Реферат по предмету "Психология"


Сознательное формирование положительного первого впечатления

Сознательное формирование положительного первого
впечатления

Прогнозировать
оказываемое вами впечатление на других людей помогает знание признаков, по
которым вас будут оценивать. Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов.
Формирование этих эталонов часто не осознается, но они управляют процессом
оценивания.

Андрей Александрович Кульминский, бизнес-тренер, автор
тренингов по мотивации персонала и креативности.

Психологической
сущностью формирования первого впечатления является межличностное оценивание.
Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предстоит
совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является
выявление признаков, на основании которых будет выстраиваться образ другого
человека. Этот образ во многом помогает прогнозировать поведение и
последовательность действий.

Обычно
оценивание осуществляется по особым ценностным шкалам: «хорошо — плохо»,
«полезно — вредно», «красиво — безобразно», «добро — зло» и др. Чем больше у
человека таких шкал в оценивании других и чем насыщенней определениями диапазон
между полярными значениями шкал, тем точнее оценка, тем, естественно, выше
проницательность.

Важнейшую
роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. У каждого
человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с
людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование
этих эталонов чаще всего не осознается человеком, но они серьезно влияют и
управляют процессом оценивания.

Выделяют
три основные группы эталонов-стереотипов: антропологические,
эмоционально-эстетические и социальные. Каждая из них отражает определенные
признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.

Антропологические
стереотипы связаны с внешним обликом человека, его имиджем. Социальные — с его
статусом и родом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются
под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и
красоты.

В
формировании первого впечатления большую роль играют ошибки первого впечатления
или искажение восприятия партнера по деловому общению.

Искажения
восприятия связаны, во-первых, с особенностями личности воспринимаемых,
во-вторых, с непреднамеренным или преднамеренным влиянием, воздействующим на
воспринимающего, и, в-третьих, с особенностями личности воспринимающего. Здесь
следует отметить как индивидуально-психологические особенности людей, которых
мы воспринимаем, так и их действия с целью предвосхищения своей оценки и обмана
наблюдателя.

Люди
воспринимаются нами по-разному. Одни как бы открыты для восприятия, о них легко
составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать
что-либо определенное. Одни так плотно скрыты под своим «панцирем» личности,
что очень трудно догадаться об их внутренних переживаниях. Они могут быть или
интеллектуалами, или недалекими, или застенчивыми и т. д., но догадаться об
этом зачастую нелегко.

Другие
что-то всегда подозревают, чем-то встревожены. Они отовсюду ждут неприятностей,
от этого постоянно напряжены и враждебно ко всему настроены. Третьи постоянно в
движении, их внутренний мир скрыт за внешней суетой и действиями. Они
субъективно ощущают свое превосходство над другими и гордятся этим.

Есть
люди, которые хорошо умеют приспосабливаться к обстоятельствам. Там, где нужно,
они могут возмутиться, полебезить, польстить и т. д. В жизни их настроение
постоянно меняется в зависимости от ситуации. Встречаются также люди, не
поддающиеся никакой описательной характеристике. Они растворяются в толпе, не
оставляя в памяти наблюдателя следов о своем образе. О них очень трудно сказать
что-либо определенное. Безусловно, все это сказывается на первом впечатлении.

Следует
заметить, что первое впечатление о человеке иногда бывает искажено ввиду того,
что сам воспринимаемый заметно отличается от воспринимающего. Например, когда
мы воспринимаем иностранца, то прежде всего видим в нем всю нацию, а
индивидуальные черты, как правило, пропадают. Нас поражают прежде всего те
черты, которые у нас не так рельефно выражены. Нередко, очутившись впервые
среди иностранцев, например африканцев, японцев, мы теряем ориентировку: все
они нам кажутся на одно лицо. Мы можем запаниковать, однако, если будем твердо
знать, что подобные явления — закономерность социальной перцепции, все быстро
налаживается. Возможными источниками ошибок при оценке информации являются:
стереотипы, мнение других лиц, галло-эффект, эффект снисходительности,
психическое состояние, доминирующие потребности, защитные механизмы,
преднамеренный обман. Кратко рассмотрим их.
Стереотипы

