Цель и ценность права
Цель в праве – это своеобразная программа, а ценность – это его свойство,
способность удовлетворять определенные потребности в процессе регулирования
общественных отношений на пути достижения этой цели. Ценность права просто
с течением времени не только не снижается, а напротив, постоянно
возрастает. Меняются и обогащаются и цели права.
Цель по своей природе субъективна, так как является продуктом сознательного
творчества человека. Но в его деятельности субъективный характер цели
превращается в объективный. Таким образом, цель в праве, подобно самому
праву, может рассматриваться и как объективная, и как субъективная
категория. Объективный источник возникновения цели в праве и субъективная
ее природа – две органически связанные между собой стороны одного и того же
явления.
Всякое действие имеет определенную цель. Любой волевой акт, направленный на
достижение той или иной цели, будучи по своей природе субъективной
категорией, определяется объективной действительностью. Таким образом, цель
является исходным пунктом и двигательной силой волевой деятельности
индивида и одновременно направляющим фактором в этой деятельности. Цель в
праве возникает раньше, чем ее реальное воплощение в жизнь. Цель в праве –
идеальная реализация объективной возможности должного поведения членов
общества.
В праве цели закрепляются как ближайшие, перспективные и конечные. Каждая
ближайшая цель, будучи закреплена в соответствующих правилах поведения,
выражает задачи правового регулирования в данный период исторического
развития общества. И если объективно существующие возможности являются
основой для закрепления в праве целей их безотлагательного превращения, то
зарождающиеся, возникающие объективные возможности могут учитываться в
праве лишь как перспективная цель.
При закреплении и формулировании общих целей, законодатель конкретизирует
их в специфические, причем эта конкретизация должна быть доведена до такого
уровня, чтобы данная специфическая цель могла выступать в качестве
непосредственной цели деятельности, и быть достигнута с помощью
потенциальных возможностей, заложенных в самом праве.
Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественной или
личностной значение (значимость) явлений и фактов действительности.
Немецкий юрист Р. Иеринг считал, что не существует абсолютно справедливого
права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. В то
время как современная юридическая наука рассматривает ценность права в ином
аспекте. Ценности обычно подразделяются на первичные и вторичные, основные
и инструментальные. Право является ценностью вторичной и инструментальной.
Первичными, основными ценностями являются жизнь, свобода человека,
собственность, честь и достоинство и пр., и на этих ценностях само право
основывается и охраняется.
Аксиологическая обоснованность права способствует тому, что мотивом
соблюдения норм права выступает не угроза принуждения, а ценностно-
положительные отношения к праву его адресатов. Тем самым право превращается
из «чужого», исходящего от внешнего по отношению к адресатам норм права
авторитета, в «свое» право, соответствующее интересам и оценкам субъектов.
Таким образом, ценность нельзя смешивать и отождествлять с оценкой:
ценность – нечто объективное, в то время как оценка есть субъективное
человеческого сознания, субъективное отражение объективно существующей
ценности. Путем оценки субъект воспринимает что-либо как ценность или
неценность.
Велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени
приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов
они пронизывают общественное правосознание и становятся основными
принципами права – это свобода, равенство, справедливость, мир. Правовые же
ценности делятся на ценности-идеалы, ценности-желания и ценности
обязанности.
Ценностную систему в области права можно сравнить с пирамидой, в верхней
части которой расположены правовые цели и идеалы, а в нижней – обширная и
развитая система юридических прав и обязанностей, различных предписаний,
постановлений, разрешений, запретов и пр.
Роль права, его ценность в отношении общества и государства проявляется в
том, что с помощью права общество подчиняет себе государство, заставляет
его функционировать в своих интересах. Ценность права для государства
заключается в том, что право используется для организации, упорядочения
деятельности самого государственного аппарата; выступает мощным фактором
прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим
ходом общественного развития. Ценность же права для личности состоит в том,
что оно закрепляет различные демократические права и свободы личности,
охраняет личность и от самого государства, ставит преграду неоправданному
вмешательству государства в личную жизнь гражданина. Таким образом,
ценность права определяется тем, что оно является выразителем и
определителем (масштабом) свободы личности и общества, при этом оно не
обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы.
В общем, ценность права можно определить, как способность права служить
целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных
потребностей и интересов граждан, общества в целом.
Журнал «Закон и жизнь» №5 2003г.
«Цель и ценность права». Г. Федоров.
Гражданское общество и государство
Всякий человек имеет свои личные интересы, и как бы он ни приспосабливался
к общественной среде, его индивидуальные интересы будут сохраняться.
Поэтому общие интересы объективно могут противоречить интересам
индивидуальным, как и наоборот. Несовместимость этих интересов приводит к
дестабилизации общественной жизни, порой к острым общественным конфликтам.
Общество создается на основе взаимных интересов, однако не всякая
совокупность взаимодействующих индивидов на базе общих интересов образует
общество. Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в
которой индивиды связаны между собой интресами, имеющими постоянный и
объективный характер.
По своей природе человек существо коллективное: до появления государства
существовал первобытнообщинный строй в виде рода, племени, союза родов и
племен, современному обществу присуща такая форма объединения как
государство. Кроме государства люди объединены и в другие формы:
гражданское общество, общественные организации в виде политических партий,
профсоюзов, объединения по творческим интересам, ветеранские, молодежные,
спортивные, женские, детские и иные организации.
Итак, одной из таких форм самоорганизации людей является «гражданское
общество». Общество существовало всегда, но не всегда оно было
«гражданским». Так что же такое «гражданское общество»? Гражданское
общество – это не только сумма индивидов, но и их система связей через
экономические, правовые и другие отношения.
Выражение «гражданское общество» возникло в XVIIIв., когда отношения
собственности уже высвободились из античной и средневековой общности. Его
формирование и развитие заняло несколько веков, причем полноценное
формирование началось в Новое время.
На 1ом этапе (16-17вв.) складывались экономические, политические и
идеологические предпосылки возникновения гражданского общества (развитие
промышленности и торговли, развитие товарно-денежных отношений).
На 2ом этапе (17-19вв.) в наиболее развитых странах сформировалось
гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на
всеобщем формальном юридическом равенстве и свободе, на свободном
предпринимательстве и частной инициативе. В этот период возникает
представление о Конституции не только как о законе, определяющем устройство
высших органов власти, но и как об Основном законе страны, обязательно
определяющем права и обязанности граждан. Конституция становится
соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности.
Становление и развитие гражданского общество обусловило новый период
развития государства и права, и им присуще следующее:
o Государство суверенно, оно обладает верховной властью и монополией принуждения на всей территории страны и не зависит от власти другого государства;
o Государство выступает от имени всего населения;
o Появление постоянных представительных учреждений парламентского типа;
o Наличие управленческого аппарата;
o Государство учреждает и собирает налоги;
o Оно официально признает юридическое равенство граждан, их права и свободы, а также гарантии этих прав и свобод.
Гражданское общество основано на равном для всех законе, охраняющем общую
свободу и представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и
отношений, в то время как любое государство организовано как руководимая
единым центром вертикальная система.
На 3ем этапе (19-20вв.) ведущее место в промышленности и торговле перешло
от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и
финансовым корпорациям.
С другой стороны сформировались профсоюзы из рабочего класса и стали
представлять внушительную силу, с которой вынуждены считаться
предприниматели.
Человеку по самой своей природе присуще жить в сообществе людей, но в то же
время ему присуще склонность желать все по-своему. При таком поведении он
встречает противодействие со стороны других индивидов, которые также
стремятся поступать по-своему, которые также стремятся поступать по-своему.
И гражданское общество, и государство, и их институты созданы для
достижения гармонии между различными силами и интересами.
Гражданское общество представляет собой систему социальных связей, в
которой формируются и реализуются экономические, профессиональные,
культурные и иные интересы людей. Эти интересы выражаются и осуществляются
через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система
образования и пр.
Гражданское общество совершенно невозможно создать или учредить одним
велением в краткий срок. Ни в одной стране не было и нет полноценного
высокоразвитого гражданского общества. Различные рассуждения как о
своеобразном эталоне гражданского общества – общество стран Запада, - это
ни что иное, как попытка выдать желаемое за действительное.
Таким образом, гражданское общество как общественно-политическая,
социальная категория и сегодня находится на стадии становления,
консолидации, созревания. Одновременно серьезным препятствием на пути
формирования гражданского общества является бюрократия. И без ликвидации
подобного противоестественного положения вещей развитие гражданского
общество будет невозможно. Решающее слово в этом процессе должно оставаться
за народом, а организующая, мобилизирующая роль должна принадлежать
государству.
Общество – мать государства и, соответственно, государство – дитя общества.
Каково будет общество, таковым будет и государство.
Журнал «Закон и жизнь» №10-11 2003г.
«Гражданское общество и государство». Г. Федоров.