Реферат по предмету "Физика"


Проектирование плазменно-ионного двигателя

УДК 629.7.064.5 Инв. № МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ Національний аерокосмічний університет ім. М.Є. Жуковського «Харківський авіаційний інститут» Кафедра двигунів та енергоустановок ЛА Проектування плазмово-іонного двигуна РОЗРАХУНКОВО - ПОЯСНЮВАЛЬНА ЗАПИСКА до проекту за курсом «Основи теорії та функціонування

плазмових прискорювачів і енергетичних установок» ХАИ.441.06.КР.11.ПЗ.00.00 Виконала студентка гр.x x. Консультант x. Нормоконтроль x. Харків 2006 СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 РЕФЕРАТ 4 ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ 5 ВВЕДЕНИЕ 11 Задание 1 Расчет тяги ЭРД и определение его электрической мощности 14 2

Разработка и описание теоретического чертежа размещения ЭРД на спутнике 3 Разработка функциональной схемы двигательного блока. Описание схемы 4 Инженерный расчёт ПИД 4.1 Принцип работы ПИД и схема его расчета 4.2 Выбор рабочего тела для ПИД 4.3 Расчет параметров ионно-оптической системы 22 4.4

Расчет параметров газоразрядной камеры ПИД 4.5 Расчёт магнитного поля в ПИД 5 Разработка и описание теоретического чертежа двигателя 6 Расчёт системы хранения и подачи рабочего тела 6.1 Разработка и описание функциональной схемы системы хранения и подачи рабочего вещества 6.2 Определение основных параметров бака для хранения рабочего вещества 40 6.3

Расчет проектных параметров ресивера 6.4 Расчет проектных параметров термодросселя 6.5 Расчет проектных параметров жиклера 7 Описание функциональной схемы системы электропитания ПИД 8 Разработка и описание теоретического чертежа двигательного блока 9 Разработка циклограммы энергопотребления 51 Выводы 53 Перечень ссылок 54 Приложение 55 РЕФЕРАТ Страниц — 52, таблиц — 2, рисунков — 3.

Объектом разработки данного проекта является двигательная установка для стабилизации параметров орбиты космического аппарата, целевым на-правлением которого является наблюдение за поверхностью Земли. Цель работы – спроектировать электрореактивную двигательную уста-новку на базе плазменно-ионного движителя. В процессе разработки исполь-зовались рекомендованные методики. Произведен расчет параметров и геометрических размеров плазменно-ионного движителя.

Разработаны система хранения и подачи рабочего веще-ства (ксенона), описано функционирование двигательного блока. В соответ-ствии с расчетами разработаны чертежи двигательного блока. Космический аппарат, плазменно-ионный движитель, ионно-оптическая система, газоразрядная камера, магнитное поле, электрод, катод, ресивер, бак, потенциал ионизации, ускоряющее напряжение, эффективная площадь движителя, плотность тока, цена иона, тяга движителя, массовый расход рабочего тела, удельный импульс

движителя, время работы движите-ля. ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ а – радиус орбиты космического аппарата относительно центра земли, км; B – индукция магнитного поля, - ширина полюсных наконечников, - цена иона, эВ/ион; – коэффициент аэродинамического сопротивления; - расстояние между электродами ионно-оптической системы, мм; - диаметр бака, - диаметр движителя, м; - диаметр проволоки соленоида, - диаметр ресивера, - характерный диаметр

космического аппарата, м; - допускаемая напряжённость электрического поля между элек-тродами, В/см; G – геометрический параметр ионно-оптической системы; h – высота орбиты относительно поверхности Земли, км; - ток соленоида, - электронный ток с катода, А; - ток ионного пучка, А; - разрядный ток в газоразрядной камере, А; - удельный импульс движителя, м/с; - плотность тока,

А/ ; - плотность тока соленоида, - коэффициент использования массы; kз – гравитационный параметр Земли, км3/с2; kрт  коэффициент, учитывающий потерю рабочего тела при хранении; - характерный размер камеры, длина разрядной камеры движителя, - масса конструкции бака, - масса заправленного бака, - масса конструкции ресивера, - необходимый запас рабочего тела, кг; - полная масса рабочего вещества в ресивере, - текущая масса рабочего вещества в ресивере, - масса рабочего вещества покинувшего объём

ресивера, - масса рабочего вещества, находящегося в ресивере в момент его заполнения, - секундный массовый расход рабочего тела, кг/с; - поступление массы рабочего вещества в ресивер в единицу време-ни, кг/с; - число катушек соленоида; - мощность, потребляемая двигательной установкой, Вт; - средняя потребляемая мощность нагрузки, Вт; - установившаяся мощность солнечной батареи, Вт; - число включений и включений электроклапана; - плотность ионов, количество ионов в единице объёма,

1/ ; - плотность электронов, количество электронов в единице объёма, 1/ ; - число отверстий в ионно-оптической системе; - критическое давление, при котором происходит фазовый переход р.т - максимальное давление, которое может быть достигнуто в реси-вере, - тяга электроракетного движителя, Н; - первеанс, - давление внутри ресивера, - давление внутри движителя, - принимаемое давление хранения р.т - универсальная газовая постоянная, Дж·М/К;

Rатм - сила сопротивления атмосферы на заданной орбите; - радиус Земли, км; - ларморовский радиус электронов, - ларморовский радиус ионов, - радиус наконечника катода, - расстояние от оси движителя до полюсных наконечников, - больший радиус тора, ресивера, - характерный размер отверстия в электродах, м; - меньший радиус тора, ресивера, - площадь боковой поверхности бака, - площадь боковой поверхности ресивера, - площадь отверстий в ионно-оптической системе, ; - полная

площадь сечения ПИД, м ; - площадь проволоки соленоида, - характерная площадь поперечного сечения космического аппара-та, ; - эффективная площадь сечения движителя, м ; T - период обращения спутника вокруг Земли, с; - критическая температура, при которой происходит фазовый пе-реход р.т - температура максвелловских электронов, К; - температура, до которой бак может разогреться в условиях кос-мического пространства, - максимальная

температура, до которой ресивер может разо-греться в УКП, - температура внутри ресивера, - принимаемая температура хранения р.т - время заполнения всего объёма ресивера, с; - время цикла работы ресивера, с; - ускоряющее напряжение между электродами ионно-оптической системы, В; - объём бака, - скорость истечения рабочего тела, ; - скорость космического аппарата на орбите, км/с; - объём ресивера, - характеристическая скорость космического аппарата на орбите, км/с;

Xe – ксенон, рабочее тело движителя; - напряжение разряда в газоразрядной камере, эВ; - число ампер витков одной катушки; - суммарное число ампер витков; α – выработка рабочего тела из бака;  - коэффициент складирования; - минимальная толщина стенки бака, - минимальная толщина стенки ресивера, - толщина ускоряющего электрода ионно-оптической системы, мм; - толщина экранного электрода ионно-оптической системы, мм; - толщина стенки ресивера, - прозрачность электродов; - коэффициент полезного

действия движителя; - плотность композиционного материала, из которого изготовлен бак, – плотность воздуха на заданной орбите, кг/м3; - плотность материала ресивера, - предел текучести, - предел прочности, - время существования космического аппарата, с; - максимальное время нахождения космического аппарата в тени Земли, с; - минимальное время нахождения космического аппарата на све-товом участке, с; - потенциал ионизации рабочего тела, эВ; - первый потенциал возбуждения рабочего тела, эВ;

ГРК – газоразрядная камера; ДУ – двигательная установка; ИОС – ионно-оптическая система; ИСЗ – искусственный спутник Земли; КА – космический аппарат; КЛА – космический летательный аппарат; КМ – композиционный материал; КПД – коэффициент полезного действия; ПИД – плазменно-ионный движитель; СХПРТ – система хранения и подачи рабочего тела;

УКП – условия космического пространства; ЭРД – электроракетный движитель; ЭРДУ - электроракетная двигательная установка. ВВЕДЕНИЕ Развитие космических систем различного назначения позволяет в на-стоящее время ставить и решать многие научно-технические, оборонные и народнохозяйственные задачи непосредственно в космосе В настоящие время главное внимание уделяется разработкам

ЭРДУ для выполнения следующих задач: • стабилизация спутников: компенсация внешних возмущающих сил, вызываемых микрометеоритами, градиентами гравитационных полей и дав-лением солнечной радиации, компенсация внутренних возмущений, вызы-ваемых движущимися элементами спутника, в том числе различными махо-вичными системами; • орбитальные: коррекция ошибок в запуске, компенсация гравитаци-онных сил, вызванных несферичностью Земли, и давления солнечной радиа-ции. • в интересах народного хозяйства: использование околоземного

про-странства для практических задач совершенствования связи, метеорологии, навигации, геодезии, разведки полезных ископаемых, мобилизации дополни-тельных сельскохозяйственных ресурсов. Электрореактивные двигатели (ЭРД) открыли новое направление в космическом двигателестроении. ЭРД отличаются от существующих косми-ческих двигателей, работающих на химических топливах, более высокой экономичностью, но одновременно значительно меньшей тяговооружённо-стью, возможностью получения малых

единичных импульсов, большим чис-лом включений. Вместе с тем разделение источников энергии и рабочего ве-щества в ЭРД и использование электромагнитного поля для ускорения рабо-чего вещества позволяет значительно (на один-два порядка) увеличить удельный импульс, а соответственно и экономичность ЭРД по сравнению с химическими реактивными двигателями. Это предопределяет области при-менимости ЭРДУ для космических летательных аппаратов с большими вре-

менами активного функционирования (5-10 лет). ЗАДАНИЕ Спроектировать электрореактивную двигательную установку на базе плазменно-ионного движителя для ориентации орбиты искусственного спут-ника Земли. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: Таблица 1 1. Орбита — круговая =525 км 2. Время существования КА =6 лет 3. Характерный диаметр КА =3 м 4. КПД ЭРД, движителя 1

РАСЧЕТ ТЯГИ ЭРД И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ Определим скорость КА на заданной орбите по формуле: (км/с); где k – гравитационный параметр Земли; R - средний радиус Земли 6371 км; h - высота орбиты 400 км. Движение космического аппарата зависит от возмущающих сил, кото-рые постепенно изменяют элементы орбиты. В первую очередь на орбиту влияют несферичность орбиты

Земли и неравномерность распределения масс на ее поверхности и в недрах. Возмущения орбиты возникают также из-за сопротивления земной атмосферы, притяжения других небесных тел, давле-ние солнечного света. Главные возмущения спутниковых орбит вызваны не-сферичностью Земли и сопротивлением атмосферы. Включение бортовой двигательной установки на базе ЭРД позволяет компенсировать эти возмущения. При определении тяги

ЭРД можно предпо-ложить, что для поддержания КА на заданной круговой орбите ЭРД должен компенсировать потерю скорости аппарата, вызванную только сопротивле-нием, оказываемым атмосферой на заданной орбите: (1.1) Sэфф — площадь поперечного сечения аппарата; Сx=1 2 — коэффициент аэродинамического сопротивления; ρb=1,57•10-11 — плотность атмосферы на орбите h=400км. Для начального расчета эффективную площадь можно определить из следующего выражения:

(1.2) Для выполнения своей задачи ЭРД включается периодически и время его работы составляет 10% от времени функционирования КА на орбите. Тя-га ЭРД должна быть увеличена во столько раз, сколько уменьшено время ра-боты двигателя. РЭРД= Удельный импульс определим из выражения: (1.3) =0.7 - КПД электроракетного двигателя; Вычисляем потребную электрическую мощность ЭРД: (1.4) По полученному значению удельного импульса определяем тип

ЭРД. Принимаем в качестве электрореактивного движителя ПИД. Для обеспечения работы ПИД в течение необходимого времени ЭРДУ должна включать в себя запас рабочего тела. Для того чтобы определить этот запас, необходимо знать расход рабочего тела через движитель. Частично от-вет на этот вопрос может дать величина ионного тока. Однако не весь расход, превращаясь в ионы, покидает движитель в виде ионной струи.

Часть ней-тральных атомов рабочего тела не ионизируется в ГРК и проходит через электроды ИОС. Величиной, характеризующей степень совершенства ис-пользования рабочего тела, является м, или коэффициент использования ра-бочего тела. Реально достигнутый диапазон м лежит в пределах 0,80,9. Вы-брав оптимальную величину м, определим реальный секундный расход ра-бочего тела.

Для этого сделаем пересчет скорости истечения рабочего веще-ства из ПИДа: м/с (1.5) (1.6) m•эд  реальный секундный расход рабочего тела. Зная ресурс работы ЭРДУ, найдем общий запас рабочего тела: (1.6) где kрт  коэффициент, учитывающий потерю рабочего тела при хране-нии (kрт~1,01÷1,05), принимаем равным 1,03. Расчеты проведены по методическому пособию [1]. 2 РАЗРАБОТКА

И ОПИСАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА РАЗМЕЩЕНИЯ ЭРД НА СПУТНИКЕ На чертеже (ХАИ.06.441п.11.ТЧ.02.) приведен спроектированный кос-мический аппарат (1). Фотоэлектрическая батарея (2) ориентирована и пред-ставляет собой 2 панели, в любом положении КА солнечные батареи обеспе-чивают потребную мощность. Космический аппарат предназначен для дис-танционного зондирования

Земли. Двигательная установка (3) расположена таким образом, что вектор тя-ги проходит через центр масс аппарата, и лежит на одной прямой с вектором направления движения. По условиям задания КА должен двигаться по круго-вой орбите на высоте h=400км, и в любом месте орбиты продольная ось ап-парата должна быть направленной на землю. Время функционирования со-ставляет 10 процентов от времени существования

КА, т.е. . Для выполнения данной задачи, недостаточно применения одного движите-ля, поэтому решено установить на КА два движителя, работающих посменно. После того как первый ПИД отработает свой ресурс, необходимо будет по-вернуть КА в пространстве так, чтобы вектор тяги резервного ПИДа прохо-дил через центр масс КА и лежал на оси направления движения.

На борту КА установлена измерительная аппаратура, позволяющая проводить исследова-ние уровня радиации, зондировать поверхность Земли, измерять давление и температуру на соответствующей высоте. 3 РАЗРАБОТКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО БЛОКА. ОПИСАНИЕ СХЕМЫ Функциональная схема (ХАИ.06.441.11.СГ.03.) дает подробное пред-ставление о работе двигательной установки и представляет собой совокуп-ность функциональных элементов соединенных между собой.

На данной схеме представлены прямые и обратные связи, по которым происходит обмен информацией между элементами. На функциональной схеме представлены следующие элементы 1. Система управления (СУ); 1. Энергоустановка КА; 2. Система управления двигательной установкой (СУДУ); 3. Система электропитания (СЭП); 4. СХПРТ; 5. Двигательный блок (ДБ).