Если
наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-то характерному признаку, то
это отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные
стандартные образы, т. е. стереотипы. Это групповые и этнические стереотипы,
стереотипы, связанные с внешним видом (высокий — низкий; толстый — тощий;
орлиный нос, сократовский лоб и т. д.), а также стереотипы, касающиеся
физической ущербности, особенно экспрессивных движений (походка, мимика,
жесты), особенностей голоса и речи. Такие стереотипы, мешающие правильному
восприятию человека, имеются во всех культурах. Знание стереотипов восприятия с
учетом различных национальностей в значительной степени способствует избавлению
от ошибок поведения при интерпретации намерений людей.
Мнение других лиц

Нередко
даже самого общего мнения об интересующем нас лице достаточно, чтобы оно
подействовало на нашу оценку этого лица. Если нам дали характеристику объекта
нашего интереса или высказали самое поверхностное суждение о нем, то при
встрече мы стараемся уложить поведение объекта в рамки определенного шаблона,
сформированного под влиянием чужого, возможно, не совсем объективного мнения.
Гало-эффект

Если
вам понравился воспринимаемый объект заинтересованности, вы оцениваете его в
терминах «приятного», если не понравился — в терминах «неприятного». Такая
общая оценка распространяется практически на любую черту личности. В целом, в
практической деятельности гало-эффект имеет тенденцию размывать детали нашего
впечатления и формировать общую оценку объекта заинтересованности. Как правило,
это явление наталкивает на формирование какого-то устойчивого конкретного
образа.
Эффект снисходительности (ожесточения)

В
жизни большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека,
многие люди склонны даже не замечать его явных недостатков. Однако есть люди,
которые предпочитают сомневаться в положительных качествах объекта наблюдения.
Иногда это даже выливается в стратегию: пока человек не докажет своей
порядочности, его нельзя считать таковым. Поэтому, когда мы встречаемся с
чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, вполне обоснованно можно
предполагать, что ошибки в оценке объекта — следствие психических отклонений у
наблюдателя.
Психическое состояние

Человек
в хорошем настроении всех окружающих его лиц оценивает в основном в светлых
тонах и сам вызывает у них симпатию. И наоборот, человек, пребывающий в
депрессии, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное
отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя (наблюдаемого) может
являться источником ошибок в оценке личности.
Доминирующая потребность

Она
делает человека особенно чувствительным к предмету своей потребности: охотник
лучше видит зверя, сборщик ягод — ягоды. Однако чем сильнее эта потребность,
тем чаще в этих случаях может иметь место переигрывание: охотник может принять
за зверя какой-либо предмет, сборщик ягод — сорвать несъедобную ягоду, поэтому,
доминирующие в данный момент у наблюдателя потребности могут явиться источником
ошибок.
Проекция

Один
из защитных механизмов, искажающих восприятие. Следует отметить, что ее суть
состоит в искажении реальности. Проекция имеет место в поведении практически
всех людей, однако наиболее сильно проявляется у людей с «расшатанными
нервами». Механизм проекции побуждает человека воспринимать возникшее чувство
(главным образом отрицательной окраски) как свое собственное, явившееся
следствием воздействия на него собеседника. В практической деятельности имеют
место и более сложные формы проекции. В частности, иногда человеку кажется, что
он в чем-то подозревается, иногда ему представляется, что его обвиняют в
наличии намерений, которые он сам считает несовместимыми с его «Я-концепцией»,
и т. д. По своей сути проекция — это явление, обратное эмпатии. Как отмечалось
выше, эмпатия позволяет человеку прочувствовать настроение собеседника
(наблюдаемого). Воспринимается же это чувство не как свое, а как принадлежащее
другому.
Упрощение

Известно,
что первое впечатление всегда неполно и фрагментно, ведь человек очень сложен.
Однако мы склонны к упрощению при восприятии людей. Нередко люди по какому-то
одному факту делают выводы, закрепляют их в своем сознании и потом с трудом
меняют. У людей авторитарного типа эта тенденция наиболее выражена: они
стремятся к простоте и видят мир только в черном или белом цвете, не замечают
переходных тонов, причем чем ярче выражена у них авторитарность, тем сильнее их
категоричность в оценках людей.

