Реферат по предмету "Банковское дело"


Анализ и оценка банковского обслуживания предприятий

Анализ и оценка банковскогообслуживания предприятий
 

Оглавление
Введение
Глава1 Теоретические основы банковского обслуживания предприятий
1.1Понятие банковской услуги и ее основныехарактеристики
1.2Организация расчетно-кассового обслуживания
1.3Кредитные операции и их организация
1.4Прочие обслуживающие операции коммерческого банка
Глава2 Анализ и оценка банковского обслуживанияпредприятий
2.1Организационно-экономическая характеристика банка
2.2Анализ расчетно-кассового обслуживания предприятий
2.3Анализ кредитования предприятий
2.4Анализ и оценка общих услуг по обслуживанию предприятий
Глава3 Пути повышения организации работы с предприятиями
3.1Организация обслуживания предприятий в современных условиях
3.2Системное управление банковского обслуживания банка спредприятиями
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий,организаций и населения, функционирование кредитной системы играютисключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности ибесперебойности функционирования финансового механизма зависят не толькосвоевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпыэкономического развития страны в целом. Вместе с тем, эволюция банковскойсистемы и кредитного дела в полной мере определяется экономической ситуацией встране, господствующими формами и механизмом хозяйствования. Каждому этапуисторико-экономического развития народного хозяйства соответствуют свой типорганизации банковского дела, своя структура банковской системы, отвечающиесоответствующим потребностям в кредитно-финансовом обслуживании отдельныхзвеньев экономики.
Механизм функционирования банковской системы постоянноменяется под влиянием изменений ее оргструктуры, организационно-правовых формосуществления кредитных операций, форм и методов кредитования икредитно-расчетных отношений.
Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельностьв определении целей и условий обслуживания клиентов, уровня процентных ставок,развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученнойприбыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укрепленииматериально-технической базы и решении других вопросов.
В ходе банковской реформы реорганизовалась не толькоструктура банков, но и произошли глубокие изменения в характере кредитныхотношений, утвердились новые методы работы по обслуживанию предприятий.
Целью курсовой работы является проведение анализа и оценкабанковского обслуживания предприятий на примере Сбербанка России.
Для решения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
- Датьпонятие банковской услуги и ее основные характеристики;
- Определитьорганизацию расчетно-кассового обслуживания;
- Изучитькредитные операции и их организацию;
- Изучитьпрочие обслуживающие операции коммерческого банка;
- Датьорганизационно-экономическую характеристику банка;
- Провестианализ расчетно-кассового обслуживания предприятий;
- Провести анализ кредитования предприятий;
- Провестианализ и оценка общих услуг по обслуживанию предприятий;
- Определитьорганизацию обслуживания предприятий в современных условиях;
- Охарактеризоватьсистемное управление банковского обслуживания банка с предприятиями.
Глава 1 Теоретические основы банковскогообслуживания предприятий1.1 Понятие банковской услуги и ее основныехарактеристики
Современные коммерческие банки — банки, непосредственнообслуживающие предприятия и организации, а также население — своих клиентов.Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо отформы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектамиэкономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цельфункционирования коммерческих банков — получение максимальной прибыли.
Согласно банковскому законодательствубанк — это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежныесредства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свойсчет на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетныеоперации по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют(должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов, что отличает их отспециальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченныйкруг финансовых операций и услуг. В отличие от банка кредитные организациипроизводят лишь отдельные банковские операции. Коммерческий банк, как и любойдругой банк, выполняет функции:
- аккумуляции(привлечения) средств в депозиты;
- их размещения(инвестиционная функция);
- расчетно-кассовогообслуживания клиентов.
Коммерческие банки выступают прежде всего как специфическиекредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободныесредства хозяйства; с другой — удовлетворяют за счет этих привлеченных средствразнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.
Экономическую основу операций банка по аккумуляции и размещениюкредитных ресурсов составляет движение денежных средств как объективногопроцесса, оказывающего влияние на формирование и использование ссужаемыхстоимостей. Организуя этот процесс, коммерческий банк выступает коммерческимпредприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредитныхресурсов.
В последние годы, как в нашей стране, так и в мировойбанковской практике, эксперты отмечают наличие двух, на первый взглядвзаимоисключающих, тенденций: универсализацию и специализацию банковскойдеятельности, подчеркивая, что со специализацией банков усиливаются тенденции куниверсализации их деятельности. Традиционно занимавшиеся в большей степени темили иным кругом операций, коммерческие банки вторгаются в смежные сферыдеятельности. Следовательно, вид коммерческого банка (универсальный,отраслевой, специального назначения, региональный и т. п.) определяется нарядус содержанием его операций также степенью развития экономики страны, кредитныхотношений, денежного и финансового рынков.
Коммерческие банки большинства западных стран выполняютсейчас различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типовклиентов от мелкого вкладчика до крупной компании. Крупные учреждения банковосуществляют для своих клиентов по некоторым оценкам до 300 видов операций иуслуг. К ним относятся: ведение депозитных счетов, безналичные переводысредств, прием сбережений, выдача разнообразных ссуд, купля-продажа ценныхбумаг, операции по доверенности, хранение ценностей в сейфах и др. Благодаря этомукоммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически всеми звеньямивоспроизводственного процесса.
Операции коммерческого банка представляют собой конкретноепроявление банковских функций на практике. По российскому законодательству косновным банковским операциям относят следующие:
- привлечениеденежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и наопределенный срок;
- предоставлениекредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;
- открытие иведение счетов физических и юридических лиц;
- осуществлениерасчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
- инкассацияденежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовоеобслуживание клиентов;
- управлениеденежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;
- покупка уюридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной ибезналичной формах;
- осуществлениеопераций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;
- выдача банковскихгарантий.
Кроме того, услуги коммерческих банков можно определить какпроведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего заопределенную плату. К основным характеристикам банковской услуги относятся:
- нематериальнаясущность услуг;
- продукт нескладируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляетбанкир;
- проведениебанковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;
- автор новойбанковской услуги не имеет авторских прав;
- система сбыта(предоставления банковских операций и услуг) эксклюзивна и интегрирована,поскольку все филиалы одного банка выполняют одинаковый набор банковскихопераций и услуг.
Важно отметить, что всоответствии с российским банковским законодательством кредитным организациямзапрещается заключать соглашения и выполнять согласованные действия,направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничениеконкуренции в банковском деле. Приобретение акций (долей) уставных капиталовкредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающихконтроль за деятельностью кредитных организаций (их объединений), не должнопротиворечить антимонопольным правилам.
В соответствии с российским банковским законодательством призаключении сделки кредитная организация обязана по требованию физического илиюридического лица предоставить информацию о своей финансовой отчетности, в томчисле бухгалтерский баланс, и аудиторское заключение за предыдущий год иежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. За нарушение порядкараскрытия информации и введение клиентов и инвесторов в заблуждение с помощьюнедостоверной информации кредитная организация несет ответственность всоответствии с действующим законодательством.
Итак, многие коммерческие банки всовременных условиях предлагают своим клиентам широкий круг операций и услуг.Коммерческие банки универсального типа выполняют функции по аккумуляцииденежных средств населения, хозяйственных организаций, фирм, компаний; поразмещению кредитных ресурсов; организации и проведению денежных расчетов;предлагают клиентам различные банковские операции и услуги.
В условиях рыночнойэкономики все операции коммерческого банка можно условно разделить на триосновные группы:
- пассивныеоперации (привлечение средств);
- активные операции(размещение средств);
- активно-пассивные(посреднические, трастовые и пр.) операции (рис1.)
/>
Рис. 1. Структура основных операций коммерческого банка1.2 Организация расчетно-кассового обслуживания
Кассовыми операциями называют операции по ведению счетовфизических и юридических лиц.
Согласно российскому законодательству, клиент имеет правооткрывать столько счетов, сколько ему необходимо.
Виды счетов:
- расчетный счет.Открывается коммерческим организациям и гражданам, имеющим статуспредпринимателя. По этому счету осуществляются все операции, связанные среализацией товаров и услуг, обеспечением производства, расходами. На негозачисляется выручка. Со счетов списываются деньги для выдачи заработной платы,оплаты стоимости сырья, уплачиваются налоги. Счет позволяет совершатьпрактически любые операции, поскольку владелец сам определяет направленияиспользования средств. Существует две разновидности расчетного счета:
— счет дляосуществления совместной деятельности, особенностью которого являетсямножественный состав его владельцев. Но совместное распоряжение счетом нераспространено, поскольку предполагает получение согласия всех владельцев поотдельным платежам, что крайне не удобно.
— счет для выполнения работ по соглашению о разделепродукции. Его особенность – счет используется исключительно для выполненияопределенных работ. Может открываться как в рублях, так и в иностранной валюте.Если выручка на этот счет поступает в инвалюте, то правила об обязательнойпродаже 50 % не действуют.
- текущий счет –счет для финансирования некоммерческих юридических лиц, представительств, неосуществляющих предпринимательскую деятельность. Он предназначен для храненияденег, расчетных операций. По сравнению с владельцами расчетного счета,самостоятельность владельцев текущего счета существенно ограничена, онираспоряжаются деньгами в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящейорганизацией. Разновидности текущего счета:
— бюджетный счет – счет, который открывается предприятиям привыделении им денежных средств из Федерального, региональных или местныхбюджетов для осуществления определенных видов деятельности. Это могут быть субсидии,дотации. Особенность бюджетного счета проявляется, во-первых, в целевомназначении зачисленных денег, контролировать которые должен собственник (либодоверенное лицо) и во-вторых, в ограниченном сроке существования счета,составляющим 1 год, поскольку бюджет в России утверждается ежегодно,следовательно в конце года счета должны быть закрыты, а остатки по нимперечислены в бюджет.
— инвестиционные и конверсионные счета – счета по учетусредств Федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе нафинансирование инвестиций и конверсионных программ. Владельцами таких счетовявляются предприятия.
Кассовые операции занимают большой объем работы в банковскойдеятельности. Коммерческие банки строят свои отношения с клиентами на договорнойоснове, в том числе и при осуществлении их кассового обслуживания.
По договору банковского счета банки не могут отказатьклиентам в открытии счета, если он согласен с объявленными условиями и если убанка есть техническая возможность принять данного клиента на обслуживание.
Для открытия счета клиент предоставляет следующие документы:
- заявление наоткрытие счета (для оповещения банка о возникновении потребности в этом);
- копии Устава,учредительного договора и протокола общего собрания (для подтвержденияюридической дееспособности, т.е. правомочности открытия счета);
- справка опостановке на учет из ИФНС;
- копии документов,подтверждающих регистрацию в Пенсионном фонде, Фонде занятости, Фондеобязательного мед. страхования, Фонде социального страхования (дляудостоверения выполнения клиентом всех обязательств перед бюджетом);
- 2 карточки собразцами подписей уполномоченных лиц и оттиска печатей (для их сличения придальнейшем использовании счета).
После открытия счета банк предоставляет следующий наборуслуг:
- ведение счета;
- организация ипроведение безналичных расчетов;
- выполнениеопераций с наличными деньгами;
Прием от клиентов юридических лиц денежной наличностипроизводится по объявлению на взнос наличными с зачислением суммы на егорасчетный (текущий) счет. Выдача и списание денег производится по денежнымчекам, при проведении расчетов в безналичном порядке используются расчетныечеки. Прием и выдача денежной наличности гражданам осуществляется по приходными расходным кассовым ордерам.
В соответствии с договором банк принимает на себяобязательства:
- проводить посчету клиента все виды банковских операций, предусмотренных законодательством;
- обеспечиватьсохранность и конфиденциальность всех денежных средств на счете;
- зачислять исписывать средства по поручению клиента не позже дня, следующего за днемпоступления платежных документов;
- выдавать выпискипо счету, информирующие клиента об остатках.
Закрытие счета может быть осуществлено, во-первых, по решениювладельца (в любое время без каких-либо претензий и условий); во-вторых, порешению банка (при несоблюдении условий договора, например, требованияминимального размера остатка по счету, а также при отсутствии операций по счетув течение 1 года); и в-третьих, по решению арбитражного суда (при признаниипредприятия – клиента банка банкротом).
Все предприятия и организации обязаны хранить свободныеденежные средства в кредитных учреждениях. В своих кассах они могут иметьналичность в пределах установленных банком лимитов. Сверхлимитный остатокдолжен сдаваться в банк.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе,порядка и сроков сдачи выручки, предприятия предоставляют в банк специальныйрасчет (заявку). В данной заявке предприятия показывают:
- 3-х месячныйобъем денежных поступлений
- предполагаемыйрасход из выручки наличными деньгами
- суммусреднедневной выручки
Лимит устанавливается исходя из указанных расчетов иособенностей предприятия. Тем из них, которые имеют постоянную выручку и сдаютее в конце рабочего дня, лимит устанавливается в размере, необходимом длянормальной работы с утра следующего дня. Для предприятий, не имеющих постояннойвыручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода.
Лимит кассы может быть превышен лишь в дни выдачи заработнойплаты (в течение 3-х дней).
При несоблюдении условий кассовой дисциплины взимаютсяштрафы:
- занеоприходование в кассу денежной наличности – штраф в 3-х кратном размере неоприходованных сумм;
- за расчетыналичными деньгами сверхустановленных сумм – 2-х кратный размер произведенныхплатежей;
- за накоплениесверхлимитных денег – 3-х кратный штраф сверхлимитной наличности.
Сумма штрафов перечисляется в Федеральный бюджет.
После установления лимита кассы все предприятия предоставляютв банк кассовые заявки, на основе которых коммерческий банки составляют расчеткассового прогноза и осуществляет кассовое обслуживание предприятий.
Принципы организации расчетных операций:
1. Все расчетыосуществляются: только через банк; под контролем всех его участников.
— Через банк потому что государство, таким образом,контролирует объем денег в обращении… Как известно, денежная масса может бытькак в наличной, так и в безналичной форме. Принуждая предприятия держатьсредства в безналичном виде, государство получает возможность контролироватьбольший объем денег (наличность практически бесконтрольна).
— Под контролем всех участников, чтобы исключить возможностьошибки и разбазаривания денег.
2. Платежи со счетаосуществляются по распоряжению владельцев, и это право клиента не может бытьограничено (исключение: деньги могут быть списаны по решению суда). Если денегна счете достаточно, чтобы удовлетворить все требования, предъявленные к счету,то списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиентана списание (календарная очередность). Если же денег не достаточно, то списаниепроисходит в очередности согласно Гражданскому Кодексу. При недостатке средствдля оплаты расчетных документов, банк, в редких случаях (если клиентпервоклассный, а недостаток денег – явление краткосрочное) может предоставитькредит, т.е. оплатить документы за счет собственных ресурсов, а при поступленииденег на счет, взыскать эту сумму.
3. Срочностьплатежей. Соблюдение этого принципа позволяет субъектам безналичных расчетовболее рационально построить свой денежный оборот, точно определить потребностьв заемных средствах и, таким образом, управлять ликвидностью своего баланса.Различают:
- досрочный платеж(предоплата, аванс) – платеж до отгрузки товаров;
- платеж послеотгрузки товаров;
- пролонгированный(отсроченный) – платеж осуществляется через определенный срок после завершенияторговой операции;
- просроченный (приотсутствии у плательщика средств).
Обеспеченность платежей, т.е. наличие у плательщика ликвидныхсредств, которые могут быть использованы для погашения обязательств передполучателем.
Формы безналичных расчетов:
1) Акцептная форма расчетов (инкассовая форма, расчетыплатежными требованиями).
2) Расчеты платежными поручениями
3) Аккредитивная форма расчетов – поручение покупателя банкуосуществить оплату на условиях, которые определены в аккредитивном заявлении.
4) Чековая форма расчетов. Чек – это письменное распоряжениечекодателя банку заплатить чекодержателю сумму, указанную в чеке.1.3 Кредитные операции и их организация
 
Кредитные операции — это отношения между кредитором и дебитором (заемщиком) поповоду предоставления (получения) во временное пользование денежных средств, ихвозврата и оплаты. Имеется в виду содержание действий участников отношений —работников банка. Кредитные операции делятся на активные и пассивные. В первомслучае банк является кредитором, т.е. стороной, дающей кредит, ссужающей деньгии размещающей их в форме ссуд. Во втором случае банк является дебитором, т.е.стороной, берущей кредит и принимающей денежные средства в форме депозитов(вкладов). И активные, и пассивные кредитные операции предполагаютвозникновение кредиторской и дебиторской задолженности и выступают в виде ссуди займов (депозитов).
Предмет кредитных операций — кредит или ссуда, какопределенная сумма денег; она выдается или получается, возвращается,оплачивается.
В основе осуществления банком кредитных операций лежиткредитная политика.
