Образовательные технологии и информационный мир в
экологическом представлении
Александр Калмыков
Термин
«информационное общество» все чаще стал появляться на страницах научных и
научно-популярных изданий. За этим стоит объективный процесс постепенного
осознания обществом значимости информации как некоторой самостоятельной
фундаментальной сущности (наряду с энергией и материей) и превращение ее в
реальную производительную силу. Более того, речь идет о революции как в
сознании людей, так и в научно-техническом образе цивилизации. Эта революция
соотносима с той, которая произошла на заре истории, когда человек научился
записывать свои мысли, что дало возможность транслировать знания одного
поколения другому. Именно тогда начали складываться первые образовательные
технологии, и появился институт Учителя. Знания приобрели временную координату,
соответственно формы и методы образования как процедуры передачи знаний
строились во временном измерении. Их конечной целью было максимально возможное
освоение опыта предыдущих поколений, абстрагированного и сжатого в той мере, в
которой это необходимо, чтобы передать следующим.
Сегодня
сложилась качественно иная ситуация: накопленных знаний в целом столько, что их
невозможно освоить не только отдельному человеку, но и научному сообществу.
Вместе с тем информационные технологии и телекоммуникации делают каждый
фрагмент знания общедоступным. Однако легкость доступа к информации еще не
означает легкости получения именно той информации, которая необходима в данный
момент. Возникает проблема не столько хранения и получения, сколько нахождения,
или, как сейчас говорят, навигации в информационном море. Информационной массе
предаются уже чисто пространственные характеристики, соответственно задача
образовательных институтов и структур смещается от поддержки процессов освоения
чужих знаний личностью к освоению методов ориентации в информационном
пространстве. Изменение задачи, стоящей перед институтом Учителя, повлечет за
собой и рождение качественно новых образовательных технологий.
Из
позиции «сегодня», вследствие естественной консервативности системы
образования, трудно четко увидеть эти будущие образовательные технологии. Тем не
менее, о некоторых проблемах, возникающих в процессе их рождения, говорить
можно уже сейчас.
1.
Информация стремительно овеществляется. В общественном сознании она становится
столь же осязаемой, как деньги или продукты питания. Информационные, энергетические
и материальные миры перетекают друг в друга, что создает опасность погружения в
иллюзорное бытие. Это то, что часто, но не совсем правильно, именуют
виртуальной реальностью. Образовательные технологии будущего, очевидно, должны
найти способ противодействия глобальному иллюзионизму, дабы не потерять
человечество в закоулках информационных пространств.
2.
Известно, что в основе системы образования лежит господствующая в обществе
антропологическая парадигма. Вплоть до XX века в России образование трактовалось
не иначе, как придание Образа Божьего, в соответствии с православными
представлениями об Образе и Подобии. Этим выполнялась общекультурная миссия
системы образования. В советское время в качестве антропологической парадигмы
был постулирован образ строителя коммунизма, представлявший некий элемент
общенародного строительного механизма. Человек разумный сменился человеком
умелым, то есть специалистом, вооруженным знаниями и технологиями. На Западе к
такой модели пришли постепенно, начиная с Ренессанса, но значительно раньше.
Конец XX века ознаменовался резким кризисом такой антропологии и поисками новых
ее формулировок. К сожалению, трудно прогнозировать, какая парадигма заменит
человека-специалиста, но есть опасность, что система образования начнет формировать
людей по Образу и Подобию – всемирной паутины Интернет. Следствием этого
процесса может стать полное обезличивание человека, его интеллектуальное
унижение и деградация. Поэтому, несмотря на привлекательность и эффективность
информационных технологий, необходимо повышать статус традиционных культурных
ценностных систем, в частности религиозных.
3.
Множественность и доступность информации, с одной стороны, увеличивает ее
утилитарную ценность, с другой – напротив, обесценивает ее. Соответственно и образование
как таковое также будет подвергаться переоценкам. В нашей стране образование
все в большей степени осознается как специфическая форма собственности, чему
способствует, например, рост числа платных образовательных учреждений. Вместе с
тем социальный статус образованных людей еще достаточно низкий. Образовательные
технологии будущего одновременно должны включать в себя методы социальной
идентификации, что, как следствие, выводит их из области чисто информационной в
область социально-экономико-политическую. Иными словами, статус системы
образования, вероятно, будет повышаться, включаясь в процессы экономического и
политического строительства.
4.
Сегодня в мировом океане плавает, а на его дне лежит слишком много мусора. В
информационном море дела обстоят не лучше, если не хуже. Встает проблема
экологии информационных пространств. Не только потому, что «мусор» мешает
поиску полезной информации (отношение сигнал/шум), но главное – из-за того, что
информационный мусор очень часто является токсичным для человека, способным
разрушать его психику и изменять социальное поведение. Примеры тому, к
сожалению, только множатся. Вычистить информационный океан в ближайшем будущем
не представляется возможным, но нацелить образовательные технологии на решение
задач обезвреживания порождаемых информационных потоков можно уже сейчас. Иными
словами, в них должны быть включены, на постановочном уровне, критерии оценки
качества и безопасности информации, техника безопасности при работе с вредной
информацией и сдерживающие механизмы порождения опасной информации наукой, СМИ
и другими источниками.
Информационный
аспект развития цивилизации в экологическом смысле в ближайшее время выйдет на
первый план, когда человечество сможет преодолеть проблемы, связанные с
энергетическими и материальными ресурсами планеты, и к этому следует готовиться
уже сегодня. Несмотря на присутствующие в обществе апокалипсические настроения
относительно экологических проблем, заметим: маловероятно, что конец истории
человечества окажется настолько пошлым. Ядерный или экологический сценарий
представляется слишком примитивным для такого Великого События. Следовательно,
экологические страхи, в том числе эколого-информационные и
эколого-психологические, необходимо рассматривать в качестве стимула к преодолению
актуальных опасностей и реальных рисков.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru/