Реферат по предмету "Педагогика"


Юридическое образование

Юридическое образование — система правовых знаний, взглядов, убежденийкак результат обучения и самообразования личности з области юриспруденции,которые формируют ее как гражданина, способного к профессионально-правовой деятельности
Юридическое образование базируется на органической интеграции сюридической наукой, использует новейшие теоретические разработки в учебномпроцессе, научный потенциал профессорско-преподавательского состава учебногозаведения.
Образование является основой культурно-правового, духовного, социального,экономического развития общества и государства, «работает» на юридическуюпрактику. Благодаря юридическому образованию обогащается интеллектуальный,творческий потенциал народа, повышается его культурный уровень, происходитобеспечение аппарата управления, правотворческих органов, правоохранительнойсистемы, народно хозяйства квалифицированными специалистами в области права.
Задача профессионального юридического образования — научить студентовюридической технологии, умению разбираться в структуре права, способахюридической техники, решению на этой основе вопросов юридической квалификации.Важность обучения технике и технологии обусловлена социальным назначениемюридической профессии. Однако главная цель состоит в формированиимировоззренческой позиции юриста, которая основывается на восприятии, осознаниии осмыслении всего богатства юридической мысли и накопленного правового опыта.
Различие между юридической наукой, юридическим образованием, юридическойпрактикой предполагает их тесную связь друг с другом. Механизм взаимодействияюридической практики, юридического образования и юридической науки сводится ктому, что научные исследования должны удовлетворять нужды практики и подниматьуровень образования, а образование должно поставлять практике компоненты другихкадров, призванные опираться в практической деятельности на обоснованныерекомендации и выводы науки. Юридическая практика заинтересована ввысококвалифицированных кадрах, поставляемых образованием. А без развитияюридической науки, подкрепленной практической проверкой, таких специалистов подготовитьнельзя. Практика выступает важным критерием проверки качества подготовкиспециалистов, проверяет истинность, ценность и эффективность научныхисследований, на базе которых дается образование. Практика придает динамизм какнауке, так и образованию.
Юридическая практика определяет цели и задачи юридической науки, выборнаучных направлений. Фактический материал, накапливаемый практикой, требуетнаучного объяснения, обобщения, систематизации. Наука обобщает практику иподкрепляется ею. Она постоянно вовлекается в практику и усовершенствует ее. Вотличие от науки, которая вырабатывает идеи и понятия, практика направлена наобъективное целенаправленное реальное изменение общественной и государственнойжизни, всегда порождает юридические последствия, соответствующие цели. Однако,выступая стимулятором научного поиска, сама практика, изменчивая и постоянноразвивающаяся, не всегда может с достаточной полнотой подтвердить или — опровергнуть теоретические положения и выводы. Нередко для их проверкитребуется определенное время.
Механизм связи между наукой, практикой и образованием осуществляется вправовой системе государства и обусловлен потребностями разделения труда.Укрепление связей между ними — закономерность формирования правовогогосударства, эффективного функционирования механизма государства и правовойсистемы общества.
Следовательно, образование, наука и практика — это постоянновзаимодействующий «треугольник», служащий основой прогресса общества.
В Украине происходит несколько ускоренный процесс развития высшегоюридического образования. Функционируют юридические высшие учрежденияобразования: широкопрофильные и специализированные. Сложилась специфическаяуниверситетская система подготовки юристов широкого профиля, котораяреализуется в различных высших образовательных учреждениях соответственногосударственному стандарту высшего образования. Существованиеспециализированных образовательных учреждений, главным образом в системе МВДили СБУ и других ведомств, не мешает этому единству.
Подготовка юристов осуществляется в высших учреждениях образований разныхвидов.
Институт — высшее образовательное учреждение, которое реализует программыпрофессиональной подготовки специалистов, как правило, по одному или несколькимнаправлениям. Институт может входить в состав академии или университета направах структурного подразделения.
Академия — высшее образовательное учреждение, которое реализует программыпрофессиональной подготовки специалистов по нескольким направлениям иосуществляет плодотворную деятельность в научной сфере, подготовке,переподготовке и повышении квалификации преподавателей и научных работников.Как методический центр высшего и послевузовского образования академия имеетаспирантуру, докторантуру, один или несколько специализированных (диссертационных)советов.
Университет — высшее образовательное учреждение, которое реализуетпрограммы профессиональной подготовки специалистов по широкому спектрунаправлений. Университет имеет те же признаки, что и академия. От академии онотличается многопрофильностью, наличием многих факультетов разных профессий испециализаций.
Кроме того, имеется еще один вид профессионального образования — колледж,который реализует неполные и (или) полные образовательные программыпрофессиональной подготовки специалистов.
Система юридического образования в Украине включает такие юридические учрежденияобразования:
•  государственные;
•  негосударственные.
Специалисты для осуществления государственно-властных функций вправоохранительных и судебных органах готовятся в основном в государственныхвузах. Подготовка специалистов для сферы частного права, работников юридическихслужб коммерческих организаций осуществляется в государственных и частныхвузах. Учреждения образования ряда министерств и ведомств готовятпрофессионалов для специфической сферы государственной службы (МВД, СБУ, МИД идр.). Такие учреждения образования называются ведомственными.
Государственные образовательные учреждения осуществляют обучение как набюджетной, так и на платной (договорной) основе. Негосударственные учебныезаведения, предоставляющие образовательные услуги, должны быть лицензированы поучебной специальности — «правоведение», а также аккредитованы по этойспециальности. Аккредитация дает право вузам на выдачу выпускникам дипломовгосударственного образца, что важно для их последующего трудоустройства.
Учреждения образования юридического профиля имеют различные уровниаккредитации: 1 до IV.Уровень аккредитации Вид учреждения образования Основания для поступления в высшее учреждение образование Присваиваемая квалификация 1 Техникумы, которые приравнены к ним по результатам аккредитации Неполное общее образование Младший специалист, с одновременным получением полного общего среднего образования II Колледжи и другие учебные заведения, которые приравнены к ним по результатам аккредитации Полное общее среднее образование Младший специалист, бакалавр III Университеты, академии, институты и др., которые приравнены к ним по результатам аккредитации Полное общее среднее образование Бакалавр, специалист, магистр IV Университеты, академии, институты Университеты, академии, институты Специалист, магистр
В соответствии с Государственным стандартом установлены такие срокиобучения: для младшего специалиста — 2,5—3 года, бакалавра — 3—4 года,специалиста — 4—5 лет, магистра — 1—1,5 года.
Подготовка специалистов в высших юридических учреждениях образованияпроизводится с отрывом (очная), без отрыва от производства (вечерняя, заочная),путем соединения этих форм, а по отдельным специальностям — экстерном.
Дистанционное обучение возможно только как дополнительное средствополучения знаний. Не допускается подмена им основных форм обучения,предусмотренных законодательством.
Всегда следует помнить современный девиз юридического образования: «Человеческоев праве и правовое в человеке». Ведущие юридические учреждения образования вУкраине.
Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого (такое название высшее учреждениеобразования получило в 1995 г., раньше — Харьковский юридический институт,затем — Украинская юридическая академия). Как высшее юридическое учреждениеобразования функционирует с 1920 г. Его корнями следует считать юридическийфакультет Харьковского университета (создан в 1805 г.). В составе НЮАУсуществует Институт подготовки кадров для органов прокуратуры (создан в 1995 г.на базе прокурорско-следственного факультета). Академия имеет такие факультеты:
Ø хозяйственно-правовой;
Ø следственно — криминалистический;
Ø юстиции;
Ø подготовкиследователей для Службы безопасности Украины;
Ø военной юстиции;
Ø подготовкиюристов для Министерства зарубежных дел Украины;
Ø подготовкиспециалистов для уголовно-исполнительной системы;
Ø подготовкиспециалистов для Пенсионного фонда Украины;
Ø подготовкипрофессиональных судей (магистратура).
Юридический факультет Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко (функционирует с1835 г.). На факультете ведется подготовка юристов по специальности«правоведение», осуществляется дифференциация обучения соответственно следующейспециализации: конституционное и финансовое право, следственная деятельность,суд, прокуратура, адвокатура, гражданское право, хозяйственное право, теория иистория государства и права, земельное и экологическое право.
Юридический факультет Львовского национального университета им. И.Я.Франко (основан в 1861г.). Сегодня в процессе подготовке юристов по специальности «правоведение» обращаетсяособое внимание на преподавание таких актуальных проблем, как права человека иправовое государство, конституционные основы местного самоуправления,трансформирование гражданского законодательства к рыночным отношениям и др.
Одесская национальная юридическая академия — это новый статус высшего учреждения образования (с2.12.1997 г.) Одесского юридического института, образованного в 1993 г. на базеюридического факультета Одесского государственного университета имени И.И.Мечникова. На факультетах (государственного строительства и управления,правосудия и правовой работы в народном хозяйстве, прокурорско-следственном)готовятся специалисты, которые могут работать, в частности, в органахгосударственной власти и управления, прокуратуры, МВД, юстиции, в таможне, вюридических службах хозяйственных органов, коммерческих структурах и др.
