Фактор добра в спорте
Кандидат педагогических наук А.В. Алексеев
На
международном форуме "Молодежь - наука - олимпизм", проходившем в дни
Всемирных юношеских игр в Москве, было сказано немало слов о принципе "Фейр-плэй",
о необходимости утверждения в современном спорте гуманных, добрых
взаимоотношений. Эта проблема весьма актуальна, так как нередко приходится
видеть, как тренеры, особенно работающие с детьми, то и дело кричат на них,
почему-то полагая, что таким способом помогают процессу обучения. Согласно
данным проф. Л.И. Лубышевой, приведенным ею на форуме, от 60 до 80% тренеров
используют именно такой - авторитарный - стиль в общении с учениками.
А
ведь есть работы, в частности Л.Н. Рогалевой из Екатеринбурга, показавшие, что
при авторитарном стиле руководства рост спортивных результатов идет хуже, чем
там, где преобладает демократический подход к обучающимся. Следовательно,
тренеры, исповедующие авторитаризм, не знают, что мешают себе, делу, когда
кричат или как-то "давят" на своих учеников.
Авторитарный
стиль руководства, как единственно эффективный способ управления людьми,
обществом, государством, сформировался за годы советской власти. Основной
эмоцией, которая в то время пронизывала отношения между руководителями и
подчиненными, был страх во всех его вариантах и проявлениях. Подчиненные
опасались не справиться с заданиями своих руководителей, которые, в свою
очередь, боялись показаться несостоятельными в глазах вышестоящего начальства.
Но ведь давно доказано, что страх, особенно длительно воздействующий, ухудшает
и психическое, и физическое здоровье, ведет к снижению жизненного тонуса,
учащает брак в работе. Тем не менее и в последние годы, несмотря на то что
социальная структура общества во многом изменилась и сейчас, казалось бы, нет
больших причин жить в атмосфере прежнего страха, все еще немало сторонников
авторитарного руководства подчиненными, полагающих, что именно страх - основная
сила в процессе управления людьми. К сожалению, такой вариант взаимоотношений
наличествует и в спорте высших достижений.
Конечно,
тренеры не могут быть все время "добренькими". Нередко для
поддержания дисциплины необходима соответствующая строгость. Но она должна быть
основана на утверждении справедливости, быть такой, чтобы вызывать у
спортсменов чувство уважения к тренеру, а не страх перед ним. В умении
варьировать разные средства воздействия на учеников так, чтобы в конечном счете
преобладающими у них оказались положительные эмоции: удовольствие, уважение,
радость - и состоит искусство педагогического мастерства тренеров. Немало
тренеров обладают так называемыми врожденными способностями к подобному ведению
занятий. Но немало и таких, которые не умеют и не хотят разбираться в душевном
и физическом состоянии своих учеников, сразу же переходят на грубость, крик,
оскорбление.
К
сожалению, будущим тренерам, пока они учатся в институтах, не прививают навыков
гуманного отношения к ученикам. Вина здесь лежит на тех программах, которым все
еще следует преподавание на кафедрах психологии и педагогики, где, конечно,
говорится о высоком значении гуманных отношений, но где не учат практическому
умению создавать гуманную атмосферу во взаимоотношениях между тренерами и их
воспитанниками. Поэтому заповедь - "тренер не раздражается, а спокойно
анализирует" различные неудачи своих учеников очень часто остается лишь
призывом, за которым не следует конкретных дел. А ведь весьма нередко не
спортсмены виноваты в своих промахах, а тренеры, не сумевшие найти правильный
путь к сердцу и уму тех, кого они обучают.
Подобно
тому как верующие, переступив порог храма, сразу же погружаются в атмосферу
добра и любви к тому, что там происходит, так и тренеры, направляясь к месту,
где они работают, должны заранее наполнить себя чувствами добра и любви к своим
подопечным. Ведь ученики очень хорошо чувствуют психоэмоциональное состояние
своих педагогов и соответственно относятся к ним: к добрым - положительно, а к
недобрым - отрицательно, что, как правило, негативно отражается на их
взаимоотношениях, общем деле.
Можно
ли научиться тому, чтобы, несмотря на все трудности современной жизни,
порождающие множество отрицательных переживаний, целенаправленно и быстро
вызывать в себе положительные эмоции, прежде чем приступить к тренировкам?
Можно и нужно! Но для этого необходимо хорошо овладеть аутотренингом, с помощью
которого при достаточном опыте можно буквально за секунды как вводить себя в
нужное психоэмоциональное состояние, так и выходить из него.
Существует
"психофункциональный тест" (А.В. Алексеев, 1979), который позволяет с
помощью пяти простых приборов за 1-2 минуты получать объективную цифровую
информацию о том, насколько успешно испытуемый умеет обретать необходимое
психоэмоциональное состояние. Суть теста, разработанного на основе теории
функциональных систем академика П.К. Анохина, состоит в инструментальной оценке
состояния нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем в процессе выполнения
двух простых психических задач. Тестируемому, находящемуся в положении стоя,
предлагается за счет процессов представления или воображения обрести сначала
чувство высокой радости, затем погрузиться в глубокое успокоение и снова
испытать радость. По тому, насколько адекватно и согласованно включаются в эти
задания три перечисленные системы организма, можно судить, о том, в какой мере
испытуемые владеют и управляют своим эмоциональным состоянием. В среднем на
однократное тестирование уходит от 2 до 5 минут.
Практика
показывает, что после овладения возможностями аутотренинга тестируемые уже
через несколько психических тренировок, направленных на решение задач теста,
достигают достаточно хороших результатов, говорящих о том, что они научились
целенаправленно руководить своим психоэмоциональным состоянием. Думается, что
каждый тренер должен владеть аутотренингом и пройти соответствующее
психофункциональное тестирование, чтобы на основании полученных данных решать,
насколько хорошо он умеет создавать атмосферу положительных эмоций на занятиях,
то есть быть добрым, отзывчивым и терпеливым, работая с учениками.
"Добро
есть вечная высшая цель нашей жизни" - это изречение Л.Н. Толстого должно
стать законом для всех, кто работает в современном спорте - как со взрослыми,
так и особенно с детьми.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/