Экспектация
и эмпатия — это две формы процесса восприятия и оценки людей, однако
экспектация искажает и ослабляет этот процесс, а эмпатия его упорядочивает и
усиливает.

Процесс
восприятия — это субъективный процесс: во всех случаях проявляется тенденция
воспринимать и оценивать других людей в сравнении со своей «Я-концепцией».

Наблюдатель
неизменно сравнивает наблюдаемого с самим собой. Ему кажется, что себя он знает
хорошо, поэтому на фоне своего «Я» ему лучше представляется другой. Следует,
однако, учитывать, что в связи с определенным искажением восприятия совсем не
значит, что наблюдающий объективно прав. Надо помнить о том, что люди обычно
пытаются создать о себе хорошее впечатление. Они начинают приветливо улыбаться,
оказывать знаки внимания. Возникает ошибочное восприятие. Ошибка возрастает.
Если ситуация или сам наблюдающий вызывает в наблюдаемом подозрительность и
тревогу, последний еще сильнее старается угодить, предугадать желания
воспринимающего.

Возможен
и преднамеренный обман. В частности, человек осознает, что за ним наблюдают, и
незамедлительно старается применить различные уловки, чтобы выглядеть так, как
ему хочется чтобы его восприняли. Психологически это выражается в искажении или
подмене экспрессивных движений (жестов, мимики, голоса и т. д.). Объект или
усиливает свою экспрессию, или, наоборот, ослабляет, нередко при этом, он ее
нейтрализует либо применяет маскировку с использованием какой-нибудь «ролевой
маски».

Важнейшую
роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень
часто срабатывают антропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы,
опирающиеся на особого рода информативные показатели.
Информативные показатели

Физическая
привлекательность

Действительно,
замечено, «что красиво, то и хорошо», т. е. эффект красоты способен приписать
собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно
положительные черты характера и нравственные качества.

Оценивая
привлекательность, особое внимание обращают на лицо. Привлекательным считается
человек с красивым лицом, и это связано не столько с самой красотой лица,
сколько с его выразительностью. Если мимика собеседника выражает спокойствие и
доброжелательность, то в большинстве случаев он будет оценен окружающими
положительно.

Важнейшую
роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Известно, что
хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней
силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление
неуверенности, а очень часто — зависимости и подчиненности. Все это очень важно
учитывать при установлении контактов с людьми.

Самопрезентация

Умение
себя «преподнести» оказывает наиважнейшую роль в формировании первого
впечатления. Самопрезентация заключается в умении сконцентрировать внимание
окружающих на своих несомненных достоинствах и увести внимание партнеров от
недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологической
инициативой, от остроумия, выразительности и особого рода артистизма.

Стиль
одежды

Это
очень важный компонент оформления внешности. Выбор стиля одежды обычно
рассматривается как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой
у него образ собственного «я». При оценке стиля одежды обращают внимание на
следующие особенности:

насколько
одежда соответствует случаю. Совершенно недопустимо, как известно, прийти на
серьезные переговоры в спортивной одежде, ибо это не только нелепо, но и
вызовет у окружающих естественную настороженность и недоверие. Не следует также
забывать о соответствии стиля одежды возрасту и статусу человека;

насколько
одежда опрятна. Неряшливость и неопрятность непременно испортят любое, даже
выразительное и красивое лицо. Достаточно бедно одетый собеседник обычно
вызывает желание помочь ему, а крайне неряшливо — брезгливость и отторжение;

