Реферат по предмету "Психология"


Психотерапия Великого Поста

Психотерапия
Великого Поста

В ритме
духовной жизни Церкви наступил особый период. Богослужения пронизаны печалью,
священники одевают только черные облачения, в проповедях звучат призывы к
покаянию. Православные постятся...

Попытаемся и
мы, с точки зрения психотерапии, как искусства и науки помощи в душевном
кризисе, осмыслить, в чем же суть этого, столетиями освященного духовного
предписания – поста перед Пасхой. Прежде всего следует разобраться, в чем
отличие христианского поста от других духовных традиций человечества. Итак, чем
пост НЕ является.

При
поверхностном сходстве, он радикально отличен от вегетарианства. Вегетарианский
стиль жизни обусловлен двумя мотивациями: физическим оздоровлением и принципом
воздержания от мяса животных. Христианский пост лишен умиленной жеманности. Он
человекоцентричен. Сентиментальному принципу “птичку жалко” нет места в
вероучении. Принципиально человеку дозволено употреблять в пищу мясо.

Но, словами апостола,
“ все мне позволительно, но не все полезно”. Монашество, как особое
человеческое призвание, предписывает неупотребление мясных продуктов, однако в
качестве “утешения” – характерное слово из иноческого лексикона – разрешена
рыба. Христианство адресовано человеку как “образу Божию”.

Отсюда следует
изумительная свобода человеческого бытия. Человек является и хозяином и
служителем Вселенной. Он пастырь, который заботится о стаде и в это стадо
входит все живущее на земле. Но разве пастуху возбраняется иногда сочный
шашлык? Все чаще, особенно во время поста, в газетах и журналах звучат
сентенции об оздоравливающем его аспекте.

Апофеозом этого
явился слоган в последнем номере еженедельника “Досуг для вас”, Цитирую:
“Господа. Наступил Великий пост – время оздоровления. Мы предлагаем вам
очищение от шлаков посредством глубинного опорожнения толстого кишечника”. Даже
в церковных лавках распространяются великопостные кулинарные рецепты.

Однако человек
с развитым чувством церковности осознает, что пост вовсе не является полезным
для организма, в том смысле как его пытаются представить на страницах женских
журналов. Принципиально наоборот – пост служит для ослабления физического
здоровья, как говорят аскеты – “для удручения тела”.

Итак, мы
выяснили, что не есть христианский пост. Теперь главный вопрос – что же это?
Что предполагает Церковь, как заботливая мать, предписывая нам довольно строгое
воздержание в пище и не только в ней? Так вот, выражаясь понятиями, близкими
современному человеку, – пост служит для перераспределения энергии в организме.
За счет “утеснения телесного Я” происходит возрастание душевной
(психологической) и духовной зрелости личности. Обостряется восприятие мира,
человек выходит из привычной рутины, окружающее предстает необыкновенным, свежим,
ярким. Даже в одном из богослужебных песнопений, звучащих в храмах в это время,
звучат необычные слова – “время веселое поста”.

С весенним
обновлением природы, с таяньем погрязневшего снега и появлением первых робких
зеленых ростков, аккомпанирует счищение с себя заскорузлости ненужных привычек,
возможность нового жизненного старта. Динамику психологического личностного
роста во время поста лучше представить метафорически. В природе существует
универсальный закон, согласно которому, интенсивность бывает пропорциональна
степени ограничения. Так, для того, чтобы мощь напора воды трансформировалась в
электричество необходимо воздвигнуть препятствие разливу реки – плотину,
устремляясь через которую, энергия падающей воды становится источником света и
тепла. Беговые лошади помещаются перед скачками в узкие денники, чтобы
вырвавшись на круг ипподрома они проявили большую резвость и прыть.

Для того, чтобы
успешно действовать в этом мире, человек неминуемо должен ограничить себя и чем
раньше это произойдет, тем более высоких результатов он достигает. В одной из
ранних песен “Аквариума” встречается метко схваченный и узнаваемый образ
“блестящего дилетанта” и примечательно, что он предстает перед нами “на пути в
гастроном”. Печально. Просто этот человек не понял, что нельзя рассчитывать
стать одновременно профессором математики МГУ и балериной Большого Театра. В
современной психологии есть мнение, что комфортное состояние в ситуации выбора,
то есть реализация богоподобного дара свободы, есть показатель высокого уровня
личностной зрелости. А любой выбор представляет собой не только “да” одному
варианту, но и отчетливое “нет” противоположной возможности.

В любом выборе
присутствует, таким образом, отвержение недолжного. И пост можно воспринять как
великолепную возможность тренинга наслаждения выбором – отвечая “нет” скоромной
пище, мы проникаемся принципом “да” более высоким устремлениям жизни. Наконец,
собственно духовные аспекты поста представлены тем, что человек чаще находит
себя перед насущностью вопроса – “зачем я это делаю” и оказывается перед
необходимостью уяснения смысла – откуда я пришел, куда я иду, в чем значимость
моего пути. Возвращение к подобным “вечным” вопросам приводит человека к
чувству благоговения перед Тайной бытия, почтительности к тем, кто шел этим
путем перед ним, доброжелательности и уважению по отношению к спутникам на этом
пути.

Отваживаясь
поститься, мы проявляем доверие мудрости духовной традиции, послушание
Священному Преданию как своего рода этикету, уместному для встречи с Творцом,
солидарность с исторической преемственностью поколений. Именно в этот период –
парадоксально печальный и радостный одновременно, как и вся наша жизнь, взятая
в ее целостности, мы можем опытно испытать неравнодушие друг другу, через
умаление собственных претензий и амбиций, убеждаясь всем своим существом –
телесно, душевно, духовно – в торжестве человечности в себе и возможности живой
сопричастности человечеству.

Пожалуй именно
в культивировании прочувствования этой главной тайны личностного бытия – быть
человеком в себе и для других – одновременно целым и частью, уникальным и
дополняющим, неисчерпаемым и нуждающимся, знающим о свое предельности и
дерзающим преодолеть – состоит высокая психотерапия Великого поста.
Список литературы

Белорусов С.А. Психотерапия Великого Поста.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.