Человеческий
интеллект - проблемы определения
Проблема определения.
Несмотря на
широкое употребление слова "интеллект", психологи к единому его
определению не пришли. Однако, многие согласятся, что все темы, рассматривающие
формы познания "высшего порядка" - формирование понятий, рассуждение,
решение задач и творчество, а также память и восприятие, - связаны с
человеческим интеллектом. Р.Стернберг (Sternberg, 1982) просил людей описать
характеристики интеллектуальной личности, и среди наиболее часто встречающихся
были ответы "хорошо и логично мыслит", "много читает",
"сохраняет открытый ум" и "глубоко понимает прочитанное". В
качестве рабочего определения мы будем рассматривать интеллект как способность
приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и
абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать знания
осмысленным способом.
Интерес и
искусственному интеллекту (ИИ) заставил многих психологов задуматься о том, что
есть в человеческом интеллекте уникально человеческое и какие способности
требуются от компьютера, чтобы действовать (по-человечески) разумно. Никерсон,
Перкинс и Смит (Nickerson, Perkins, and Smith, 1985) составили список
способностей, которые, как они считают характеризуют интеллект человека.
Способность классифицировать паттерны.
Все люди с
нормальным интеллектом способны разделять неидентичные стимулы на классы. Эта
способность фундаментальна для мышления и языка, поскольку слова вообще
означают категории информации: например, телефон означает широкий класс
объектов, используемых для дальней электронной связи. Представьте, что это были
бы за кошмарные усилия, если бы каждый телефон приходилось трактовать как отдельное
неклассифицированное явление.
Способность к адаптивному изменению поведения - к
научению.
Многие
теоретики считают адаптацию к своему окружению наиболее важной приметой
человеческого интеллекта.
Способность к дедуктивному мышлению.
Как мы
видели ранее, дедуктивное мышление " это вывод логических умозаключений из
имеющихся посылок. Если при условии достоверности посылок "Все жители
Долины Напа любят вино" и "Кейт Супле живет в Долине Напа", мы
заключаем, что "Кейт Супле любит вино", то мы проявляем способность к
дедуктивному мышлению.
Способность к индуктивному мышлению - к обобщениям.
Способность
к индуктивному мышлению предполагает, что человек выходит за пределы данной ему
информации. Это требует от рассуждающего умения выводить из конкретных примеров
правила и принципы. Если Бобби Мейер любит вино и живет в Долине Напа и ее
соседка также имеет склонность к этому вкусному напитку, у вас может возникнуть
мысль, что следующий сосед также обожает ферментированные фрукты. Может это и
неправда, но такой вывод представляется "разумным".
Способность разрабатывать и использовать
концептуальные модели.
Это
означает, что у человека складывается некоторое представление о сущности этого
мира, о том, как он устроен, и что мы используем эту модель для понимания и
интерпретации событий. Никерсон и др. приводят следующий пример: "Когда вы
видите, как мяч закатывается под один край кушетки и затем появляется из-под
другого, откуда вы знаете, что мяч, который выкатился, - тот же самый, что
закатился? На самом деле вы не обладаете такой уверенностью, но ваша
концептуальная модель мира вдет вас к такому выводу... Кроме того, окажись этот
мяч при появлении другого цвета или размера, чем был, когда закатывался, вам бы
пришлось заключить, что либо мяч, который вошел, и мяч, который вышел, - это не
один и тот же мяч, либо под кушеткой происходит нечто странное." Из того,
что мы "знаем", многое мы никогда не наблюдаем непосредственно, но
выводим из нашего прошлого опыта с другими сходными объектами и событиями. Я не
знаю, может ли мой парикмахер говорить или читать на санскрите, но я действую
так, как если бы он мог ответить, который час, и не читал на санскрите, тогда
как у человека, выросшего в провинциальной деревне в Индии может быть
противоположная модель.
Способность понимать.
Вообще,
способность к пониманию связана со способностью видеть отношения в задачах и
оценивать значение этих отношений для решения задач. Оценка понимания - это
одна из наиболее неуловимых проблем в изучении интеллекта.
Список литературы
Солсо Р.Л.
Человеческий интеллект - проблемы определения