насколько
одежда соответствует устоявшемуся стереотипу. В восприятии стиля одежды имеются
достаточно устойчивые стереотипы. Так, для представителя делового мира
(особенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консервативный стиль.
Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т. д. Для
представителей же творческих профессий предпочтительны индивидуальность и
независимость. Отклонения от этих стереотипов могут породить у окружающих
множество «почему».
Переживаемое эмоциональное состояние

Как
и другие перечисленные факторы, эмоциональное состояние способно достаточно
сильно сформировать первое впечатление. Это обусловлено тем, что сильные эмоции
провоцируют психологическое заражение, т. е. ситуацию, при которой эмоции и
чувства одного человека способны овладевать окружающими.

Не
следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди,
генерирующие вдохновение, оптимизм и другие положительные эмоции. К таким
быстро проникаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут
навстречу их предложениям и пожеланиям.
Практические советы-рекомендации по формированию
первого впечатления

Не
забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими. Походка,
мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить — все это очень важно для
первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд общения. Что же обычно
происходит в эти первые 10 секунд контакта?

Во-первых,
первоначальное появление перед собеседником. Желательно, чтобы осанка и поза
демонстрировали вашу энергию и динамичность.

Во-вторых,
формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского
рукопожатия. Именно они сообщают партнеру о вашем расположении к нему, об
уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.

Третьим
слагаемым первого впечатления является интонация голоса, которая должна быть
приветливой и выразительной. Ваша решительность и уверенное представление во
многом определяют то, как партнер будет обращаться к вам. Эти первые 10 секунд
общения с собеседником можно образно сравнить со стартовой фазой ракеты: именно
от этих секунд зависит, будет ли запуск успешным и взлетит ли ракета.

Позаботьтесь
о собственном имидже, начиная с одежды, и помните, что хорошо одет тот, кто не
выделяется. Готовясь к контакту с деловыми людьми, важно помнить о манере
одеваться. Речь в данном случае идет об образе, который сразу же возникает в
сознании вашего делового партнера, когда еще не сказано ни одного слова.
Внутренняя ценность личности, характер и другие особенности, безусловно, важны,
но их можно определить лишь после длительного контакта. А вот одежда и внешний
вид видны сразу, и поэтому от них в значительной степени зависит, как встретит
вас деловой партнер: с симпатией, вниманием и уважением или с антипатией,
пренебрежением и разочарованием.

Забота
об имидже начинается для делового человека с заботы о теле и одежде: с головы
(волосы аккуратно причесаны) до ног (обувь в хорошем состоянии). Всем этим вы
сигнализируете окружающим, что пришел серьезный, уверенный в себе, успешно
действующий и уже поэтому, на первый взгляд, симпатичный и компетентный
человек.

Если
вы приходите на встречу с деловым партнером в неопрятной или неподходящей
одежде, как правило, вы не заслужите доверия и в отношении деловой компетенции.
Практика делового общения подтверждает, что это так, даже если признать, что
есть исключения, подтверждающие правило.

Говоря
о роли и значении одежды в формировании первого впечатления, не следует
забывать о главном — о том, что именно воспитанность, интеллигентность и
хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка цифрового фильтра
Реферат Понятие, признаки, виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
Реферат Естественные монополии в переходной рыночной экономике
Реферат Невербальные аспекты межличностного общения. Язык телодвижений
Реферат Нанотехнологии в машиностроении
Реферат Лидваль Ф.И.
Реферат Разработка поточных технологических линий обслуживания животных для ферм крупного рогатого скота
Реферат Структурно-семантическая характеристика универбатов в современном русском языке
Реферат Шпаргалки по компьютерным технологиям
Реферат Бухгалтерский учет материальных запасов
Реферат Пошехонская старина
Реферат Актуальность экспериментов в Хоторне
Реферат Психологічні стани дітей дошкільного віку
Реферат Анализ альтернатив управленческих решений
Реферат Цветной лазерный принтер HP Color LJ 2500