Реферат по предмету "Психология"


Структурализм

Структурализм

Рассмотрим,
прежде всего, так называемую структурную школу – прямую наследницу направления,
лидером которого являлся В.Вундт. Ее представители называли себя
структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное
исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их
связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов
психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была
вундтовская идея, отразившая влияние механистического естествознания.

С крахом
программы Вундта наступил и закат его школы. Опустел питомник, где некогда
осваивали экспериментальные методы Кеттелл и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин
и Мюнстерберг. Многие из учеников, утратив веру в идеи Вундта, разочаровались и
в его таланте. Компилятор, не сделавший никакого существенного вклада, кроме,
может быть, доктрины апперцепции, – так отзывался о Вундте Стенли Холл, первый
американский психолог, обучавшийся в Лейпциге. Как говорили, это было трагедией
Вундта, что он привлек так много учеников, но удержал немногих. Однако один
ученик продол жал свято верить, что только Вундт может превратить психологию в
настоящую науку. Это был англичанин Эдвард Титченер.

Окончив
Оксфорд, где он изучал философию, Титченер четыре года работал преподавателем
физиологии. Сочетание философских интересов с естественнонаучными приводило
многих в область психологии. Так случилось и с Титченером. В Англии 90-х годов
он не мог заниматься экспериментальной психологией и отправился в Лейпциг.
Пробыв два года у Вундта, он надеялся стать пионером новой науки у себя на
родине, но там не было потребности в исследователях, экспериментирующих над
человеческой "душой". Титченер уехал в Соединенные Штаты. Он
обосновался в 1893 году в Корнельском университете. Здесь он проработал 35 лет,
неуклонно следуя совместно с преданными учениками (число которых с каждым годом
возрастало) программным установкам, усвоенным в Лейпцигской лаборатории.
Титченер публикует "Экспериментальную психологию" (1901-1905),
выдвинувшую его в ряд самых крупных психологов эпохи.

Перед
психологией, по Титченеру, как и перед любой другой наукой, стоят три вопроса:
"что?" "как?", "почему?".

Ответ на первый
вопрос – это решение задачи аналитического порядка: требуется выяснить, из
каких элементов построен исследуемый предмет. Рассматривая, как эти элементы
комбинируются, наука решает задачу синтеза. И, наконец, необходимо объяснить,
почему возникает именно такая комбинация, а не иная. Применительно к психологии
это означало поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их
сочетаниях (например, закона слияния тонов или контраста цветов). Титченер
говорил, что на вопрос "почему?" психолог отвечает, объясняя
психические процессы в терминах параллельных им процессов в нервной системе.

Под сознанием,
учил Титченер, нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное
самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Сознание имеет собственный строй
и материал, скрытый за поверхностью его явлений, подобно тому, как от обычного,
ненаучного взгляда скрыты реальные процессы, изучаемые физикой и химией. Чтобы
высветить этот строй, испытуемый должен справиться с неотвязно преследующей его
"ошибкой стимула". Она выражена в смешении психического процесса с
наблюдаемым внешним объектом (стимулом этого процесса). Знание о внешнем мире
оттесняет и затемняет "материю" сознания, "непосредственный
опыт". Это знание оседает в языке. Поэтому вербальные отчеты испытуемых
насыщены информацией о событиях и предметах внешнего мира. (Например, о
стакане, а не о светлоте, о пространственных ощущениях и других психических
компонентах, сопряженных с его воздействием на субъекта.)
Научно-психологический анализ следует очистить от предметной направленности
сознания. Нужен такой язык, который позволил бы говорить о психической
"материи" в ее непосредственной данности.

В этой материи
различались три категории элементов: ощущение (как простейший процесс,
обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью), образ и
чувство. Никаких "надстроек" над ними не признавалось. Когда
вюрцбургская школа сообщила, что к чувственным единицам сознания должна быть
прибавлена еще одна – внечувственная "чистая мысль", свободная от образов,
Титченер не принял этого взгляда, противопоставив ему свою "контекстную
теорию значения".

Испытуемые в
вюрцбургской лаборатории впадали, как он считал, в "ошибку стимула".
Их сознание поглотили внешние объекты. Поэтому они и уверовали, что значение этих
объектов представляет особую величину, нерастворимую в сенсорном составе опыта.


Представление о
каком-либо объекте, по Титченеру, строится из совокупности чувственных
элементов. Значительная их часть может покидать сознание, в котором остается
лишь сенсорная сердцевина, до статочная, чтобы воспроизвести всю совокупность.

Если испытуемый
при решении умственной задачи не осознает чувственно-образного состава
значений, которыми он оперирует, то это ему не удается только из-за
недостаточной тренированности его интроспекции. Указанные моменты непременно
участвуют в процессе мышления в трудноуловимой форме "темных"
мышечных или органических ощущений, составляющих сенсорную сердцевину
неосознаваемого контекста.

Титченер не
терял надежды на то, что сочетание интроспекции с экспериментом и математикой,
в конце концов, приблизит психологию к стандартам естественных наук. Между тем
уже при жизни Титченера продуктивность исследований его школы стала па дать.
Историк Р.Уотсон отмечает, что в течение последних 15 лет существования
титченеровской лаборатории ее результаты не напоминали ранние работы ни по
объему, ни по глубине. Причину упадка титченеровской школы следует искать в
объективных обстоятельствах развития психологии. Школа эта сложилась на зыбкой
почве интроспекционизма и по тому неизбежно должна была распасться. В 30-х
годах многие из ее воспитанников продолжали активно работать, но никто уже не
следовал программе структурализма.
Список
литературы

М.Г.Ярошевский.
Структурализм.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.