Реферат по предмету "Социология"


Благотворительная деятельность в России на рубеже XVIII-XIX веков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
 
АЛТАЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. И. И.Ползунова
 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕМА: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVIII-XIX ВЕКОВ
 Выполнил:Проверил:
Барнаул2005

СОДЕРЖАНИЕ:
 
Введение………………………………………………………………..2
Истоки русской благотворительности………………………………..4
«Призрение – дело государственное»………………………………...7
Развитие благотворительности в петровскоевремя…………………9
Расцвет русской благотворительности……………………………....13
Заключение…………………………………………………………….18
Литература……………………………………………………………..20

Введение.
На рубеже XVIII – XIX вековобщественное призрение начинает складываться в определенную систему со своимисветскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующеедеятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительнуюдеятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практикисоздаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорнымдетям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и порешению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства,детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частьюобщественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи иподдержки нуждающимся.
Призрение нищих, престарелых, немощных испокон вековсчиталось делом человеколюбивым и богоугодным. Профессор В.О. Ключевский вкниге «Добрые люди Древней Руси» писал: «Наши предки любовь к ближнемупонимали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, ее первымтребованием признавали личную милостыню». «Любовь к ближнему, — говорит он, — это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетитьзаключенного в темнице».
Человеколюбие на делезначило нищелюбие. Благотворительность была не столько средством общественногоблагоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья:она больше была нужна самому нищелюбцу, чем нищему… Древнерусскийблаготворитель, «христолюбец», меньше помышлял о том, чтобы добрым деломподнять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвыситьуровень собственного духовного совершенствования. «В рай входят святоймилостыней, — говорили на Руси. – Нищий богатым питается, а богатый нищегомолитвой спасается».
Милостыня – одна издревнейших форм проявления гуманного отношения к человеку, выражениесострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальныхсредств существования. Специфика этой формы благотворительности – ее сугубоиндивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню.Подаяние считалось показателем нравственности человека. Различного родабродяги, живущие подаянием, калики и юродивые считались людьми божьими. Черезмилостыню обыватель как бы приобщался к великому таинству божественнойблагодати, ибо был воспитан на заповеди: «Будьте милосердны, как милосерденОтец наш Небесный». Подаянием человек вносил свою посильную лепту в созданиеатмосферы сострадания и взаимопомощи. Как первичная форма благотворительностимилостыня носит неорганизованный характер и наряду с позитивнымихарактеризуется некоторыми и негативными моментами – в частности, постоянные ищедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.

