Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Определенные условия подготовки спортсменов к соревнованиям

Определенные условия подготовки спортсменов к
соревнованиям

Кандидат медицинских наук, профессор В.Н. Волков
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Сиваков, Челябинский государственный
педагогический университет, Челябинск

Практика
спорта высших достижений подтверждает неблагополучие в системе подготовки
ведущих спортсменов, включая национальные и сборные команды с точки зрения
медико-биологического обоснования спортивной тренировки к социально-значимым
соревнованиям [2, 3, 5, 12].

Очень
часто спортсмены, претендующие на лидерство, вдруг как бы без видимой причины
заболевают или теряют достигнутую высокую работоспособность. Специалистам
причина в известной мере понятна. С большей долей вероятности она связана с
методологией подведения спортсмена к соревнованиям. Речь идет не только о
регламентации суммарного объема тренировочной нагрузки, ее оптимизации, учете
физиологического фактора, лимитирующего физическую работоспособность, но и о
приоритете выбора методов тренировки: к чему и как он готовит спортсмена к
соревнованиям или тренировкам. Чаще всего прослеживается тенденция
"тренировка ради тренировки", причем жесткие тренировки на пределе
функциональных возможностей спортсменов. Постулат "тяжело в ученье - легко
в бою" едва ли приемлем в спорте. Именно в соревнованиях с применением
постулата легкости успеха при всем желании не наблюдается. Зачастую в связи с
этим не хватает сил соревноваться на равных с другими командами.

Неадекватная
физическая и большая психологическая нагрузки в конце концов негативно
сказываются на здоровье спортсмена, его функциональном потенциале.

Следует
иметь в виду: чем больше спортсмен подвергается воздействию предельных мышечных
нагрузок, тем более он чувствителен к стрессам [8, 9]. Этим и объясняется
снижение результатов на выносливость во время соревнования при неадекватной
нагрузке.

Прежде
чем рассмотреть проблему, раскроем основные ее понятия.

Например,
"тренированность" представляет собой "состояние, которое
мобилизирует всю систему организма, с тем чтобы позволить ему адаптироваться ко
всем физическим действиям" [9]. "Спортивная форма - фаза наивысшей
функциональной готовности к предельной работе" [4]. Спортивная форма и тренированность
- специфические адаптивные состояния. Их специфичность - в ответных реакциях на
работу в режимах, в которых формируются и проявляются характерные структурные и
функциональные изменения в органах и системах организма. Особенно в так
называемых лимитирующих физическую работоспособность системах -
сердечно-сосудистой и дыхательной.

"Спортивная
подготовленность" - педагогическое понятие, которое означает направленное
использование всей совокупности факторов воздействия на организм (средств,
методов, условий), с помощью которых обеспечивается физическая, техническая,
психологическая, тактическая, морально-волевая готовность спортсмена к
соревнованиям. После известной минской конференции (1973) по проблеме
"тренированность" произошло смещение акцента в трактовке терминов,
что выразилось в их формулировке. Тренированность стала трактоваться как
спортивная подготовка, что, конечно, не совсем правильно. Слияние двух понятий
в одно отразилось на тактике ведения тренировки. Спортивная подготовленность -
объемное понятие, включающее и тренированность. И все же нельзя упрощать
систему подготовки спортсмена, обязательно следует акцентировать внимание на
методике развития тренированности. Тренерский коллектив можно понять. Так проще
вести тренировочную работу. Однако, с точки зрения специалистов, - едва ли это
корректно.

Тренированность
и подготовленность направленно изменяются с общей тенденцией к повышению
физической нагрузки. В процессе формирования тренированности в каждом отдельном
цикле может быть фаза наивысшей функциональной готовности - спортивная форма.
Однако спортивную форму лучше иметь накануне соревнований. Спортивная
тренировка в этом отношении есть процесс целесообразного управления развитием
спортивной формы [10]. "Спортивная форма" и "тренированность"
- все же не синонимы, хотя оба состояния - результат адаптивных процессов в
организме к нагрузке с различными сроками проявления и работоспособности. Если
состояние тренированности характеризуется устойчивой высокой работоспо
собностью, то состояние спортивной формы - предельно возможной
работоспособностью.

Методология
формированная тренированности и спортивной формы имеет свои нюансы. Так, при
развитии тренированности в основном (в процентном отношении) используется
физическая нагрузка аэробного характера с частотой сердечных сокращений (ЧСС)
до 160-170 уд/мин. Процент работы анаэробного характера незначителен.

Формируя
спортивную форму (на фоне стабильной тренированности), подбирают нагрузку
анаэробного характера с ЧСС выше 170 уд/мин.

Во
временном отношении состояние тренированности проявляет себя, бесконечно долго.
Важно, чтобы спортсмен регулярно тренировался, выполняя оптимальную нагрузку.
Спортивная форма - максимум 7-10 дней, редко до 2 недель, и то - это удел
одаренных от природы спортсменов. Держать на высоком уровне функциональный
потенциал (работоспособ ность) невозможно. О природном феномене
"экономизации" (оптимизации) функций следует помнить [3].

Способы,
принципы тренировочных занятий (регулярность, систематичность, повторяемость
упражнений и др.), работа до утомления несут в себе биологическую основу
адаптации к мышечной нагрузке разного объема и интенсивности.

Ключевым
звеном механизма фенотической адаптации является существующая в клетках
взаимосвязь между функцией и генетическим аппаратом [1, 11]. Через эту
взаимосвязь функциональная нагрузка, вызванная мышечным действием, приводит к
увеличению синтеза нуклеиновых кислот и белков и как следствие - к формированию
так называемого структурного следа в системах, специфически ответственных за
восприятие клетки, управляющей сигналами, ионным транспортом, энергообеспечени
ем, т.е. именно теми структурами, которые лимитируют функцию клетки в целом.
Формирующийся в итоге системный структурный след представляет собой комплекс
структурных изменений, обеспечивающий расширение звена, лимитирующего функцию
клеток, и тем самым увеличивающий физиологическую мощность функциональной
системы.

Фагоцитоз
и метаболизм нейтрофилов крови у спортсменов в состоянии острого утомления'




Показатели





До нагрузки





После нагрузки







М





Р





±m





М





Р





±m





t





Р







Индекс Райта





2,69





0,51





0,14





230





0,74





0,20





5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :