Реферат по предмету "Педагогика"


Этапы самостоятельной работы с книгой

Содержание
Введение.
Начало чтения – ознакомление с книгой.
Сплошное, текстуальное чтение.
Составление плана, его достоинства.
Тезисы.
Изучение прочитанного.
Конспекты.
Составление рефератов.
Чтение как средство воспитания памяти и мышления.
Список литературы.

Книги-кораблимысли, странствующие по
волнамвремени и бережно несущие свой
драгоценныйгруз от поколения к
поколению.
Френсис Бэкон
Самостоятельноечтение имеет две основные задачи: понять и раскрыть в процессе чтениявыразительные средства языка книги и через них проникнуть в область тогопредмета мысли, который входит в содержание книги.
Содержаниекниги – это главная ее ценность. Но содержание всякой хорошей книгимногослойно, сложно, сжато в форму текста, словесное выражение которого вомногом определено особенностью языка, на котором написана книга.
Выдающийсярусский общественный деятель 19 века Б. И. Танеев рекомендовал, читая, работатьне столько с книгой, сколько над изучением того предмета, о котором говориткнига: “Надо изучать предмет сочинений, а не сочинения”, — писал он.
К. Д.Ушинский отмечал, что люди без разумной подготовки “читают… книгу и – иливовсе не понимают того, что… читают, или влагают в него свой собственный,часто странный, уродливый смысл и нередко почерпают подтверждения живущим в нихпредрассудкам, вместо того, чтобы освободиться от них”.
Читателиразличны, а книги разнообразны, каждый конкретный случай и пример работы скнигой – своеобразен и достоин особого внимания.
Большоезначение имеет изучение богатого методического опыта, примеров и высказыванийвеликих людей, выдающихся деятелей культуры о книгах и о чтении, так как этигении человечества, новаторы науки, литературы и искусства стремились в полноймере раскрыть силу книги, многообразие возможных методов работы с ней.
Сохранившиесяисторические документы свидетельствуют о том, что люди, жившие за несколькотысяч лет до нашего времени, читали книги и умели работать с ними.
Древнеегипетскиепапирусы призывают любить чтение и уважать книгу.
АлександрМакедонский, даже находясь в дальних походах, писал из Азии в Македонию оприсылке ему книг и получал их в большом количестве, увлекаясь главным образомпроизведениями Эсхила, Софокла и Эврипида.
Ученыйдревности Плиний Старший много времени уделял чтению, выписыванию из книг исобиранию кнтг для личной библиотеки.
А. С.Пушкин постоянно общался с книгами, в поисках нужной ему литературы работал вбиблиотеках, рылся в архивах, разыскивая необходимые ему первоисточники, сувлечением приобретал книги и журналы. В 1832 году на перевозку его личнойбиблиотеки из Михайловского в Петербург потребовалось 12 подвод. В последниеминуты жизни мысли А. С. Пушкина были обращены к книгам. “Прощайте, друзья!” — эти последние слова поэта относились к любимым книгам, молчаливым спутникам егонедолгой жизни.
А. М.Горького называли “книгожорой” за его ненасытную жадность к чтению книг.
ОскарУайльд любил книги, как любят цветы, перебирал их, как драгоценные камни...
На путив глубину сокровищ, заключенных в книгах, читатели всех времен и народовпоказывают нам примеры и образцы применения разных методов работы с книгой.
Основынаиболее типичных методов будут рассмотрены ниже.

Началочтения – ознакомление с книгой
 
Ройсяв книгах при всяком удобном
случае.Старайся перелистать и
пересмотретьна своем веку как
можнобольше книг.
Н.А. Рубакин
Ознакомлениес книгами посредством беглого просмотра – первый шаг в работе с ними. Этот этапважен хотя бы потому, что иногда чтение и ограничивается первоначальнымознакомлением. На этом этапе вы и расстаетесь с книгой до новых встреч с ней.Предварительный просмотр означает, что предназначенный для чтения материалперед началом чтения просматривается (не читая!) только один раз и оценивается.
Просмотркниг – распространенный метод работы, требующий приобретения определенныхнавыков и соблюдения целесообразного порядка в их применении.
Беглыйпросмотр книг позволяет получать разнообразные сведения о существующей и новойлитературе, своевременно и достаточно полно знакомиться с ее содержанием.
Предварительныйпросмотр книги может быть разным: ознакомление с аннотацией, введением(предисловием), оглавлением, с отдельными выводами, иногда чтение “первыхпопавшихся” абзацев книги, иногда некоторых разделов...
Книгу,которую вы сейчас читаете, можно, конечно, тоже читать не подряд. Особенно этокасается лиц, знакомых с основами работы над книгой.
Еслисовременный читатель при многолетней и усердной работе с книгой успеет целикомпрочитать за 60 лет своей работы каких-либо 5-6 тысяч книг среднего размера, топознакомиться посредством беглого просмотра он сможет за это же время с снесколькими сотнями тысяч книг.
Вопытных руках книга, даже при ее беглом просмотре, может рассказать оченьмного. Для получения какой-то определенной информации уделить больше вниманиятребуется тогда, когда вы захотите понять лишь основные мысли текста. Этопомогает решить, нужно ли читать текст. Кроме того, предварительный просмотрпозволяет оценить текст и определить, с какой целью нужно его прочитать. Тогдаможно решить, следует ли читать весь текст или только его отдельные части.Предварительный просмотр поможет определить, когда целесообразнее всего читатьданный текст. Сколько времени потребуется для его прочтения? Можно ли егочитать прерываясь или его нужно прочитать “на одном дыхании”? Надо ли егочитать в первую очередь или можно отложить на время? И наконец, можно решить,каким образом следует читать данный текст, т. е. нужно его читать быстро илимедленно, есть ли необходимость прочитывать его различные части с неодинаковойскоростью. Ответы на все эти вопросы помогут четко определить цель чтениянамеченного текста.
Приознакомлении с книгой и перелистывании ее могут привлечь внимание некоторыеместа, которые впоследствии могут быть изучены подробно. Но нельзя доверятьпамяти такие находки. Всегда нужно стараться как-то заприметить нужное, дажеслучайно вдруг найденное. Пожалуй, особенно настойчиво надо отмечать именнотакие места: ведь однажды обнаруженное не так легко может быть найдено вновь,когда появится необходимость.
Следуетиметь в виду, что первым условием продуктивного применения этого методаявляется умелое наблюдение книги в целом и в ее частях...
Всякоенаблюдение постольку плодотворно, поскольку оно подчинено определенной цели.Сознание цели создает установку психофизиологического характера, котораямобилизует сложные рефлекторные связи, облегчает и ускоряет умственный трудчитателя.
Второеусловие – привычный и целесообразный порядок просмотра, выражающийся впоследовательности действий, он может у каждого читателя иметь индивидуальныеспособности и должен быть изменяем в зависимости от характера и содержанияпросматриваемой книги.
