Реферат по предмету "Социология"


Психологическое направление в российской социологии

Психологическое
направление в российской социологии.

Доклад по
социологии выполнил Овчинников В В

Первый курс,
пятая группа, Факультет: соц. управления.

Московский Государственный
Социальный Университет

Министерство
труда и социального развития.

Академия
социологии и управления

17 апреля 2000
г.
Психологическое
направление

В 90-х годах
XIX в. в русской социологической мысли ложилось как вполне самостоятельное
психологическое направление. Хотя элементы психологизма встречались же у
представителей субъективной школы (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).

Социолого-психологические
концепции сложились в обеих крупнейших областях отечественной социологии - и в
академической, и в публицистической. В социальной публицистике исключительным
влиянием пользовалась субъективная социология как разновидность
психологической.

В
университетской науке психологическое направление ранней российской социологии
было представлено наиболее ярко бихевиористами В.М.Бехтеревым, И.П.Павловым,
П.А.Сорокиным. Их социологическая концепция строилась на анализе
сформулированной ими цепи: физиологические процессы - нервные процессы -
социальные явления.

Основной тезис
бихевиоризма состоит в том, что поскольку наука должна описывать только
непосредственно наблюдаемое, социологии следует изучать поведение, а не
сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Поведение при этом
понимается в бихевиоризме как совокупность связей "стимул -реакция"
I

Владимир
Михайлович Бехтерев (1857 - 1927) - крупный ученый и организатор науки в
различных областях:

невропатологии,
физиологии, психиатрии, психологии, социологии. Его незаурядный талант
исследователя и организатора в полной мере проявился как до, так и после
Октябрьской революции.

В 1878 г. он
окончил Медико-хирургическую академию, а с 1885 г. заведовал кафедрой
психиатрии Казанского университета, где в 1893 г. создал психофизиологическую
лабораторию. Он создал и возглавлял также журнал "Неврологический вестник".
С 1893 г. он работает профессором Военно-медицинской академии, а с 1897 г.
являлся профессором Женевского медицинского института, В 1908 г. он стал одним
из создателей Психоневрологического института в Петербурге и его первым
директором. В 1918 г. он возглавил им же созданный Институт по изучению мозга и
психической деятельности, который позже был переименован в Государственный
рефлексологический институт им. В.М.Бехтерева.

Главной своей
научной задачей он считал создание учения о личности как основе воспитания и
преодоления аномалий в ее поведении. Собственную основную научную концепцию он
назвал рефлексологией, в ее рамках он выделял такие элементы как рефлексы,
синдромы, симптомы. Понятия эти использовались им для диагностики различных
состояний человека и, в частности, нервных заболеваний.

Бехтерев
занимался также вопросами полового воспитания, исследованием гипнотического
внушения.

Основные работы
Бехтерева, в которых поднята социологическая проблематика:

Сознание и его
границы (1888);

Психика и жизнь.
2е изд. (1904);

Внушение и его
роль в общественной жизни. Зе изд. (1908);

Психорефлексология
(1910);

Рефлексология
(1918);

Коллективная
рефлексология (1921);

Общие основы
рефлексологии человека (1923);

Мозг и
деятельность (1928).
II

Главное
внимание представителей психологического направления было направлено на
изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения
индивида или группы.

Наиболее видный
представитель этого направления — Евгений Валентинович Де РОБЕРТИ (1843-1915).
Основные работы Де Роберти по социологии и этике, вписанные на русском языке:
“Социология” (1880), “Прошедшее философии” (1886), “Новая постановка основных
опросов социологии” (1909), “Понятие разума и законы вселенной” (1914),
“Философия и ее задачи в XX веке” 1915).

Необходимо
отметить, что взгляды Де Роберти претерпели значительную эволюцию. В начале
своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые
социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. Эти законы
управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития. В 80-х
годах он не считает социологию абстрактной и описательной наукой. В 90—х
расширяет предмет Социологии, включает в нее мораль, реально отождествляя
социологию с этикой. Он писал: “Этика, как мы ее понимаем, есть мораль, ставшая
абстрактной социологией” /132, с.199/. По его мнению, жизнью человека в
обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если
выражают “существенные законы, управляющие нашим поведением”. задача социологии
состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала
трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась
история науки, история философии, история искусства, теория познания, этика,
эстетика, юриспруденция, политика и мн. др. Главным объектом исследования у Де
Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно
существующее общество.

Во втором
периоде своего творчества начиная с 90-х годов он отождествлял социальные
изменения с психологическими процессами. Он игнорировал материальные условий и
объективные законы общественного развития. Несмотря на то, что взгляды Де
Роберти на предмет социологии менялись, в них постоянным оставалось положение о
социальной эволюции как “основном факторе” социологии. В социальной эволюция Де
Роберти четко проявился психологизм.

По мнению Де
Роберти, все социальные явления и процессы можно поставить в один эволюционный
ряд, состоящий из семи общих категорий: психологическое взаимодействие —
общественные группы — личность — наука —-философия — искусство — практическая
деятельность. Последние четыре категории названного ряда стали основой его
теории “четырех факторов цивилизации”, и им уделялось особое внимание /29,
с.104/. Человек превращается в разумное существо под “влиянием социальной
энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением
сознания”, с этого начинается развитие цивилизации /29, с.170/.