Кредитная политика — стратегия и тактика банка в области кредитных операций. Несуществует единой кредитной политики для всех банков. Каждый банк формируетсвою собственную кредитную политику, учитывая экономические, политические,организационные и иные факторы, влияющие на его деятельность. Отсутствие илиневыполнение кредитной политики повышает банковский риск.
Кредитная политика в части стратегии включает в себяприоритеты, принципы и цели банка на кредитном рынке. Стратегия кредитнойполитики определяется Советом директоров банка, который, в свою очередь,делегирует функции по ее практической реализации на более низкие уровниуправления: Правление банка, Кредитный комитет, кредитный отдел (управление),конкретный работник (кредитный инспектор).
Кредитная политика в части тактики определяет:
- финансовый и инойинструментарий, используемый банком для реализации его целей при осуществлениикредитных сделок,
- правила ихсовершения,
- порядокорганизации кредитного процесса,
- уровенькомпетенции руководителей и сотрудников банка,
- установлениелимитов кредитования отдельным категориям клиентов,
- предпочтительныйкруг клиентов-заемщиков,
- нежелательный длябанка контингент заемщиков,
- управлениекредитными рисками,
- систему контроляза исполнением сделок,
- организациюсопровождения кредитов и др. вопросы.
Таким образом, кредитная политика определяет общиепредпосылки эффективной кредитной работы в банке и минимизации кредитногориска.
Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов. Каждыйиз них вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степеньего надежности и прибыльности.
Можно выделить следующие этапы кредитования:
1) рассмотрение заявки на получение кредита и интервью сбудущим заемщиком;
2) изучение кредитоспособности клиента и оценка риска поссуде;
3) подготовка и заключение кредитного соглашения;
4) сопровождение кредита;
5) погашение кредита.
Для получения кредита клиент представляет в банк заявку, гдесодержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид исроки ссуды, обеспечение ее возврата. К заявке должен быть приложен минимальныйнабор документов:
1) заявкана получение кредита;
2) нотариально заверенные копии учредительных документов;
3) свидетельство о регистрации предприятия;
4) нотариально заверенные банковские карточки с образцамиподписей руководителя, главного бухгалтера и печати;
5) баланс на отчетную дату, заверенный в налоговой инспекции;
6) Бизнес-План и/или ТЭО проекта;
7) копии контрактов, договоров;
8) гарантии возврата ссуды.
Представленные в банк документы изучаются инспекторомкредитного отдела. С заемщиком проводится интервью о предстоящей сделке,источниках погашения кредита, обеспечении возврата ссуды, связях клиента сдругими контрагентами и банками. Беседа имеет большое значение для решениявопроса о будущей ссуде, позволяет выяснить многие важные детали кредитнойзаявки и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональнуюподготовленность руководителей предприятия, реалистичность его оценок положенияи перспектив развития фирмы. Заявки, связанные с финансированием новыхпредприятий, не имеющих финансовых отчетов и другой документации, требуютизучения бизнес-плана и технико-экономического обоснования возврата ссуды.После первичного изучения документов и проведенной беседы кредитный инспектордолжен принять решение: продолжать ли работу с данным клиентом, или ответитьему отказом. Если предложения клиентов расходятся с какими-то аспектамикредитной политики банка, заявку следует отклонить. При этом необходимоаргументировано объяснить клиенту причины, по которым кредит не может бытьпредоставлен. Если кредитный инспектор принимает решение о возможностидальнейшей работы с клиентом, документы передаются юристам и другимспециалистам банка в целях контроля за кредитными рисками и их минимизации. Наих основе изучается кредитная история заемщика, определяется законностьпроводимой клиентом сделки, его имущественные права и другие вопросы.
При анализе кредитоспособности клиента используются данныефинансовой отчетности, представленные предприятием, и материалы, имеющиеся удругих контрагентов. Сведения о потенциальном заемщике можно получить у банкови других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Они могутпредставить материалы о размерах депозитов предприятия, непогашеннойзадолженности, своевременности платежей и другую информацию. Торговые партнерымогут сообщить данные о размерах предоставленного коммерческого кредита.Поставщики — о ценах и условиях поставки товаров. В процессе анализакредитоспособности определяются статус заемщика, его финансовое положение,возможность погашения ссуды и выплаты процентов по ней.
При принятии решения о возможности дальнейшей работы с даннымклиентом пакет документов с расчетами и аргументированными выводами всехспециалистов банка передается на рассмотрение на кредитный комитет. На немповторно проводится экспертиза документов и сделки и принимается коллегиальноерешение о целесообразности, или нецелесообразности выдачи кредита данномузаемщику. В случае принятия положительного решения с клиентом заключается кредитныйдоговор. В нем предусматриваются:
• сущность кредитной сделки;
• сумма и срок предоставления кредита;
• вид обеспечения возврата ссуды;
• вид кредита и способ его предоставления;
• права и обязанности заемщика;
• права и обязанности банка;
• ответственность сторон;
• порядок разрешения споров;
• срок действия договора;
• юридические адреса сторон.
После подписания кредитного договора и приложений к нему(график гашения ссуды, договор страхования, договор залога, поручительство,гарантия, опись залогового имущества и т.д.) кредитная сделка приобретаетюридическую силу. Денежные средства согласно условиям договора переводятся нарасчетный счет клиента и/или иным образом поступают в его распоряжение.
Далее осуществляется сопровождение кредита. Оно включаетначисление и взимание процентов, контроль за наличием и сохранностью предметазалога, формирование резерва на возможные потери по ссуде, оценка текущегофинансового положения предприятия-заемщика, гашение ссуды в соответствие сусловиями договора (графика), списание резерва, возврат залога и другиемероприятия.
Важным элементом кредитной политики банка являетсяиспользуемый им инструментарий для удовлетворения потребностей клиентов взаемных средствах, выраженный в видах выдаваемых банком ссуд (кредитов). Чемразнообразнее этот инструментарий, тем полнее могут быть удовлетвореныиндивидуальные потребности клиентов. Вместе с тем на выбор банком кредитногоинструментария оказывают влияние не только потребности клиентов, но и егоособенности (финансовое положение, надежность, статус по отношению к банку идр.), а также возможности и интересы самого банка.
Форма предоставления:
Налично-денежная («живые кредиты»). Кредит предоставляетсязаемщику в наличной (через кассу банка) или безналичной форме путемперечисления денежных средств на расчетный счет клиента. В этом случаепроисходит одновременное увеличение обязательств (пассива баланса) и требований(актива баланса) банка.
Переоформление. Переоформление ссудной задолженности клиентаперед банком осуществляется двумя путями:
— реструктуризация задолженности;
— предоставление нового займа.
По технике предоставления:
— Кредит, выданный одной суммой. Осуществляется в видеединовременного платежа на счет заемщика или его контрагента.
— Открытая кредитная линия.
— Кредиты «stand by» — возникаюткак реализация права заемщика обратиться к кредитору за получением кредита взаранее оговоренной сумме, но на условиях, подлежащих более позднемусогласованию.
— Контокоррентный кредит (от итал. conto corrente — текущий счет). Это единый счет, накотором учитываются все операции банка с клиентом.
— Овердрафт (англ. overdraft — текущий счет). Это счет, по которому на основаниисоглашения между клиентом и банком допускается превышение суммы списанияденежных средств по счету свыше имеющегося остатка на нем.
— Срок пользования кредитом:
— Краткосрочные.
— Среднесрочные.
— Долгосрочные.
— Онкольные, то есть без установления четкого срокапользования кредитом. Такой кредит должен быть возвращен по первому требованиюбанка-кредитора. Онкольные кредиты распространены в зарубежной банковскойпрактике и редко встречаются у нас в стране. Хотя в последнее время банки сталиобращаться к подобной практике выдачи кредитов в целях регулированияликвидности баланса.1.4 Прочие обслуживающие операции коммерческогобанка
Кроме кредитных и расчетно-кассовых операций банк выполняетбольшое количество специфических присущих ему услуг.
К таким услугам относятся следующие сделки:
- операции сценными бумагами (доверительное управление, работа на фондовом рынке);
- лизинговыеоперации;
- факторинговыеоперации;
- трастовыеоперации.
Операции с ценными бумагами, осуществляемые коммерческимибанками, концентрируются в рамках фондового (инвестиционного) отдела каждогобанка, покупающего и продающего их как за счет средств банка, так и попоручениям клиентов.
Кроме того, фондовые отделы могутзаниматься организацией эмиссии (выпуска) и реализации ценных бумаг предприятий,организаций, ведомств, осуществлять хранение или управление портфелем ценныхбумаг клиента за соответствующее комиссионное вознаграждение.