Истоки русскойблаготворительности.
Благотворительность в России имеет исторические корни,которые связаны со становлением и развитием Российского государства.
Если не учитывать оченькратких указаний о благотворительной деятельности отдельных благочестивыхкнязей в ранние периоды нашей истории, то можно сказать, чтоблаготворительность как общественная система призрения на Руси сталаскладываться с принятием христианства. Через соблюдение христианских заповедей,предписывающих воздержание, молитву и милостыню, верующие получали искупление грехови достигали духовного очищения.
Христианство открылославянам новый мир высоких нравственных ценностей любви и сострадания кближнему, научило соединять молитву с милостыней, являющихся очистительнойжертвой. Христианская идея милосердия объединяла всех людей независимо от ихсоциального положения. Благотворительность являлась своего рода священнымритуалом, обычаем, традицией, нормой поведения. В день бракосочетания и прирождении детей московские князья и цари раздавали милостыню, совершали другие благотворительныедела.
Первоначальноблаготворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболеепростой и древней формой филантропической деятельности в России была раздачамилостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалосьдостоянием бедных, а священнослужители – лишь распорядителями этого имущества винтересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влияниемвзгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно,что все это обеспечило церкви на долгоевремя ведущую роль вблаготворительной деятельности. Благотворительность оказывалась церковью черезмонастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи имилостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчениябедности».
Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, котораяосновывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько наздравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему вбеде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации,ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливаетпринцип равенства дающего и берущего – и тот и другой равны перед ударамисудьбы. Лишь только такая благотворительность не унижает берущего.
Историю благотворительных организаций в России можноразделить на два этапа. Первый – с середины XVI века до 1862г. Это период становления благотворительных организаций в России. Второй –1862–1906 гг. — это период расцвета русской благотворительности.
После крещения Русипомощь сирым и убогим сосредоточилась вокруг церквей. До середины XV века частная благотворительность носит религиозный характер, так как основными законодательными актами,регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы иположения. Финансовым источником, обеспечивающим благотворительнуюдеятельность, являлась церковная десятина и свойственный только длянекоммерческого хозяйствования добровольный труд волонтеров (монахинь,священнослужителей). Проблемы страждущих становятся предметом вниманиякняжеской власти, которая носила скорее характер частной благотворительности.Развитие благотворительности в Киевской Руси было прервано татаро-монгольскимнашествием, и только после избавления от татаро-монгольского ига  ( во второйполовине XV века) появилась возможность нагосударственном уровне решать сложные социальные проблемы, среди которых –помощь немощным и наиболее нуждающимся.
Постепенноблаготворительная деятельность приобретает все более широкий размах –расширяются социальный состав благотворительности и ее финансовая база. Однаков процессе развития общества возникает ситуация, когда частное лицо или церковьоказывается не в состоянии решить все социальные проблемы, и во второй половинеXVI века появляется и затем развиваетсясистема государственного призрения.
В 1682 году выходит указцаря Федора Алексеевича о том, что неспособные к работе должны найти себе приютпри монастырях или богадельнях, а здоровые же нищие должны работать ивоспитывать детей в труде. Этот указ имел важнейшее значение для развитиянекоммерческого сектора в России, — он стал прообразом принципадифференцированного подхода к различным категориям нуждающихся и принципасоциальной профилактики, соблюдение которых является основным преимуществомнекоммерческой деятельности.
«Призрение –дело государственное».
В отличие от подаянияпризрение носит организованный характер и осуществляется государством,церковью, обществом, а также частными лицами; выражается прежде всего впредоставлении кому-либо приюта и пропитания.  Сосредоточение дела призрения вгосударственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613году. Был учрежден Аптекарский Приказ – высший медицинский орган, ведающиймедицинским и аптечным делом, а с 1670 года при царе Алексее Михайловиче (1645– 1676) – Приказ строения богаделен (все богадельни были отнесены к ведомствупатриаршего дома). Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решениемосуществить какую-нибудь систему общественного призрения, а только усилениемблаготворительной деятельности, как самого царя Алексея Михайловича, так иближайших к нему лиц. Но уже в этот период времени появляется необходимостьперехода к системе общественного призрения. При этом ясней начинаетобозначаться и сама система общественного призрения, в задачи которой входит нетолько милостыня бедным, но и предоставление трудоспособным нуждающимсязаработка, а позднее даже и наказания за тунеядство.
Очевидно, что общественноепризрение в это время как отрасль государственного управления не отрицаетблаготворительность как проявление известного религиозного или моральногонастроения. Напротив того, признавая законность ее, видит в ней важнейшийисточник средств для призрения. При этом новое направление в общественномпопечении о бедных стремится урегулировать и направить благотворительность,привести ее в известный порядок и более или менее подчинить ее государственныминтересам, однако пока еще без всякого стеснения и насилия надблаготворителями. Государство еще не налагает обязанностей на общество, необязывает его различать нищенствующих, выделять из них порочных ленивцев ипринимать по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные мерыпопечения.  Эти обязанности оно склонно принять на себя и свои органы ипозаботиться устранением злоупотреблений нищенством; частные же благотворителимогут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, комуправительство разрешит нищенствовать. Но помощь в закрытых заведениях,очевидно, предпочитается обязательной раздаче пособий, и благотворителиприглашаются направлять свои пожертвования вбогадельни, госпитали, школы. К концу царского периода нашей историизарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения должнабыть не только добровольной, факультативной, но и обязательной.
