КОНЦЕПЦИЯ
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Современные
тенденции общественной жизни вызвали необходимость в создании гуманистической
концепции, а вместе с ней и в соответствующих изменениях в структуре и
содержании образования. В свою очередь это потребовало и предоставило
возможность совершенствования на новой основе профессионального
педагогического, в том числе и физкультурного, образования.
Роль
валеологической образованности педагогов подчеркивается в ряде современных
исследований (Э.М. Казин, Т.С. Панина, В.П. Казначеев, Г.А. Кураев, 1997; В.В.
Колбанов, 1998, и др.), в том числе в профессиональной подготовке студентов физкультурного
вуза (Н.С.Козлов, Н.А.Баженова, 1997; Л.А.Семенов с соавт., 1997; В.У.Агеевец,
1997, и др.) [1].
В
Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
определены общие требования к образованности бакалавра по направлению
"Физическая культура" (1995). Бакалавр должен иметь научное
представление о здоровом образе жизни; владеть умениями и навыками физического
самосовершенствования; владеть культурой мышления; уметь приобретать новые
знания и переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности.
Деятельность бакалавра направлена на выявление физических и психических
возможностей человека, утверждение принципов активного и здорового образа
жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта,
приобщение личности к освоению и приумножению ценностей физической культуры, на
организацию здорового образа жизни [2].
По сути дела,
речь идет о формировании культуры здоровья.
Валеологическая
культура как часть общей культуры включает в себя не только объективные
результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и
общества, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в
деятельности, направленной на организацию индивидуального здорового образа
жизни.
Трансляция
культуры предполагает активность в освоении знаний, присвоении и интериоризации
ее норм, а также соотнесение этих норм с возможностями образовательных
учреждений, через которые, в частности, и происходит приобщение к культуре.
Сегодняшние
условия жизни требуют от специалистов в области физической культуры и спорта
все более интегрированных психолого -педагогических и медико-биологических
знаний для успешной организации оздоровительной и просветительской работы среди
населения, формирования культуры здоровья.
В связи с этим
возникает вопрос, насколько выпускники физкультурного вуза готовы к решению
подобных проблем.
Нами были
проанкетированы выпускники СибГАФК последних трех лет (1997 г. - 156 чел., 1998
г. - 85 чел. и 1999 г. - 123 чел.) до изучения ими предмета
"валеология".
Мы
предполагали, что большую часть знаний о здоровье, методах его сохранения и
укрепления студенты получили путем самообразования (это отметили 53,2%).
Учителя физической культуры (23,7%), тренеры (42,9%) тоже сыграли существенную
роль в формировании валеологических знаний у будущих педагогов. Печально, но
факт, что о роли родителей в этом не упомянул ни один студент. Скорее всего,
это обусловле но довольно низким уровнем валеологической грамотности взрослого
населения.
Наиболее полезными
дисциплинами в вузе относительно сообщения знаний о здоровье и здоровом образе
жизни студенты назвали спортивную медицину (68%), физиологию (60,2%),
специализацию (50,1%), гигиену (32,1%), анатомию (23,1%), психологию (15%).
Нами было
изучено понимание студентами категории "здоровье". Если в 1997 г.
практически каждый выпускник (46,7%) отождествлял здоровье с отсутствием
болезни и нормальным функционированием всех систем и органов, то такое же
понимание "здоровья" в 1998 г. отмечают уже 41% студентов и в 1999 г.
- лишь 19,8%.
По-видимому,
сказывается специфика физкультурного вуза, где во главу угла ставится
физическая подготовка. Однако уже наметилась тенденция понимания студентами
здоровья не только как физического, но и как духовного, психического и
социального в целостности.
Одним из
наиболее важных вопросов валеологии является определение приоритетных факторов
в формировании здоровья человека. Оттого, насколько грамотно решен этот вопрос,
зависит эффективность практического использования валеологических знаний.
В варианте
отвлеченного вопроса: "Какая причина является решающей в нарушении
здоровья человека?" мы получили следующие результаты: 64,2% студентов
называют неправильный образ жизни; 13,9% - ухудшение экологической обстановки;
12,2% - социально-экономические условия; 8,1% - неблагоприятную
наследственность; 0,3% - недостатки медицины.
Но как только
был задан вопрос личного характера ("Благодаря чему я здоров (не
здоров)"?), ситуация изменилась. Уже только 53,6% студентов причиной нездоровья
(здоровья) считают образ жизни. Смещение приоритета происходит в сторону
экологических условий (21,1%), медицины и окружающего мира (13,1%).
В плане нашего
исследования мы не могли обойти вниманием вопрос состояния здоровья студентов и
их отношения к нему.