В зависимости от видов ценных бумаг, которые участвуют всделке, все банковские операции с ними подразделяются на фондовые икоммерческие (с коммерческими ценными бумагами). Исходя из их функциональногоназначения — на эмиссионные; торговые (купля-продажа); сохранные (по хранению);доверительные (по доверительному управлению); залоговые; гарантийные. При этом кинвестиционным операциям банков относятся только торгово-комиссионные операции сфондовыми ценными бумагами.
Можно выделить как чисто инвестиционные банковские операции(для которых характерно наличие двух основных характеристик: вложения средств иполучения прибыли), так и квазиинвестиционные операции, для которых характерноналичие лишь одной из указанных характеристик.
Инвестиционными операциями банковсчитаются операции с ценными бумагами третьих лиц по их купле-продаже, причемпокупки банком собственных акций могут рассматриваться как квазиинвестиции, посколькуприсутствует только один из характерных признаков — факт сложения средств, таккак обычно дивиденды по акциям, находящимся в обственности акционерногообщества, не начисляются. В качестве другого вида квазиинвестиционных операцийвыступают те операции, в которых банк является эмитентом ценных бумаг. В этомслучае присутствует также только один из характерных признаков — наличиеприбыли как результата данных операций, а факт вложения средств осуществляетсятем, кто покупает ценные бумаги, выпущенные банком.
В зависимости от характераосуществления все инвестиционные операции с ценными бумагами подразделяются надобровольные и принудительные (обязательные). К последним, например, относятсяоперации с государственными ценными бумагами, когда от покупки ценных бумагбанк уклониться не имеет права. Среди добровольных инвестиций можно условновыделить активные и пассивные. Активные инвестиционные операции направлены на быстроеизвлечение прибыли от изменения курса ценных бумаг и носят спекулятивныйхарактер, пассивные — наоборот, ориентированы на длительные сроки хранения ценныхбумаг в целях получения доходов от процентов по ним.
Все инвестиционные банковские операции также классифицируютсякак собственные (проводимые за счет банка) и клиентские (доверительные),осуществляемые за счет средств и по поручению клиентов.
В основе совершения сделок с ценнымибумагами может лежать не только желание приобрести определенные ценные бумаги(или желание избавится от них), но и желание совершить с бумагами спекулятивнуюоперацию. Кратко напомним ее суть. Спекулятивная операция предполагает такназываемую игру разнице курсов ценных бумаг. Курсом (курсовой стоимостью)ценной бумаги признается цена купли-продажи ценной бумаги в определенныймомент. Спекулятивная операция предполагает, что от продажи (покупки,перепродажи, нескольких операций купли-продажи) можно получить определенныйдоход; при этом качества самой бумаги, хотя и признаются в общем случаеважными, отходят на второй план. Курс меняется под влиянием многих причин — ичасто непредсказуемо.
Принято считать, что сделки с ценными бумагами в основномсовершаются на фондовой бирже (или в фондовом отделе биржи по иного типа).Однако в России в настоящее время основное количество сделок совершается навнебиржевом рынке и, более того, многие бирже влачат жалкое существование,обороты торговли на них незначительны. Биржевые и внебиржевые сделкисущественно различаются по форме и незначительно, по сути.
Среди нетрадиционных операций коммерческих банковсущественную роль играет лизинг. Единого понятия категории лизинг в современнойлитературе не существует, но большинство экономистов под лизингом понимаетаренду машин, оборудования и сооружений производственного назначения.
На практике при проведении лизинговой операции участвуют триэкономических субъекта:
- лизингодатель — банк или любое кредитное учреждение, в уставе которого предусмотрен данный виддеятельности;
- лизингополучатель- любое юридическое лицо;
- поставщик — продавец предмета лизинга. Лизинг — это, по сути, предоставляемыйлизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого имущества, т.е. втоварной форме на условиях срочности, возвратности и платности.
Лизинговые операции делятся на два вида:
- оперативныйлизинг;
- финансовыйлизинг.
К оперативному лизингу относятся сделки, по которым срокаренды меньше срока службы имущества, т.е. лизингодатель сдает имущество влизинг несколько раз.
Разновидностью лизинговых операций, осуществляемыхкоммерческими банками, является финансовый лизинг, т.е. лизинг с полнойокупаемостью. Финансовый лизинг предусматривает получение в течение всего срокаданной операции твердо установленной платы, достаточной для полной амортизацииоборудования и способной дать банку фиксированную прибыль. Все правабанка-лизингодателя фиксируются в договоре лизинга.
Факторинг является достаточно распространенной формойкредитования в зарубежной банковской практике.
Операция факторинга представляет собойпокупку банком или специализированной факторинговой компанией денежныхтребований поставщика к покупателю и их инкассацию за определенноевознаграждение. Это способ кредитования поставщика с условием возврата кредитав форме правопреемства или уступки права требования к покупателю.
В мировой практике существуют следующие виды факторинговыхопераций:
- покупка счетов соскидкой и с уплатой фактору;
- принятиефирмой-фактором на себя всех операций по учету продаж компании с ведением всехсчетов ее дебиторов и инкассацией долга;
- предоставлениегарантии полной оплаты товара даже в том случае, если покупатель просрочит иливообще не выплатит долг.
Факторинг дает поставщику следующие преимущества:
- досрочнуюреализацию долговых требований;
- освобождение отриска неплатежа;
- упрощениеструктуры баланса;
- экономиюна административных и бухгалтерских расходах.
Все это способствует ускорению оборота капитала поставщика,снижению издержек обращения и росту прибыли.
Процентная ставка по факторинговому кредиту обычно нанесколько процентных пунктов превышает текущую банковскую ставку по обычнымкредитам.
Форфейтинг – это кредитование экспортера посредством покупкивекселей или других долговых требований, форма трансформации коммерческогокредита в банковский.
Продавцом выступает экспортер, покупателем (форфейтором) — банк или специализированная компания. Покупатель (банк) берет на себя коммерческиериски, связанные с неплатежеспособностью импортеров, без права регресса этихдокументов на экспортера.
Усиливающаяся конкуренция между коммерческими банками идругими кредитно-финансовыми институтами за привлечение клиентов привела кразвитию трастовых, или доверительных операций.
Под трастом в банковской практике понимаются доверительныеотношения между сторонами, одна из которых принимает на себя ответственность зараспоряжение собственностью доверителя в пользу доверителя.
Цели различных видов трастов могут быть разными, но восновном это получение доходов не только для байка, но и для доверителя.
В трастовых операциях действуют три субъекта:
- доверитель — юридическое или физическое лицо, доверяющее имущество в управление;
- доверительное лицо- банк иди специальная трастовая компания, которой доверяется управлениеимуществом;
- выгодоприобретательлицо, в пользу которого создан траст и начисляются доходы на него.
Трастовые услуги оказываются как юридическим, так ифизическим лицам.
Российские коммерческие банки осуществляют такие видытрастовых услуг, как управление ценными бумагами клиента и первичное ихразмещение.
Глава 2 Анализ и оценка банковского обслуживанияпредприятий2.1 Организационно-экономическая характеристикабанка
Сбербанк России является юридическим лицом и со своимифилиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурнымиподразделениями составляет единую систему Сбербанка России.
Филиальная сеть Сбербанка России расположена на всейтерритории страны. По состоянию на 01 января 2008г. сеть Сбербанка Россиисостояла из 71 территориальных банков, 2511 отделений, 32250 внутреннихструктурных подразделений.
Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лици действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России,имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символикуСбербанка России.
Структура Сбербанка России представлена на рисунке №2.

/>Сбербанк России Управление Сбербанка России />
Региональные банки   />/>

/>Территориальные банки
/>

/>Отделения Сбербанка России Валютный отдел Отдел ценных бумаг Экономический отдел Юридический отдел Бухгалтерия Отдел кадров Отдел пластиковых карточек Отдел службы безопасности Коммунальный отдел Отдел вкладов Отдел валютного контроля Отдел расчетов и переводов
/>
Филиалы Сбербанка России
Рисунок №2. Структура Сбербанка России.
Положительныетенденции в экономике страны создали основу для расширения операций СбербанкаРоссии.
Рост числакорпоративных клиентов существенно изменил структуру пассивов Банка. Средствана рублёвых счетах юридических лиц составили четверть от суммарных остатковсредств корпоративных клиентов в российских коммерческих банках. По состояниюна 1 января 2008 года каждое четвёртое российское предприятие находилось наобслуживание в Банке.
Таблица 1 Структура акционеров на 01.01.2008 года (%)
/>

Из диаграммы видно, что наибольший удельный вес в структуреакционеров занимает банковский сектор, также немалую роль играют инвестиционныекомпании и физические лица, соответственно 21,4 и 11,9%. Поэтому основнаяуправляющая роль находится в руках банковского сектора, куда также входит иЦентральный банк РФ.
В 2001-2007 году работа по продвижению на рынокконкурентоспособных банковских продуктов. Предлагаемые Банком вклады учитываютпотребности всех социальных групп граждан – работающих и пенсионеров, молодёжии людей среднего возраста, они рассчитаны как на малообеспеченные слоинаселения, так и на людей со средним и высоким уровнем дохода. Это позволилоБанку упрочить свои позиции на рынке привлечения средств физических лиц. За 2007год его доля в объёме рублёвых вкладов населения в коммерческих банках страныувеличилась с 84,7% до 87,0%.

Таблица 2 /> />
Валюта баланса (млрд. руб.)
Динамичнорастет валюта баланса Сбербанка, которая к 01.01.2008 года превысила 1,0 трлн.руб. против 646 млрд. руб. на начало 2007 года. Продолжает наращиватьсясобственный капитал Банка. Размер капитала на начало 2008 года достиг 29,6млрд. руб. Полученная Банком прибыль способствовала увеличению капитала в 1,4раза.
Около40 % валюты баланса Сбербанка России приходится на 10 крупных территориальныхбанков — Московский (60 трлн. руб.), Московский областной, Санкт-Петербургский,Краснодарский (по 11 — 16 трлн. руб.), Нижегородский, Самарский, Ростовский,Екатеринбургский, Воронежский, Банк Татарстан (по 6 — 8 трлн. руб.). При этом 5из приведенных десяти крупнейших банков (Московский, Санкт-Петербургский,Краснодарский, Самарский и Воронежский) обеспечили около 50 % суммы прибыли,полученной всеми территориальными банками (без учета прибыли ЦентральногоАппарата Банка) и 30 % собственного капитала Банка.
Приоритетным направлением размещения средств банка являетсякредитование реального сектора российской экономики. Объём кредитного портфеляБанка вырос за год в 2,5 раза. При предоставлении ресурсов соблюдается принципразумной консервативности: доля просроченной кредитной задолженности в портфелеБанка составляет 4,1%, в то время как в целом по банковской системе этотпоказатель достигает 7%.
Таблица 3 /> />
Собственный капитал (млрд.руб.)
В период с 2004 года по 2007 год наблюдается заметный ростсобственного капитала, это говорит о правильном ведении экономическойдеятельности банка.
Универсальный характер деятельности Банка проявился вразвитие всех направлений современного банковского бизнеса. Активно наращиваясвоё присутствие на российском рынке драгоценных металлов, он стал крупнейшимоператором этого рынка. Существенно укрепились позиции Банка на рынке международныхи российских банковских карт.
Банк стабильно и неукоснительно соблюдает критерии банковскойнадёжности. На конец 2007 года все экономические нормативы, установленныеБанком России, выполнялись с запасом. Сбербанк России продолжал наращиватьобъёмы собственных средств, не прибегая к дополнительным эмиссиям акций.Полученная прибыль за 2007 год способствовала увеличению его капитала на 40%.Уставной капитал Банка составил 750,1 млн. руб.

/>
Таблица 4 Прибыль (млрд. руб.)2.2 Анализ расчетно-кассового обслуживанияпредприятий
Отдел по работе с юридическимлицами является самостоятельной структурной единицей отделения банка,возглавляются начальником отдела и подчиняется управляющему.
Отдел осуществляет по поручениям клиентов расчетные икассовые операции, предусмотренные действующим законодательством и нормативнымидокументами, регулирующими данный вид отношений банка и клиентов. Работа отделастроится на локальном балансе, который ежегодно передается в отдел бухучета иотчетности отделения.
Отдел создан для комплексного расчетно-кассового обслуживанияюридических лиц и осуществляет все виды такого обслуживания. Отдел осуществляетоткрытие и закрытие расчетных счетов на основании письменного разрешения управляющего.
Основными задачами отдела являются:
1) созданиеблагоприятных условий для увеличения постоянных остатков на расчетных счетахклиентов;
2) предоставлениеовердрафтных кредитов клиентов с целью получения дополнительной прибыли;
3) созданиеразветвленной системы «Банк-Клиент» с целью увеличения скорости прохожденияплатежных документов и улучшения условий обслуживания клиентов;
4) созданиеинформационной базы о клиентах, денежных потоках, которая могла быиспользоваться руководством отделения в процессе принятия решений иформировании политики отделения на кредитном рынке;
5) привлечение юридическихлиц на расчетно-кассовое обслуживание.
Отделоказывает разнообразные консультационные услуги, информационные и др.
Отдел имеет следующую структуру:
- начальник отдела;
- заместительначальника отдела;
- два главныхинспектора.
Сберегательныйбанк заключает договора банковского счёта с клиентом, обратившимся спредложением открыть счёт на объявленных банком (для счетов данного вида)условиях, соответствующих требованиям, предусмотренных законом и установленнымив соответствии с ним банковскими правилами.
По договору банковского счёта (как в рублях, так и виностранной валюте) банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счёт,открытый клиенту, денежные средства, выполнять его распоряжения о перечислениии выдаче соответствующих сумм со счёта и проведении других операций по счёту.
В договоре даётся исчерпывающий перечень документов,необходимых для открытия и ведения счёта конкретного клиента в соответствии сего правовым статусом и видом открываемого счёта. В договоре закрепляются такжеосновные положения, касающиеся порядка ведения счёта. Пункты Типового договорао проведении платежей в порядке очерёдности, установленной законодательством, ио плате за услуги в соответствии с действующими тарифами банка неконкретизируются, т. к. законодательство и тарифы могут изменяться, нодействующие тарифы обязательно оформляются приложением к договору.
В соответствии с договором банк вправе отказать клиенту всовершении операций по счёту в случаях:
1. представленияплатёжных поручений на проведение банковских операций при отсутствии средств насчёте клиента;
2. представления вбанк ненадлежащим образом оформленных платёжных поручений и иных, необходимыхдля проведения банковских операций, документов;
3. нарушения сроковпредставления расчётных документов (если такие сроки предусмотрены договоромили дополнительным соглашением);
4. не уведомленияили несвоевременного уведомления банка о намерении осуществить платёж свышесуммы, предусмотренной договором (если данное условие включено в договор);
5. в других случаях,предусмотренных договором и не противоречащих действующему законодательству.
На основании данных бухгалтерского учёта отделения составляютежедневный, оперативный, ежемесячный и годовой отчёты о кассовом исполненииГосударственного бюджета в объёме и по формам, установленным ЦБ РФ посогласованию с Министерством финансов РФ.
Для открытия расчётных, текущих и бюджетных средств клиентпредоставляет в банк следующие документы:
1) Заявление наоткрытие счёта, подписанное руководителем и главным бухгалтером юридическоголица;
2) Свидетельство огосударственной регистрации;
3) Учредительныедокументы, подтверждающие статус юридического лица (заверенное нотариально);
4) Справка изорганов статистики о присвоении кодов по ОГПО и классификационных признаков;
5) Справка изналоговой инспекции;
6) Справка извнебюджетных фондов о постановке на учёт;
7) Карточка собразцами подписей и оттиска печати в 2-х экземплярах;
8) Документ,подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счётом.
Операции по счетам клиентов в отделениях Сбербанка выполняются:
1) операционно-кассовымработником, или операционистом;
2) кассиром – пооперациям с наличными денежными средствами.
Все расчётные отношения в Российской Федерации построены наобщих принципах, совершаются по единым правилам, которые устанавливаются законодательствоми нормативными актами Банка России. Расчёты между юридическими лицамиосуществляются в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчётов не долженпревышать двух операционных дней.
Сбербанк России уделяет первостепенное внимание быстрому икачественному выполнению поручений своих клиентов, используя для этого системумежбанковских расчётов. Она объединяет Расчётный Центр в г. Москве итерриториальные расчётные центры, охватывающие все регионы страны.
В расчётной системе Сбербанка используются только электронныеплатёжные документы, что позволяет максимально сократить срок прохождениярасчётов благодаря применению передовых банковских технологий передачи, защитыи обработки информации.
Все расчётные операции осуществляются в режиме реальноговремени и в целом в рамках Сбербанка России – круглосуточно. Расчёты междуклиентами, имеющими счета в отделениях или подразделениях банка на территорииРоссии – в течение суток.
При осуществлении безналичных расчётов допускаются следующиеформы расчётов:
1) платёжнымипоручениями;
2) чеками;
3) аккредитивами;
4) расчёты поинкассо (платёжные требования, требования-поручения, инкассовые поручения), атакже расчёты в иных формах, предусмотренных законом.
Предприятия могут выбирать любую из установленных формрасчётов, исходя из собственных интересов. Банк не вправе препятствоватьосуществлению расчётов по формам, предусмотренным в договоре контрагентов.Платежи производятся только при наличии на счетах плательщиков собственныхсредств, если иное не оговорено между банком и владельцем счёта. Помарки иподчистки в расчётных документах не допускаются.
Расчёты между предприятиями и организациями осуществляются,как правило, в безналичном порядке, в установленных формах, путём перечислениясредств со счёта плательщика на счёт получателя в банке.
Наиболее распространённой формой расчётов являются расчётыплатёжными поручениями.
Клиент самостоятельно заполняет платёжные поручения ипредставляет в банк операционисту, ведущему его расчётный счёт.
Первый экземпляр платёжного поручения, подписанный лицами,имеющими право распоряжаться счётом и заверенный оттиском печати, используетсядля списания средств со счёта клиента.
Второй экземпляр платёжного поручения, если:
а) перечисленная сумма подлежит зачислению на счёт в другомбанке – предназначается соответствующему учреждению другого банка;
б) счёт получателя ведётся в том же учреждении банка –используется как мемориальный ордер для зачисления на этот счёт;
в) счёт получателя ведётся в другом учреждении банка – то онприлагается к реестру-ордеру (ф.167) или служит основанием для зачисления насчёт, открытый в учреждении (ОПЕРУ). В этом случае на поручении должна бытьразрешительная подпись главного бухгалтера.
Третий экземпляр платёжного поручения предназначен получателюплатежа при выписке из его лицевого счёта.
Четвёртый экземпляр платёжного поручения, заверенный печатьюбанка и подписью специалиста банка в приёме поручения, возвращается клиенту.Навсех экземплярах платёжного поручения операционист банка проставляет дату исвою подпись, а на первом экземпляре (также на втором, когда поручение служитордером на зачисление); кроме того, указывает остаток средств по счёту послесовершения операции. Сумма поручения записывается в лицевой счёт и операционныйдневник.
Предельные суммы расчётов между юридическими лицами наличнымиденежными средствами на территории Российской Федерации устанавливаютсядействующим законодательством. В настоящее время предельный размер расчётовналичными деньгами – 10000 рублей.
Юридические лица, не имеющие задолженности по платежам вбюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, по согласованию сбанком могут расходовать поступающую в их кассу выручку на заработную плату ивыплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции унаселения, скупку тары и вещей у населения, а также на командировочные расходы,покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплату срочныхремонтных работ и горюче-смазочных материалов.
Банку запрещено производить операции, связанные с выплатойналичных денежных средств предприятиям, без зачисления на соответствующий банковскийсчёт. Банк не вправе принимать в свою кассу от юридических лиц наличные деньгидля зачисления их на счета третьих лиц. Приём наличных денежных средств отклиентов для зачисления на счёт производится по объявлению на взнос наличными,состоящему из объявления, ордера и квитанции.
Операционист банка записывает операцию по приёму наличныхденег в лицевой счёт и операционный дневник, указывает на обороте объявленияостаток средств на счёте после совершения операции, дату и ставит свою подпись,отделяет ордер от объявления и присоединяет его к лицевому счёту для выдачивладельцу при выписке, а объявление и квитанцию передаёт кассиру. Кассирпроверяет правильность заполнения документов, подписывает их и выдаёт вносителюквитанцию. Объявление в составе отчёта передаётся в бухгалтерию для контроля.
Суммы кассовых документов отражаются в операционном дневникев тот же рабочий день. Исправления и помарки в кассовых документах не допускаются.Получение наличных денежных средств юридическими лицами осуществляется толькосо своего расчётного (текущего) и (или) бюджетного счёта в размере, необходимомна оплату труда, выплаты социального характера, стипендии, пенсии, пособия,закупку сельскохозяйственной продукции у населения, страховых возмещений, атакже на другие расчёты с физическими лицами, текущие хозяйственные нужды икомандировочные расходы в пределах средств на своих счетах.
Наличные деньги, полученные в банке, расходуются строго поцелевому назначению. Организации (за исключением предприятий-недоимщиков), независимоот их организационно-правовой формы, могут иметь в своей кассе наличные деньгив пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителямипредприятий, и обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверхустановленных лимитов в порядке и сроки, согласованные с банком, в соответствиис правилами ведения кассовых операций. При необходимости лимит остатка кассыможет быть пересмотрен банком.
Выдача денежных средств по чеку производится лицу, котороеуказано в чеке. Денежный чек действителен в течение 10 дней, не считая днявыписки. При выдаче наличных денег операционист банка:
1) поверяетправильность заполнения реквизитов, указанных в чеке, сличает суммы прописью ицифрами, подписи, оттиск печати на чеке и его номер с образцами подписей,печатью и номерами чеков в карточке;
2) удостоверяется вличности получателя денег, предлагает ему расписаться на обороте чека и сличаетэту подпись с образцом подписи, имеющимся в предъявленном паспорте илидокументе, его заменяющем, записывает на обороте чека данные паспорта или заменяющегоего документа (если сведения о документе заполнены получателем, сверяет их спредъявленным документом) и ставит свою подпись;
3) списывает суммучека со счёта клиента, проставляет на обороте чека остаток средств на счётепосле совершения операции, дату и свою подпись, записывает операцию воперационный дневник и передаёт документы в кассу.
Кассир проверяет:
1) наличие наобороте чека данных о предъявленном документе, удостоверяющем личностьполучателя;
2) сверяет распискув получении денег на обороте чека с образцом подписи в паспорте или документе,его заменяющем;
3) наличие на чекеподписи операциониста;
4) подписывает чек;
5) выдаёт получателюденьги и возвращает документ, удостоверяющий личность получателя.
Учёт средств клиентов, открывших счета в банке в качествепредпринимателей без юридического лица, может осуществляться для их удобства набланках лицевых счетов с выдачей сберегательной книжки. Лицевые счета такихклиентов хранятся в отдельной картотеке. Лимит кассы и предельный размеррасчётов наличными деньгами для предпринимателей без образования юридическоголица не устанавливается и проверка кассовой дисциплины не проводится.
В случае несвоевременного зачисления на счёт поступившихклиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счёта, атакже невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счёталибо их выдаче со счёта банк обязан уплатить на эту сумму проценты в размересуществующей учётной ставки банковского процента на день исполненияобязательств за каждый день просрочки.
Активно овладевать новой клиентурой – юридическими лицами –банк начал в 1995 году.
Сегодня Промышленное отделение Сбербанка РФ №8231 г.Екатеринбурга удерживает лидирующие позиции на региональном рынкерасчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов. Отделениесовершенствует ведение наличных и безналичных операций в национальной валюте,стремится обеспечить высокую скорость прохождения платежей. В банке применяютсяразличные формы расчётов и гибкая тарифная политика, повышается качественныйуровень работы с клиентами. Решён ряд технических проблем: отделы и службыбанка обеспечены современными технологиями с использованием средствавтоматизации, что позволило повысить безопасность банковских операций,скорость проведения платежей. Больше двадцати предприятий и организацийосуществляют свой электронный документооборот с использованием системы электроннойсвязи «Банк – Клиент».
Важным компонентом во взаимодействии с клиентурой менеджерыбанка считают способность банка предложить клиентам комплексное банковское обслуживаниеи наибольшее число услуг с помощью дочерних структур и предприятий-партнёров.Чем больше услуг получает клиент, тем теснее его связь с банком. Усилия порасширению количества услуг уже позволили банку увеличить доходы отобслуживания юридических лиц.