Всю
деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей, тем самым он
подчинил все развитие общества научным идеям.

По его мнению,
двигателем любого социального явления могут быть не только научные знания, но и
различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание. Психологическое
взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и основополагающей
причиной социальных явлений.
III

В первой
половине 80-х годов складывается социологическая теория Николая Ивановича
Кареева (1850-1931).

Кареев —
историк, социолог. Он преподавал в Варшавском, потом в Петербургском
университете. С 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук, а
с 1929 г. — почетным академиком Академии наук СССР.

Этого видного
российского историка и социолога часто также причисляют к направлению
академического психологизма в социологии, хотя его вклад в развитие
отечественной социологии значительно более весом. Он был автором первого
российского учебника по социологии. Он также явился первым историографом
отечественной социологии.

Основные
взгляды его социологической теории нашли свое выражение в докторской
диссертации “Основные вопросы философии истории”, вышедшей в 1883 г. в 2-х
томах. Среди социологических работ можно отметить следующие:

“Сущность
исторического процесса и роль личности в истории” (1889), “Историко-философские
и социологические этюды” (1895), “Старые и новые этюды об историческом
материализме” (1896), “Введение в изучение социологии” (1897), “Историка.
Теория исторического знания” (1913), “Историология. Теория исторического
процесса” (1915), “Общие основы социологии” (1919) и ряд журнальных статей. Им
было написано 80 книг и статей по философии, социологии и истории.

Кареев
критиковал контовскую классификацию за то, что Конт неоправданно перешел от
биологии к социологии. минуя психологию. “Между биологией и социологией,— писал
Кареев,— мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную” /51,
с.40/. Так как только количественная психология может выступить в качестве
подлинной основы социологии. Ведь все общественные явления в конечном счете
есть ничто иное, как взаимодействие между деятельными людьми.

Общество, по
его мнению, это сложная система психических и практических взаимодействий
личностей, “надорганическая среда”. Эта среда делится Кареевым на культурные
группы и социальную организацию. Культурные группы являются предметом
индивидуальной психологии. Это настроения, представления, стремления людей.
Отличие между группами зависит не от природных свойств людей, а от воздействия
привычек, подражания, воспитания.

Одно из
центральных мест в социологической концепции Кареева занимает проблема
взаимоотношений личности и общества. Кареев выделяет два аспекта влияния
личности на общество: один - личность в "прагматической истории", то
есть в непрерывной цепи поступков людей; и второй - личность в культурной
истории.

Всех граждан, по
его мнению, можно проранжировать в соответствии с их ролью в истории. "На
верхней ступени лестницы мы поставили бы людей, самостоятельно задумывающих
совокупное действие и выполняющих его лишь при помощи посторонних сил, на
нижней же ступени - людей настолько чуждых самому замыслу и настолько лишенных
самостоятельности, что без обиняков мы могли бы говорить о них, как об орудиях
чужой воли" (Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в
истории. - СПб., 1889, с. 346).

Социальный
прогресс, по Карееву, как общее понятие включает пять более частных: -
умственный прогресс - воспитание способностей к духовным интересам;

- нравственный
прогресс;

- политический
прогресс - развитие свободы и улучшение государства;

- юридический
прогресс - развитие равенства;

- экономический
прогресс - развитие солидарности и кооперации.

Главная цель
социального прогресса - формирование развитой и развивающейся личности. Формула
такого прогресс складывается из трех составных элементов: общественного идеала
( им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и
общественной солидарности); способа достижения идеала; и, наконец, выражения
закона самого прогресса. Способ заключается в преобразовании с помощью
критической мысли культуры, быта, социальной организации - то есть "той
над органической среды, которая развивается неразумно, противореча часто и
природе, и потребностям человека" (Кареев Н.И. Основные вопросы философии
истории. Т.2. - СПб., 1887, с.269). Закон же прогресса состоит в самоосвобождении
личности, в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду.
Список
литературы

1. В.П.
Култыгин, “История российской социологии” (Выпуск 6)

2. С.С.
Новикова, “История развития социологии в России”, Москва-Воронеж:1996 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-14 лет
Реферат Гражданская правоспособность и права человека 2
Реферат Оцінка перспектив і умов створення єдиної валютної зони на території СНД
Реферат Анализ внутренней и внешней политики государства
Реферат Развитие физической культуры в России
Реферат Развитие специальной выносливости боксеров
Реферат Развитие физических качеств школьников разного возраста
Реферат Некоторые проблемы рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей
Реферат Роль семьи в физическом воспитании детей
Реферат Куртуазность
Реферат Гражданство в Республике Беларусь
Реферат Таможенные платежи и их роль в налоговой системе РФ
Реферат Рекомендации по лечебной физкультуре
Реферат Спортивная гимнастика: чемпионат мира в Венгрии 2002 года
Реферат Тренировка в силовом троеборье