Обряд сати
Сати, обычай
сожжения вдов на погребальных кострах их мужей, был объявлен англичанами и
французами вне закона как жестокий и бесчеловечный.
Его описания,
сделанные европейскими путешественниками, повергали в ужас их соотечественников
в Европе. Гравюра, взятая из отчета миссионера Джеймса Пегга, изображает двух
европейцев, отвернувшихся от разыгрывающейся перед ними сцены сати, в то время
как возбужденные индуисты с мечами в руках раздувают огонь костра.
Сгорающая
заживо женщина представлена как пассивная, с мольбой в глазах жертва. Однако
сторонники сати понимали этот обряд по-иному. Слово
“Сати”
фактически означает “добрая, хорошая женщина”, то есть преданная жена, которая
выбрала для себя путь победы над смертью, дабы стать богиней, или сати-магой. И
хотя этот обряд не был широко распространен в Индии, он тем не менее регулярно
совершался в XVIII в. в некоторых северных районах страны и считался достойным
выходом для женщины высокой касты, муж которой умер раньше ее. Многие
ортодоксальные индуисты выступали в поддержку сати, но были и те, кто отвергал
этот обряд. За его отмену решительно выступал Раммохан Рай.
Осторожные
англичане, обычно неохотно вмешивавшиеся в религиозные дела индуистов, в конце
концов запретили его законом 1829 г. Впрочем, не так-то просто бороться
законодательными актами против народных верований и обычаев. Подобное
происходит и в наше время. Так, в 1987 г. в деревне Деорала (Раджастхан) на
погребальном костре своего мужа погибла молодая женщина Рул Канвар. Это событие
стало темой для широких дискуссий. Члены семьи Рул, местное население и
многочисленные индуистские лидеры выступили в защиту обряда саги, считая
действие Рул ее собственным выбором.
Однако многие
индийские женщины не могли не усомниться в естественности такого выбора.
Неужели она сама себя приговорила к такой смерти или ее принудили сделать это?
Сторонники сати называли своих оппонентов просто безбожниками, поддавшимися
влиянию идей западного колониального общества. Те, в свою очередь, утверждали,
что они не против индуизма, а лишь против обряда, жестокого по отношению к
женщинам, для которого, кстати, нет достаточного обоснования в священных
книгах.
Список
литературы
Кнотт Ким.
Обряд сати.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://woman.upelsinka.com/