Лишь 31,2%
выпускников постоянно ведут здоровый образ жизни, большая же часть (62,3%)
делает это только время от времени и 6,5% - ведет нездоровый образ жизни. Эти
цифры подтверждаются и ответами на вопрос об использовании в целях поддержания
здоровья каких-либо оздоровительных систем. 25% студентов регулярно
поддерживают свое здоровье, 51,3% - только тогда, когда заболевают, остальные,
по-видимому, полагаются на медицину.
Интересно
сравнение наших данных с исследованием этого вопроса в медицинской академии
[3]: 70% студентов-медиков ведут нездоровый образ жизни и 35% из них считают,
что только болезнь заставит их изменить образ жизни. Можно предположить,
насколько низок потенциал формирования здоровья населения у студентов-медиков.
Нами был проведен
анализ учебного плана и образовательных дисциплин, преподаваемых в
физкультурном вузе, позволивший сделать вывод, что специфика теоретической,
методической и практической подготовки студентов позволяет в значительной
степени решать задачи валеологического образования, которое представляется нам
в виде целостной системы.
Данная система
предполагает наличие основных компонентов (учебных дисциплин и блоков
подготовки) и их взаимосвязь в процессе формирования валеологической культуры
студентов. Проведенный нами анализ показал, что, несмотря на достаточно широкую
теоретическую подготовку в процессе изучения учебных дисциплин и прохождения
педагогической практики студенты оценивают изучение валеологии как главный
фактор формирования их грамотности в вопросах здоровья и здорового образа
жизни.
На втором месте
по значимости отмечено самостоятельное получение валеологической информации,
что понятно ввиду интереса к проблеме здоровья любого человека, вне зависимости
от его профессии.
Средства
массовой информации, дополнительные курсы по проблемам здоровья человека входят
в арсенал получения знаний современного студента. И лишь после этого студентами
определяется значение информации о здоровье, полученной на других предметах. Мы
объясняем это тем, что если большинство вузовских преподавателей адаптирует
знания из своей научной области к специфике будущей профессиональной
деятельности студентов, то педагогу-валео логу выпадает роль координации
философских, педагогических, психологических и медицинских знаний к пониманию
целостной сущности человека и практической их реализации[4].
Кроме того,
традиционный подход, используемый в образовании, актуализирующий лишь
когнитивную и гностическую стороны деятельности студентов, почти не затрагивает
личностно значимой, ценностной сферы их сознания.
В связи с этим
возникает проблема разработки технологии валеологического образования, и в
частности определения оптимальных путей преподавания валеологии.
Неэффективность
широкого использования лекционной формы для валеологии уже достаточно очевидна
в связи с необходимостью решения задач не только формирования знаний, но и
обеспечения самопознания, помощи в выборе личностно значимой системы ценностных
ориентаций.
Культуру нельзя
передать иначе, как через человека. Процесс обладания ею должен осуществляться
в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний,
столкновения мнений, взглядов, поиска истины, проектирования различных
возможных решений. При этом основным условием выступает вовлеченность студента
в критический анализ личностно значимого содержания знаний. Осуществление
межпредметных связей позволяет студентам увидеть одно и то же явление с разных
точек зрения, получить целостное представление о нем.
К сожалению,
подавляющее большинство учебных программ по валеологии существует в рамках
только информационно-познавательного подхода.
Разработанная
нами концепция валеологического образования студентов физкультурного вуза
базируется на представлении о необходимости формирования комплексных и
систематизированных знаний о сохранении и укреплении здоровья, их актуализации
в курсе валеологии и, что самое главное, в обеспечении личностного и
аксиологического компонентов содержания валеологического образования.
В практике
работы наша концепция реализуется в конкретные средства и методы,
представляющие собой психолого-педагогическую систему.
Если
формирование системы представлений о здоровье и здоровом образе жизни не
вызывает особых трудностей у педагога, то формирование ценностно-мотивационной
системы более сложно. Для того чтобы знания вошли в систему взглядов,
ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний.
Положительное эмоциональное состояние, создаваемое на занятиях по валеологии
использованием методов активного обучения, побуждает студентов обращаться к
личному опыту, к известным фактам, сопоставлять их и анализировать.
Тестирование
жизненных и нравственных ценностей, рефлексия поведения, специально
организованные наблюдения, дискуссии, диспуты, конференции, социопроектные игры
(метод проблемных ситуаций), коммуникативные тренинги - основная часть этой
системы. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к
диалогу.
Коллективные
формы занятий позволяют использовать активные методы обучения, помогающие
раскрепостить мышление студента, научить самостоятель но анализировать проблему
и выбирать пути ее решения. Это способствует развитию творческого подхода к
передаче знаний студентам.
В традиционной
же схеме обучения мышление, на наш взгляд, часто оказывается лишним. Там важны
лишь внимание, восприятие и память. В нестандартной ситуации приобретенные
знания часто не востребуются и приходится добывать новые, а здесь без мышления
не обойтись.
Одним из
аспектов методики преподавания валеологии должна стать направленность
педагогичес ких воздействий на формирование у будущих учителей и тренеров
позитивного самопринятия.
Говоря об
условиях формирования позитивного самопринятия, можно отметить, что этот вопрос
в психологической литературе ре шается лишь в специально организованной
ситуации - социально-психологическом тренинге (Л.А. Петровская, 1985; Т.С.
Яценко, 1993, и др.).
Использование
коммуникативных тренингов на занятиях по валеологии помогает создавать
благоприятный психологический климат и доверительные отношения, выявлять личные
проблемы и определять пути их решения, узнавать новое о себе и окружающих, а в
дальнейшем более эффективно строить отношения с людьми, самосовершенствоваться.
Студенты высоко
оценивают эффективность психологических тренингов в формировании их
валеологической грамотности.
Кроме того,
задачи валеологического образования решаются и в процессе получения информации,
приобретения навыков оздоровления на различных практических занятиях (по
спортивно-педагогическим дисциплинам, психологии, физиологии и т.д.).
Еще один аспект
методики преподавания валеологии связан с воздействием на ценностные ориентации
студентов и использованием рефлексии.
Большую
социальную значимость имеет вопрос внедрения гуманистических ценностей в
образовательный процесс.
Ценность
приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она
интериоризирова на личностью, представляет необходимый момент внутреннего
существования.
Студенты,
внутренне сопоставляя свои поступки с будущей деятельностью, прогнозируют ее и трансформируют
во внутреннее состояние. И отобранный объект переходит в потребность.
Интериоризация
личностью ценностей осуществляется в процессе рефлексии, что помогает студентам
спроектировать новую деятельность.
Рефлексия на
занятиях по валеологии организовывалась нами по следующим позициям:
1. Анализ
личного опыта по изучаемым темам.
2. Анализ
своего настроения, чувств, ощущений, вызванных содержанием и методами
организации занятия.
3. Анализ
собственных действий и мыслей в специально организованных ситуациях.
4. Определение
ценностных ориентаций по тесту М.Рокича.
Результаты
наблюдений за процессом тестирования позволили сделать вывод о необходимости
включения данного вида работы в совокупность средств преподавания валеологии.
По сути дела, в ходе тестирования студенты анализируют свою деятельность и, с
помощью рефлексии изолируя отдельные мысли, тем самым как бы делают их
объективными для себя. Знание рефлексии прежде всего и состоит в том, что она
служит средством самопознава тельной деятельности. Таким образом, системная
организация валеологического образования студентов физкультурного вуза в
предложенной нами концепции позволяет позитивно воздействовать на ценностные
ориентации студентов, формировать целостное представление о здоровье, отдавая приоритет
здоровому образу жизни и физической культуре, как его ведущему компоненту.
Внедрение нашей
концепции валеологического образования способствует более активному включению
студентов в процесс самосовершен ствования, что является необходимым условием
достижения ими высокого уровня здоровья и профессиональной подготовки.
Список
литературы
1.
Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования / Материалы
Всероссийской науч.-практ. конф. / СибГАФК. Омск, 1997. - 172 с.
2.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
.-М.: Издательская корпорация "Логос", 1995. - 382 с.
3. Латышевская
Н.И., Герусова Г.П., Мирочник М.В. Вопросы преподавания валеологии в
медицинской академии // Валеология: проблемы и перспективы развития / Тез.
Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н.И. Шлык. - Ижевск: Изд-во Удм.
ун-та, 1998, с. 100-101.
4. Павлова И.В.
Формирование валеологических знаний у студентов физкультурного вуза // Здоровье
и образование (Матер. Межд. конгресса валеологов) и третьей Всерос.
науч.-практ. конф. "Педагогические проблемы валеологии" / Под ред.
В.В. Колбанова. - СПб., 1999, с. 140-142.
5. Шнайдер
В.Х., Трещева О.Л., Павлова И.В. и др. Содержание профессиональной подготовки
студентов СибГАФК по специальности 040700 - "Валеология" //
Физкультурное образование Сибири, 1998, № 2, с. 38-46.
6. О.Л.
Трещева, кандидат педагогических наук, доцент.И.В. Павло, кандидат
педагогических наук . Концепция валеологического образования студентов
физкультурного вуза.