Восновном нужно придерживаться следующего порядка:
а)внимательно прочитать титульную страницу, на которой напечатано название книги,фамилия автора, место и год издания, наименование издательства, иногда указано,кто является редактором книги, кто автор предисловия или вводной статьи кданному произведению. По этим данным можно судить об общем характере и о целикаждого конкретного текста;
б) найтив книге “Оглавление” (или “Содержание”) и ознакомиться с ним, так как в немотражен как простой и общий, так иногда и более или менее сложный логическийплан произведения, то есть дается ответ на вопрос, о чем и в какойпоследовательности написано в книге;
в)прочитать (или бегло просмотреть) “Предисловие” или “Введение”, которое имеетсяв большинстве случаев в книге, чтобы представить себе ее содержание, понять ееназначение и цель, которую преследовал автор, источники и характер сведений,которые имеются в книге. По меткому определению
К. А.Тимирязева предисловие является “откровенной беседой автора с читателем”.
Впредисловии внимательный читатель найдет указание о важнейших вопросах, которыеразбираются в книге, а иногда – и совет, как следует изучать данноепроизведение;
г)получив из предисловия информацию о содержании книги и ее назначении, следуетзатем непосредственно познакомиться с основным текстом произведения, прочитываянекоторые отрывки из него, абзацы, перелистывая и, может быть, по нескольку развозвращаясь к просмотру наиболее ценных и интересных разделов;
д)перелистать быстро страницы текста и обратить внимание на длину абзацев.Известно, что каждый абзац представляет собой единство мысли и в немразвивается одна определенная идея. Принято считать, что наличие большого числакоротких абзацев является выражением многих идей и относительно малогоколичества подробностей. В длинных абзацах, количество которых в тексте не таквелико, содержится относительно немного идей, которые, однако, излагаются болеедетально. Конечно, это простое правило имеет исключения, но все же оно,несомненно, является ценным указанием для правильного подхода к чтению текстов.Можно прочитать первое и последнее предложения первого и последнего абзацевтекста. Это связано с тем, что именно из этих частей текста можно почерпнутьбольше информации, чем при бессистемном просматривании материала. Известно, чтоиз всего объема материала, который нам надо изучить, от 55 до 85% приходится наабзацы, содержащие объяснения проблемы, причем основная идея обычно выражена водном ключевом предложении. В 60-90% таких абзацев ключевое слово стоит вначале. Конец абзаца также заслуживает нашего пристального внимания. В то времякак ключевое предложение содержит основную мысль, последнее – повторяет илирезюмирует ее. (Само собой разумеется, что этот метод должен в каждомконкретном случае применяться не схематично, а дифференцированно).
е) далееследует определить, сколько времени будет длится чтение текста. Для этого можноподсчитать количество слов в нескольких строках различных частей текста ивычислить среднее количество слов в строке. Умножьте это число на количествострочек на странице. Если вы далее определите общее количество слов в странице,то сможете установить, сколько времени потребуется для ее прочтения;
ж) цельчтения следует формулировать как можно яснее и точнее. При этом необходиморешить:
долженли текст быть прочитан;
длячего его нужно читать;
начто в тексте следует обратить особое внимание;
когдатекст должен быть прочитан;
какнужно читать данный текст.
з)наконец, очень важно просмотреть “Заключение”, “Послесловие”, “Выводы”,“Резюме” к данной книге, обыкновенно находящиеся в конце всего текста; авторздесь кратко формулирует или в сжатом виде повторяет основные тезисы,изложенные подробно в его произведении.
Рассмотренныевыше этапы предварительного просмотра не должны восприниматься, как догма,которой нужно следовать в любом случае. Так, нет смысла детально просматриватькороткие тексты, например те, которые читатель использует для упражнения вчтении, или те, тематика которых заранее известна. В таком случае вполнедостаточно бегло просмотреть заглавие, подзаголовки и сам текст. Подобный предварительныйпросмотр должен занять не более нескольких секунд.
Техника предварительногопросмотра используется и для повышения степени понимания и запоминания. Многиечитатели повторно просматривают текст для того, чтобы более основательно понятьего. Уровень понимания в этом случае повышается лишь на 8%. значительно лучшиерезультаты достигаются с помощью следующего метода: начните с предварительногопросмотра, после этого поставьте себе вопросы, на которые получите ответы в ходепоследующего чтения. Прочитав текст, просмотрите его еще раз в обратномнаправлении, запоминая основные мысли и самые важные детали.
Врезультате первоначального ознакомления с книгой наблюдательный читательзаметит в ней:
а)порядок подчиненности проблем, тем, вопросов, логический распорядок изложения,характер и структуру построения книги, совершенство или недостатки в разделенииее содержания, отраженные в наименовании глав и разделов, — все, что относитсяк “архитектонике” сочинения;
б) такназываемы “аппарат” книги – иллюстрации, таблицы, примечания, комментарии,указатели имен, предметные указатели, карты, библиографию...
в)непонятные слова и выражения: термины, знаки, специальные обозначения можно, попримеру некоторых читателей, составить предварительно, для выяснения, списокновых для себя терминов и т. п., чтобы затем приступить уже подготовленным кработе с данной книгой;
г)издательские данные о книге: место и год издания, наименование издательства,тираж и т. п.
Внимательныйчитатель заметит и характер построения абзацев, достоинства и недостаткиредактирования, стиля и языка автора, особенности изложения предмета – все это,вплоть до характера оформления книги, дает вдумчивому наблюдателю своюинформацию.
Сплошное,текстуальное чтение
Книга– волшебница. Книга преобразила
мир.В ней память человеческого рода,
онарупор человеческой мысли. Мир без
книг– мир дикарей.
Н.А. Морозов
Сплошноечтение текста книги, с начала до конца (или в пределах более или менее крупнойчасти ее) – наиболее распространенный метод работы с книгой.
Вбольшинстве случаев он обеспечивает большую глубину, целостность и связностьвосприятия, чем при первоначальном ознакомлении посредством беглого просмотра.
Присплошном чтении можно заметить, узнать и оценить подробности, мелкиеособенности содержания книги, ее стиля, языка и построения текста в целом.
Иногдатолько такое цельное восприятие позволяет правильно понять замысел автора книгии то, насколько удачно он раскрыт.
Гегель,имевший обыкновение делать при чтении многочисленные и большие выписки из книг,указывал, что только цельное познание всего написанного автором даетвозможность его правильно понять.
Присплошном чтении важно не только найти основную мысль, но и быстро понятьподробности. Рациональное чтение подробностей текста является комплекснымпроцессом, при котором нужно не только овлалеть теми методами, о которыхговорилось выше, но и усвоить некоторые новые. Прежде всего нужнопредварительно просмотреть текст, чтобы узнать, есть ли необходимость читать егоподробно. Быстрое определение основной мысли абзаца поможет вам найтиотносящиеся к ней подробности.