Развитие благотворительности в петровское время.
Развитие мер общественного призрения в определеннуюсистему принадлежит Императору Петру Великому. Систематизируя обширный рядузаконений и распоряжений его, нельзя не видеть, что им были затронуты всеважнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения. Он подробноостанавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды иопределять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на предупреждениенищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихсяработоспособных, профессиональных нищих и другие категории их. Он принимаетрешительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяеторганизованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимыедля развития дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют ужене ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему,отличающуюся известной выдержанностью и последовательностью.
Заботясь о «пристройстве» истинно нуждающихся,Император в 1700 году пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старыхи увечных, кои работать не могут, и о необходимости «старым зело и увечнымкормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, данедорослям малым до указной меры в полы прежних их окладов, а молодым издоровым кормовых денег не давать и от кормовых денег им отказать». В 1706 годумитрополитом Иовом основан первый в России приют для незаконнорожденных детей.Император сочувствовал такому учреждению и немедленно определил на егосодержание денежные средства. Позже он повелел учредить в городах госпитали для«зазорных» (незаконнорожденных), а затем и общие сиротские дома.
В 1712 году Петр снова настаивает на принятииэнергичных мер по призрению. Он требует повсеместного в губерниях устройствагоспиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискиватьпропитание трудами». В 1715 году Петр приказывает строить в Москве в церковныхоградах каменные госпитали, а в других городах деревянные и «объявить указ,чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы квышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое закрытие, дабыприносимых лиц не было видно». За умерщвление же новорожденного Государь грозилсмертной казнью. Если впоследствии дети, выросшие в госпитале, заболевали,становились нетрудоспособными или умственно неполноценными, то они «могли возвращатьсяв эти приюты, как в родительские дома».
Большое внимание великий преобразователь Россииобращал и на призрение военных чинов. По отношению к ним были изданыраспоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие. По отношению к нищим,способным к труду, Петр I постоянно подтверждал, что их нужно привлечь кработе, а больных и увечных помещать в богадельни. Следуя европейским примерам,он усиливает наказания для здоровых нищих: телесные наказания, каторжныеработы, денежные штрафы.
Все эти узаконения Петра Великого, в большей частисвоей, направлены к тому, чтобы создать сознательное отношение к нищенствующим,стремление различать их по нуждам и по причинам нищеты и установить, взависимости от этих причин, способы и виды призрения (смирительные дома, прядильныедома, гошпитали, сиротские дома). В целях выяснить количество нуждающихся,Император предписал произвести переписи всех бедных.
Относя призрение бедных к обязанностям общества, ПетрВеликий относился отрицательно к древнейшей форме благотворительности – кбезразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться. Прямымследствием такого воззрения было воспрещение раздавать милостыню отдельнымкатегориям нуждающихся, но не заслуживающих помощи. Лицам, желающим оказатьмилостыню, рекомендовалось отсылать ее в богадельни.
Необходимо отметить, что внося в дело общественногопризрения так много нового, Петр I не мог не сознавать крайнейнеобходимости новых источников средств на призрение, а потому при нем: 1) вдвоебыл увеличен сбор венечных денег со вступающих в брак; 2) запрещена вольнаяпродажа восковых свечей и предоставлена исключительно церквам; 3) установленвычет из жалованья у всяких чинов людей, кроме солдат; 4) введено в монастыряхобучение монахинь рукоделиям с целью обращения вырученных за эти работы денег«на общую монастырскую пользу»; 5) сбор доброхотных подаяний в церквах; 6)штрафные деньги с раскольников обращать на богоугодные дела. Сам фактобособления этих незначительных средств, со специальным назначением, указывает насильное желание прочно организовать и поставить дело общественного призрения.
Таковы в общем важнейшие течения в областиобщественного призрения, появившиеся за время царствования Петра Великого.Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая делениенуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий,принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения ипоручая выполнение его организованным общественным силам, отрицая при этомбезразборчивую раздачу милостыни, стоял на совершенно твердой почве и направильном пути. К сожалению, Петр во многом не успел осуществить своих планов.Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья.Ближайшие преемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению вовсей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестоких наказанияхнищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметноеухудшение дела. Так, хотя Императрица Екатерина I, а затем иЕлизавета и издавали указы о призрении новорожденных, но не имели энергиинастоять на исполнении, вследствие чего даже те приюты, которые были открытыпри Петре I, постепенно закрылись. За этот период общее «числонищих умножилось, а паче при церквах и в рядах». Так продолжалось дело доЕкатерины II.