Исходяиз полученных данных по расчетно-кассовому обслуживанию (РКО) юридических лиц вПромышленном отделении Сбербанка РФ видно, что среднедневные остатки (тыс.руб.) постоянно растут – это говорит о постоянном повышении количествасовершаемых операций по расчетно-кассовому обслуживанию среди юридических лиц иследовательно о повышении доходов банка. Также на доходы банка влияетколичество счетов (штук) юридических лиц по РКО, что исходя из таблицы тожеувеличивается с каждым кварталом (кв.), а далее с каждым годом. Рассматриваядалее таблицу с данными по РКО юридических лиц в данном отделении Сбербанка РФчетко заметно увеличение доли остатков на счетах юридических лиц в пассивах (в%), что указывает на аспект постоянного увеличения массы расчетно-кассовыхопераций вообще, в случае чего возрастает уровень используемых средствюридических лиц банком среди других известных пассивов банка. К тому же доходыот расчетно-кассового обслуживания являются самыми дешевыми пассивами (источниками)ресурсов банка. Динамику остатков на расчетных счетах клиентов по расчетно-кассовомуобслуживанию таблица 5.
Таблица 5 Динамика остатков на расчетных счетах клиентов.
Среднедневные остатки(тыс. руб.)
2006 год
2007 год
I кв.
II
кв.
III
кв.
IV
кв.
I кв.
II
кв.
III
кв.
IV
кв. 90000 95900 120300 150000 153000 169500 180700 200000 Количество счетов (штук). 1850 1990 2300 2700 2890 3112 3357 3500 Доля остатков на счетах юридических лиц в пассивах (в %). 9% 9,3 12% 14,3% 14,5% 17% 17,5% 20%
Рассматриваядинамику доходов от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц вполнечетко заметно ее постоянный рост, особенно – это характерно при переходе совторого на третий квартал 2007 года, данный период в экономике нашей областиподразумевает экономический рост в сфере бизнеса. Соответственно доля доходовна данный период в общей сумме доходов резко начинает расти в процентномсоотношении, не только в Сбербанке РФ, но и в других коммерческих банкахстраны. Динамика доходов от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц представленав таблице 6.
Таблица 6 Динамика доходов от расчетно-кассового обслуживанияюридических лицДоходы от расчетно-кассового обслуживания (тыс. руб.).
2006 год
2007 год
I кв.
II
кв.
III
кв.
IV
кв.
I кв.
II
кв.
III
кв.
IV
кв. 210 390 750 800 875 930 1010 1250 Доля доходов в общей сумме доходов (в %). 0,7% 1,1% 1,5% 1,9% 2% 2,5% 3,7% 4,0%
Расходы от расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФпоказывают ее рост, однако если сопоставить их с доходами по РКО то это незначительно,так как их соотношение два к одному, доходы по расчетно-кассовому обслуживаниюв два раза превышают их расходы это характерно только в 2007 году, когданазревает рост в экономике области, а следовательно и увеличение количестваопераций и рост массы счетов юридических лиц в сфере расчетно-кассовогообслуживания. Пик преобладания доходов над расходами однако приходится к 2008году, здесь доходы по расчетно-кассовому обслуживанию в три раза превышаютрасходы по РКО, что говорит о выгодности работы в этом направлении.Рассматривая же долю расходов в общей сумме расходов по отношению к доходнойчасти можно сказать с уверенностью о том, что с каждым моментом времени всевыгоднее и выгоднее работать в области РКО и что доля расходов в общей суммерасходов не так велика, а лучше сказать даже низка. Динамика расходов от расчетно-кассовогообслуживания юридических лиц представлена в таблице 7.
Таблица 7 Динамика расходов от расчетно-кассовогообслуживания юридических лицРасходы от расчетно-кассового обслуживания (тыс. руб.).
2006 год
2007 год
I кв.
II
кв.
III
кв.
IV
кв.
I кв.
II
кв.
III
кв.
IV
кв. 115 170 250 300 310 350 370 375 Доля расходов в общей сумме расходов (в %). 0,1% 0,3% 0,5% 0,7% 0,7% 0,8% 1,10% 1,25% 2.3 Анализ кредитования предприятий
В2007 году объём кредитных вложений Сбербанка России в реальный сектор экономикивырос на 70,6 млрд. руб., или в 2,8 раз, и на 1 января 2008 года составил 108,9млрд. руб., что качественно изменило структуру кредитного портфеля Банка.
Банк занимает ведущие позиции по общей сумме вложений вэкономику России, по максимальным размерам предоставляемых кредитов на одногозаёмщика, а также по срокам, на которые выдаются кредиты.
Расширяя спектр предоставляемых услуг на основе использованиясовременных банковских технологий, Банк осуществляет кредитование предприятий иорганизаций всех сфер экономики по следующим направлениям:
- Коммерческие ипроизводственные программы;
- Внешнеторговыеоперации, в том числе с использованием аккредитивной формы расчётов;
- Инвестиционноекредитование на цели технического перевооружения, модернизации и расширенияпроизводства;
- Кредитованиепредприятий золотодобывающей отрасли;
- Проектноефинансирование;
- Предэкспортноефинансирование;
- Синдицированноекредитование;
- Лизинговоефинансирование через дочерние компании Банка.
Вцелях удовлетворения потребности своих клиентов в современных кредитныхпродуктах Банк предлагал различные виды кредитов, включая овердрафтные,вексельные кредиты, кредитные линии на выгодных для клиентов условиях;предоставлял все виды банковских гарантий, в том числе гарантии надлежащегоисполнения контракта, возврата аванса, таможенные и.т.д.
В течение года Банк выдал кредитов юридическим лицам на сумму286,2 млрд. руб. и 19,8 млрд. долл. США. Общий остаток ссудной задолженности наконец 2007 года составил 163,5 млрд. руб.
Банк неуклонно наращивает объёмы вложений в промышленность.Кредиты предоставляются предприятиям всех отраслей народного хозяйства, в томчисле нефтяным и газовым компаниям, предприятиям цветной и чёрной металлургии,машиностроения, энергетики и транспорта, пищевой промышленности,телекоммуникационным и строительным компаниям.
Между Банком и крупнейшей нефтяной компанией России – ОАО «НКЛукойл» установились стабильные партнёрские взаимоотношения, что явилосьосновой для подписания сторонами в истекшем году Генерального соглашения осотрудничестве, направленного на реализацию программ организации комплексногорасчетно-кассового обслуживания, оптимизации финансовых потоков, а такжекредитования различных инвестиционных и коммерческих программ компании.
/> />
Таблица 8 Объем кредитногопортфеля
Начиная с 2007 года Банк принимает участие в финансированиипроизводственных программ ОАО «ТНК», целью которых является реализация основныхнаправлений её развития, в том числе по увеличению добычи и запасов нефти,освоению Самотлорского Месторождения и реконструкции Рязанскогонефтеперерабатывающего завода.
В минувшем году Банк продолжил осуществление программсотрудничества в области кредитования с такими крупнейшими предприятиямиметаллургической отрасли России, как ОАО «Норильский горно-металлургическийкомбинат имени А.П.Завенягина», ОАО «Северсталь».
Банк активно кредитовал проекты, связанные со строительствоми реконструкцией жилья, бизнес – центров, магазинов и других объектовкоммерческого строительства. За год им выданы кредиты на финансированиежилищного строительства на сумму 3,7 млрд. руб. и 98 млн. долл. США.
Особое внимание уделялось созданию банковских продуктов покредитованию, учитывающих отраслевую специфику кредитуемых предприятий.
Банк принял участие в реализации программы государственнойподдержки лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования, направленной наповышение материально – технического оснащённости агропромышленного комплексаРоссийской Федерации и развитие отечественного сельскохозяйственногомашиностроения. Банк предоставлял кредитные ресурсы лизинговой компании «Росагроснаб»для закупки сельскохозяйственной техники и оборудования для нужд организацийагропромышленного комплекса.
Вкачестве приоритетного направления инвестиций Сбербанком выбрано и успешнореализуется кредитование реального сектора российской экономики. За 2007 годБанк увеличил объемы инвестиций в 2,8 раза и по существу стал главнымкредитором реальной экономики. Объем кредитного портфеля Сбербанка увеличилсяза год почти в 3 раза и на 01.01.2008 г. составил 163,5 млрд. рублей. В 2007году было выдано кредитов юридическим лицам на сумму 286,2 млрд. руб. и 19,8млрд. долларов США./> />
Таблица 9 Структура кредитногопортфеля по направлениям кредитования на 01.01.2008 года (%)

Среди крупных заемщиков 2007 года: ОАО “Центральная топливнаякомпания” (г.Москва), АК “АЛРОСА” (синдицированный кредит, Республика СахаЯкутия), ОАО “Нижнекамскнефтехим” (Республика Татарстан), ОАО “Ростелеком” иЗАО “РТК-Лизинг” (г.Москва), ЗАО “Первый контейнерный терминал” (г.Санкт-Петербург), ЗАО “Северная нефть” (Республика Коми), ЗАО “Геотерм”(г.Петропавловск-Камчатский), ГП “Космическая связь” (г.Москва).
