Реферат по предмету "Религия и мифология"


Близнецы

Близнецы

Известны
многочисленные мифы о чудесных существах-близнецах, которые часто выступают в
качестве родоначальников племени или культурных героев (т.н. близнечные мифы).
Близнечные мифы можно разделить на мифы о близнецах-братьях (соперниках или
позднее - союзниках, близнецах - брате и сестре, близнецах-андрогинах и
зооморфные близнечные мифы. В мифах о братьях-близнецах один из братьев
связывается со всем хорошим или полезным, другой - со всем плохим или плохо сделанным.
В мифах ирокезов и гуронов Иоскеха - создатель солнца и всего полезного на
земле, а его младший брат-близнец Тавискарон - создатель скал, вредных
животных, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение.

В
некоторых дуалистических мифах братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а
воплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половин
племени. Таковы Возлюбленные близнецы у североамериканского индейского племени
зуни, которые разделили племя на фратрии - людей зимы и людей лета. Оба
Возлюбленных близнеца выступают в роли культурных героев, которые выводят людей
из пещеры на солнце и дают им орудия и оружие. В мифах этого типа близнецы
часто дублируют функции друг друга, оба полезны, оба заняты лечением людей.

Миф
о близнецах - брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, известен в
почти одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе и
Исиде, древнеиндийский миф о Яме и его сестре Ями). Нередко предполагается, что
кровосмесительный брак близнецов начинается еще во чреве матери, поэтому при
рождении двойни - детей разного пола - считается необходимым совершить
очистительный обряд, частью которого может быть рассказ близнечного мифа
(иногда идея запрета вводится в сам миф).

В
индоевропейской мифологии близнецы-братья, называемые "детьми бога
неба" (Диоскуры, Ашвины, литовские и латышские "сыновья бога"),
ухаживают за своей сестрой - дочерью солнца. В некоторых индоевропейских
традициях можно обнаружить след этого мифа (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцах),
напр., в "Ригведе".

В
африканских обрядах, связанных с близнечными мифами и культом близнецов,
распространено раскрашивание каждой стороны лица и тела в разные цвета - белый
и черный - символизирующих смену темного и белого времени). Особенностью многих
африканских близнечных мифов является совмещение обоих рядов мифологических
противоположностей в одном мифологическом образе (близнечные существа -
двуполые существа, андрогины). Таковы демиурги Маву и Лиза (одновременно и
близнецы, и андрогины) в мифологии фон в Дагомее; одна часть этого андрогина
(Маву) воплощает ночь, луну, радость, другая (Лиза) - день, солнце, труд.

Египетские
боги Гор и Сет иногда изображались в виде одной фигуры с двумя лицами, что
позволяет дать гипотетическую андрогинную интерпретацию и первоначальному мифу
и кровосмесительной их связи. Миф о двуполом существе, связанный с близнечным,
отражается в древнегреческой орфической традиции и в диалогах об Антлантиде
Платона.

Наиболее
ранний пласт близнечных представлений прослеживается в зооморфных близнечных
мифах, предполагающих участие в близнечном рождении животных или родство между
животными и близнецами. У динка в Судане известен близнечный тотемизм -
родоначальник племени считается близнецом тотемного животного. Догоны считают,
что у каждого человека есть свой близнец - животное. В Древней Индии Ашвинов
представляли в виде двух птиц или птиц-коней (др.-инд. aśva -
"конь"). Связь двух почитаемых близнецов с конями сохраняется и у
древних германцев, и в балтийской мифологии. С конями связывали и Диоскуров.

Истоки
близнечных мифов можно видеть в представлениях о неестественности близнечного
рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым (а сами
близнецы и их родители - страшными и опасными). Обычай отделения родителей
близнецов от всего племени (часто с позднейшим переосмыслением в духе
сакрализации близнецов и их родителей) известен у многих народов Африки.
Выдвинутая Р.Харрисом гипотеза о "великом страхе", который некогда
внушали близнецы, вполне согласуется с данными приматологии, устанавливающими у
приматов те же основные черты поведения по отношению к двойне (напр., мать
близнецов держится после их рождения поодаль от стаи, причем ее отгоняет в
сторону вожак).

Переосмысление
архаических форм близнечных мифов происходит благодаря признанию сакрального
характера как самих близнецов, так и их родителей. Они могут рассматриваться
как существа, соприкоснувшиеся со сверхъестественной силой и ставшие ее
носителями. Архаический ритуал отделения близнецов от всего племени при этом
включается в обрядовый комплекс почитания сакрализованных близнецов и их
родителей, а их сверхъестественная сила осознается не только опасной, но часто
и благодетельной. В обществах, почитающих близнецов, обычны обряды, связывающие
их культ с символикой плодородия, в частности со священными мировыми деревьями.
Под священным деревом (Ruminalis Ficus) в Древнем Риме ставились изображения
близнецов Ромула и Рема.

Особую
роль близнечный культ играет в религии обществ с ярко выраженными следами
дуальной организации. В Египте ка считался двойником-близнецом фараона. К
раннему близнечному мифу Р.Харрис возводил комплекс представлений, связанных с
Фомой в евангелической литературе и в апокрифах (имя Фомы восходит к
общсемитскому названию близнеца).

Тема
близнечества в последующей культурной традиции связывается с темой двойника
человека (или его тени; ср. европейскую романтическую традицию от А. Шамиссо до
Е. Шварца).
Список литературы

1.
Иванов В. В. Близнечные мифы // Мифы народов мира. Т.1. М., 1991

2. Harris R. Boanerges, Cambridge,
1913

3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983

4.
Толстой Н.И. Близнецы // Славянские древности. Т.1., М., 1995, с. 191-193.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.