередачи нервных импульсов.
Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина(хлорпромазина).
Физический подход к изучению и регулированию процессовпамяти. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессызапоминания и на фазы памяти вообще.
Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическаястимуляция мозговых структур.
Оптические методы управления памятью выгоднее.
Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функциипамяти — с помощью фокусированного ультразвукового эффекта.
Влияние курения. Первоначально в малых дозах, он расширяет кровеносныесосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себячувствует, его мысль течет быстрее. Но все это длится недолго. В больших дозахи при длительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина идругих составных частей табачного дыма (вовсе не безобидных) умственнаядеятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступаетослабление памяти. Результаты исследований показали, что под влиянием курениятабака, наступает ухудшение кровоснабжения мозга.
Алкоголики часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главнымобразом попадает кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давнопроисходившие события, но столь же легко забывают сиюминутные. Кроме того,алкоголь приводит к замедлению мозговой деятельности.
Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в«форме». Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этогочас или хотя бы 20-25 минут.
Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ееэффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание сноваулучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокогоуровня.
Подбирая литературу, которая может дать ответы на интересующие васвопросы, вы должны найти наиболее удобный вам способ восприятия информации. Прочитайтес этой целью какой — нибудь отрывок из текста «про себя», другойвслух, третий — запишите; а четвертый можете продиктовать в микрофон ипрослушать в магнитофонной записи. Определите какой отрывок вы запомнили лучшевсего и каким образом, вы узнаете какой способ восприятия информации вам большеподходит.
Используйте по возможности все способы восприятия информации, комбинируйтеих и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Очень важно призапоминании новой информации, не отправлять ее в дальние «кладовыепамяти», а постараться сопоставить ее с полученной ранее, развивая темсамым ассоциативную память.
4.Рекомендации по улучшениюпамяти
 
Группы слов можно запоминать, создавая в сознании соответствующие сцены.Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана«Под липами» представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с ихнеповторимым ароматом. Если требуется запомнить название «Вулкан» ил«Молния», нужно пытаться запомнить слово как образ, а не как группуиз нескольких букв. Чтобы, запомнить перечень предметов, представьте себезнакомую улицу и расставьте все предметы перед подъездами в порядке ихрасположения. После этого мысленно пройдитесь по улице. Вам будет легковосстановить в памяти весь перечень. Запоминая группу букв или слогов, полезносвязывать их в слова с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то,что имеет смысл. Чтобы запомнить фамилию нового знакомого, нужно связать ее скакой — либо характерной его чертой. Например: фамилию Розов с розовым цветомего лица и т.п.
Несколько упражнений по Ф. Лёзеру
Тренировка запоминания логически не связанного текста.
Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковымномером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд.Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил.Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и егопорядковый номер.

1. Украинец                   11. Масло
2. Экономка                  12. Бумага
3. Каша                         13. Сладости
4. Татуировка               14. Логика
5. Нейрон                      15. Социализм
6. Любовь                      16. Глагол
7. Ножницы                   17. Прорыв
8. Совесть                      18. Дезертир
9. Словарь                    19. Свеча
10. Глина                       20. Вишня
 
Эффективность запоминания вычисляется по формуле:
Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100,получаем % эффективного запоминания.
5. Запоминание чисел
 
За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. Послеэтого написать все, что вы запомнили.
1. 43                     11. 37
2. 57                     12. 38
3. 12                     13. 86
4. 33                     14. 56
5. 81                     15. 47
6. 72                     16. 6
7. 15                     17. 78
8. 44                     18. 61
9. 96                     19. 83
10. 7                     20. 73

Эффективность запоминания в % вычисляется по формуле:
Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100.
Запоминание лиц с именами и фамилиями
Запомнить предлагается 10 фотографий с именами и фамилиями. На это дается30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновьпредлагаются исследуемому, и он должен «опознать» их. Эффективностьзапоминания определяется по аналогичной формуле.
Запоминание логически связанного материала.
Предлагается запомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующемтексте (они приведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть тексти через 1 минуту воспроизвести содержание основных положений и порядокпредложений.
«Роботы, которым доступны определенные поведенческие реакции. РОБОТЫМОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОЗНАНИЕ (1), создавая программы для его развития. ОНИВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (2). ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯПЕРСПЕКТИВА (4)? ДЕОНТОЛОГИЯ или логика норм поведения ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НАЭТОТ ВОПРОС (5). СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИНОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6). ОБЩЕСТВО НЕ МОГЛО БЫ (7) существовать без подобных норм.ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬВЫРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ (9). Это является АКТУАЛЬНОЙСОВРЕМЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ (10).
Эффективность запоминания в % выражаетсяформулой:
Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 иумножить на 100.

6. Средняя продуктивность запоминания
 
Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенныхупражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (вданном случае 4).
Например:
упр. № 1……..%
упр. № 2……..%
упр. № 3……..%
упр. № 4……..%
Сумма этих % делится на 4
 
В результате ряда исследований установлено, что при 90-100% эффективностизапоминания память человека можно квалифицировать как отличную, при 70-90% — как очень хорошую, при 50-70% — как хорошую, при 30-50% — какудовлетворительную, при 10-30% — как плохую и при 0-10% — как очень плохую.
При систематической тренировке, если даже программа составлена самимтренирующимся, память постепенно улучшается.
7. Тренировка концентрации внимания
 
Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человексосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не отвлекалсяот мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком- либо событии, игнорируя несущественную.
Лёзер рекомендует с целью тренировки делать описание какой — либокартины, постоянно его детализируя. Упражнение можно повторить в условияхдействия отвлекающих факторов (шум и пр.)

8. Основные принципы запоминания новой информации
 
Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, еслиустановлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установитесмысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой можетбыть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями,способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры:
Альберт Эйнштейн — один из величайших физиков. Смысловое значение здесьсостоит в том, что он создал теорию относительности.
Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, тоони запоминаются надолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самоеневероятное — кусок масла на Луне.
Структурные связи также помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: есличисло 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легчезапомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группыА, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.
 
9. Метод ассоциации
Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель МаркТуллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, непользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особыхприемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речион связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате,проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которыенапоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывалразделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить беззапинки.
Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающихпамяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел ипроизвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описаннойздесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системесловесно — числового запоминания. За этим упражнением должно следовать другоетакое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этимметодом можно выработать феноменальную память.
10. Запоминание лиц
 
Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно передстарыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, ивообще, кто они такие.
Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращаявнимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаютсяу других людей и пр.

Список использованной литературы
ЛУРИЯА.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд.МГУ,2001г.
ФАЙГЕНБЕРГИ.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М 2001г.
ЛЁЗЕРФ. Тренировка памяти (пер. с нем.). М, Мир, 1998г.
ВАРТАНЯНГ.А. и др. Организация и модуляция процессов памяти. Л. Медицина, 1998г.
ИВАНОВ-МУРОМСКИЙК.А. Мозг и память. Киев, Наука, 2000г.
ВАРТИНЯНГ.А, ПИРОГОВ А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 1999г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.