Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Эффективность тренировочных нагрузок и их коррекция в тренировочном процессе лыжников-гонщиков

Эффективность тренировочных нагрузок и их коррекция в
тренировочном процессе лыжников-гонщиков

Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Багин

Тренировочный
процесс лыжников-гонщиков старших разрядов осуществляется по методике,
получившей в практике российского спорта достаточное научное и практическое
подтверждение. Сложившаяся система тренировки лыжников-гонщиков позволяет
показывать высокие спортивные результаты на международной арене в женском
спорте и находиться на устоявшихся и перспективных позициях в мужских лыжных
гонках. Результаты анализа методики развития физических качеств, по данным
научно-мето дической литературы, выявили, что хорошо поставлены вопросы
воспитания общей и специальной выносливости, а также гибкости и ловкости.
Проблематичным остается развитие скоростно-силовых возможностей и более
необходимой лыжнику скоростно-силовой выносливости. Имеется ряд работ, посвященных
этим вопросам. Изучены все стороны тренировочной деятельности и даются
рекомендации по применению средств и методов тренировки не только с
педагогических позиций, но и с точки зрения физиологии и психологии спорта.

Большое
внимание к изучению скоростно-си ловой подготовки объясняется ростом скоростей
в лыжной гонке, как в классическом, так и в свободном стиле передвижения, и
высокой плотностью результатов. Такая необходимость возникает и в связи с
изменением программы многих зарубежных и российских соревнований. Так, в
последние годы на этапах Кубка мира традиционными стали спринтерские гонки на
1-1,5 км с выбыванием и командная с ограниченным прохождением таких же коротких
этапов, от шести до десяти, при двух участниках. Практикуется проведение
соревнований по системе Гундерсона - в один день: утром короткая гонка на 5-10
км классическим стилем, во второй половине дня - коньковым стилем 7,5-15 км.
Такие соревнования требуют внесения коррективов в применяемую методику
тренировочных занятий. Перед тренерами встает вопрос, какими средствами и
методами можно осуществлять эффективный тренировочный процесс с поддержани ем
высоких скоростей ведения спринтерских гонок и сохранить высокую готовность к
прохождению классических дистанций от 20 до 70 км?

В
такой ситуации повышены требования к контролю с позиций физиологии спорта,
только педагогических методов и средств контроля стало явно недостаточно. В
практике ведущих лыжников и лыжниц в последние годы для контроля за нагрузками
по частоте сердечных сокращений широко применяются мониторы сердечного ритма
(различные модели Polar Fitwatch, Polar Protrainer, Polar Vantage NV и другие).

Они
позволяют вести запись ЧСС в ходе тренировочных занятий и соревнований,
сохранять эту информацию, переносить ее в компьютер на личную карточку
спортсмена. Учет по ЧСС позволяет правильно планировать тренировочные нагрузки,
вносить коррективы и исключает возникновение перетренированности. Однако эти
данные не обеспечивают информации по нервно-мышечным показателям и их
готовности к выполнению соревновательных нагрузок.

Эти
показатели должны подкрепляться медико-биологическими и психологическими
данными, характеризующими готовность отдельных систем организма спортсмена. Для
этого необходимы методики недорогостоящие, объективные и готовые к применению в
естественных условиях тренировочного процесса лыжников.

Расширение
информации о лыжниках-гонщи ках с точки зрения физиологии, спортивной медицины,
психологии и биохимии спорта позволяет создать условия для достижения высоких
спортивно-технических результатов и корректировки тренировочного процесса по
объему, интенсивности и средствам восстановления. На современном этапе имеются
почти все необходимые условия для полноценной реализации тренировочного
процесса лыжников и лыжниц старших разрядов: систематизированный календарь
соревнований, плановая подготовка в условиях учебно-тренировочных сборов,
обеспеченность средствами тренировки и средствами восстановления. Однако и при
такой организации не все лыжники-гонщики способны полностью продемонстрировать
достигнутый уровень тренированности. Выяснение причин и поиск путей их
устранения послужили мотивом наших исследований.

Существует
ряд основополагающих направлений, от которых зависят качество подготовки
лыжников и их спортивно-технические результаты. Главные из них - достижение
максимальных функциональных показателей, высокой работоспособности и умение
проявлять их в соревновательной деятельности. Для изучения состояния данного
положения в практической деятельности было проведено анкетирование 15 действующих
спортсменов-лыжников: 2 - мсмк, 8 - мс и 5 - кмс. В ходе тренировочной и
соревнова тельной деятельности в годичном тренировочном процессе за ними
осуществлялись педагогические наблюдения.