Читательдолжен развить у себя новые качества: во-первых, умение быстро и точно отличатьосновную мысль от подробностей; во-вторых, умение правильно связыватьподробности с основной мыслью. Поэтому надо привыкнуть при чтении абзацеврассматривать основную мысль и подробности как некую структуру, в которойподробности определенным образом связаны с основной мыслью: они или развивают,или объясняют ее. Часто большие и малые подробности могут отличаться друг отдруга функционально. Малые подробности так же относятся к большим, какпоследние к основной мысли. Малые подробности служат для объяснения большихподробностей.
Присплошном чтении внимательно прочитывают все разделы, параграфы и главы, впоследовательности их расположения в книге, не делая пропусков, учитываяоттенки смысла (обозначаемые особыми выделениями в тексте посредством другогошрифта); при этом надо не допускать поверхностного понимания, в случаенеясности – перечитывать или дополнительно просматривать цельные части текста –предложения, абзацы, параграфы.
Читатель,может быть, заметил, что написав кому-либо письмо и перечитывая написанное,можно иногда заметить невольно допущенную небрежность – ошибку, пропуск буквыили слова и т. п. Таким же образом, пересматривая некоторые места текста присплошном чтении, мы часто замечаем допущенные нами небрежности восприятия...
Следуеттакже стремиться к законченности восприятия при чтении, не прерывая его насередине абзацев, параграфов...
Этопомогает читателю наиболее полно и правильно понять суть представлений ипонятий о книге.
Присплошном чтении нужен строгий и непрерывный самоконтроль, чтобы избежатьпрерывности, неточности восприятия текста.
Известно,что иногда одно пропущенное слово, предложение, фраза могут изменить смыслвоспринимаемого абзаца, параграфа. Пропуск ряда абзацев может изменить смыслраздела или главы, так как обычно автор пишет с расчетом на внимательноепрочтение его произведения в целом.
Вольныепропуски текста при сплошном чтении могут изменить логический порядокрассуждений – доводов, аргументов, привлеченных к доказательству того или иноготезиса.
Ходмыслей читателя в связи с этим должен соответствовать ходу мыслей писателя (автора),поэтому, нередко, не прочитав до конца текст, нельзя судить обо всемпроизведении в целом.
Приэтом, конечно, надо и можно читать книгу по частям, с перерывами для отдыха,для обдумывания, для просмотра или чтения дополнительных источников или пособий,на привлечение которых к работе натолкнуло чтение основной книги.
Следуетпредупредить читателя о необходимости настойчивой борьбы с неоправданнымиперерывами в процессе чтения, так как манера часто отрывать глаза от книгистановится вскоре дурной привычкой, которую можно назвать “узелковым чтением”(отводя глаза от текста, читатель возвращается к разорванной строке и как быснова связывает текст в этом месте мысленным “узелком”). Перерывы в восприятииможет вызвать неожиданная мысль или внешние отвлечения, и читатель сневоспитанным волевым вниманием поддается таким воздействиям, теряет связностьв осмысливании текста, или читает далее, не заботясь о восстановлении смысла,или же теряет время на повторное чтение и осмысливание.
Любовь кзаконченности и к предельному усовершенствованию всякого выполняемого делахарактеризует собою высокий уровень культуры умственного труда.
Воспитаниев детском возрасте навыков внимательного чтения являлось постоянной заботойпедагогов в разные периоды развития народного образования.
Так, ещеИ. Т. Посошков советовал:” И все школьники читали бы книги неспешно, но с самымвниманием, дабы чтомое мог разумети и памятствовати. И кой ученик невнятнобудет читати, то той учитель, кой ко чтению и вразумлению книжному приставлен,непрестанно их понуждал и вразумлял, как их вразумительно читать и чего недознают, толковал бы им. И кои книги кто читает, от тех бы книг спрашивал их поодинкам и внимал бы, каково кто памятно сказывает, и той учитель в памятную бкнигу записывал, кто каков есть”.
Н. Г.Чернышевский рассказывал, что с детских лет отец воспитывал у него привычкудоводить до конца всякое начатое дело, в частности, дочитывать до конца книгу,которую однажды решено было прочитать.
“Приэтом главное, — пишет Н. Г. Чернышевский, — надобно развивать в себе любовь кчтению”.
Приобретениюнавыков законченности чтения помогает коллективное (например, семейное) чтение,повышая требовательность к работе, позволяя обсуждать прочитанное с целью болееглубокого его понимания.
Н. Г.Чернышевский, вспоминая о своем детстве, рассказывал, что вечерами семьясобиралась за общим столом, мать занималась вязанием, а кто-нибудь из детей поочереди читал книгу, причем отец следил за тем, чтобы читали разборчиво, внятнои обязательно заканчивали чтение начатой книги.
Иногдакнига оказывалась очень скучной, все слушали и немилосердно зевали, нонастойчивость отца достигала своей цели. Зато перед тем, как приступить кчтению другой книги, активно обсуждали, стоит ли браться за работу с ней,тщательно просматривали книгу, потому что, если чтение ее будет начато, тонеизбежно придется доводить дело до конца.
АльбертЭйнштейн, в юности, занимаясь самообразованием, в то же время давал урокистуденту Цюрихского университета Морису Соковину. Помогая своему ученикуразбираться в достижениях науки, молодой Эйнштейн увлекался совместным чтениеми долгими беседами с учеником о прочитанном. Они прочитали вместе “Опытфилософии науки” Ампера, ряд статей Гельмгольца, лекцию Римана “О гипотезах,лежавших в основании геометрии”, трактаты Дедекинда и Клиффорта, “Науку игипотезу” Анри Пуанкаре, с энтузиазмом читали классиков художественнойлитературы — “Антигону” Софокла, “Андромаху” Расина, “Рождественские рассказы”Диккенса, “Дон-Кихота” Сервантеса.
Совместноечтение усиливает впечатление от книги, так как читатель воспринимает еесодержимое не только “своими глазами”, но и “глазами другого”.
Эмерсон,подчеркивая значение умственного общения, высказывал следующее сравнение: “душадругого человека подобна луне, через которую мы рассматриваем самих себя”.
Многоценного дает дружеское общение за книгой. Так, например, В. Брюсов, вспоминая оК. Бальмонте, пишет, что они “без конца читали друг другу свои стихи и стихилюбимых поэтов. Он мне – Шелли и Эдгара По, я ему Верлена, Тютчева, которого онтогда не знал, Каролину Павлову. Эти вечера и ночи останутся навсегда в числесамых значительных событий в моей жизни. Я был один до встречи с Бальмонтом истал другим после знакомства с ним”.
Перечитываниекниг также является одним из важнейших средств для углубления процессасплошного чтения и повышения его продуктивности. При этом большую пользуприносит как перечитывание книг в целом, так и перечитывание избранныхчитателем наиболее трудных для усвоения или наиболее ценных, содержательныхглав, разделов, параграфов, абзацев...
Особеннобольшой эффект дает перечитывание произведений художественной классическойлитературы.
В. Г.Белинский отмечал, что повторное чтение, во-первых, служит критериемталантливости произведения, которое способно доставлять вновь и вновь такие жеприятные минуты, какими мы насладились при первом чтении. Во-вторых, повторноечтение обогащает сознание читателя. Пушкин и Гоголь, — вот поэты, о которыхнельзя сказать: “я уж читал, но которых чем больше читаешь, тем болееприобретаешь”, — говорил он.
Повторноечтение является необходимым условием более полного понимания произведения,средством воспитания чувств и достижения глубокого эстетического восприятия.
Врецензии на “Мертвые души” Н. В. Гоголя В. Г. Белинский писал, что “Мертвыедуши” не раскрываются вполне с первого чтения, читая их во второй раз, читаешьбудто бы новое, никогда не виданное произведение. “Мертвые души” трубуютизучения.
Опроизведении М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В. Г. Белинский пишет:“сколько раз читали мы эту книгу, пора бы уже было ей надоесть; ничуть небывало: все старое в ней так ново, так свежо, как будто мы читаеи ее в первыйраз и предшествовавшие чтения не только не ослабили эффекта нового, но еще какбудто усилили его. Так, доброе вино от лет становится все крепче и букетистее”.
Ученый –натуралист Б. М. Житков глубоко характеризует значение перечитывания не толькохудожественных, но и научных произведений: “при перечитывании в различномвозрасте художественных творений крупных писателей, — указывает он, — особеннотакого ранга, как Шекспир, Гете или Пушкин, читающий обыкновенно находит в нихне только новые красоты, но и новые мысли, ранеее им не замеченные, несмотря наих значительность. Так бывает (хотя здесь процесс открытия и восприятия новогоменее ярок) и при чтении работ крупных ученых. Полному восприятию идей общегозначения могут мешать и поверхностное, мало напряженное чтение, и недостаточныйобразовательный уровень читающего. К тому же и изложение статей, богатыхмыслями, бывает обыкновенно простым, безупречным логически, но лишеннымподчеркиваний и комментариев”.
Чтобыпри сплошном чтении не отвлекать свое внимание на выписывание тех или иных месттекста, рекомендуется между соответствующими страницами делать закладки или жеотмечать на полях книги простым карандашом (если книга принадлежит читателю) теместа текста, к которым следует вернуться.
Иногдана особых листках бумаги, отдельно, записывают – сверху интересующие читателятемы, а ниже, по мере чтения, — номера тех страниц, на которых имеетсясоответствующий материал.
Вольтер,по свидетельству его биографа Ваньера, применял следующие методы чтения книг:“Когда он получал какой-либо новый труд, он имел обыкновение быстропросматривать его, читая лишь несколько строк на каждой странице. Если онзамечал, что в нем содержится что-либо, заслуживающее внимания, он отмечал этоместо закладкой; кроме того, он весьма внимательно перечитывал ее, иногда дажедва раза, когда книга казалась ему интересной и хорошо написанной, и делал наполях заметки. Эти заметки были чрезвычайно любопытны. Г. Вольтер обладалпоразительной памятью. Сотни раз он говорил мне: “Посмотрите в иаком-тосочинении, в таком-то томе, примерно на такой-то странице, нет ли там того-то?- и редко случалось, что он ошибался, хотя и не раскрывал эту книгу летдвенадцать – пятнадцать”.
Работаяс книгами, надо совершенствовать процесс просмотра и сплошного чтения, “находу” исправляя ошибки своего восприятия, внимания, мышления.
Надовновь и вновь перечитывать то, что было прочитано слишком поспешно илинебрежно, надо постепенно увеличивать скорость сплошного чтения, воспринимаяслова не в отрыве друг от друга, но в их смысловых связях и сочетаниях, иногда“одним ударом взгляда” схватывая точно, сосредоточенно и внимательно целуюфразу, уже знакомую пословицу, поговорку, афоризм, крылатое выражениепосредством их “узнавания”.
Изучениепрочитанного.
Изучениепрочитанного следует признать самым важным и основным методом работы с книгой.
Высокаятребовательность к себе и к организации процесса чтения- основное условиеплодотворного изучения.
При этомследует:
-правильнопрочитать, т. е. активно организовать процесс чтения в свете научнойорганизации умственного труда, целесооразно применяя различные методы работы скнигой;
-правильнои глубоко понять прочитанное;
-активнои вдумчиво разобраться в прочитанном;
-записатьнеобходимое, применяя различные виды записей;
-прочнозапомнить необходимое;
-усвоитьглубоко то, что обогащает теорию и практику, помогает творчески относиться кжизни.
Изучениепредмета чтения предполагает интерес читателя к дальнейшему развитию техмыслей, которые он воспринял в книге, а также к практической проверке иприменению жизненных положений, освещенных автором.
Изучениюпрочитанного помогает усвоение и применение основных логических навыков чтения,а именно:
во-первых,в каждом прочитанном предложении находить логическое ударение, “ключевоеслово”, вносящее смысл в данную фразу, помогающее определить направленностьвыражаемой мысли;
надоучиться, во-вторых, работать над абзацем или их совокупностью, учитывая тотфакт, что авторы, особенно в классических трудах, вдумчиво редактируянаписанные ими произведения, стремились начинать с абзаца, с красной строки,каждую самостоятельную, более или менее законченную мысль. При этом срединескольких предложений, составляющих абзац, в большинстве случаев имеютсяпредложения вводные и заключительные, главные и вспомогательные. Основнойтезис, выраженный в соответствующем предложении, автор в других предложенияхдоказывает, иллюстрирует примерами, поясняя главную мысль, которая при выписываниии будет представлять собою то, что называют “главной цитатой”.
Умениебыстро находить, даже при первоначальном просмотре текста, “главную мысль”,“главную цитату” является важным логическим навыком чтения;
вомногих случаях для раскрытия главной мысли автор пишет несколько небольшихабзацев; понимая такое построение текста, читатель должен среди несколькихабзацев, посвященных одному вопросу, находить абзац, главный по смыслу.
Читатель,углубленно изучающий то или иное произведение, достигнет хорощих результатов,если он вооружен знанием логики, приемов анализа и синтеза, обобщения иумозаключения в виде выводов. Оперирование понятиями, суждениями иумозаключениями, умение мысленно восстановить сокращенное выражениеумозаключения (энтимемы), знание теории доказательства, логических ошибок,понимание принятой автором последовательности дедуктивного или индуктивногорассуждения – все это помогает вдумчиво разобраться в изучаемом произведении.
Внимательноечтение предисловия или введения, продумывание выводов или заключения, обращениеособого внимания на выделенные в тексте иным шрифтом слова или строки помогаетглубже понять смысл прочитанного и разобраться в нем.
В прцессеизучения надо самостоятельно систематизировать, классифицировать, сводить втаблицы имеющиеся сведения, иногда строить графики, составлять схемы...
Главное– это воспитание самостоятельного и ясного суждения о прочитанном, настойчивоевыяснение непонятного, неясного.
Содержаниекниги надо разграничить на составные смысловые части, разобраться в ихсоотношении и сделать основные выводы. Это содержание надо затем в главныхдеталях восстановить, вскрывая их взаимную связь, чтобы определить смыслцелого, значение и ценность произведения не только самого по себе, но и вотношении того нового, важного, полезного, что оно дает для решения более общейпроблемы. При этом надо понять, что дает книга для формирования научногомировоззрения читателя, усовершенствования его понятий, представлений,обогащения его мышления и памяти, а также для творческого изменения, улучшенияжизни, практики, действительности...
Изучениюопределенного произведения иногда содействует ознакомление с историей егосоздания, с методами работы автора над ним, знание особенностей творчества,условий возникновения данного труда.
Систематичностьизучения характеризуется упорным и настойчивым повторением трудовых условий,она связана с воспитанием усидчивости, трудоспособности, с умением ритмично ицелесооразно организовать свой труд и отдых.
ЛукрецийКар отмечает в своей поэме “О природе вещей”:
“Ибо всето, что хотя и легко, но упорно долбится,
Все жуступает всегда и, в конце концов, поддается,
Разве невидишь того, как, падая капля за каплей,
Точиткаменья вода и насквозь, наконец, пробивает”.

Приизучении произведений огромное значение имеет мировоззрение читателя,определяющее собою его “точку зрения” на предмет, так как в случае ошибочноготолкования прочитанного возникает “цепная реакция” неправильных мыслей.
Здесьуместно вспомнить глубокое замечание Д. И. Писарева, отметившего тот факт, что“ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, а ошибка в словах вызывает ошибку вделах”.
Изучениюпомогает перечитывание. “Кто хочет серьезно изучить какой-нибудь предмет, — советует В. И. Танеев, — тот должен прибегать к более или менее частомуповторению выдающихся произведений. Перечитывание во второй, третий иличетвертый раз хорошей книги или хоть главы из нее приносит большую пользу уму ипамяти”.
Основноезначение при изучении имеет мышление читателя. Оно должно быть логическиправильным – определенным, последовательным, непротиворечивым и обоснованным.
Самоизучение классических произведений воспитывает читателя – его ум, память,мышление.
Особоеобразовательное и воспитательное значение имеют философские произведения. Ихизучение активизирует мысль, организует самостоятельность, и логичностьмышления, вводит в историю развития человеческой мысли, прошедшей удивительносложный и трудный путь искания истины...
Самостоятельноеизучение основных произведений того или иного автора полготавливает читателя кизучению других трудов этого автора и приводит к пониманию их взаимной связи.
Изучениютрудов одного автора в их связи или изучение ряда книг разных авторов, нообъединенных одной темой, общей проблемой и т. п., позволяет читателюустановить связи в содержании круга произведений и подойти к подлинносистематическому изучению предмета.

Составлениеплана, его достоинства
 
План –это схематически записанная совокупность коротко сформулированныхмыслей-заголовков. По образному выражению, — это “скелет произведения”.Примером плана к книге, правда, очень общего, отмечающего лишь узловые разделы.является обычно оглавление. Проглядывая его, не читая самой книги, можнополучить представление об ее содержании и схеме построения. План как формазаписи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чемоглавление книги.
Формазаписи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, дляразвития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.
Планымогут быть подразделены на простые и сложные. Сложный план в отличие отпростого имеет к части или ко всем основным пунктам еще и подпункты, которыедетализируют или разъясняют их содержание.
Планможет быть записан в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений.
Удачносоставленный план прочитанной книги говорит в конечном итоге об умениианализировать текст, о степени усвоения его содержания.
Планимеет ряд достоинств, которые выдвигают его наравне с конспектами и тезисами,во вполне независимую, самостоятельную форму записи.
Самаякраткая запись.
Именноблагодаря этому план легко, переделывая, совершенствовать как по существу, таки по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.
Отражаетпоследовательность изложения и обобщает.
Никакиедругие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой форме отразитьпоследовательность изложения материала.
Хорошосоставленный план раскрывает и само содержание произведения. В этой записи естьуже элементы обобщения, которые могут быть наиболее развиты в тезисах иконспектах.
Восстановливаетв памяти содержание источника.
План,составляемый в процессе чтения, помогает легче уяснить содержание прочитанного,способствует ускоренной проработке материала.
Планпозволяет воспроизвести в памяти когда-то прочитанные источники, при этом оннапоминает лишь самое главное, существенное.
Заменяетконспекты и тезисы.
Иногдаподробно составленный план может заменить такие виды записей, как конспекты итезисы. При хорошем владении материалом бывает, что в работе можно и нужноограничиваться одним планом. Он поможет обобщить знакомый материал,систематизировать его.
Помогаетсоставлению записей.
Руководствуясьпунктами плана и обратившись к подлиннику, можно составить и другие, уже болееподробные и самостоятельные записи – конспекты и тезисы. На основе и с помощьюплана они составляются без особых усилий. Причем, совершенно не обязательносоставлять более сложные виды записей одновременно с планом. Даже если смомента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданиюконспекта или тезисов.
Улучшаетсделанную запись.
Путемсоставления, например, подробного плана к конспекту можно легко и быстровыявить повторения и непоследовательность в изложении текста, улучшить запись,сделав ее логически четкой и последовательной.
Ускоряетпроработку книг.
План вчерновом виде, составленный попутно с чтением, может быть рекомендован дляускоренной проработки материала.
Помогаетпри длительной работе над источником.
План,составляемый к крупным произведениям, которые прорабатывают продолжительноевремя, позволяет рационально, без большой потери времени перед возобновлениемработы воспроизвести в памяти прочитанное ранее.
Организуетсамоконтроль.
Спомощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (присамоконтроле подробные ответы на вопросы плана говорят о хорошем усвоении).
Сосредоточиваетвнимание и стимулирует занятия.
Планнастолько помогает сосредоточиваться даже при сильно рассеянном внимании иумственном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулирующий вниманиефактор. В этом случае обычно нет надобности составлять план ко всему материалу.Достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа,которая не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться быстро. Процесс попутногос чтением составления плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать вработу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголовков содержания. А есличитающий все же отвлекся, можно бегло прочитать пункты составленного ранееплана и мысленно раскрыть их содержание. Потерянная было связь быстровосстановится. А при новом сплошном чтении книжного текста не только теряетсявремя, но и повышается утомляемость.
Тезисы
Заключениедолжно повторить дело
трактатаи в сокращеньи обнять его
снова,чтобы читатель мог повторить
самомусебе.
Н.В. Гоголь
В словахН. В. Гоголя хорошо передана суть тезиса.
Тезис– заключение трактата (что?),
Тезис– сокращенно формулирует трактат снова (как?),
Тезис– для повторения (для чего?).
Тезис взаписи – это положение, вбирающее в себя существо значительной части текста,то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится убедитьчитателя, вывод, к которому он подводит читателя.
Тезис — это доказываемое положение или утверждение. В отличие от выписок, могущихсодержать только иллюстративный или фактический материал, тезисы всегда должныиметь доказательства рассуждением, другими словами, идеи тезисов могут бытьзащищены.
Какие жекачества ставят тезисы на особое место среди других видов записей?
1.  Тезисы, как никакаядругая форма записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в краткихформулировках, раскрывающих все произведение.
Конспект,как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этимсковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрытьсодержание книги, активно разобраться в нем, невзирая ни на егопоследовательность, ни даже на отдельные его положения.
2.  Процесс тематическоготезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его,объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг.
3.  Ни одна запись такхорошо не помогает составить доклад, дать основное содержание материала дляпросмотра оппоненту.
4.  Тезисы ценны, ачасто совершенно необходимы для критического анализа книги. Суть вопроса имиособенно акцентируется, заостряется. Тезисы крайне облегчают возможностьпротивопоставить свои мысли мыслям других или же мысли и убеждения рядаисследуемых авторов. Обратите внимание – именно убеждения. Ведь порой авторможет незаметно, четко не формулируя, проводить определенную мысль. Цельисследователя – выявить ошибочные суждения и сделать нужные выводы, хотя бы ониявно и не были сформулированы автором.
Умениеправильно тезировать материал характеризует уровень подготовки читателя,понимание темы, степень овладения материалом и методами самостоятельной работынад книгой.
Вопрос овыборе типа записи, в частности тезисов, разрешается в каждом отдельном случаесамостоятельно, с учетом конкретных возможностей читателя и особенностейматериала.
Конспекты
Конспект– это систематическая, логически связная запись, объединеняющая план, выписки,тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Следовательно,одновременно конспект должен содержать:
или
тезисы,выписки и планы,
или
тезисыи выписки,
или
выпискии планы.
Конспектом,написанным одним читателем, могут пользоваться другие – он более универсален,чем иные виды записей. Тут меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем приработе с “чужими” записями других типов (с выписками, планами и даже тезисами,не говоря уже о набросках “для себя”). По этой же причине к конспектам можно суспехом обращаться через несколько леи после их написания. Конечно, конспектыпри этом дополняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют, изменяют всоответствии с требованиями и запросами сегодняшнего дня.
Связующимзвеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения.Составляя конспект, нельзя путать связность логическую и связностьстилистическую. Нередко случается, что, стремясь к связности, строгую, краткую,наглядную форму изложения, связующую текст лишь логически, заменяют неяркой,пространной формой, со всеми словесными связками. Стремиться к форме связногопересказа нужно, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта –ясности и краткости.
Вотличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которыеотображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспектыпри обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но ифакты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации.
Действительно,то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным инужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, небудет убедительным и плохо запоминается.
Поэтомупри составлении конспекта записывают не одни лишь основные положения. Даже невсегда нужно избегать повторений, если повторение хоть немного по-иномуподводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, освещает его.Это тот “аромат стиля”, который помогает глубже разобраться в материале и лучшеего запомнить.
Настраницах конспекта может быть отражено отношение самого конспектирующего к томуматериалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобыпосле, при использовании своей записи, легко можно было разобраться, гдеавторское, а где личное, “читательское” понимание вопроса.
Вообщеважно различать два возможных этапа работы: над составлением конспекта и поконспекту.
Неследует забывать, что иногда даже ценное дополнение, внесенное в текст записи,при невдумчивом отношении к нему или при неудачной форме его подачи, можетпривести к недоразумению.
Конспектыможно условно подразделить на 4 типа: плановые, текстуальные, свободные,тематические.
Тутважно запомнить не названия типов конспектов (их можно называть по-разному).Важно понять суть каждого из них и их специфику.
Плановыйконспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения.При этом план или специально составляется для написания конспекта, илииспользуется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждомувопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там,где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождаетсятекстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткогоплана-конспекта.
Являясьсжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один изнаиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения.Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учитпоследовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщаясодержание ее в формулировках плана.
Приналичии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясенпо своей форме. Эти преимущесива делают его незаменимым пособием при быстройподготовке доклада, выступления.
Однакоработать с ним, если пройдет много времени с момента его написания, трудно, таккак по нему не всегда легко удается восстановить в памяти содержаниеисточников. Существенную помощь здесь могут оказать отметки в книге, сделанныепри ее чтении.
Самымпростым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случаена пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точныеответы.
Впроцессе разработки, а иногда и при последующей переделке плановый конспектможет стать схематическим плановым конспектом, т.е. конспектом, отражающимлогическую структуру и взаимосвязь отдельныз положений, причем во имялогической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательностьизложения материала.
Текстуальныйконспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат.Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов,могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложенииконспектирующего или автора.
Текстуальныйконспект – прекрасный источник дословных высказываний автора, а такжеприводимых им фактов.
Такойконспект научной книги поможет определить ложность положений автора или выявитьспорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу – свободномуконспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться кподлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразностиприменения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительногоанализа положений, высказанных рядом авторов.
Текстуальныйконспект в большинстве случаев – пособие, используемое для ускореннойпроработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуетсяопределенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делатьвыписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его потой работе, которая затрачивается на написание его.
Существенныйнедостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизируетрезко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван статьпособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно можетпроявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительнораньше. Бывает так, что учащийся написал конспект, а материала глубоко непроанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Емупомешало автоматическое переписывание цитат, которым он занимался в процессепервоначального чтения материала. Читателю могли “помешать” и выписки,сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь необратился к книге.
Иногдатекстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессесоздания “переходит” в свободный конспект.
Своеобразиесвободного конспекта в том, что он представляет собой сочетание выписок,цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом.
Свободныйконспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основныеположения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой иактивный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развиваетуказанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй,наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекаютхотя бы уже из самого процесса составления конспекта.
Он ввысшей степени способствует лучшему усвоению материала. Здесь читатель на деледемонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы,выписки. Забота тут одна – понять, осмыслить, записать четко, логично.
Над свободнымконспектом приходится много работать – его не так-то легко составить.
С чегоначать составление конспекта? Не нужно думать, что составление конспектов –этих синтетических записей – возможно только при овладении методикойсоставления их частей: выписок, планов и тезисов. Конечно, начинатьтренироваться лучше с выписок, затем овладевать умением составлять планы,тезисы и уже потом переходить к конспектам.
Но жизньдает и ообые установки: студенты, скажем, на первом курсе неплохо овладеваютконспектами, не проходя последовательно всей цепочки. И тут есть своя логика.Если читатель, не имея навыка, составляет плохой план или плохие тезисы, азатем пытается ими заменить серьезную книгу – это кончается, как правило,конфузом. Но если к такой книге сразу же составляется конспект, то вбольшинстве случаев по этой записи можно будет восстановить содержаниеисточника. И тут нет никакой мистики: план, как известно, дает некий ключ краскрытию содержания выписок; тезисы с цитатами, поясняющими их положения, ужедоказательны и т.п. Наконец, даже хорошо тренированный читатель не всегда сразуправильно выбирает для работы с конкретным источником именно ту запись, котораяокажется полезнее других; выбрав же конспект, он поневоле применит в работе внужном объеме те записи, которые окажутся наиболее плодотворными, подходящимидля данного случая.
Пятьсоветов.
1.  Записи должны бытьубористыми, компактными, т.е, на странице нужно размещать как можно большетекста. Это улучшит его обозреваемость: глаз сразу “схватит” больше строктекста.
2.  Запись полезноразделять. Рациональная неоднородность записей – важное их достоинство.
3.  Интервалы междустроками надо выдерживать достаточными для вписывания новых строк (даже ошибкив записях исправляют, перечеркивая неверное и надписывая сверху правильное).
4.  Текст следуетзаписывать только ручкой. Карандашами пользуются лишь для отметок, длявыделений при последующей работе.
5. Записи полезно датировать.
Составлениерефератов
Рефератпо существу является связным и кратким пересказом конспекта одного илинескольких произведений.
В текстереферата могут быть представлены цитаты и тезисы, рецензии, таблицы, диаграммыи т.п. как элементы связного пересказа на определенную, основную тему.
Рефератынадо перечитывать, редактировать, улучшая их язык, слог, стиль, а передвыступлением с рефератом громко и отчетливо прочитать записанный текст,добавляя к нему, в порядке импровизации, некоторые комментарии, расшифровываянекоторые положения, сообщая новые факты, сравнения, выводы. Такая “репетиция”помогает усовершенствовать реферат и в живой форме доложить итоги своей работыс источниками, показать степень овладения изучаемым предметом, вопросом, темой.
Рекомендациидля составления рефератов.
1.  Реферат следуетзаписывать лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный кругчитателей.
2.  Реферат не начинатьс повторения его названия, которое пишут в виде заголовка реферата.
3.  Максимальноиспользовать существующую в данной области знания терминологию.
4.  При первомприменении новых терминов объяснять их значение, избегать сложных придаточныхпредложений и тех фраз, без которых можно обойтись.
5.  Строго соблюдатьединообразие условных обозначений и сокращений, оформления цитат и примечаний.
6.  Вместо детальныхтаблиц, схем, сложных чертежей, подробных статистических данных помещать ихкраткую словесную характеристику и формулировку выводов, которые следует из нихсделать.
7.  Заканчивать рефераткратким общим выводом по существу предмета.
Чтениекак средство воспитания памяти и мышления
 
Память имышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забываяпредыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования сужденийи умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не тольковоспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других авторов об этомпредмете и, оценив их правильность, прийти к собственному суждению опрочитанном.
Этосуждение читателя может быть истинным или ложным. Оно будет истинным в томслучае, если читатель располагает более верными основаниями для своегосуждения, знает более того, что знает автор по данному предмету, — или же ономожет быть ложным, если читатель не соглашается с автором, вовсе не вступая сним в спор, а просто из нежелания думать по этому вопросу или в силу“мысленного каприза”, простого своеволия или прямого обращения не крассуждению, к разуму, но к своим чувствам, страстям, желаниям, вовсе несчитаясь с теми доводами, которыми автор обосновывает свои тезисы.
Суждениеможет быть ложным в случае, если читатель нарушает в процессе мышления законылогики и диалектики.
Как ужеупоминалось, работая с книгой, приходится:
 
читать;
понимать;
разбиратьсяв прочитанном;
записывать;
запоминать;
усваивать(ассимилировать).
 
Так какни одно из этих действий не может быть осуществлено без участия памяти имышления, то естественно, что они в процессе чтения воспитываются, развиваются,совершенствуются...
Чтениепредполагает наличие читателя и автора, которые взаимно относятся друг к другу,как бы беседуют между собою. Недаром говорят, что чтение хороших книг – этобеседа с лучшими умами человечества.
Иногдачтение книги превращается в молчаливый спор с ее автором, — в таких случаяхпроявляется уменье читателя спорить, спорить, т. е. правильно, логично мыслить.Читателю при этом помогает изучение таких пособий, которые учат доказывать истинностьсвоих убеждений, если они верны, истинны, и опровергать ложные доводы,распознавать у себя и у других ошибки мышления.
Врезультате общения с ценными по содержанию книгами читатель делается все болееи более осведомленным, опытным, искусным в анализе сложных путей человеческоймысли, в ее взаимосвязи с чувствами, переживаниями людей.
Самостоятельноеразмышление о предмете познания – один из необходимых и важнейших признаковсамостоятельного чтения.
Пробуждениеподобной умственной самостоятельности не у всех людей происходит одинаково и водном и том же возрасте. Во всяком случае, этому может и должна содействоватьработа с книгой.
Особенноплодотворно для воспитания мышления чтение таких книг, в которых онопредставлено в наиболее непосредственном виде – в форме отвлеченных размышленийих авторов.
Читателюполезно будет узнать и о некоторых простых приемах, которые содействуютвоспитанию памяти и мышления в процессе чтения, прежде чем он сможет применять болеесложные виды самостоятельного мышления для изучения собственно философскойлитературы.
Во времячтения, во-первых, надо ясно понимать, что в любом тексте представлены двестороны его – то, о чем говорится (предмет мышления), и то, что именноговорится о предмете мышления. Надо приобрести навык различия этих двухэлементов текста без особой остановки, как бы по ходу чтения, чтобы понимание“о чем” и “что” приходило само собою.
Надовсегда уяснять себе, о чем и что говорится в каждой отдельной фразе, абзаце, вкаждом параграфе, главе и т. д., а затем – четко себе представлять и понимать,о чем и что именно говорится в статье, в прочитанной книге в целом и т.п.
Например,в абзаце:
“… Крупныеработники были также выдающимися мастерами работы, замечательнымиорганизаторами личного труда. Это были подлинные виртуозы в искусстверационализации, выбора техники и приемов личной работы. Сами они не раз подчеркивали,что главные причины их успехов не столько в физической работоспособности илиприродной одаренности, сколько в методах работы, настойчиво совершенствуемых и постоянноприменяемых” рассматривается вопрос о причинах успехов в творчествекрупных работников умственного.
Что жеговорится в ответ на данный вопрос?
Утверждается,что главной причиной этих успехов являлись настойчиво совершенствуемые и постоянноприменяемые методы их работы.
Второйприем воспитания логических навыков чтения состоит в постоянной заботе читателяне только о том, чтобы воспринять мысль, но еще и вникнуть в смысл этой мысли,зависящей от ее направленности, от определения автором, а затем и читателем,,ключевого слова (логического ударения).
Например,в предложении “Любовь к книге прививается с детства” логическое ударениепредставлено в слове “детство”.
В текстеоно не выделено при помощи подчеркивания или иного способа (особый шрифт ит.п.), но читатель должен сам осмысливать прочитанное, прочитанное, в умеопределяя особый оттенок при восприятии мысли всего предложения.
Приведемпример уже не предложения, но целого абзаца в книге писателя В. Лидина:
“Скнигами, которые стоят на моих полках, у меня душевная внутренняя связь. Я знаюсудьбу и историю почти каждой из них, и мне кажется, что, когда я беру в рукиту или иную книгу, она тоже знает меня, и нам ничего не нужно объяснять другдругу”.
Здесь втексте вовсе нет никаких выделений автором главного – особым шрифтом и т. п.Читатель должен самостоятельно мыслить, осмысливать, понимать прочитанное,четко уясняя себе главную мысль, состоящую в верном и тонком наблюдении автора,выраженном в словах, что с книгами его личной библиотеки у него “душевнаявнутренняя связь”. Характер этой связи автор поясняет во втором предложенииданного абзаца.
Прочитавзаконченный раздел книги, следует кратно сформулировать для себя его основнуюмысль, ради утверждения которой автор написал данный раздел.
При этомполезно понять, что нового вы получили от чтения этой главы, какие новые мыслии чувства пробудило подобное чтение.
Этоосознание и осмысление в процессе чтения неотделимо от воспитания памяти имышления, так как читатель припоминает прочитанное и дает себе ясный отчет вего смысле. А приобщение нового к тому, чем читатель уже располагал в своейпамяти и в своем сознании, расширяет его кругозор и формирует научноемировоззрение. Известно, что “писатель, как и всякий другой художник, умеетувидеть в окружающей его жизни и показать нам то, чего мы часто не замечаем,заставить задуматься над тем, что казалось совсем простым или не заслуживающимвнимания”.
Усвоениюлогических навыков чтения и, одновременно, укреплению и воспитанию памятичитателя содействует фиксирование найденных смысловых выделений, например,посредством подчеркивания слов или предложений в тексте (если книгасобственная) или посредством записи в форме логического плана, в которомотмечают то, о чем и в каком именно порядке говорилось в книге.
Конечно,логический разбор текста и записывание не происходит само собою, но именно врезультате самостоятельного и вдумчивого чтения.
Потомучто без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истиныне найти, кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину.
Работаянад воспитанием своей памяти и мышления, надо всегда учитывать неразрывнуюсвязь между ними.
Можносравнить мысль с наконечником стрелы, а память – с ее оперением: они взаимно помогаютдруг другу при полете.
“Чтозначит разумное заучивание, — спрашивал выдающийся русский врач и педагог Н. И.Пирогов. — Не то ли, что оно не должно быть делом единой памяти, а разумнымусвоением знания… Все знают, что один разум, без памяти не может действовать.Нельзя составить ни одного силлогизма (дедуктивного умозаключения), даже иэнтимену (сокращенное выражение силлогизма), без памяти. Кто забудет первуюпосылку или вторую посылку, тот и до заключения не доберется”.
Хорошопоняв смысл прочитанного, полезно, а иногда даже необходимо выучит на памятьнекоторые меткие выражения, сжатые формулировки, удачные сравнения.
Заучиваяна память избранные места из книг, мы укрепляем свою память и обогащаем своизнания. Знание афоризмов, пословиц, поговорок, избранных отрывков изклассических и других поэтических и художественных произведений не толькообогащает письменную и устную речь, но и совершенствует умственнуюдеятельность, не говоря уже об эстетическом воспитании читателя.
Записывание,в свою очередь, помогает видеть и слышать, совершенствуя так называемую“сенсорную культуру” (т. е. культуру работы органов чувств), неразрывносвязанную с воспитанием памяти и мышления.
Хотьпамять крепкая
— большоеблаго,
Новсе ж надежней памяти бумага!” -
— утверждал выдающийся мыслитель Востока Юсуф Хас Хаджиб.
Л.Н.Толстой, имевший колоссальную память, всю свою долгую творческую жизньзаписывал свои мысли и наблюдения, итоги чтения и пр.
Онрекомендует “иметь при себе всегда карандаш и тетрадку, в которой записыватьвсе замечательные сведения, наблюдения, мысли и правила, которые приходитсяприобретать во время чтения, разговора или размышления, и вечером записывать ихпо отделам в особой книге”.
Самостоятельностьмышления и хорошая память воспитываются в процессе чтения, изучения классическихпроизведений.
“Придерживайтесьчтения капитальных книг, оригинальных сочинений, родников великих идей иблагородных страстей”, — призывал Н. Г. Чернышевский.
Онотмечал лаконичность языка классических произведений, уменье их автороввкладывать богатое содержание в немногие слова, передавать читателю как быквинтэссенцию достижений человечества.
“Покаждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных толькоповторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключенов этих немногих сочинениях”, — полагает великий русский ученый...
ОднакоН. Г. Чернышевский не упоминает о значении и тех книг, которые помогаютчитателям понять, глубже усвоить и целесооразно использовать классическиепроизведения.
Этусторону вопроса освещает академик В. И. Вернадский.
“Классическиепроизведения, — указывает он, — составляют культурное богатство человечества исохраняют свое значение почти так же, как классики художественной литературы…для их пониманитя надо иметь комментарий. Понятия и слова в науке имеют своюисторию, свою живую деятельность, и без учета их изменения во времени они будутнепонятны потомкам – читателям тем больше, чем древнее. Такими классикамиявляются произведения многих тысяч лиц, начиная от Аристотеля или Архимеда,Коперника или Галлилея и других и до наших современников – Д. И. Менделеева илиИ. П. Павлова.
Знакомствос ними в подлиннике или в хорошем переводе является мощным орудием высшегообразования, умственной культуры народа… Эти труды не должны забываться,должны перечитываться от поколения в поколение, прежде всего молодежью, научноепонимание которой слагается в студенческие годы”.
Работас книгой должна изменять и совершенствовать мышление читателя, его сознание,его внутренний мир, а следовательно, влиять и на его поведение, культуру труда,быта, общественной деятельности.

Литература:
1. А.П. Примаковский “О культуре чтения. Методы самостоятельной работы с книгой всвете научной организации умственного труда”. Издательство “Книга”, Москва,1999 г.
2. Г.Гецов. “Рациональные приемы работы с книгой”. Издательство “Книга”, Москва,1993 г.
3. ФранцЛезер “Рациональное чтение” Издательство “Педагогика”, Москва, 1990 г.
4. О.А. Кузнецов, Л. Н. Хромов “Техника быстрого чтения” издание 2-е Издательство“Книга”, Москва, 1993 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.