Сошествие во ад
Инок Григорий (Круг)
Эта
икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии),
иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в
апокрифическом Евангелии от Никодима.
Спаситель
изображен сходящим в преисподнюю, окруженный сиянием, пронизанный лучами,
небесными кругами (мандрола), - знаменующими Его божественное достоинство и
славу.
Спаситель
на этой иконе является как бы солнцем, сошедшим в преисподнюю. Все в Спасителе
исполнено стремительного движения. Край одежды развевается и приподнят ветром,
знаменуя молниеносность сошествия Спасителя во ад. Ноги Спасителя попирают
сокрушенные врата ада, сорванные с заклепов и простертые крестообразно над
бездной, в которую низвергнуты ад и смерть. В левой руке Спаситель держит
крест, который и является здесь оружием победы над смертью, как бы копьем в
руке воина. Правая рука протянута Адаму. Спаситель своей рукой крепко обхватывает
руку Адама и с силой вырывает его, совершенно обессиленного, из смертного сна.
Левая
рука Адама бессильно покоится в руке Христа. В движении правой руки уже заметно
самостоятельное движение Адама к Спасителю, она молитвенно раскрыта и протянута
ко Христу. В этом противоречивом движении рук Адама приоткрывается таинственное
оживотворение человека Воскресением Христовым. Полное бессилие смерти и
возникающее внутреннее нерасторжимое тяготение человека к Богу.
В
чертах лика Адама также борются смертельная изможденность и радость вновь
видеть своего Создателя. По другую сторону бездны Ева простирает закрытые краем
одежды руки ко Христу, стоя на коленях. По правую руку Христа мы видим сонм
пророков во главе с Предтечей. По левую руку Спасителя, со стороны Евы, - сонм
праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход
в преисподнюю. Над ними два Ангела, вносящие орудия страстей: крест, трость с
губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/