Система управления имеет связи почти со всеми элементами схемы. Это объясняется тем, что она играет главенствующую роль в работе движи-теля – координирует работу других систем. Энергоустановка снабжает энергией все элементы движительного бло-ка. Она не является объектом разработки в данной курсовой работе, но без нее работа движителя невозможна. Она имеет прямые и обратные связи с системой управления.

Система хранения и подачи рабочего тела обеспечивает хранение рабо-чего тела (в нашем случае это ксенон) во время полета, а также дальнейшую его подачу в ДБ через сложную систему датчиков, которые четко регулируют как количество, так и давление рабочего тела в трубопроводе, клапанов, ко-торые используют для своевременной подачи или отключения подачи рабо-чего тела в полость трубопровода или на его выходе и т.д. ДБ на структурной схеме состоит из ДБ1 и ДБ2, так как это необходи-мо для повышения надежности.

ДБ является потребителем электроэнергии и рабочего тела. 4 ИНЖЕНЕРНЫЙ РАСЧЁТ ПИД 4.1 Принцип работы ПИД и схема его расчета Для проведения инженерного расчёта ПИД необходимо изучить меха-низм, определяющий его работу и конструктивные особенности. Рисунок 4.1 иллюстрирует процессы, включающие в себя рождение и ускорение ионов. Электроны, эмитируемые катодом, ускоряются электрическим полем (возни-кающим благодаря напряжению,

приложенному к разряду) и соударяются с нейтральными частицами рабочего вещества, ионизируя его. В результате таких столкновений образуются ионы и электроны. Ионы под действием электростатических полей движутся к ИОС, а электроны к аноду. Для увели-чения времени жизни электронов, в ГРК движителя создают магнитные поля осевой, радиальной или пристеночной конфигурации.

Степень ионизации за-висит от энергии электронов и их концентрации в рабочем объёме ГРК, а также от концентрации рабочего вещества. Концентрация рабочего вещества зависит от тяги движителя, которую необходимо обеспечить, и является функцией массового расхода, энергия электронов зависит от тока и напряже-ния катода. Рисунок 4.1 Схема столкновений в ГРК ПИД. На рисунке 4.1 чёрными точками обозначены первичные электроны, которые при столкновении с нейтральными

атомами (обозначенные буквой n в кружочке) образуют пару электрон-ион. Под действием электростатических сил электроны движутся к аноду, а ионы к ИОС. Столкновения электронов с нейтральными частицами рабочего тела приводит к появлению вторичных электронов и перераспределению между ними энергии. В ПИД первичные и вторичные электроны находятся совместно. Хотя концентрация первичных электронов мала (меньше 10% суммарной концентрации электронов), при-близительно

половина всех актов ионизации происходит обычно при их уча-стии. Ионизация атомов рабочего тела происходит из возбуждённого состоя-ния, реже из метастабильных состояний. Движение ионов в ГРК определяет-ся главным образом потенциалом плазмы. При этом магнитное поле имеет небольшое влияние на направление движения ионов, поскольку величина ларморовского радиуса ионов как минимум на порядок превышает характер-ный размер движителя.

Ион-ионные столкновения слабо влияют на общее направление движе-ния ионов, т.к. ионы ускоряются в основном в направлении градиента потен-циала плазмы, а, следовательно, все ионы в заданной точке двигаются в од-ном общем направлении. Следовательно, ион-ионные столкновения должны мало влиять на движение потока ионов. Часть ионов, которая движится к ускоряющим электродам, пересекает плазменный слой около экранирующего электрода и, ускоряясь напряжением в несколько киловольт, покидает электроды

ИОС систему ПИД, создавая тя-гу движителя. 4.2 Выбор рабочего тела для ПИД На первичном этапе разработки ПИД в качестве рабочих тел использо-вали металлы. Их выбор был связан в основном с самими ускорителями, а не определялся всей проблемой КЛА в целом. Металлы предпочтительны из-за своего большого атомного веса, высокой плотности рабочего тела, а в случае цезия – из-за низкого потенциала ионизации.

Однако, при использование ме-таллических рабочих тел возникает проблема их конденсации на КА, а в слу-чае применения больших космических ЭРДУ существенным является и цена рабочего тела. В связи с этим появляется интерес к газообразным рабочим телам. При выборе рабочего тела необходимо принимать во внимание весь комплекс требований предъявляемых к рабочему веществу. Не одно рабочее тело не обладает такими свойствами, которые одновременно удовлетворяли

бы всем предъявляемым к нему требованиям. Поэтому при выборе рабочего тела следует классификацию требований по их значимости для проектируе-мого движителя, которые определяются конструктором. В расчёте данного движителя предпочтение отдаётся газообразным ра-бочим веществам, что связано с простотой СХПРТ, работающем на газооб-разном рабочем теле, и его малой массой, а также высокой надёжностью ЭРДУ в целом. При выборе рабочего тела необходимо учитывать его удель-ные и энергетические характеристики.

Желательно использовать такие веще-ства, у которых низкий потенциал ионизации в сочетании с большой молеку-лярной массой. Низкий потенциал ионизации определяет минимальные за-траты энергии подводимой на катод для ионизации рабочего вещества. Масса иона рабочего тела определяет тяговые характеристики движителя, а также объём рабочего вещества, который необходимо запасти для функционирова-ния движителя в течение заданного промежутка времени. Из всех газообразных веществ, используемых в качестве рабочего

тела для ЭРД, в данном проекте выбирается инертный газ ксенон, который имеет малый потенциал ионизации при высокой молекулярной массе иона. 4.3 Расчет параметров ионно-оптической системы Скорость истечения рабочего тела для ионного движителя равна (для однократно заряженных ионов): (4.1) где е – заряд электрона (1,6∙10-19 Кл); mi – масса иона ( для ксенона ); Uуск – напряжение между электродами ионно-оптической системы,

В. Но так как ν известно из формулы (1.5), то из формулы (4.1) определя-ем необходимое ускоряющее напряжение: (4.2) Выражение для тяги ионного движителя с однократно заряженными ионами запишем так: (4.3) где PЭРД – тяга ПИД, Н; Ii – ток ионного пучка, А. Из выражения (4.3) можем определить ток ионного пучка Ii, необходи-мый при заданном напряжении U для получения тяги

R: (4.4) Ионно-оптическая система является одним из основных узлов, опреде-ляющих работу плазменно-ионного движителя. Точные расчеты, проектиро-вание и изготовление ее электродов увеличивает тяговый КПД движителя и его ресурс. При расчете и проектировании ионно-оптических систем необходимо учитывать закономерности интенсивных ионных течений в стационарных электрических полях в условиях вакуума. Мерой интенсивности течений яв-ляется его первеанс

Р, определяемый как отношение тока пучка Ii к уско-ряющему напряжению U в степени три вторых: (4.5) Плотность тока для случая одномерного течения однозарядных ионов между плоскими параллельными электродами записывается следующим об-разом: (4.6) где j – плотность тока в ПИД, А/м2; εо – электрическая постоянная, равная 8,85∙10-12 Ф∙м-1; d – расстояние между электродами ИОС, м; δэкр – толщина экранного электрода,

м; δуск – толщина ускоряющего электрода, м; е – заряд электрона, Кл; mi – масса иона, кг. Принимаем δэкр=1∙10-3 м, δуск=1.5∙10-3 м [1]. Выбор расстояния между электродами d зависит от нескольких факто-ров: во-первых, так как к электродам ИОС приложены различные потенциа-лы, то действует электростатическая сила схлопывания; во-вторых, неравно-мерные тепловые потоки вызывают температурные напряжения в сетках, ко-торые приводят к их деформации

(в результате этого локальное изменение зазора может быть очень большим); в-третьих, так как между электродами ИОС приложено высокое напряжение, то уменьшение зазора может привести к нарушению диэлектрической прочности и, как следствие, к высоковольт-ному пробою, что нарушает работу движителя и может вывести его из строя. Примем допускаемую напряженность электрического поля равной Еmax=106 В/м. Таким образом, зная напряжение между электродами

ИОС и выбрав до-пустимую величину Еmax, можем определить зазор между электродами: (4.7) Вычисляем плотность ионного тока в пучке: (4.8) Таким образом, подсчитав плотность тока в ПИД, определим эффек-тивную площадь сечения: (4.9) Полная площадь сечения ПИД: (4.10) где α – прозрачность электродов, показывающая, какую часть от пол-ной поверхности электрода составляет суммарная площадь всех отверстий.