Юристов-специалистов готовят также государственные университеты: Волынский(г. Луцк), Днепропетровский, Донецкий, Ужгородский, Запорожский, Прикарпатский(г. Ивано-Франковск), Восточно-украинский национальный (г. Луганск), Черновицкий,Таврический национальный (г. Симферополь), Национальный университет«Киево-Могилянская академия», Национальный университет «Острожская академия» (г.Ровно), Некоторые из этих университетов имеют филиалы в других городах(например, Мариупольский гуманитарный институт Донецкого национальногоуниверситета).
Юридические факультеты организованы в технических, сельскохозяйственных,педагогических и иных государственных учреждениях образования — в Винницкомторгово-экономическом институте, Ужгородском государственном институтеинформатики, экономики и права, Национальном техническом университете «Киевскийполитехнический институт», Национальном педагогическом университете им. М.П.Драгоманова, Киевском национальном экономическом университете, Национальномтранспортном университете (г. Киев), Киевском национальном университетекультуры и искусств, Киевской государственной академии водного транспорта,Украинском государственном морском техническом университете им. АдмиралаМакарова (г. Николаев), Харьковском государственном педагогическом университетеим. Г.С. Сковороды, Хмельницком институте регионального управления и права идр.
Юристов-специалистов готовят негосударственные вузы: Академия труда и социальных отношенийФедерации профсоюзов Украины (г. Киев), Донецкий институт экономики ихозяйственного права. Гуманитарный университет «Запорожский институтгосударственного и муниципального управления», Европейский университетфинансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса, Институт адвокатуры приКиевском национальном университете им. Т.Г. Шевченко, Международный институтлингвистики и права (г. Киев). Киевский институт туризма, экономики и права.Киевский университет права (первоначальное название — Высшая школа права) приИнституте государства и права Национальной Академии Наук (НАН), МеждународныйСоломонов университет (г. Киев) и др.
Подготовка кадров юридического профиля осуществляется также введомственных высших учебных заведениях — Национальной академии службыбезопасности Украины (создана 17.11.1995 г. в г. Киеве). Академии налоговоймилиции при Департаменте налоговой администрации. Готовит юристов-специалистови Военный институт Киевского национального университета. Госдепартаментинтеллектуальной собственности открыл двери для абитуриентов своего учрежденияобразования — Института интеллектуальной собственности и права.
Выпускники всех аккредитованных юридических вузов. независимо от формсобственности, пользуются равными правами во время устройства на работу всоответствии с их специальностью. Это является одним из главных положенийГосударственной программы развития юридического образования.
Важнейшей задачей высших учреждений образования Украины являетсяподготовка высококвалифицированных профессионалов, которые бы владели новейшимидостижениями отечественной и зарубежной науки, были воспитаны в духе высокойморали, глубоко освоили общечеловеческие ценности, способны были бы строитьнезависимое демократическое правовое государство и реально обеспечивали права исвободы граждан.
Рост числа высших и средних учреждений образования в Украине — этообъективный процесс, связанный с реорганизацией общества и государства внаправлении развития рыночных отношений, участия в европейских интеграционныхпроцессах. В этих условиях естественным является повышенный спрос наюриста-специалиста.
В процессе общественного развития первичное понятие права постепенноприобретает философского содержания.
Правовая культура юриста — это система профессионально-правовых знаний,умений и навыков, характеризующих высокую степень правового развития личности иее влияния на правовую культуру общества благодаря практической юридическойдеятельности з строгом соответствии с законом.
Структура правовой культуры юриста:
1) правоваяобразованность (информированность) — знание законодательства и иных правовыхактов. Правовая информированность была и остается важным каналом формированаюридически зрелой личности;
2) уважительноеотношения к праву — убежденность в его необходимости, в социальной полезностизаконов и подзаконная актов;
3) умениепользоваться правовым инструментарием — законами и другими актами; проявлятьправовую активность, подчинять свое поведение требованиям правовых норм.
Содержание правовой культуры юриста:Правосознание и правовое мышление Правовые отношения Правомерное поведение Правовые знания. оценки, чувства, переживания, взгляды, традиции, идеи, понятия, принципы Юридический конфликт, правовой договор, юридический факт, правосубъектность (правоспособность и дееспособность) физических и юридических лиц Правомерный поступок, правомерная установка, практическая юридическая деятельность, юридическая практика Теоретический аспект Практический аспект
юридический образование правовой профессиональный
Правовая культура юриста (в отличие от не юриста) имеет более высокуюстепень правового сознания и мышления. Определяющими признакамипрофессионально-правовой культуры юриста являются юридичность его труда и специализацияпрактической деятельности каждой профессионально-правовой группы (судей,прокурорских работников, сотрудников ОВД, юрисконсультов, адвокатов и др.). Приэтом в рамках профессионально-правовой группы возможны различные уровниправовой культуры. Например, среди сотрудников милиции наблюдается разрыв вправовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров отдельныхподразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной. ГАИ,охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников ГАИотличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милициии т.д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культурысотрудников милиции, как правиле, тем выше, чем ближе они находятся кдеятельности, осуществляемой в сфере права.
Главное в профессионально-правовой культуре — высокое место права, еговерховенство и соответствующее этому положение дел в правовой системе общества:подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферахобщественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры,нотариата, милиции, развитость научных юридических учреждений, эффективностьработы профессиональных юридических общественных организаций и др.
Профессионально-правовая культура юриста опирается на правовую культуруобщества, нисходит» из нее. Одновременно она влияет на нее. поднимает правовуюкультуру общества до более высокого уровня, служит стимулятором се развития. Содержаниеправовой культуры юриста: знание правовых норм, уважение к праву, привычкапридерживаться законов и служебных распоряжений, убежденность в правильности исправедливости правовых норм, активная жизненная позиция при исполнениислужебных обязанностей. Согласно «Основным принципам юридической деятельности»,разработанным ООН, юристы — это «основные представители осуществленияправосудия». Как защитникам прав своих клиентов и дела правосудия з целом, импринадлежит определяющая роль в функционировании демократического общества.
Роль профессионально-правовой культуры юриста находит выражение во всехвзаимосвязанных элементах правовой культуры общества.
1. В уровне правосознания — отношении общества, государства, личности кправу. Правосознанием юриста во многом определяется степень освоения (выражениязнания и понимания) права гражданами, должностными лицами. От качественнойработы юриста зависит признание гражданином ценности права в сфере общественныхотношений: знание права, понимание его смысла, умение истолковать те или иныеположения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; применять впрактической деятельности добытые правовые знания, использовать закон длязащиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя з сложных правовыхситуациях и др.
Однако это не означает, что законопослушный гражданин (не юрист) долженпостичь вершины юриспруденции. В отличие от юриста-профессионала он используетминимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту,семье. Это, прежде всего, знания принципов права, основных нормконституционного (права и свободы, избирательная система и др.), трудового,семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав иобязанностей, ответственное отношение к их осуществлению. Гражданину должныбыть в общем виде известны нормы, предусматривающие и регулирующие юридическуюответственность, общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступаетюридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, а длякоммерсантов — гражданско-правовая ответственность.
Профессиональное правосознание юриста является фактором воздействия наобщее состояние соблюдения правовых норм, которые обеспечивают права и свободычеловека. Оно отличается не просто устойчиво положительным отношением к праву ипрактике его применения, но и согласием с правовыми предписаниями, то естьсолидарностью с законодателем. Понимание полезности, необходимости исправедливости применения закона, привычка его соблюдать — характерные чертыправосознания юриста, которые положительно сказываются на правосознании людей,которые с ним контактируют.
Государство должно заботиться, чтобы каждый судья, прокурор, следовательи другие работники юридического труда имели необходимую нормативную литературуз служебном кабинете, постоянно работал?: с ней, имели возможность общаться насеминарах, с помощью государства и самостоятельно повышали свойпрофессиональный уровень.
Влияние юриста на правосознание общества выражается, как минимум, в:
—  юридическом обеспечении правагрею/сдан на доступ к правовой информации. Одним из основных требований правовой культуры гражданинаявляется презумпция знания закона, то есть предположение о знании лицом закона,что обеспечивает нормальное функционирование правовой системы;
—  развитии у граждан потребности нетолько знать право, но и соблюдать его. поддерживать правопорядок в государстве.
2. В уровне развития правотворческой деятельности и качествезаконодательства, степени сбалансированного отражения в нем интересов общества,социальных групп и личности. От юриста, разрабатывающего законы, ипрофессиональной культуры зависит качество законодательства, его продуманность,согласованность, сочетание динамичности и стабильности, а также юридическаятехника подготовки: принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решениепроцедурных законодательных вопросов. Юрист принимает участие взаконотворческом процессе на всех этапах его действия и тем самым определяетуровень законодательной культуры: он участвует з составлении и систематизациииных правовых актов, призван обеспечивать их совершенство.
Значительную роль играет юрист в содействии ускорению интеграции Украиныз Европу, сближению национального законодательства с европейским правом. Важно,чтобы юрист-участник законодательного процесса или участник группы поподготовке проекта нормативного акта способствовал своевременному внедрениюратифицированных международных конвенций в национальное законодательство, чтобыони не оставались на уровне пожелании. Нуждаются в серьезном внимании юриставопросы имплементации: европейских конвенций по вопросам обеспечения прав исвобод человека.
3. В состоянии юридической практики, прежде всего, деятельности судебныхи правоохранительных органов. Практическая деятельность юриста является показателемуровня правоприменительной культуры в государстве. Она выражается в знаниизаконодательства, з налаженной работе по рассмотрению правовых вопросов,юридических дел и доведении их до полного юридического разрешения. Работникисуда, прокуратуры, службы безопасности, милиции, таможни, адвокатуры, нотариатаи других государственных и общественных структур, где применяется труд юриста,только благодаря профессионализму способны повысить правовую культуру общества,социальной группы, личности.
Главное состоит не только в том, чтобы каждый юрист был проинформирован онациональных и международных нормах по защите прав и свобод человека, но изнал, каким образом внедрять их з повсеместную практику правовой зашиты и умелоделал это.
Сегодня в Украине есть механизмы, которые так или иначе обеспечиваютисполнение предписаний Конституции Украины, положений Европейской Конвенции озащите прав и основных свобод человека. Действует Конституционный суд. Прикаждом областном управлении юстиции созданы региональные отделенияНационального бюро по вопросам соблюдения Конвенции о защите прав и основныхсвобод человека. Их деятельность направлена на устранение нарушений нормКонвенции, сбора доказательств о нарушении прав человека. Сотрудничествогосударственных и негосударственных структур, призванных оказывать имэффективную помощь з деле защиты прав и свобод человека, способно датьплодотворные результаты и, прежде всего, поднять правовую активность граждан,без которой не может быть высокого уровня правовой культуры общества.
4. В утверждении режима законности и правопорядка. Состояние фактическойупорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовыхсредств. содержанием которых является совокупность правомерных действийсубъектов права, зависит, прежде всего, от неуклонного соблюдения законовюристами как должностными лицами. Правопорядок в обществе — показатель правовойкультуры не только общества, но и каждого гражданина. Нельзя утверждатьправопорядок не правовыми средствами. Юрист — это барометр состояниязаконности, а его убежденность в необходимости соблюдения правовых предписанийявляется надежной основой режима соблюдения законности гражданами и укрепленияправопорядка в обществе. В механизме утверждения правопорядка юриступринадлежит ответственная роль как стражу прав человека.
Так. особенность работы сотрудников милиции состоит в том. что онисталкиваются с широкими слоями населения, наиболее часто с людьми, которые ненарушают общественный порядок, а обращаются за разъяснениями, справками,помощью, содействием. Сотрудники милиции проводят профилактические беседы илипросто отвечают на вопросы граждан. По их действиям, культуре граждане частосудят о милиции в целом. С ростом правосознания и культуры населения милициячаще будет контактировать с законопослушной частью населения. От умения вестисебя, разъяснять нормы права и выполнять профессиональные обязанности зависитавторитет законов, государства и милиции, правопорядок в обществе.
Основные специальные средства влияния профессионально-правовой культурыюриста на правовую культуру общества можно свести к таким:
1) обеспечение должного качествапринимаемых законов и иных нормативно-правовых актов;
2) справедливое отправление правосудия ивыполнение иных профессиональных обязанностей;
3) предотвращение правонарушений исвоевременное раскрытие преступлений;
4) профессиональное выполнение каждымюристом его полномочий без бюрократических проволочек, в определенный срок икачественно:
5) правовое просвещение обществаотносительно принципов и содержания правового государства:
6) информирование граждан об их правах иобязанностях, о законных способах их осуществления;
7) умение профессионально защищать права человека и гражданина т.п.
Уровеньправовой культуры профессиональной группы юристов определяется степеньюразвитости культуры каждого его члена, его юридической образованностью иуровнем квалификации. Каждый юрист на своем рабочем месте долженсоответствовать занимаемой должности, укреплять престиж своей профессии,повышать правовую культуру общества.
Существуетбольшое количество юридических и научных мыслей и особенностей правовойситуации в Украине.
Наданный момент в нашей стране очень сильно развивается юридическое образование.Оно стало популярным в наше время. Сейчас в Украине много юристов с высшимобразованием. С одной стороны это очень перспективно для нашей страны, но сдругой – это может привести к безработице, поскольку юристов стало намногобольше, чем самих предприятий, учреждений, организаций, независимо от формсобственности. Это может повлиять на многие ситуации в этой сфере деятельностии это является одной из признаков негативного влияния реальной правовойситуации в Украине на формирование культуры юриста.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.