Расцвет русской благотворительности.
С восхождением на престол Екатерины IIначинается вторая попытка на протяжении XVIII векаизменить социально-экономическую структуру страны. При преемниках ПетраВеликого и до издания учреждения о губерниях (1775) заведывание призрениемлежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог бытьпомещен в богадельню. До этого же времени в области призрения правительствопридерживалось предначертаний Петра I. Екатерина IIпервые годы своего царствования тоже следовала им, значительно смягчив, однако,карательную систему его по отношению к нищим.
Во время царствования Екатерины IIсоздаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневаясистема социальной помощи нуждающимся – приказы общественного призрения иместные органы попечительства сословного характера (дворянская опека, сиротскийсуд).
 Крупнейшим делом  периода царствования Екатерины IIбыло учреждение двух больших заведений для призрения незаконнорожденных детей.Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропаИ.И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 году вМоскве Воспитательного дома, а в 1770 году – и в Петербурге. Устройством этихдвух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей еслине во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях.
Более самостоятельным характером отличается крупнейшаяорганизационная мера Екатерины II, заключающаяся в создании ею целой сети специальныхучреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорокагуберниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 года. По этому закону,«приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлениии прочном основании: 1) народных школ; 2) установление и надзирание сиротскихдомов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихсяпосле смерти родителей без пропитания; 3) установление и надзирание госпиталей,или больниц для излечения больных;        4) установление и надзираниебогаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, коипропитания не имеют; 5) установление и надзирание особого дома для неизлечимобольных, кои пропитания не имеют; 6) установление и надзирание дома длясумасшедших; 7) установление и надзирание работных домов для обоего пола; 8)установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей.
Таким образом, законодательным актом от 7 ноября 1775года, получившим название «Учреждения для управления губерний ВсероссийскойИмперии», была заложена государственная система общественного призрения,процветавшая долго и сохранившаяся в общих чертах до наших дней.Законодательство Екатерины II решительным образом поворачивало дело призрения отземского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди наобщественные средства, в сторону централизации на государственнойбюрократической основе, где призрением сирых и убогих занимались чиновникиполиции и приказов.
В 1785 году создаются городские участковыепопечительства, в ведение которых передаются благотворительные учреждения.Таким образом, к решению социальных задач привлекаются широкие слои населения,которые получают доступ как к процессу принятия решения, так и к процессуреализации благотворительных функций.
Екатерина II положила начало созданию вРоссии благотворительных обществ, которые впоследствии стали институционнойосновой современного некоммерческого сектора. Филантропическая ипросветительская деятельность, развитая Екатериной II, продолжиласьи после ее смерти.
Супруга Павла I – ИмператрицаМария Федоровна – в течение 30 лет основала целую сеть благотворительныхзаведений. В ноябре 1796 года она приняла на себя непосредственноеначальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским егоотделением; пожаловав ему  в ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. рублей.Затем, в 1797 году, Императрица приняла по воле Государя главноеначальствование и над Воспитательными домами, Сохранными казнами и Коммерческимучилищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ееименем. Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегоднопо 9 тыс. рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами. Особое вниманиеМария Федоровна обращала на Воспитательные дома.
Заботясь об устройстве уже существующих, Императрицаоткрывала и новые учебные и благотворительные заведения.  К 1802 году вПетербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им.Св. Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817году – Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всехгильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы. При Марии Федоровнебыли открыты училища для солдатских дочерей в Севастополе и Николаеве, дляглухонемых детей в Павловске (на даче Императрицы), больницы, воспитательныедома.
К числу наиболее значимых учреждений Императрицыотносятся Вдовьи дома – один в Санкт-Петербурге, другой в Москве. Дома былиоткрыты для вдов военных и гражданских чиновников и содержались на доходыВоспитательных домов. В 1803 году Мария Федоровна основала две больницы длябедных на средства Воспитательных домов, которые впоследствии в память о МарииФедоровне были названы Мариинскими.
В 1854 году эти благотворительные заведения былиобъединены в «Ведомство учреждений Императрицы Марии» (ВУИМ). Учреждения этоговедомства делились на 15 групп, которые, в свою очередь, подразделялись наразряды. К 1904 году ВУИМ включало 140 учебных заведений, ИмператорскийВоспитательный Дом, 55 Домов призрения, 47 лечебниц и больниц, 376 приютов, 298попечительских детских приютов, 2 попечительства о слепых и глухонемых(включающих 44 учебных заведения, 16 домов призрения и 17 лечебниц, 31 благотворительноеобщество).
Помимо ВУИМ действовали и Императорскоечеловеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста, Попечительство вдомах трудолюбия и работных домах и т.д. 
Все существующие в это время благотворительныеорганизации можно разделить на две группы: благотворительные общества иблаготворительные учреждения. Благотворительные общества оказывалипреимущественно разовую помощь, а благотворительные заведения помимо разовойпомощи обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях.
До 1865 года большинство обществ считали себяобщеблаготворительными, но в течение следующего десятилетия помощь обществстала носить целенаправленный характер, что позволило сформировать механизмэффективной деятельности некоммерческого хозяйствования.

Заключение.
Гуманность общественных отношений, одним из проявленийкоторой является благотворительность, выражающаяся в различных формах помощинуждающимся членам общества, определяется не только уровнем общественногопроизводства и его богатством, но также уровнем общественного сознания икультуры общества. Эстетические вкусы общества являются не только продуктомобщественных отношений, но и сами в значительной мере определяют этиобщественные отношения. Вот почему подъем благотворительности на рубеже XVIII-XIXстолетий связан не только с развитием общественных производительных сил иукреплением материальной базы общества, но также с новыми веяниями, родившимисяв общественном сознании под воздействием европейского просвещения. Истоки этогоподъема благотворительности лежат в смене гедонистических наклонностей обществана новые общественные духовные ценности, выразившиеся в обостреннойгражданственности, в охватившей все слои населения идее государственности, впрестижности идеи общественной пользы. XVIII век былдля России веком созидательным и победным, что придавало любой сферечеловеческой деятельности общественно полезное значение; это духовное начало,объединяя нацию, рождало успех.
Благословенно то общество, которое открывает путьдобродетели, трижды благословенно то общество, которое выработало механизмы,превращающие зло во благо, если оно сформировало такое общественное мнение,которое направляет в русло добродетели помыслы и поступки людей далеко немягких, и, быть может, даже где-то в глубине души далеких от альтруизма.
Сегодня милосердие – это помощь нуждающимся; формыэтой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей,и опека над престарелыми, помощь многодетным семьям, забота об инвалидах и т.д.
Отрадно отметить, что в наши дни, вместе свозрастанием роли в жизни российского общества возрожденной РусскойПравославной Церкви и других традиционных конфессий, в народе вновьутверждаются понятия духовности и нравственности, активно возрождаются вековыетрадиции российской благотворительности.
Самая глубокая, самая искренняя доброта всегдабескорыстна. Она – родник живительной энергии, которая помогает заполнятьмиллионы опустошенных, страждущих сердец. Благотворительность имеет огромноевоспитательное значение, потому что она способствует формированию в людяхчувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в нихтворческую активность, делает их настоящими гражданами Отечества.

ЛИТЕРАТУРА:
 
1.        Благотворительность в России. –СПб., 2001.
2.        Власов П.В. Благотворительность имилосердие в России. – М., 2001.
3.        Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русскаяистория: IX-середина XVIII в. – М., 1992.
4.        Мельников В.П., Холостова Е.И.История социальной работы в России. – М., 2001.
5.        Россия под скипетром Романовых.1613-1913. – М., 1990.
6.        Сочинения Екатерины II /Сост. О.Н. Михайлов. – М., 1990.
7.        Фирсов М.В. История социальнойработы. – М., 2004.
8.        Холостова Е.И., Сорвина А.С.Социальная работа: теория и практика. – М., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.