Из формулы (1.16) видно, что чем больше α, тем более совершенна ионно-оптическая система. Однако максимальная величина α ограничена двумя факторами: во-первых, ресурсом, во-вторых, технологическими воз-можностями. Более существенным является второй фактор. Следствием большой прозрачности является малая толщина перемычки между отвер-стиями. В случае получения отверстия методом сверления максимальная прозрачность будет равна α=0,7.

Следовательно, выбрав величину α, можно определить Sполн: По Sполн находим диаметр ПИД: (4.11) Важной характеристикой фокусируемых пучков является их геометри-ческий параметр, равный отношению диаметра цилиндрического пучка 2∙ro к расстоянию d между электродами ускорителя, в котором сфокусирован пу-чок: (4.12) Опыт создания фокусирующих систем показывает, что фокусировка интенсивных пучков с геометрическим параметром,

большим 1-3, представ-ляет собой трудноразрешимую задачу. При R0>3…5 градиенты потенциала в направлении, перпендикулярном оси пучка, становятся столь значительны-ми, что формирование параллельного пучка с помощью внешних фокуси-рующих электродов становится практически невозможным. Исходя из выше-сказанного, задаемся значением R0=2. Считаем, что диаметр отверстий в электродах ускоряющей системы

ПИД равен диаметру цилиндрического пу-чка, тогда получим: Зная диаметр, а, следовательно, и площадь одного отверстия, находим их общее число: (4.13) Наиболее оптимальной является сферическая конструкция ИОС. Её преимуществом (по сравнению с плоской) является однонаправленное изме-нение формы электродов под действием тепловых нагрузок, в результате че-го межэлектродный зазор меняется в процессе работы

на незначительную ве-личину. Кроме того, сферические электроды обладают повышенной жёстко-стью, что увеличивает их резонансную частоту. Большое значение для нормальной работы ИОС имеет правильный вы-бор материала на основе сравнительного анализа наиболее важных характе-ристик и свойств. Материал сеток должен обладать следующими свойствами: высокой температурой плавления, хорошей теплопроводностью, максималь-ной работой выхода, хорошей технологичностью.

Для изготовления электро-дов выбираем молибден, т.к. это один из наиболее подходящих материалов, отвечающий перечисленным требованиям. При конструировании электродов ИОС необходимо выполнять сле-дующие требования: 1. Конструкция должна обеспечивать минимальное изменение ве-личины межэлектродного зазора. В процессе работы ПИД число высоко-вольтных пробоев должно быть сведено к минимуму.

2. Масса конструкции должна быть минимальной. 3. Резонансная частота сетки должна быть больше 200Гц. Последнее требование вызвано наличием вибрационных нагрузок, ко-торые испытывает КА при старте с Земли, при выходе на орбиту. Уровень частот вибраций лежит в пределах 130-180 Гц. 4.4 Расчет параметров газоразрядной камеры ПИД Одним из главных параметров газоразрядной камеры является напря-жение разряда .

Эта величина зависит от многих факторов и, прежде все-го, от первого потенциала ионизации рабочего тела φi. В идеальном случае: (4.14) где - работа выхода электрона из материала катода; - потенциал ионизации рабочего тела, в нашем случае Xe ( =12,13 эВ) [3]. Однако в реальных системах существуют различные потери, которые требуют увеличения мощности, вкладываемой в разряд, например потери на неупругие соударения, происходящие в результате возбуждения и после-дующего

высвечивания, и перенос энергии электронами к аноду. Другим ви-дом потерь является рекомбинация ионов плазмы на внутренних поверхно-стях ГРК и последующая ионизация образовавшихся нейтральных атомов. С учётом выше описанного и результатов экспериментальных исследований различных моделей ПИД можно сделать следующий вывод: 48,52 эВ (4.15)

Аналогичное выражение можно вывести для величины разрядного тока Ip, основываясь на экспериментальной связи разрядного тока с током ионного пучка: А (4.16) Зная и , по формуле (3.2) [2] рассчитывается цена иона . Опти-мальный уровень величины , лежит в диапазоне 160…240 эВ/ион, причём нижний уровень характерен для рабочих тел с невысоким потенциалом иони-зации (например, цезий, ртуть).

194,08 эВ/ион (4.17) Одним из важных узлов ГРК является катодный узел. Общие требова-ния, предъявляемые к катодам: катод должен быть сконструирован и изго-товлен так, чтобы он обеспечивал необходимый электронный ток в тече-ние всего времени работы движителя. В предположении малости ионного то-ка на анод можно записать, что [2]: А (4.18) где Iе – электронный ток с катода; Iр – разрядный ток;

Ii – ионный ток пучка. Стабильность работы катода в течение длительного времени для ПИД является проблемой, которая полностью не решена. Ресурс наиболее дове-дённых катодов составляет 10000 ч. Однако к концу ресурса энергетический КПД, как правило, ухудшается на 20% [2]. Вторым электродом (положительным) в разрядной системе является анод.

Анод обычно имеет форму диска, цилиндра или конуса. Его конструк-ция и местоположение зависят от типа ГРК. При конструировании ПИД не-обходимо знать тепловые характеристики ПИД для того, чтобы правильно выбрать материалы, из которых изготавливаются различные узлы движителя и сконструировать отдельные детали движителя и поверхности их контакта.

При определении отдельных конструктивных и рабочих характеристик ПИД (например, при расчёте величины индукции магнитного поля) необходимо знать параметры плазмы в объёме ГРК. Для определения плотности тока и плотности ионов , а также плотности электронов , необходимо знать тем-пературу максвелловских электронов (ионов) и температуру первичных элек-тронов (ионизирующих р.т.), и используя бомовский критерий устойчивости и уравнение неразрывности для ионов, определяется средняя

плотность плазмы. Бомовский критерий устанавливает минимальную энергию иона, не-обходимую для формирования устойчивого слоя. При нормальной работе движителя слои устойчивы, поэтому можно ожидать выполнения критерия: (4.19) Используя равенство (1.29) определим скорость ионов в ГРК, что по-зволит в дальнейшем провести расчёт магнитного поля движителя: , (4.20) где - масса иона ( [3]); - постоянная Больцмана ( Дж/град. [3]); - скорость иона в

ГРК, м/с; - температура первичных электронов ( , где эВ – по-тенциал ионизации рабочего тела, известно, что 1эВ=11600 к, тогда 140708 К [3]). Используя закон сохранения энергии определим скорость электронов в ГРК движителя: , (4.21) где - масса электрона ( [3]); - скорость электронов в ГРК, м/с; - температура группы медленных максвеловских электронов ( , где эВ – первый потенциал возбуждения рабочего тела, известно, что 1эВ=11600 к, тогда 98020

К [3]). Используя уравнение , где - плотность ионов (электронов) в ГРК, а - скорость ионов (электронов) в ГРК движителя, и используя урав-нения (4.20 и 4.21), можем определить плотность ионов и плотность электро-нов в ГРК движителя: (4.22) (4.23) Таким образом, в результате расчётов определены параметры разряда плазмы в ГРК: 1. Напряжение разряда в ГРК, =48,52 эВ; 2. Разрядный ток в

ГРК, =5,36 А; 3. Цена иона, =194,08 эВ/ион; 4. Электронный ток с катода, =6,7 А; 5. Плотность ионов, количество ионов в единице объёма, 1/ 6. Плотность электронов, т. е. количество электронов в единице объёма, ; Для обеспечения работы ПИД в течение необходимого времени ЭРДУ должна включать в себя запас рабочего тела. Для того чтобы определить этот запас, необходимо знать

расход рабочего тела через движитель. Частично от-вет на этот вопрос может дать величина ионного тока. Однако не весь расход, превращаясь в ионы, покидает движитель в виде ионной струи. Часть ней-тральных атомов рабочего тела не ионизируется в ГРК и проходит через электроды ИОС. Величиной, характеризующей степень полноты использова-ния рабочего тела, является м, или коэффициент использования рабочего те-ла.

Реально достигнутый диапазон м лежит в пределах 0,80,9 [1]. Коэффи-циент использования рабочего тела можно определить из графика зависимо-сти Сi(м) [1], он равен 0,9. 4.5 Расчёт магнитного поля в ПИД Наиболее важным фактором, определяющим работу ГРК ПИД, являет-ся магнитное поле, его величина, форма силовых линий.

Основная роль маг-нитного поля – увеличить время существования электронов, что улучшает энергетический КПД ГРК. Кроме того, магнитное поле оказывает влияние на распределение плотности плазмы по сечению движителя перед экранным электродом ИОС. Однородная плотность тока по сечению движителя является одним из условий получения максимальной тяги, которая реализуется при работе всех отверстий электродов ИОС при условиях максимального тока насыщения. Однородность ионного пучка необходима для устранения

локальной эрозии сетки ускорителя. Интенсивность эрозии электродов ИОС является функцией скорости резонансной перезарядки, которая пропорциональна местной плот-ности ионного тока. Для большинства ПИД характерной является пиковая плотность потока и, как следствие, максимальная эрозия электродов по оси движителя. Исследования профиля ионного пучка в моделях ПИД с осевым маг-нитным полем показали, что в пучке существует центральная область высо-кой интенсивности,

образованная плотным плазменным столбом, располо-женным вдоль оси ГРК. Размер этого столба в области пересечения с экран-ным электродом (т.е. в том месте, где экстрагируются ионы) определяется диаметром катода, индукцией и формой силовых линий магнитного поля. Для уменьшения градиента плотности плазмы в радиальном направле-нии можно использовать, по крайней мере, четыре метода. Первый метод – увеличение площади, с которой эмитируются электроны за счет увеличения

площади катода, либо несколькими катодами малого размера, что усложняет систему и увеличивает потери мощности. Второй метод – использование в конструкции дефлектора, что ведёт к механическому усложнению конструк-ции, затруднению зажигания разряда и увеличению напряжения его горения. Третий метод – изменение формы силовых линий магнитного поля таким об-разом, чтобы распределение плотности плазмы вдоль экранного электрода было более однородным.

Четвёртый метод – освобождение объёма ГРК от силовых линий магнитного поля и сосредоточения их в пристеночных облас-тях. Наиболее применяемые конструкции – это движители с расходящимся магнитным полем, радиальным и пристеночным (так называемые мульти-польные). Движитель с расходящимся магнитным полем – наиболее отработанная модель. Она появилась в результате развития конструкции движителя с осе-вым магнитным полем. При отработке этой модели было выявлено важное правило проектирования магнитных полей в объёме

ГРК: критические сило-вые линии магнитного поля, т.е. линии, выходящие из крайних отверстий ка-тодного блока, не должны пересекать анод и экранный электрод. Однако в моделях ПИД с расходящимся магнитным полем не было достигнуто одно-родности в распределении плотности тока по сечению. Вместе с тем сущест-вует конструкция с осевым магнитным полем, индукция которого зависит от радиуса так, что она (индукция) мала в центре камеры и возрастает по мере приближения к аноду.

Такая структура поля даёт электронам возможность двигаться по траектории большего радиуса, но заставляет их отражаться об-ратно, когда они достигают анода. Более однородное распределение плотно-сти ионного тока было получено у моделей ПИД с радиальным магнитным полем. Поскольку коэффициент диффузии в направлении, параллельном ли-ниям магнитного поля, является намного большим, чем при нормальном, та-кая компоновка должна уменьшить градиент

плотности плазмы по радиусу. Магнитное поле движителей с пристеночным магнитным полем сосредото-чено у стенок. Его силовые линии закрывают аноды, препятствуя быстрому прохождению электронов к аноду. Поля рассеяния быстро спадают по мере удаления от полюсных наконечников, и напряжённость магнитного поля ста-новится пренебрежимо малой во всём объёме ГРК. Выполнение этого усло-вия обеспечивает свободное прохождение первичных электронов, испускае-мых

катодом и создание однородной плазмы. При проектировании магнитных систем ПИД необходимо учитывать, прежде всего, два момента: первый – критические силовые линии магнитного поля не должны пересекать анод и рабочую часть экранного электрода ИОС, второй – величина индукции магнитного поля должна быть такой, чтобы ларморовский радиус первичных электронов был значительно меньше харак-терного размера, а ларморовский радиус первичных ионов был больше

ха-рактерного размера, т.е. должно выполнятся следующее условие: (4.20) Зная диаметр разрядной камеры (диаметр ИОС) и исходя из опыта ис-пользования ПИД, было установлено, что наиболее целесообразно применять движители, у которых длина ГРК составляет порядка от 0,3 до 0,2 диаметра ИОС. . 4.21) Используя уравнение для определения силы Лоренца и второй закон

Ньютона, а, также задавшись ларморовским радиусом ионов, приняв лармо-ровский радиус ионов на порядок больше чем характерный размер камеры м, определим необходимую индукцию магнитного поля: (4.22) Следовательно, индукция магнитного поля будет определяться как: . (4.23) Определив необходимую индукцию магнитного поля, рассчитывается ларморовский радиус электронов: . (4.24) После определения ларморовского радиуса электронов и ионов, прове-ряется условие (4.20), если оно выполняется,

то расчет проведён правильно. Исходя из того, что распределение плотности ионного тока у моделей ПИД с радиальным магнитным полем более однородно, чем у движителя с расходящимся или осевым магнитным полем, а, также учитывая, что созда-ние движителя с пристеночным магнитным полем (мультипольное магнитное поле) достаточно сложно с технологической точки зрения, по сравнению с созданием движителя с радиальным магнитным полем. Учтя всё выше ска-занное, для проектируемого

ПИД, выбирается схема с радиальным магнит-ным полем. На рисунке 4.2 приведена расчётная схема магнитной цепи для радиального поля. Рисунок 4.2. Расчётная схема магнитной цепи для радиального поля. Существует две схемы радиального магнитного поля в ПИД: с внеш-ними магнитными полюсами (т.е. магнитный полюс находится за стенкой

