ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Человек тоже естествен: во-первых, по своему происхождению, и, во-вторых, по своей природе, т.е. биологической основе своего существования. Человека можно рассматривать и как физическое тело и как биологическое существо, хотя он не сводится к этому. В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек- биосоциальное существо, соединяющее
в себе биологическую и социальную компоненты. С этим можно согласиться, не забывая: 1)что человека можно рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем химические процессы; 2) что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное поведение человека во многом генетически детерминировано.
Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики – в разуме. В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности человека. С точки зрения современной науки более точно разделять
биологическую предопределенность существования человека и его родовую (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологическими и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания. Итак, человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем естественного и гуманитарного;
3) изучение специфики человека методами естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных; второе направление – социобиология – изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке; к третьему направлению относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания, души и т. п.
ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ. Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мир происходит из первого прачеловека – Пуруши. Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли
от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах), а такие верования встречаем у так называемых отсталых народов до сих пор. В античности высказывались мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве человека и обезьяны ( Ганнон из Карфагена). В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных существ, посещавших
Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами. Но господствует в науке с 19 века вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Сходства и отличия человека и животного.
Прежде чем говорить о времени появления человека мы должны выяснить вопрос об отличии человека от животных, поскольку именно представление о том, что такое человек, формирует выводы о его становлении. Сначала о сходстве человека и животных. Оно определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных.
Чем выше на эволюционной шкале стоит животное , тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла эволюция живого. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс). Однако и отличия человека от животных фундаментальны.
К ним прежде всего относится разум. Что это такое? Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того , на что раньше считались способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести таким образом диалог. Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию
отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека. Оценить действительное значение разума помогает, в частности, соперничество человека с шахматным компьютером,
который пытается выиграть за счет грамотных скоростей перебора всех возможных вариантов. Этология получает все больше данных о том, что в поведении человека и животного много схожего. Животные испытывают чувство радости, горя, тоски, вины и т. п.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. Тем не менее остается справедливым, что хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например паутина, которую ткет паук), человек отличается от всех
животных тем, что до начала работы имеет план, проект, модель постройки. Благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает, и понимает мир. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять–таки, у животных может быть развита система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что
И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой – у животных) – общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. Что такое слово? Это видовой признак человека, который состоит в непосредственном доступе нашего сознания к высшему организующему началу бытия, к последнему звену восходящей цепочки мировых принципов, начинающейся с точного подбора физических констант. Так утверждает один из современных методологов науки, выводящий
значение слова из утверждения, которым открывается одно из Евангелий: « В начале было Слово». С этих позиций и разум и слово появилось задолго до человека, а не изобретены им. Они организовали биологическую материю, а затем были вложены в человека, что соответствует не только библейским текстам, но и философским системам Платона и Гегеля. В естествознании же, пытающимся выяснить естественные причины человеческих способностей,
известна гипотеза происхождения речи из звуков, произнесенных при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Сначала появились корни глаголов, соответствующие определенным видам деятельности, затем другие части слова и речи. Такова суть гипотезы немецкого антрополога М. Мюллера. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнут разум.
Способность к труду – еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует
ее, и что в конечном счете труд создал человека. Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры – использование огня и захоронение трупов. Антропология. В широком смысле «антропология» – наука о человеке (от греч. «антропос» - человек).
Но так как человека изучает множество наук, как естественных, так и гуманитарных, то за антропологией в узком смысле осталась проблема происхождения человека и определения специфики его строения и эволюции. Бурное развитие антропология получила во второй половине 19 века после создания теории эволюции Дарвина. Э. Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он называл питекантропом(буквально «Обезьяночеловек»).
Он же предложил, что не современные обезьяны были предками человека, а дриопитеки («древесные обезьяны»), которые жили в середине третичного периода (70 млн. лет назад). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая – к человеку. 20 млн. лет назад под влиянием похолодания джунгли отступили и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься с деревьев и перейти к прямохождению (так называемые «рамопитеки», остатки которых найдены
в Индии и названы в честь бога Рамы). В 1960 году английский археолог Л. Лики открыл в Восточной Африке «Человека Умелого», возраст которого 2 млн. лет, а объем мозга 670 куб. см. В этих же слоях были обнаружены орудия труда из расколотой речной гальки, заостренной при помощи нескольких сколов , которые он, как предполагают, изготовлял. Позже на озере Рудольф в Кении были найдены остатки существ того же типа возрастом 5,5 млн. лет.
Наличие изготовленных орудий труда (если по этому факту судить о становлении человека) позволили существенно увеличить его возраст. После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразных обезьян (не ранее, так как гены тех и других слишком сходны), т.е. разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе. Эти выводы подтверждены измерениями по так называемым «молекулярным часам».
Скорость изменения генов за счет точечных мутаций (изменений пар оснований ДНК) устойчива на протяжении долгих периодов времени, и ее можно использовать для датировки отхождения данной эволюционной ветви от общего ствола. Что было причиной появления человека именно в одном месте? В Восточной Африке имеют место выходы урановых пород и существует повышенная радиация. Последняя, как доказано генетикой, вызывает мутации.
Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более слабыми темпами. Возникший вид, физически более слабый, чем окружение, должен был, чтобы выжить, начать изготавливать орудия, вести общественный образ жизни и развить разум как мощный инструмент слабого от природы существа, не обладающего достаточным естественным органом защиты. «Человека Умелого» относят к австралопитекам (буквально «южная обезьяна»), остатки которого впервые найдены в
Африке в 1924 году. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но он был способен к созданию орудий труда. Это стало формой преодоления противоречия между недостаточной естественной вооруженностью австралопитека и большой насыщенностью его существования опасными ситуациями. Гипотетически предположенным Э. Геккелем питекантропом были названы остатки, обнаруженные в 1891 году на острове Ява. Существа, жившие 0,5 млн. лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900
куб. см использовали ножи, сверла, скребки, ручные рубила. В 20-е годы 20 века в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близкими питекантропу объему мозга. Он использовал огонь и сосуды, но не имел речи. В 1856 году в долине Неандерталь в Германии обнаружили остатки существа, жившего 150 – 40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, близкий современному человеку, но покатый лоб,
надбровные дуги, низкую черепную коробку; жил в пещерах, охотясь на мамонтов. У неандертальцев впервые обнаружены захоронения трупов. Наконец. В пещере Кро- Маньен во Франции в 1868 году были найдены остатки существа, близкого по облику и объему черепа (до 1600 куб. см.) к современному человеку, имевшему рост 180 см и жившему от 40 до 15 тыс. лет назад. Это и есть «Человек Разумный». В ту эпоху появились расовые различия.
Горелов «Концепции современного естествознания» Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1922 – 1953) Генеральный секретарь ЦК РКП(б) (до 1924 года) Генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1924 года) Иосиф Виссарионович Джугашвилли родился 9 декабря в городе Гори Тифлисской губернии, в семье сапожника, рабочего обувной фабрики
Адемеханова в Тифлисе. Его отец и мать были родом из крестьян. Семья была из самых беднейших, отец много пил, во хмелю бывал агрессивен, избивал жену. У Сталина было тяжелое детство. На всю жизнь оставила на лице оспа, в результате травмы начала сохнуть и почти не действовала левая рука. В 1893 или 1894 году Иосиф окончил духовное училище и поступил в тифлисскую духовную православную семинарию.
В семинарии молодежь приобщилась не только к православным наукам, но и к вольномыслию, ко всякого рода «освободительным» движениям. По слову современника, «семинария кишит всякого рода кружками». Кроме этих кружков Сталин находит в городе социал-демократические организации, охотно выполняет их задания по распространению нелегальной литературы. В 1898 году исключен из семинарии «за неявку на экзамен».
На этом образование Сталина закончилось. В 1901- 1902 годах Сталин становиться членом Тифлисского, а затем Батумского комитетов РСДРП. После 2-го съезда партии (1903 год) примыкает к большевикам. Первый приказ об его аресте в 1901 году заставляет Сталина перейти на нелегальное положение. Таким образом он остался не только без образования, но и без
какой-либо профессии. Его профессия – революционер, конец нелегальной жизни наступает только в 1917 году. Сталин активно участвовал в революции 1905 – 1907 годов в Закавказье. Начиная с 1905 года Сталин участвовал в партийных съездах и конференциях. В 1912 году Сталина заочно вводят в ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП. В 1913 году в Вене Сталин написал статью «Марксизм и национальный вопрос».
С этих пор он становится в большевистской среде признанным специалистом по национальному вопросу. В 1913 году Сталин арестован в Петербурге и сослан о Восточную Сибирь, в Туруханский край. В 1914 году призван в армию, но не пропущен медицинской комиссией из-за усохшей левой руки. Из ссылки выехал после Февральской революции 1917 года. По возращении в Петроград он становится членом Русского бюро
ЦК и входит в его президиум. В качестве представителя от большевиков избирается в Петроградский Совет. Становится одним из редакторов «Правды». На 1-м Всероссийском съезде Советов Сталина избирают членом ВЦИК и бюро ВЦИК от большевиков. 10 октября 1917 года Сталин избран членом Политбюро, созданного для политического руководства текущими событиями.