Анкета
содержала 20 вопросов, характеризующих основные стороны деятельности
лыжников-гонщиков. Возраст опрошенных спортсменов - от 19 до 28 лет (средний
возраст 21 год), стаж занятий лыжными гонками - от 7 до 19 лет (средний стаж -
9,5 года). Параллельно анализировались дневники спортивной тренировки по
разделам: количество тренировочных занятий, количество тренировочных дней,
выполненный объем циклических нагрузок (в километрах и затраченном времени),
условия проведения тренировочных занятий, обеспеченность и качество инвентаря и
самоконтроль по регистрируемым спортсменами объективным и субъективным
показателям. Все спортсмены проходили регулярное (не реже трех раз за год)
обследование в физкультурном диспансере, а отдельные - углубленное медицинское
обследование в лаборатории зимних видов спорта ВНИИФКа. Серьезных отклонений в
состоянии здоровья занимающихся не выявлено. Показатели тренированности (МПК,
МПК/кг, ПАНО, кислородный пульс, максимальная мощность работы и др.),
выявленные по стандартным методикам в абсолютных величинах, приближались к
требуемым модельным параметрам лыжников-гонщиков высокой квалификации.

При
анализе анкет в ходе проведения исследования, бесед-опросов и педагогических
наблюдений за спортсменами в быту, тренировочной и соревнова тельной обстановке
выявлены стороны деятельности, требующие повышенного внимания со стороны как
тренеров, так и самих спортсменов:

-
усиление работы по психологической подготовке, повышение устойчивости к влиянию
факторов соревновательной борьбы и других отрицательных воздействий окружающей
обстановки;

-
нахождение путей улучшения восстановления после выполняемых нагрузок
педагогическими, физиотерапевтическими и медико-биологическими методами;

-
улучшение материально-технической обеспеченности тренировочного процесса;

-
улучшение социально-бытовых условий спортсменов, повышение их материального
благосостояния;

-
оптимизация выполняемых нагрузок: учет индивидуальных особенностей, уровня
подготовки, этапа подготовки, обеспеченность техническими средствами.

Важнейшим
этапом в тренировочном процессе является этап непосредственной подготовки к
соревнованиям. На этом этапе очень важно достижение высоких показателей
готовности основных функциональных систем организма спортсмена, их приближение
к расчетным параметрам для соответствующего возраста и спортивной квалификации
. При этом по индивидуальным показателям к соревновательному периоду они должны
достигать

своего
максимума и, как показывает практика, не обязательно по всем параметрам, а по
тем, которые у данного спортсмена являются главенствующими в достижении
высокого результата.

Педагогические
наблюдения и анкетирование в период основных стартов выявили, что большинство
спортсменов к основным стартам имеют высокую спортивную форму по основным
показателям: результатам контрольных стартов, показателям МПК, ЧСС при нагрузке
и восстановлении, кислородному долгу и др. Однако 45% опрошенных отмечали перед
стартом неспокойный сон, повышенную раздражительность и снижение аппетита. Это
характеризует их недостаточную психическую готовность к конкретным
соревнованиям.

Высокий
уровень психической готовности к соревновательной деятельности, по мнению
опрошенных спортсменов, - обязательное условие для достижения хорошего
результата в гонке.

Вторым
фактором, не позволяющим испытуемым показать высокий результат, является
недостаточная мышечная готовность. Так, 30% опрошенных отмечали после гонки
субъективное ощущение "легкости" функционирования дыхательной и
сердечно-сосудистой систем и ощущение "тяжести" в мышцах бедра,
голени и плечевого пояса при прохождении длинных подъемов.

Третьим
фактором, существенно влияющим на результат, спортсмены и тренеры считают
неудовлетворительную и несвоевременную подготовку лыж к соревнованиям как
классическим, так и свободным стилем. Этот фактор подтверждается и
педагогическими наблюдениями (хронометрировани ем) за прохождением испытуемых
на спусках и выкатах, а также по скорости передвижения по отношению к
соперникам. Качественная подготовка лыж невозможна в связи со слабой
технической оснащенностью (тесты для определения качества скользящих и держащих
свойств мазей, тестирование лыж, нанесение мази, полировка и другие операции) и
отсутствием штатных смазчиков лыж в сборных командах различного уровня.
Список литературы

1.
Грушин А.А. Как подготовить лыжи? //Лыжные гонки, 1997, № 5, с.16-22.

2.
Киюта Г.А. Рейтинговая система оценки знаний студентов на уроках спецдисциплин
//Применение современных технологий обучения студентов в средних специальных
учебных заведениях. М., 1997.

3.
Маякова О.В. Динамика функциональных показателей организма студентов при
обучении в вузе физической культуры: Автореф. канд. дис. Краснодар, 1998. - 21
с.

4.
Прокуроров А. Наденьте на руку компьютер //Лыжные гонки, 1997, № 3-4, с. 56-59.

5.
Юримяэ Т.А. Динамика показателей физической работоспособности в период разных
сборов и годового тренировочного цикла у молодых спортсменов,
специализирующихся в видах спорта на выносливость: Автореф. канд. дис., Тарту,
1979. -19 с.

6.
Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной
деятельности: Автореф. канд. дис., Иркутск, 1995. - 24 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.