ГРК, а материал ГРК камеры подбирается магнитопроводящим) и со встро-енными полюсами (т.е. магнитный полюс встроен в стенку ГРК). В данном проекте выбирается схема магнитной цепи с внешними полюсами, следова-тельно, расстояние от оси движителя до полюсных наконечников будет оп-ределяться как: . (4.25) где - ширина полюсного наконечника. Исходя из опыта применения полых катодов в ПИД, а, также используя рекомендации, предложенные в методическом пособии, рассчитывается ра-диус наконечника

катода, и ширина полюсных наконечников: . (4.26) , . (4.27) Ширина полюсных наконечников принимается равной от 2 до 5 лармо-ровских радиусов электрона, так как это позволяет обеспечить минимум два соударения электрона с ионизируемым рабочем телом, что позволяет обеспе-чить более высокую плотность ионов на входе ИОС, а, следовательно, и большую тягу движителя, также выбор по такому критерию ширины полюс-ного наконечника

увеличивает время жизни электрона. Таким образом, используя закон Ома для магнитной цепи, определим число ампер-витков необходимые для создания магнитного поля в объёме ГРК с индукцией В: (4.28) (4.29) где - магнитная проницаемость среды ( ). Для дальнейшего расчёта магнитного поля ПИД необходимо выбрать материал для катушек соленоида и диаметр провода. Как правило, в про-мышленности используют проводники из алюминия или меди.

Определяю-щими критериями в выборе материала являются его плотность и электропро-водность, так как плотность меди в 3-2 раза выше плотности алюминия, по-этому при равных размерах катушка с обмоткой из алюминия оказывается значительно легче, чем катушка из меди. Однако электропроводность алю-миния составляет только 60% электропроводности меди, поэтому мощность, потребляемая катушкой из алюминия, в 1,67 раза превышает мощность, по-требляемую катушкой из меди,

создающей то же поле, если размеры катушки одинаковы. Исходя из всего сказанного выше и учитывая повышенные тре-бования, предъявляемые к энергопотреблению движителя, проводник для ка-тушки выбираем диаметром один миллиметр из меди. По рекомендациям, предложенным в методическом пособии [2], плотность тока в сечение прово-локи катушки принимаем равной 3А/мм2, тогда ток, протекающий в катушке соленоида, будет определяться как произведение

плотности тока на площадь сечения проволоки: (4.30) Таким образом, определив ток и задавшись диаметром проволоки со-леноида, и зная суммарное число ампер витков, можно сначала определить суммарное число витков соленоида, которое обеспечит необходимую индук-цию магнитного поля, а затем, задавшись числом катушек (так для более равномерного распределения магнитного поля в ГРК ПИД и для упрощения конструкции ПИД принимаем число катушек равным шести (n=6). (4.31) определим

число витков одной катушки: (4.32) • По результатами расчёта магнитного поля определены следую-щие величины: • Индукция магнитного поля, Тл; • Геометрические параметры магнитной системы, м, м, м; • Ток катушки, А; • Суммарное число ампер-витков, ; • Число катушек, ; • Число витков в одной катушке, . 5 РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА ДВИГАТЕЛЯ

Плазменный ионный движитель представляет собой устройство, в ко-тором создание тяги основано на принципе ускорения заряженных частиц. Общий вид плазменного-ионного двигателя представлен на чертеже ХАИ.06.441п.11.TЧ.04. Заряженные частицы образуются в части движителя, которая называется газоразрядной камерой (ГРК) (6). В состав ГРК входят катодный узел (13), анод (1), и непосредственно корпус газоразрядной каме-ры (6). Из анода через отверстия коллектора (3) в

ГРК поступает рабочее тело - газ (Xe). Из катодного узла (13) в ГРК испускаются электроны. Происходит процесс, т. н. «ионизация ударом» при котором электроны сталкиваются с нейтральными частицами РТ и придают им положительный заряд. Для кон-троля над процессом ионизации и увеличения коэффициента полезного дей-ствия движителя в конструкцию введены дополнительные элементы — маг-нитопровод (10) и полюсный наконечник (18), которые составляют

магнит-ную систему. Магнитная система создает в ГРК магнитное поле, генерируе-мое катушками индуктивности (17), которое удерживает электроны в зоне ионизации и не позволяет им оседать на стенки камеры. Процесс ускорения заряженных частиц осуществляется при помощи ионно- оптической системы ИОС. ИОС представляет собой два разноименно заряженных электрода. Наружный электрод (5) (т. е. ускоряющий электрод) заряжен отрицательно, именно благодаря ему происходит

ускорение. Ионы ускоряются электростатическим полем с разностью потенциалов ~ 500 В. На срезе движителя имеется катод - компенсатор (2), установленный на специальном кронштейне. Задача катода-компенсатора - понижение объем-ного заряда и нейтрализация ионного пучка на срезе движителя. К катоду-компенсатору подается газ, в катоде образуются электроны, которые и ней-трализуют положительно заряженные ионы. Рабочее тело на анод подается по трубке.

Напряжение на элементы ГРК подается по электропроводам. Изо-ляторы предотвращают возникновение замыкания в ГРК ПИД. 6 РАСЧЁТ СИСТЕМЫ ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ РАБОЧЕГО ТЕЛА 6.1 Разработка и описание функциональной схемы системы хране-ния и подачи рабочего вещества Функциональная схема системы электропитания ПИД представлена на чертеже

ХАИ.06.441п.11.СГ.06. Блок системы подачи и хранения рабоче-го тела предназначен для хранения и подготовки соответствующего фазового состояния, а также для дозировки и подачи рабочего вещества в движитель. Система хранения и подачи состоит из трёх основных частей: • а) система хранения; • б) система дросселирования; • в) система регулирования и распределения. Система хранения обеспечивает сохранение рабочего вещества в опре-делённом фазовом состоянии с момента заправки в течение всего срока хра-нения и эксплуатации

ДУ в заданных условиях. Система дросселирования служит для снижения давления рабочего ве-щества, поступающего из бака, до определённого уровня и поддержания его на этом уровне в заданных пределах. Система регулирования и распределения предназначена для обеспече-ния заданного расхода вещества и подачи его в движитель. Основными элементами системы хранения являются: • а) бак, представляющий собой ёмкость сферической формы и предназначенный для хранения рабочего вещества; • б) заправочная горловина – устройство

для заправки и слива ра-бочего вещества; • в) датчик давления – прибор, контролирующий давление рабоче-го вещества в баке; • г) пироклапан отсекает систему хранения от системы подачи до начала эксплуатации. Система дросселирования включает: • а) жиклер, предназначенный для понижения давления до задан-ного значения; • б) ресивер – промежуточная ёмкость в магистрали подачи, в ко-торой поддерживается давление рабочего вещества на заданном определён-ном уровне; • в) электроклапан, поддерживающий предельно допустимое

дав-ление в ресивере. Система регулирования рабочего вещества состоит из следующих эле-ментов: • а) жиклёров, электроклапанов, и термодросселей, обеспечиваю-щих заданные расходы в элементы движителя; • б) электроклапана (ЭК3), предназначенного для стравления воз-духа перед началом работы двигателя. Так как в данной работе учитывается резервирование двигателей. то в СХПРТ предусмотрено две системы подачи рабочего тела отдельно для каж-дого двигателя.

Расчет системы хранения и подачи рабочего вещества проводим по ме-тодическому пособию [3]. 6.2 Определение основных параметров бака для хранения рабочего вещества Бак рабочего вещества по своему размеру и массе составляет наиболь-шую часть движительной установки. Требования к материалу и конструкции бака определяются видом выбранного рабочего вещества и схемой системы подачи. Основные требования к баку: а) малая масса; б) прочность; в) герметичность; г) коррозионная

стойкость; д) совместимость с выбранным рабочим веществом. Запишем уравнение состояния газа, учитывая то, что газ при заправке находился под давлением Ро и температуре То: (6.1) R=8.31 Дж·М/К– универсальная газовая постояння. Определим из формулы (6.1) объем бака, т.е. объем рабочего тела Vо, приняв значение Ро=5•106 Па (т.к. не должно превышать критическое давле-ние

Ркр) и То=293 К (температура при нормальных условиях): Зная объем бака, найдем его диаметр dб: (6.2) Если изменились условия хранения газа в баке (т.е. То выросла до Тmax), то уравнение состояния газа примет следующий вид: Разделив уравнения состояния для двух случаев (Р=Рmax, Т=Тmax и Р=Ро, Т=То) друг на друга получим: (6.3)

Величину максимальной температуры Тmax примем равную 400 К. Зная величину Тmax, определяем Рmax: (6.4) Па. Напряжения, возникающие в стенках бака из-за давления Р, определя-ются по формуле: . (6.5) Максимальные напряжения будут возникать в стенках бака при Р=Рmax: (6.6) Зная [σ] (в качестве материала, из которого изготавливается бак, выби-раем титановый сплав ВТ5, для него степень черноты равна 0,63 [3], допус-каемое напряжение (условный предел текучести)

– [σ]=800 МПа) и учитывая то, что ≤[σ], вычисляем минимальную толщину стенки бака: , (6.7) где - коэффициент запаса. Для обеспечения достаточной жесткости, чтобы использовать бак, как силовой элемент конструкции СХПРТ, принимаем, с учетом коэффициента запаса прочности (для сферы), принимаем , тогда Масса конструкции бака равна: (6.8) . Масса заправленного газом бака равна: (6.9) Важной характеристикой для

СХПРТ, является коэффициент склади-рования, который показывает, во сколько раз масса заправленного бака больше массы хранящегося в нём рабочего тела. Лучшей конструкцией бака считается конструкция, у которой γ прини-мает наименьшее значение. Следует учесть то, что в использованных формулах мы пренебрегали изменением объема бака при расширении материала его конструкции при на-гревании. Рассчитанная ёмкость для хранения р.т. имеет следующие конструк-тивные параметры:

1. Сферическая форма бака; 2. Масса бака ; 3. Масса заправленного бака ; 4. Коэффициент складирования 5. Рабочее тело хранится в газообразном состоянии. 6.3 Расчет проектных параметров ресивера Ресивер служит для сглаживания пульсаций давления при подаче рабо-чего тела из бака и стабилизации параметров газа в магистрали. Из бака газообразное рабочее тело поступает в ресивер.

Перед ресиве-ром стоит электроклапан, который при открытии открывает доступ газу в ре-сивер. Электроклапан открывается в том случае, когда давление газа в реси-вере упало ниже установленного значения и открывает доступ газу. Как только давление в ресивере достигнет требуемой величины, электроклапан закрывается. Давление в ресивере устанавливается всегда таким, чтобы оно было всегда выше давления в движителе. Величина Pрес min задается системой управления для обеспечения расхода рабочего тела с заданной

точностью. Система управления задает работу СХПРТ таким образом, чтобы ΔМрес/Мрес&#615 00; 1. При постоянном расходе рабочего тела давление в системе все время меняется. При работе движителя, как правило, необходимо выполнение условия m•эд=const. Масса рабочего тела в ресивере: . (6.10) При m•эд=const получаем: (6.11) Время цикла tцикла определяется следующим образом.

Из технического задания известно общее время работы движительной установки. Электрокла-пан перед ресивером имеет гарантированное изготовителем число включений и выключений nвкл, которое, как правило, равно 10000. Учитывая это, полу-чим: (6.12) Тогда определим величину ∆Мрес: (6.13) Выработка из ресивера рабочего тела α за один цикл составляет: (6.14) Как показывают экспериментальные исследования величина α, как правило,

не должна превышать 3%. Примем максимальное значение α=0,03. Тогда имеем: Уравнение состояния газа в ресивере запишется следующим образом: . (6.15) Примем Трес=293 К. Давление в ресивере обычно составляет  2ּ105 Па. Определим объем ресивера: (6.16) Зная геометрическую форму бака, подбираем геометрическую форму ресивера. Форма резервуара ресивера должна быть такой, чтобы компоно-вочная схема

СХПРТ занимала наименьший объём на КЛА. Для бака сфери-ческой конфигурации наиболее целесообразно применять ресивер, имеющий конфигурацию тора. Для определения геометрических параметров тора, необходим выбрать меньший радиус тора, а больший радиус тора будет определяться как функ-ция объёма и выбранного меньшего радиуса тора. Малый радиус тора выби-раем равным половине радиуса сферы бака, что позволит сделать наиболее компактную компоновку СХПРТ. Объем тора определяется как: (6.17)

Рисунок 6.1 Параметры тора. , (6.18) где - диаметр сечения тора, - малый радиус тора. . (6.19) Преобразовав уравнение (2.18), получим квадратное уравнение относи-тельно диаметра сечения тора: . (6.20) Малый радиус тора принимается: (6.21) Уравнение (2.21) имеет два корня: первый корень отрицательный, вто-рой корень равен . Зная диаметр сечения тора и малый радиус тора, определяется большой радиус тора: . (2.23) 6.4 Расчет проектных параметров термодросселя

Термодроссель применяют для регулирования требуемого расхода ра-бочего вещества. В нем используют зависимость расхода газа от его темпера-туры при заданном перепаде давления и геометрических параметров капил-лярной трубки. Температура газа, в свою очередь, зависит от значения тока, пропускаемого через трубку. Секундный расход рабочего тела через термодроссель на анод опреде-ляется по формуле: , (6.22) где P – усредненное давление ( ); - давление на входе в термодроссель; - давление на выходе

из термодросселя; - внутренний диаметр термодросселя; - разность давлений на входе и выходе из термодросселя; T – температура рабочего вещества в термодросселе ( ); - коэффициент вязкости ( для ксенона ); - длина термодросселя (примем ); R – газовая постоянная для ксенона, R = 63.29 Дж/кг·К. Давление на входе в термодроссель равно давлению в ресивере . Для достижения необходимого давления на выходе из термо-дросселя зададимся отношением: .

Отсюда давление на выходе из термодросселя равно . Усредненное давление равно: (6.23) Разность давлений равна: Определим внутренний диаметр термодросселя: (6.24) 6.5 Расчет проектных параметров жиклера Дальнейшее снижение давления в системе подачи происходит в жикле-ре, который представляет собой пластинчатую шайбу с отверстием.

Секундный расход рабочего тела через жиклер определяется по форму-ле: , (6.25) Sж – площадь поперечного сечения жиклера, приведенная площадь; - давление в жиклере (принимаем давление на входе в жиклер равным давлению на выходе из ресивера и равным ); k – коэффициент адиабаты (для ксенона k=1,67); - температура в жиклере ( ); R – газовая постоянная для ксенона, R = 63.29 Дж/кг·К. С учетом того, что 90% рабочего вещества поступает в

ГРК, а осталь-ные 10% - на катод, имеем: кг/с, Приведенная площадь жиклера находится по формуле: . (6.26) м2 .(6.27) Определим диаметр жиклера: .(6.28) Из технологических соображений диаметр жиклера принимаем равным 3мм. 7 ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПИД На чертеже (ХАИ.06.441п.11.СГ.05) представлена система электропи-тания (СЭП), основной задачей которой является поддержание работы ЭРД и систем, обеспечивающих его функционирование.

На этом рисунке без рас-крытия внутренней структуры каналов электропитания приведен общий принцип построения СЭП. Так все каналы электропитания по входу подключены к общей выход-ной шине СЭС, от которой они получают электроэнергию. Сигналы, управ-ляющие их работой, поступают с шины обмена информацией с СУ, а точнее с контроллером СЭП, входящим в состав СУ. Основными датчиками, позволяющими СУ контролировать работу

СЭП (а точнее работу отдельных КЭП и их нагрузки) являются датчики тока и напряжения (ДТН), устанавливаемые на выходе каждого КЭП (эти датчики являются составной частью КЭП). Если нагрузкой КЭП является не один по-требитель (нагрузка), а целая система однотипных нагрузок (например, дат-чики давления, установленные в СХПРТ, или такие исполнительные устрой-ства, входящие в СХПРТ, как электроклапаны), то на выходе КЭП имеется совокупность коммутирующих устройств, управляемых

сигналом СУ и в це-пи каждой нагрузки устанавливаются свои датчики тока и/или напряжения, сигнал с которых подается на СУ. Поскольку нагрузкой КЭП так же являются газоразрядные промежутки систем ЭРД (КК1, КК2, ОК, ГРК), то к тем же потребителям параллельно подводится напряжение с систем инициирования разряда (СИР), включение которых осуществляется по команде СУ, а результат работы оценивается по изменению тока и напряжения на выходе соответствующего

КЭП. 8 РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА ДВИГАТЕЛЬНОГО БЛОКА Двигательная установка представляет собой совокупность системы хранения и подачи рабочего тела, системы электроснабжения и непосредст-венно движителя. На рассматриваемом чертеже (ХАИ.06.441п.11.ТЧ.07.) представлены система хранения и подачи РТ и 2 плазменных ионных движителя. К баку (1) прикручивается фильтр (2), пироклапан (3) с жиклером

(4). Перед редуктором устанавливается электроклапан (5). Торообразный ресивер (6) с помощью трубопровода подсоединяется к электроклапану (7). Трубопровод, с помощью разделителя разветвляется на четыре канала: электроклапан катода-компенсатора (1), электроклапан като-да-компенсатора (2), жиклер основного катода (8), термодроссель анода (11). К баку (1) с помощью болтового соединения присоединяется корпус (16).

Заправка бака производится с помощью заправочного устройства (17). К основанию корпуса присоединяется ПИД. Задача катода-компенсатора (14) - понижение объемного заряда и ней-трализация ионного пучка на срезе движителя. На корпусе (16) кроме четырех отверстий предназначенных для присо-единения несущего кольца бака (1) имеется четыре отверстия для присоеди-нения блока к несущей раме

КА. 9 РАЗРАБОТКА ЦИКЛОГРАММЫ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ На чертеже (ДУ.06.441п.09.СХ.07.) представлена циклограмма нагрузки, которая характерезует зависимость мощности, потребляемой нагрузкой от времени на протяжении от некоего повторяющегося цикла. Основные исходные данные для построения циклограммы заданы таб-лицей 9.1, в которой приведены значения электропотребления с учетом ЭРД. Таблица 9.1. 0 880 925 1700 1725 2261 2740 2800 4940 5100 5400 5610 80 800 80 3241 2521 80 800 80 275 40 80 80

Период обращения КА по орбите определяем из соотношения: , (9.1) где a=h+Rз=400+6378=6778 км Rз - радиус Земли. kз=3.986*105 км2/с2 – гравитационный параметр Земли. Максимальное время нахождения КА в тени находим из соотношения: Время нахождения КА на освещенном участке орбиты: (9.2) Включение двигателя осуществляем на световом участке орбиты.

Вре-мя работы двигателя составляет 10% от времени существования КА, мощ-ность двигателя равна N=2.44 кВт. Определяем среднюю мощность нагрузки по формуле: . (9.3) Установленная мощность БФ (максимальная мощность, которую способна генерировать БФ при работе в номинальных условиях) равна: , (9.4) где . ВЫВОДЫ В данной работе была разработана двигательная установка для стаби-лизации параметров орбиты

искусственного спутника Земли. Спроектирована электрореактивная двигательная установка на базе плазменно-ионного движителя. В конструкторской части произведен расчет параметров и геометрических размеров плазменно-ионного движителя, вы-бранного в качестве исполнительного органа системы стабилизации пара-метров орбиты искусственного спутника Земли, предназначенного для на-блюдения за поверхностью Земли. Произведен выбор системы хранения и подачи рабочего вещества (ксенона), расчет элементов системы

(бак, реси-вер, термодроссель, жиклер). В соответствии с расчетами разработаны теоре-тический чертеж ПИД и движительного блока, функциональные схемы дви-гателя, системы электропитания, системы подачи и хранения рабочего веще-ства, циклограмма нагрузки, схема размещения ЭРДУ на борту КА. В рассчитанной курсовой работе были получены следующие важные характеристики и конструктивные параметры ПИД, которые соответствуют техническому заданию:

1. Тяга ПИД 0,089 Н. 2. КПД ПИД . 3. Ускоряющая разность потенциалов между экранным и ускоряющим электродом В. 4. Диаметр ИОС, 0.2 . 5. ПИД с радиальным магнитным полем. 6. В качестве рабочего вещества был выбран инертный газ ксенон. Структурная схема энергосилового узла и основные геометрические размеры ЭРДУ приведены в приложении. ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК 1.”Оценочные расчеты параметров ракетно-космических систем”-

методическое пособие, Безручко К.В Белан Н.В Губин С.В Исаев С.В Колесник В.П Харьков. 2. ”Плазменно-ионные двигатели”-методическое пособие, Белан Н.В Гли-бицкий М. М Степанушкин Н.П Харьков; 3. “Система подачи рабочих веществ”-методическое пособие, Белан Н.В Коровкин В.Н Маштылев Н.А Харьков,1990. 4. ”Детали машин и механизмов”,

Мишарин В.А Янтовский Е.И Москва 1985-488 ст.; 5. ”Плазменно ионные двигатели”, учеб. пособие по курсовому и дипломно-му проектированию, Белан Н.В Глибицкий М.М Степанушкин Н.П Харь-ков 1983-62ст.; 6. ”Справочник конструктора-машиностроителя”, 1-й т. 2-й т Анурьев В.И Москва 1979-560ст.; 7. ”Обработка металлов давлением”, Безручко И.И Зубцов М.Е Балакина И.М Ленинград 1967-320ст.;

8. ”Определение припусков на механическую обработку и технологические расчеты”, В. Ю. Гранин, А. И. Долматов; 9.”Справочник технолога-машиностроителя”, Т1, Т2, под ред. Косилова А.Г Мещерякова Г. К. ПРИЛОЖЕНИЕ ХАИ.441.06.КР.11.ПЗ.00.00 – пояснительная записка, 52 с. ХАИ.441.06.КР.11.СГ.00.01 – циклограмма энергопотребления,

А4. ХАИ.441.06.КР.11.СХ.00.02 – схема размещения ЭРДУ на КА, А3. ХАИ.441.06.КР.11.СГ.00.03 – функциональная схема ЭРДУ, А4. ХАИ.441.06.КР.11.ТЧ.00.04 – теоретический чертеж двигателя, А1. ХАИ.441.06.КР.11.СГ.00.05 – функциональная системы электропитания, А4. ХАИ.441.06.КР.11.СГ.00.06 – функциональная схема

СХПРТ, А3. ХАИ.441.06.КР.11.ТЧ.00.07 – теоретический чертеж двигательной установки, А1.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.