Основное направление кредитования является промышленность накоторую приходится 39,47% соответственно, это показывает основную стратегиюкредитной политики проводимой Сбербанком, на второе место можно поставитьстроительство, торгово-посредническую деятельность и коммерческие банки, накоторые в совокупности приходится 30,33%. Меньше всего уделяется вниманиесельскому хозяйству, так как в этой отрасли наиболее тяжелая ситуация и низкаявозможность возврата кредита.2.4 Анализ и оценка общих услуг по обслуживаниюпредприятий
Комплексноеобслуживание золотодобывающих предприятий. Включающее операции по предсезонномукредитованию недропользователей с одновременным заключением договоров купли –продажи драгоценных металлов, позволило золотодобытчикам – клиентам СбербанкаРоссии обеспечить нормальный ход выполнения производственных планов иреализовать ему в 2007 году 20 т золота и 30 т серебра.
Развивались операции на международном рынке драгоценныхметаллов. На конец 2007 года на «металлических» счетах Банка в зарубежныхбанках находилось 4,3 т золота и 14,8 т серебра.

Таблица 10 Приобретение золота в слитках у недропользователей/> />
(тонн)
Заметно расширились объёмы операций с драгоценными металламидля юридических лиц. Продажа золотых мерных слитков предприятиям осуществляласьв филиалах Банка, расположенных в 37 регионах России. Значительный рост числафилиалов, выполняющих эти операции, позволил почти вдвое по сравнению с 1996годом увеличить объём реализации золота предприятиям, который на 1 января 2008года превысил 400 кг. Более чем на треть увеличилось число филиалов Банка,осуществляющих продажу населению памятных монет из драгоценных металлов,выпускаемых Банком России.
В 2007 году Сбербанк России упрочил свои позиции на всехсегментах валютного и денежного рынков. Банк сохранил за собой статус одного изведущих маркет-мейкеров как на рынке рубль/доллар, так и на межбанковском рынкеденежных ресурсов. На внутреннем валютном рынке на долю Банка приходилось около20 % биржевого оборота.
На международном рынке валют, несмотря на резкое сокращениекруга внешних контрагентов и ухудшение условий работы из-за ухода ряда нерезидентовот работы с Россией, Банк увеличил в 2007 году количество совершаемых сделок.
Возросла его роль в сфере банкнотных операций, в обеспечениипотребностей своих клиентов и коммерческих банков в наличной и иностраннойвалюте. На долю Банка приходится более 20; объёма ввозимой в Россию наличнойвалюты и около 50 % объёма вывозимой валюты.
Расширился круг ограниченно конвертируемых валют, по которымБанком проводились конверсионные операции и удовлетворялись потребностиклиентов. Наряду с традиционными операциями по украинской гривне, белорусскомурублю, казахскому тенге стали впервые проводиться операции с эстонской кроной,латвийским латом, литовским литом, чешской кроной и польским злотым. Банкостался фактически единственным кредитным институтом в России, способнымпредложить своим клиентам услуги на этом рынке в столь широком спектреограниченно конвертируемых валют. Это позволило ему в 2007 году значительноувеличить объём операций, проводимых по заявкам клиентов.
Глава 3 Пути повышения организации работы спредприятиями
кредитный коммерческий банк кассовый3.1 Организация обслуживания предприятий всовременных условиях
На настоящий момент Сбербанком активно развиваются самыесовременные формы банковского обслуживания. Более чем у 16 тыс. клиентовустановлены терминалы системы удалённого управления средствами на счетах — «Клиент – Сбербанк». За год число клиентов, работающих через систему «Клиент –Сбербанк», увеличилось в 1,5 раза.
Также Сбербанк активно проводит экспортно-импортные операциидля предприятий занимающихся внешнеторговой деятельностью.
Таблица 11 Доля Сбербанка в общем количестве оформляемымкоммерческими банками импортных паспортных сделок (%)
/>

Для комплексного обслуживания клиентов создана и действуетсобственная служба инкассации Банка. Объём перевезённых её подразделениямиценностей составил в 2007 году 1968,3 млрд. руб., или в 1,6 раза увеличилосьчисло клиентов Банка, которые пользуются услугами по инкассации денежнойвыручки, а также количество инкассируемых точек.

3.2 Системное управление банковскогообслуживания банка с предприятиями
ПреимуществомСбербанка России, заметно выделяющим его среди других банков и особеннопривлекающим клиентов, является наличие большой филиальной сети,интегрированной в единую расчётную сеть, позволяющую осуществлять платежипрактически в любую точку России. По состоянию на 1 января 2008 года в системумежфилиальных расчётов Банка входили 71 территориальный банк и 2511 отделений.
За 2007 год через расчётную систему Сбербанка России былопроведено 16,6 млн. платежей по поручениям клиентов Банка в иностранной валюте.Использование современных электронных технологий, чёткая организация работырасчётной системы обеспечили исполнение платежей в сроки, установленныезаконодательством.
Для обслуживания корпоративных клиентов, ориентированных навнешний рынок, Банк имеет широкую сеть корреспондентских отношений в зарубежныхбанках. Им установлены корреспондентские отношения с 280 зарубежными банками в60 странах мира.
В 2007 году была оптимизирована сеть Банка, в результате чегочисло иностранных банков, в которых открыты корреспондентские счета «Ностро»,по состоянию на 1 января 2007 года составило 69 банков. В настоящее времяосновными банками – корреспондентами Сбербанка России являются: The Bank of New York, New York; Commerzbank AG, Frankfurt-am-Main; Chase Manhattan Bank AG; Frankfurt-am-Main; HSBC Bank Plc., London; UBS AG, Zurich; The Bank of Tokyo-Mitsubishi, Tokyo и др.
Свидетельством успешного развития банковского обслуживанияБанка и укрепления его авторитета как финансового партнёра является постоянныйрост числа кредитных организаций (резидентов и нерезидентов), открывающихкорреспондентские счета «Лоро» в Сбербанке России. На 1 января 2008 года ихколичество увеличилось до 955 счетов по сравнению с более чем 700 на начало 2007года. 
Заключение
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительноеправо осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение вовклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанныхсредств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Сегоднякоммерческий банк в развитой рыночной экономике способен предложить клиенту до200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификацияопераций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными дажепри весьма неблагоприятной конъюнктуре. Не случайно во всех странах с рыночнойэкономикой они остаются главным операционным звеном кредитной системы.
Следуетучитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют ииспользуются в практике конкретного банковского учреждения (например,выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенныйбазовый «набор», без которого банк не может существовать и нормальнофункционировать. К таким конституирующим операциям банка относятся:
- прием депозитов;
- осуществлениеденежных платежей и расчетов;
- выдача кредитов.
Систематическое выполнение указанных функций и создает тотфундамент, на котором зиждется работа банка. И хотя выполнение каждого видаопераций сосредоточено в специальных отделах банках и осуществляется особой«командой» сотрудников, они теснейшим образом переплетаются между собой.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон«О банках и банковской деятельности»
2. Инструкция«О порядке регулирования деятельности кредитной организации»
3. Банки ибанковские операции: Учебник для вузов / под редакцией проф. Жукова Е.Ф..- М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004 г.
4. Банковское дело /под редакцией Лаврушина О.И., М.:«Финансы и статистика»,2003 г.
5. Банковское дело.Под редакцией В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой М., «Финансы истатистика» 2006 г..
6. БатраковаЛ.Г., Экономический анализ деятельности коммерческого банка, М.: Логос, 2008 г .
7. Деньги, кредит,банки: Учебник/ О.И. Лаврушина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы истатистика, 2005.- 464 с.
8. Иванов В.В.,Анализ надежности банка, М.: «РДЛ», 20066 г.
9. Маркова О.М…Сахарова Л.С., Сидоров В.Н., Коммерческие банки и их операции: Учеб. пособие.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 г.
10. Мехряков В.Д.,Методологические основы конкуренции на региональном рынке финансовых услуг.//Банковское дело, №7,2007 г.
11. Усоскин В.М.,Современный коммерческий банк. Управление и операции., М.: «АНТИДОР», 2008 г.
12. Челноков В.А.«Банки: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковскоерыночное пространство» М., АОЗТ «Антедор» 1996 г..
13. Черкасов В.Е.,Финансовый анализ в коммерческом банке, М.: «ИНФА-М», 2005 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.