Реферат по предмету "Психология"


Поколение net

Поколение Net

В последнее
десятилетие в мире произошел настолько сильный технологический скачок,
связанный с бурным внедрением в нашу жизнь компьютеров и Интернета, что уже
никого особо не удивляют первые попытки скрестить человека с компьютером. Да,
да, именно человека с компьютером!

Конечно, это не
следует понимать так, будто биотехнологические компании открыли ген, отвечающий
за присутствие в человеческом организме процессора или источника бесперебойного
питания. А все как бы именно так, как оно показывается иногда в фантастических
фильмах: технические устройства становятся неотъемлемой частью человеческой
природы, то есть встроены в его организм и взаимодействуют с ним. И это уже
никакая не фантастика, а самая обыкновенная реальность. Электронные компоненты
управляют жизнью искусственного сердца, являются посредниками между сенсорными
системами человека и его мозгом, прибирая к рукам функции обработки и вывода
сенсорных сигналов внешнего мира. Они позволяют выполнять простейшие
повседневные действия, или согласуют сложные взаимодействия между человеком и
техникой: последнее актуально в тех случаях, когда человек начинает элементарно
проигрывать машине в скорости реакций, например, пилоту сверхскоростного
самолета. В настоящее время уже есть экспериментальные технические новшества,
позволяющие в буквальном смысле слова читать ваши мысли и воплощать их:
включать и выключать органы управления бытовой техники, открывать и закрывать
двери, и так далее.

Если раньше,
услышав бы фразу о том, что – как бы здорово было иметь в голове винчестер или
накопитель, способный легко и навсегда запоминать любые необходимые объемы
информации, – можно было бы подумать, что человек несколько перегрелся на
солнце, или обчитался научных и фантастических романов, то сегодня это звучит и
повседневно, и приземленно, и актуально. Те отчаянные попытки справиться со все
более возрастающим объемом информации, которые предпринимаются человеком, все
эти упражнения по развитию памяти, совершенствованию своих умственных
возможностей, лишь подчеркивают, что агония началась и конец будет очень
скорым. Ведь еще недавно семь классов образования считалась достаточным, потом
это было девять, десять, одиннадцать, двенадцать... Завтра, возможно, кто-то
поймет, что для того, чтобы ничего не успеть и ничему не научиться, необходима
целая жизнь. Точь-точь согласно поговорки: всю жизнь учишься, – и все равно
дураком помрешь. Поэтому и слышишь все чаще и чаще такие реплики: эх, хорошо бы
винчестер в голове иметь, да гигабайт на семьдесят, чтобы залить на него всю
Британскую энциклопедию вместе с Библиотекой Конгресса США, и иметь это всегда,
как только понадобится. Потому как ни прочитать, ни тем более знать все это
совершенно нереально. А так – раз! – и я уже знаю, в каком году случилась
Французская Революция, могу рассказать про теорию относительности и вспомню по
первому требованию скорость звука и как рассчитывать силу трения.

И нам следует
понимать, что рано или поздно – но это случится. Как говорят солдаты на первом
году службы: «Дембель неизбежен, как крах капитализма». Лет через пять, если не
раньше, высокие технологии смогут реально обслуживать интересы во всех
областях, где это необходимо: медицина, армия, исправительная система, помощь
людям с ограниченными возможностями. Лет через десять – технологии могут быть
предложены любому желающему. Хотите вы, допустим, взаправду встроить в свой ум
небольшой 3D ускоритель памяти – пожалуйста. Или интерпретатор мыслей,
позволяющий включать стиральную машину, просто подумав об этом – причем в любом
месте и в любой отдаленности. И чуть позже, лет через тридцать, вас вообще
никто не будет спрашивать о том, хотите ли вы этого, или не хотите. Это будет
так же самоочевидно, как ношение очков при плохом зрении или использование
слухового аппарата. Альтернатив нет. Ум и тело в их привычном понимании не
справляются с возрастающими информационными требованиями общества.
Единственное, что способно удержать баланс – более тесная интеграция человека и
компьютера, фактическое их слияние.

И это не
какой-нибудь там футурологический кошмар, которым так часто в последнее время
пичкают обывателя: дескать, человек становится придатком компьютера, его рабом,
грядет тотальный контроль, отсутствие всяких свобод и электронная деспотия,
человек перестает быть человеком в высоком смысле этого слова. Все это, дорогие
мои читатели, полная ерунда. Я уверяю вас, что повод для крамольных и отчаянных
мыслей будет появляться у вас столь же редко, как редко он появляется в тех
случаях, когда вы заболели и используете антибиотики, или когда вы плохо стали
видеть и надеваете очки. Никакого вселенского компьютерного заговора и бунта
машин не будет, как нет ни заговора ни бунта в процессе создания лекарств, в
экспериментах по модификации человеческого генома, в совершенствовании
искусственных материалов для тела – кожи, органов, различных аппаратов. Все
будет естественно, просто и даже несколько обидно. Обидно в силу опять же
естественных социальных причин, когда одни люди могут позволить себе дорогое
электронное устройство для улучшения памяти, а другие – нет, потому как это
слишком дорого. Чем это отличается от сегодняшней ситуации, когда одни люди,
нуждающиеся в пересадке донорского органа, имеют финансовые возможности для
этого, а другие – нет? А ничем не отличается. Скорее всего, даже не будет
никакой цифровой дискриминации, о которой так любят поговаривать продвинутые
пользователи Интернета и вычислительных сетей.

Что такое
цифровая дискриминация? Это дискриминация по степени вашей принадлежности к
вычислительным благам: к компьютеру, к Интернету, к ресурсам, позволяющим
выполнить за вас гигантскую работу. Слабое подобие цифровой дискриминации
сегодня – это возрастающие требования к человеку, который устраивается на
работу, к его компьютерной грамотности, к его возможностям эффективно
использовать компьютер в своей повседневной работе. Цифровая дискриминация –
это отсутствие компьютера, неумение им пользоваться, незнание Интернета,
недоступность Интернета. Если все это – про вас, то вам следует понимать, что
ваши возможности найти хорошую работу с каждым годом будут все увереннее и
увереннее стремиться к нулю. И если сегодня вам отказали на трех вакантных
местах из десяти, то завтра – откажут в пяти, а послезавтра – в десяти из
десяти.

Я не противоречу
себе, говоря сначала, что цифровой дискриминации не будет, а потом – что через
некоторое время вы элементарно не сможете найти работу просто по причине того,
что плохо знакомы с компьютером. Я подразумеваю, что это никакая не
дискриминация вообще: все больше и больше работодателю требуются люди, которые
могут эффективно использовать компьютер в своей деятельности, и если вы этого
не умеете – это не проблемы работодателя, это ваши проблемы. Опять же, дело не
столько в том, что вы умеете именно общаться с компьютером и что-то там делать
в нем конкретное. Нет. Компьютер – это, согласно всему вышеизложенному, –
качество вашей личности, ваши интеллектуальные способности. Мир идет к тому,
что человека, неприближенного к компьютеру, начнут как бы считать умственно
отсталым, неспособным на ответственную и важную работу. Компьютер – мерило
вашего интеллекта. Не так, как будто вы умеете работать за компьютером, и
поэтому умный, но так, что ваша компьютерная грамотность – это как бы черта
вашей личности: исполнительность, пунктуальность, ответственность. Это будет
примерно так же, как сегодня человек, который не умеет читать и писать,
автоматически приравнивается к идиоту. Это не обязательно правда, но какая
разница, что есть правда и что – неправда, если окружающие будут думать о вас
именно так? Им без разницы, что вы умеете делать с компьютером. Им будет важно
лишь психологическое ощущение, что вы и компьютер – это единое целое.

Интернет, как
мне кажется, является первым серьезным полигоном, на котором обкатывается
будущая теснейшая интеграция человека и машины. Я сейчас проиллюстрирую свою
мысль несколькими конкретными примерами работы с Интернетом, и вы все поймете.
Представьте ситуацию: вы не знакомы с Интернетом и перед вами стоит задача –
узнать, какова высота у Эйфелевой башни? Есть три варианта. Первый: вы это
знаете, и можете точно назвать число. Это прекрасно. Но кто поручится, что в
следующий раз вы вспомните дату рождения Петра Первого? Или первооткрывателя
формулы бензола? Второй вариант: вы не знаете ответа на поставленный вопрос и
начинаете спрашивать у окружающих вас людей – может быть, им это известно?
Шансы, что кто-нибудь знает и вспомнит, тоже есть, но не очень большие. И
третье: вы отправляетесь в городскую библиотеку и роетесь в энциклопедиях и
справочниках – на это может уйти много времени, от нескольких часов до
нескольких дней, в зависимости от сложности задачи и того, насколько велика и
содержательна библиотека.

Теперь
посмотрим, как все происходит, когда вы используете в своей работе Интернет.
Процесс узнавания необходимой даты, размера или факта, конечно, зависит от
сложности и специфики, но вот те примеры, которые я привел выше, занимают не
более тридцати секунд времени. Для этого существуют специальные поисковые
машины – вам лишь достаточно сообщить запрос, и машина сама исследует всю
имеющуюся информацию и выдаст вам результат. Например, вы пишете: «Высота
пирамиды Хеопса», и отдаете поисковой машине приказ искать. Через несколько
секунд она находит – иногда не один и не два, а тысячи текстов, где написано
следующее: «Высота пирамиды Хеопса – 136 метров...» и так далее. Если
интересно, то вы можете узнать массу дополнительных подробностей. Но это уже по
желанию. Задача выполнена примерно за 30 секунд.

Точно также
можно найти большое количество любых других данных: ту же дату рождения Петра
Первого, или начало Французской революции, или год, когда была построена
Эйфелева Башня, дату смерти Алексея Толстого, библиографию Ницше, и сотни и
сотни тысяч других фактов, которые невозможно запомнить никому и никогда – хотя
бы в силу того, что столько невозможно прочитать. Таким образом, вы передаете
право помнить информацию Интернету, снимая со своего ума эту задачу, не насилуя
свою память малополезными упражнениями. И вы можете быть уверены в том, что он
вспомнит все в тысячи раз быстрее и эффективнее, чем вы.

Одно время шли
интересные дискуссии – сможет ли компьютер обыграть в шахматы самого сильного
шахматиста? В качестве аргумента, что это сделать сложно, приводился такой
довод – человек, в отличие от компьютера, пользуется упреждающим знанием, то
есть ему в процессе анализа просто нет необходимости рассчитывать десятки
миллионов возможных вариантов, которые имеют самоочевидно проигрышный характер.
Самоочевидно это человеку, но не машине, и она должна рассчитать все эти
десятки миллионов только ради того, чтобы отказаться от них. Человеку это было
не нужно, поэтому он обыгрывал компьютер. Однако последний становился все
мощнее и мощнее – он успевал сделать больше в самом расточительном по количеству
вариантов анализе, чем человек – в самом экономичном. Чем все это закончилось –
вы, думаю, знаете: Каспаров проиграл компьютеру. И чем дальше заглядывать в
будущее, тем все меньше и меньше шансов потягаться с машиной: она с каждым
годом становится совершеннее, в то время как резервы и возможности
человеческого мышления остаются примерно на одном и том же уровне, как и
раньше.

Есть такое
понятие – киберофобия, или боязнь компьютеров. Термин появился еще тогда, когда
не было Интернета, и, возможно, сегодня звучит как-то иначе, но суть его, в
любом случае осталась прежней – это боязнь компьютеров и компьютерных
технологий. В этом аспекте страх возникает потому, что перемешиваются
причинно-следственные связи: технологический прогресс воспринимается как вдруг
материализовавшаяся данность, которая выступает как вредоносный носитель,
причина всех бед. Это неправильно. Компьютер сам есть следствие, вынужденная
необходимость, реакция социального организма на возрастающие информационные
требования, с которыми не может справиться не отдельный субъект, ни общество в
целом. Компьютер – словно как реакция иммунной системы в ответ на внешнее
агрессивное воздействие. Чем лучше устроена ваша иммунная система, тем больше у
вас шансов справиться с заболеванием, с патогенным фактором. Чем лучше ваша
вычислительная ситуация, тем более высоки ваши резервы, тем более эффективно вы
можете взаимодействовать с информацией, хранить ее, перераспределять, получать,
систематизировать и предъявлять по первому требованию.

С этой точки зрения
соревноваться с компьютером в способностях – это примерно то же самое, как если
бы ваша правая рука боролась с левой. Высокие технологии – это естественная
часть вашей личности самого ближайшего будущего, присущая вам настолько же, как
естественны пять пальцев на ваших руках и ногах, зрение, слух или
чувствительность к запахам. Человек сольется с машиной в одно целое, где
последняя будет выступать в качестве сильного средства, когда вам не хватает
собственных ресурсов, чтобы справляться с информационной нагрузкой. Ведь никого
уже не удивляет, что мы пьем антибиотики и не очень-то надеемся на резервы
организма. Тем более, никто не соревнуется с антибиотиками. Также можно
сказать, что антибиотики не составляют никакого тайного заговора производителей
антибиотиков, стремящихся поработить человека. Так что и компьютерные
технологии ближайшего будущего не отнимут у человека ни свободу, ни ум, ни
память, ни что остальное, но лишь дополнят, помогая ему справляться с трудными
ситуациями.

Сейчас вот
много говорят о том, что пользователи Интернета – это какие-то там жалкие люди,
погрязшие в виртуальной реальности и ни на что не способны. Я уверяю вас, что
это самое абсурдное и ничем не обоснованное заявление. Я бы даже поделился с
вами противоположной точкой зрения на пользователей Интернета. Люди, которые
используют сегодня всю мощь и силу Интернета в своей повседневной реальности, –
это люди будущего. К этому придет каждый, раньше или позже, но они пришли уже
сегодня, здесь и сейчас. Сегодня они живут в новом информационном пространстве,
осваивают его, учатся с ним взаимодействовать. Что бы они ни делали в Сети –
играли бы в игры, искали бы рефераты и курсовые работы, читали бы новости,
болтали по интернет-пейджеру, слушали музыку прямо в Интернете, знакомились,
участвовали в дискуссиях и виртуальных форумах – они первопроходцы новой
информационной реальности, естествоиспытатели нашего ближайшего будущего, когда
вы уже не отличите, где кончается человек и начинается компьютер. Совершенно не
важно, что они делают и чем заняты – это их право и их выбор. Но когда это
ближайшее человекомашинное будущее настанет, то – они и только они могут быть
уверены в том, что такие слова как цифровая дискриминация – это явно не про
них. И когда они придут на работу, когда они заполнят свои резюме – их примут в
любом месте, в десяти случаев из десяти. Просто потому, что они поняли все
гораздо раньше остальных и гораздо быстрее стали людьми новой приближающейся
реальности.
Список
литературы

Ценев В.
Поколение Net


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История развития микробиологии
Реферат Пластикові картки - сучасний платіжний інструмент
Реферат Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии
Реферат Влияние осмия и его соединений на здоровье человека
Реферат Стрела времени и необратимость, возникновение хаоса из порядка и порядока из хаоса как следствие
Реферат Управление сбытом продукции на предприятии Челябинск-шина
Реферат Славянская община
Реферат Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения
Реферат Условия заключения брака 2
Реферат Проект Глобалстар. Геодезические спутники ERS-1,ERS-2
Реферат Сделки с недвижимостью 3
Реферат Виды тригонометрических уравнений
Реферат Советское Конституционное право
Реферат Robert Frost Archetypal Analysis Essay Research Paper
Реферат Начальное образование мальчиков и девочек в России гендерный подход