В период подготовки вооруженного восстания Сталин зарекомендовал себя хорошим исполнителем. Он не был сколько-нибудь заметным оратором, поэтому известен только в узком кругу членов ЦК. На 2-м Всероссийском съезде Советов избран членом ВЦИК и утвержден наркомом по делам национальностей в первом большевистском правительстве (СНК). Его подпись стоит подо всеми важнейшими документами, изданными
СНК в первые дни после переворота. Во время решения вопроса о подписании Брестского мира Сталин долго колебался между Лениным и Троцким, однако примкнул к Ленину. В период гражданской войны Сталин часто выезжал на различные фронты. С 1920 по 1923 год он состоял членом Революционного Военного Совета республики. С 1922 года
Сталин становиться одним из секретарей ЦК ВКП(б), затем генеральным секретарем. Практически он возглавил все разрастающийся партийный аппарат. Болезнь Ленина провоцирует начало жестокой борьбы за власть среди его ближайших соратников. Сталин активно включается в эту борьбу в 1922 году и выходит из нее победителем к концу 20-х годов. Ему удалось победить более сильных, на первый взгляд, соперников:
Троцкого, Каменева, Зиновьева, Рыкова, Бухарина. Применяя тактику интриг, сталкивания лбами, перегруппировок, он захватывает власть в свои руки и не выпускает ее до самой смерти в 1953 году. Ему удается удержать тоталитарный режим в стране с помощью невиданного массового террора. За годы правления Сталина в стране произошла насильственная коллективизация крестьянских хозяйств и «ликвидация кулачества как класса», усиленная индустриализация в основном за счет тяжелой промышленности.
Быстрыми темпами шла милитаризация экономики. К 1940 году СССР вернул себе практически все территории бывшей Российской империи (кроме Польши и Финляндии. Страна вошла в Лигу Наций, были установлены дипломатические отношения со всеми важнейшими государствами мира. В 1939 году Сталин заключает с Германией пакт о ненападении.
Составляют секретные соглашения о разделе Польши. Первого сентября 1939 года вступлением немецких войск в Польшу начинается Вторая мировая война. В то же время с другой стороны в Польшу вступают советские войска: они освобождают территорию Западной Украины и Белоруссии. Польша после недолгого сопротивления перестает существовать как суверенное
государство. У СССР появляется новая государственная граница. Осенью 1939 года СССР начинает войну с Финляндией за Карельский перешеек и прилегающую к Ленинграду территорию. Маленькая республика отчаянно сопротивляется и наносит Красной армии большой ущерб, демонстрируя ее неподготовленность к серьезной войне.
По некоторым оценкам зимой 1939 года погибло более миллиона солдат и офицеров. Мир с Финляндией был заключен весной 1940 года. СССР получил желаемые территории, которые до сих пор находятся в составе России. Окончательное укрепление единоличной диктатуры Сталина, казалось бы, должно привести к сокращению террора и репрессий. Однако этого не случилось: Сталин выдвинул положение об усилении классовой борьбы в период построения
социализма, призвал весь народ к бдительности. На самом деле продолжалась его борьба с потенциальными конкурентами. Одного из таких «претендентов на престол» Сталин увидел в секретаре Ленинградской партийной организации С. М. Кирове. По его приказу было организовано убийство возможного соперника, пользовавшегося большой популярностью в народе. А затем началась вакханалия повального террора в
Ленинграде, Москве, провинциях. Все больше развивалась практика доносов, на основании которых людей репрессировали часто без всяких доказательств и без суда. Некоторые ближайшие соратники Сталина вынуждены были покончить жизнь самоубийством: они не желали разделять со Сталиным ответственность за чудовищные беззакония. Такая участь постигла С. Орджоникидзе. После его смерти были арестованы все его родственники, друзья,
охранники, обслуга. Многие из них были уничтожены. Рабский труд оказался очень дешевым и выгодным. Плановые задания Главному управлению лагерей (ГУЛАГу) ежедневно увеличивались. По массовости террора все рекорды побил 1937 год. Одним из самых известных «подвигов» НКВД стало уничтожение практически всего руководящего состава
Красной Армии. Сталин был инициатором и вдохновителем этих чисток. Однако он заботился о показательной стороне своего режима: в 1936 году принята «Сталинская» Конституция, подготовленная «врагом народа» Бухариным, закреплявшая за советскими людьми основные гражданские права и свободы. Массовая культура изображала советскую действительность в радужных тонах. Одна из самых популярных песен в стране провозглашает: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно
дышит человек». В 1934 году Сталин провел последний довоенный съезд партии, названный потом «съездом победителей». На этом съезде уже не было легальной оппозиции Сталину, но практически все делегаты съезда были расстреляны в последующие годы без всяких громких процессов. Самым важным и трагическим событием за годы правления Сталина стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов с фашистской
Германией. Победа была одержана народом ценой величайших жертв и величайшего напряжения всех сил. Сталин, вначале совершенно растерявшийся, виновный в чудовищных потерях 1941 года, присвоил себе славу победителя и великого полководца. Верховный Совет преподнес ему звание генералиссимуса. Во время войны по приказу Сталина совершена массовая насильственная депортация многих народностей, населявших Европейскую часть СССР: немцев Поволжье, крымских татар, карачаевцев, черкесов, калмыков,
чеченцев, ингушей, балкарцев. Во время депортаций происходила массовая гибель людей, так как никто не заботился об их обустройстве на новых местах. После окончания войны массовым репрессиям подверглись жители Прибалтийских республик, Западной Украины. Можно сказать, что все национальные конфликты 90-х годов на территории СССР спровоцированы сталинской национальной политикой. Он же был автором политики государственного антисемитизма, которая проводилась в
Советском Союзе вплоть до 1991 года и привела к массовой эмиграции евреев из СССР. Одним из результатов Второй мировой войны стало некоторое расширение советской территории и образование «социалистического лагеря». В него вошли страны Центральной и Восточной Европы: ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария. В первые годы после войны поддерживаются дружеские отношения и с социалистической
республикой Югославией, и с Албанией. Многие советские люди ожидали после победы улучшение обстановки внутри страны: уменьшения террора, репрессий, постепенное повышение жизненного уровня. Однако этого не произошло. Террор проникал в самые неожиданные, казалось бы, области: можно было пострадать за принадлежность к той или иной научной школе и не только в общественных науках: разгрому подверглись генетика, кибернетика и другие науки. Долгое время на первых страницах газет шла дискуссия по вопросам
языкознания. И всегда побеждала та точка зрения, та школа, которую поддержал «великий вождь всех времен и народов» товарищ Сталин. В искусстве идеологическим оценкам подвергались не только проза, поэзия, живопись, архитектура, но даже музыка. Главным идеологом этого времени стал член Политбюро А. А. Жданов. Он же разрабатывал и идеологию «холодной войны». Ее начало относится примерно к 1947 – 1948 годам, когда коммунистические марионеточные режимы укрепились
во всех странах «социалистического лагеря». В 1950 году был заключен договор о дружбе, союзе и взаимопонимании с Китаем сроком на 30 лет. СССР передал коммунистическому Китаю военно-морскую базу в Порт-Артуре и предоставил кредиты на сумму 300 млн долларов. Летом 1950 года началась война в Корее, которая длилась целый год и закончилась нулевым результатом. СССР и США испытывали новое вооружение. С осени 1952 года в стране была развязана яростная антисемитская
кампания, сфабриковано «дело врачей», которых обвинили в убийстве высших должностных лиц, в том числе и Жданова. В знак протеста в Тель–Авиве произошло нападение на здание советской дипломатической миссии, послужившее поводом для разрыва дипломатических отношений с Израилем. В сентябре 1949 года сообщено о первом взрыве советской атомной бомбы. Как и все кровавые тираны, Сталин жил в постоянном страхе заговора.
Он подозревал заговорщиков в каждом человеке из своего окружения. Тем более не доверял никому из медиков. Поэтому когда его настиг апоплексический удар, некому было оказать ему медицинскую помощь. Вскоре после начала болезни Сталин умер. Это случилось 5 марта 1953 года. Сначала его тело было помещено в Мавзолей, потом по решению съезда партии, захоронено на
Красной площади. Во время прощания со Сталиным большая часть народа высказывала искренне горе. Посетить его гроб в Колонном зале бывшего Дворянского собрания в Москве стремились сотни тысяч людей. Шествие не было организовано властями, и несколько тысяч человек погибли в давке, среди них женщины и дети. Таков был конец, может быть, самого кровавого режима в России. Иркутский Государственный Технический Университет
Институт Бизнеса и Политики РЕФЕРАТ по концепции современного естествознания на тему: НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА Подготовила: Рачицкая Ксения Владимировна «Финансы и Кредит» 1 курс 2 группа Проверил: Малых Геннадий Иванович Иркутск 2000 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |