Реферат по предмету "Экономика"


Виды и значение международного кредита

--PAGE_BREAK--


2. Государственный долг и управление им.

Государственный долг — это долг центрального или местно­го правительства и автономных правительственных учрежде­ний. Государственный долг становится внешним, когда креди­торами являются нерезиденты данной страны. Государство может выступать не только прямым заемщиком, но и в каче­стве гаранта корпоративного долга. В этом случае долг назы­вается гарантированный государством, т.е. долг частных фирм, платежи по которым гарантируются государством. При отсут­ствии гарантий государства долг называется частным негаран­тированным Отличия государственного долга от корпоратив­ного в следующем во-первых, суверенный государственный заемщик практически никогда не предоставляет обеспечение под кредит, во-вторых, возможности судебных санкций по воздействию на должника, отказавшегося от своих обяза­тельств, крайне ограничены (в большинстве случаев подоб­ные иски расцениваются как нарушение суверенитета). Меж­ду тем, существуют определенные аналогии государственного и корпоративного долга, что позволяет заключать их в единую проблему задолженности. У государства, как и у фирмы, есть ожидаемый поток доходов. Однако далеко не все они могут быть направлены на обслуживание суверенной задолженнос­ти. Лишь некоторая часть имеющихся активов (называемая потенциальным трансфертом) предназначается для выплат кредиторам страны В принципе можно считать, что поток потенциальных трансфертов является аналогом потока дохо­дов в случае кредитования отдельной фирмы. В этом страна-заемщик похожа на фирму-должника. Из экономической ли­тературы, в частности из работы американского экономиста Дж. Ингерзоля (1987 г.), известно, что при возникновении кризиса ликвидности у конкурентной фирмы, для кредиторов (владельцев долга компании) банкротство предпочтительнее пролонгации (продления) долга (без учета трансакционных издержек). В случае наличия государственного заемщика про­ведение реструктуризации долга является оптимальной стра­тегией. Желание государства обслуживать и погашать собственные долги зависит главным образом от возможности избе­жать экономические санкции, например отстранение от меж­дународного рынка капитала или же от желания получить оп­ределенные льготы, такие как снижение процентов по кредиту.

Потенциальный трансферт, который может быть направ­лен кредиторам, не известен заранее. Он определяется исклю­чительно желанием страны обслуживать собственные обяза­тельства, что в свою очередь зависит от издержек дефолта (от­каза правительства платить по своим обязательствам) и полити­ческих соображений. В этих условиях возникает ситуация торга между кредитором и заемщиком. Первый стремится по­лучить как можно больше денег, а второй — отдать как можно меньше. При этом проблема долгового навеса возникает в случае, если ожидаемый дисконтированный поток будущих трансфертов меньше, чем совокупный долг страны.

Важным моментом сущности государственной задолжен­ности является способность и желание государства выполнять свои долговые обязательства. Этот феномен достаточно по­дробно рассмотрели в своей работе в 2001 г. известные эконо­мисты М. Дулей и С. Верма. Они выделили два вида долгового кризиса: кризис ликвидности и стратегический кризис. Кризис ликвидности наступает при отсутствии способности должни­ка погашать свои обязательства. Стратегический кризис за­ключается в нежелании должника обслуживать и возмещать свои долги, т.е. при отсутствии проблем с ликвидностью, пла­тежеспособность нарушается из-за характера должника.

Еще одним необходимым элементом понимания сущнос­ти государственной задолженности, и особенно внешней, яв­ляется проблема долгового навеса, которая заключается в том, что количество уже взятых государством обязательств внуша­ет кредиторам опасение относительно способности страны выплатить их в полном объеме. При этом существует опреде­ленный конфликт между индивидуальными и коллективны­ми интересами кредиторов, способный воспрепятствовать получению заемщиком новых кредитов. На самом деле до­полнительное кредитование в большинстве случаев предпо­чтительно для уже существующих кредиторов. Но оно реали­зуемо лишь в результате коллективного решения кредиторов. В интересах каждого кредитора — передать бремя убыточного кредитования остальным кредиторам, отказавшись от предо­ставления дополнительных займов. Возникает типичная про­блема оппортуниста, когда наилучшие коллективные действия не поддерживаются каждым членом коллектива в отдель­ности. Нередко эта ситуация может спровоцировать кризис ликвидности даже тогда, когда это не выгодно ни одному из участников. Наличие долгового навеса может также негатив­но сказаться на мотивации страны-заемщика к выплате дол­гов. В этом случае частичное прощение долга оказывается для кредиторов более предпочтительной стратегией по сравне­нию с предоставлением дополнительных займов в надежде на их будущее возмещение

Структура внешней государственной задолженности рассма­тривается через источники финансовых потоков, которые вы­звали появление внешнего государственного долга.

Первым (главным) источником внешней государственной задолженности является эмиссия облигаций на мировом и внут­реннем рынке Этот процесс идет по двум направлениям: го­сударственные институты, банки, и компании размещают об­лигации на мировом рынке; привлекают нерезидентов на внутренний фондовый рынок. Эмитентами преимуществен­но является государство и кредитно-финансовые учреждения.

Самым распространенным инструментом эмиссии долго­вых обязательств являются еврооблигации (евробонды), но­минированные в валюте страны, где они размещаются (до 70-80 % в долларах). Выпускаются они обычно на 5—12 лет с фиксированной ставкой. Последняя зависит главным обра­зом от кредитного рейтинга, который международные рей­тинговые агентства присваивают эмитенту (центральному правительству, реже компании или банку). Сам по себе суве­ренный кредитный рейтинг играет важную роль в определе­нии условий и размера доступа стран к международным рын­кам капиталов. И чем больше стран получают рейтинг, тем более полезной и интересной становится информация агентств, выдающих его. Одним из последних государств, ко­торое получило рейтинг такого рода, является Гватемала. В ноябре 2001 г. она была включена в список рейтингового агентства Стандарт энд Пурс. Список других стран, включен­ных в рейтинги крупнейших агентств, с датами получения рейтингов указан в табл. 4.1.

Рейтинг демонстрирует состояние суверенных облигаций государства. Предполагается, что получение суверенного кре­дитного рейтинга позволит практически безошибочно опре­делить подверженность страны дефолту по своим обязатель­ствам. Дефолт является неотъемлемой характеристикой долгового кризиса и, как уже говорилось, отражает отказ прави­тельства платить по своим обязательствам (обычно, внеш­ним).
                                   

Таблица 4.1
Даты получения кредитных рейтингов развивающимися и странами с переходной экономикой


Страна

Мудис

Стандарт энд Пурс

Аргентина

Ноябрь 1986

Август 1993

Бразилия

Ноябрь 1986

Ноябрь 1994

Венгрия

Июль 1989

Апрель 1992

Венесуэла

Июнь 1987

Октябрь 1977

Израиль

Ноябрь 1995

Декабрь 1992

Индия

Январь 1988

Декабрь 1992

Индонезия

Март 1994

Декабрь 1992

Иордания

Октябрь 1995

Октябрь 1995

Казахстан

Ноябрь 1996

Ноябрь 1996

Китай

Май 1988

Декабрь 1992

Колумбия

Август 1993

Июнь 1993

Корея

Ноябрь 1986

Октябрь 1988

Малайзия

Ноябрь 1986

Сентябрь 1990

Мексика

Декабрь 1990

Июль 1992

Пакистан

Ноябрь 1994

Ноябрь 1994

Польша

Июнь 1995

Июнь 1995

Республика Чехия

Март 1993

Июль 1993

Россия

Октябрь 1996

Октябрь 1996

Словакия

Май 1995

Февраль 1994

Словения

Май 1996

Май 1996

Таиланд

Август 1986

Июнь 1989

Турция

Май 1992

Апрель 1994

Филиппины

Июль 1993

Июнь 1993

Чили

Февраль 1994

Декабрь 1992

Южная Африка

Октябрь 1994

Октябрь 1994

Очевидно, что страны с наименьшим кредитным рейтингом испытывают наибольшие трудности по привлечению финансовых ресурсов с международных рынков капитала, а также зависят от займов финансовых организаций и прави­тельств отдельных государств. С одной стороны, динамика су­веренных кредитных рейтингов является хорошим индикато­ром для иностранных кредиторов и инвесторов при оценке инвестиционной привлекательности страны. С другой сторо­ны, многие развивающиеся страны, завязшие в крупных дол­гах, фактически теряют возможность решить свои долговые проблемы даже в условиях положительной тенденции по вы­ходу из этого кризиса, таких как улучшение условий торговли или снижение мирового уровня процентных ставок.

Количественными характеристиками суверенных кредит­ных рейтингов выступают определенные значения, наделяе­мые каждым агентством. Рейтинговые системы (от высшего к низшему): Мудис: Ааа, Аа1, Аа2, Аа3, Аь А2, А3, Ваа1, Ваа2, ВааЗ, Ва1, Ва2, Ва3; Стандарт энд Пурс: ААА, АА+, АА, АА-, А+, А, А-, ВВВ+, ВВВ, ВВВ-, ВВ+, ВВ, ВВ-. Степенью ААА, так называемым рейтингом тройного А, агентства Мудис пользуются только те государства, которые входят в финансо­во-экономическую элиту: Соединенные Штаты, Япония и стабильные страны ЕС как Германия и Австрия. Богатой неф­тью Норвегии приходится довольствоваться более ограничен­ной степенью Аа, потому что «долгосрочные риски» капита­ловложений там, согласно определению Мудис, «несколько выше». Италия с ее высоким уровнем задолженности получает всего лишь А, поскольку она «склонна к дальнейшему ослаб­лению». У Польши поводов для оптимизма еще меньше: ее Ваа отражает лишь ожидание «приемлемой финансовой надежно­сти». Венгрия (Ва) сомнительна даже в этом отношении.

Доходность еврооблигаций зависит не только от состояния суверенного кредитного рейтинга, но и от выбора времени и места эмиссии, ее организации и т.д. Облигации различают по номинированию в национальной и иностранной валюте. В зави­симости от этого признака существует и специфика возника­ющих трудностей внешней государственной задолженности. Так, доля стран, объявивших дефолт по обязательствам, но­минированным в национальной валюте, не превышает 2 % от общего объема национального заимствования, в то время как аналогичный показатель для международных облигаций в среднем составляет 25%. В случае дефолта по облигациям, но­минированным в национальной валюте, обычно имеет место одностороннее увеличение сроков до погашения и (или) от­мена привязки основных параметров эмиссии к уровню ин­фляции. Дефолт по национальной валюте, как правило, про­водится в форме частичного обмена старых денежных знаков на новые с потерей номинальной стоимости. Отказ прави­тельства выполнять свои обязательства, номинированные в иностранной валюте, может быть спровоцирован валютными проблемами. Резкие колебания валютного курса могут приве­сти к неспособности властей своевременно погасить свои обязательства. Дефолт по обязательствам, номинированным в иностранной валюте, часто принимает форму двойного дефол­та, когда власти отказываются погашать свои обязательства как по этим облигациям, так и по банковским кредитам. Бан­ковское кредитование является самостоятельной формой международного кредитования и финансирования, которое может быть источником внешней государственной задолжен­ности. Что же касается эмиссии ценных бумаг, необходимо отметить, что в меньших масштабах, чем евробонды, развива­ющиеся страны используют другие инструменты мирового фондового рынка, в частности евроноты и евровекселя.

Вторым источником внешней государственной задолжен­ности является банковское кредитование. В соответствии с су­ществующей практикой развивающимся странам выдаются ролловерные (возобновляемые) синдицированные кредиты. Синдицированным кредитом называется кредит, выдаваемый группой банков. Чтобы распределить риск, большая часть займов выдается на мировом рынке в синдицированном виде. Процентная ставка обычно устанавливается плавающей и пе­ресматривается, как правило, через полгода на базе межбан­ковской ставки предложения Лондонской фондовой биржи (ЛИБОР). Сверх ЛИБОР устанавливается спрэд, уровень ко­торого фиксирован и зависит от платежеспособности заем­щика. У благонадежных заемщиков из числа развивающихся стран спрэд находится на том же уровне, что и у западных клиентов. Для неблагонадежных заемщиков он фиксируется на отметке, в несколько раз превышающей эту величину.

Банковское кредитование может стать источником долго­вых проблем государства. За период с 1975 г. дефолт по кре­дитным обязательствам перед иностранными банками объяв­ляли 75 стран, из которых 20 выступали также эмитентами об­лигаций. Лишь 7 стран объявляли дефолт по собственным об­лигациям, в то время как остальные проводили выплаты в полном соответствии с оригинальными расписаниями. Это обусловливалось тем, что объем эмитированных облигаций был мал по сравнению с объемом привлеченных банковских кредитов, и правительства стран-заемщиков отдавали при­оритетное значение обслуживанию именно облигационных займов. Несмотря на растущее число стран-эмитентов между­народных облигаций, на этом рынке по-прежнему существу­ют достаточно сильные барьеры для входа на рынок госу­дарств с низкой платежеспособностью (в частности, стран Центральной Африки). Государств, имеющих доступ к бан­ковским кредитным ресурсам, пока гораздо больше, чем тех, кто может выпускать облигации. Кроме того, Азиатский фи­нансовый кризис 1997 г. значительно снизил привлекатель­ность спекулятивных бумаг для участников рынка долгов. В этой связи можно ожидать, что преобладание дефолтов по банковским долгам над всеми другими сохранится и в бли­жайшей перспективе.

Проблемами решения долговых проблем банков занимает­ся так называемый Лондонский клуб. Он представляет собой консультационный комитет крупнейших частных банков-кредиторов, заседающий в связи с их переговорами с прави­тельствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частной задолженности, которые обычно ведутся одним из банков от лица и по поручению других банков, участвующих в консультационном совете. Лондонский клуб сформирован в конце 1970-х гг. из-за неспособности ряда стран отвечать по своим обязательствам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. для урегулирования задолженности За­ира. На регулярных заседания клуба принимаются решения по урегулированию проблем непогашения задолженности. На этих заседаниях заключаются соглашения со странами-долж­никами. Как правило, они включают в себя, с одной стороны, такие меры, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов, а с другой — жесткие меры по обеспечению возврата кредитов: установление графика выплат задолженности, немедленная уплата части задолженности и т.д. Объем операций Лондон­ского клуба значителен. Так, за годы долгового кризиса 1982—1985 гг. в рамках клуба было заключено 47 соглашений на общую сумму 130 млрд. долл.

Третьим источником внешнего государственного долга яв­ляются долги перед международными финансовыми организациями. Наиболее важную роль среди всех международных фи­нансовых организаций не только в решении проблем долго­вого, но и финансового кризиса играет международный ва­лютный фонд, созданный в 1944 г. В первые годы фонд чаще кредитовал индустриальные страны, которые нуждались в краткосрочных заимствованиях для устранения временных трудностей. К концу 70-х годов, после преодоления нефтяно­го шока, спрос на кредиты со стороны этих стран стал ослабе­вать. Однако параллельно возросли потребности большой группы суверенных развивающихся стран в средне- и долго­срочных льготных кредитах для проведения структурных пре­образований в экономике. МВФ начал предоставлять креди­ты сроком на 3—4 года на льготных условиях при заключении со страной-заемщиком рамочных (определенных) соглаше­ний с включением в условия обязательств провести макро­экономическую адаптацию и необходимые реформы В 80-е годы фонд участвует в разрешении долговых проблем ряда развивающихся стран, то есть приобретает функцию коорди­натора по привлечению финансовых ресурсов из различных государственных и частных источников для разрешения дол­говых проблем этих стран.

В начале 90-х годов к достаточно многочисленному числу заемщиков из развивающихся стран примкнули страны быв­шего социалистического лагеря. Страны с переходной эконо­микой обострили проблему единства мировой финансовой системы. Многие западные экономисты сравнивают эту про­блему с кризисом Бреттон-Вудской системы в начале 70-х или с обострением международной внешней задолженности в на­чале 80-х годов. В 1991 г. промышленно развитые государства-кредиторы возложили на МВФ и МБРР (международный банк реконструкции и развития) задачу содействия экономи­ческой трансформации стран с переходной экономикой, что подразумевало не только финансовую стабилизацию, но и глубокие экономические реформы.

Совокупность условий, предъявляемых к странам-членам для получения доступа к финансированию, называется обус­ловленностью доступа. Наличие обусловленности доступа должно облегчить охрану ресурсов фонда, гарантируя поступ­ление в страну кредитов только в период согласованной клю­чевой политики.

Еще одной финансовой организацией, которая играет важную роль в теории и практике долгового кризиса является группа Всемирного банка. Группа Всемирного Банка включает в себя пять отделений: 1) международный банк реконструк­ции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. с целью предо­ставления кредитов относительно богатым развивающимся странам; 2) международная ассоциация развития (MAP), ос­нованная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам; 3) международная финансовая корпорация (МФК), создан­ная в 1956 г. с целью содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору; 4) многостороннее агентство по инвестиционным га­рантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от по­терь, вызванных коммерческими рисками; 5) международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУ-ИС), созданный в 1966 г. в целях содействия увеличению по­токов международных инвестиций путем предоставления ус­луг по арбитражному разбирательству и урегулированию спо­ров между правительствами и иностранными инвесторами. Наиболее крупными организациями считаются первые две, которые и характеризуют деятельность всей группы.

Четвертым источником внешнего государственного долга являются двусторонние соглашения в рамках Парижского клуба кредиторов. Парижский клуб был создан в 1956 г. как нефор­мальная организация правительств стран-кредиторов, зани­мающаяся наблюдением за государственной задолженностью и проведением со странами-должниками многосторонних пе­реговоров по проблемам реструктуризации государственных долгов. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов. Периодиче­ские заседания Парижского клуба в 1970-х гг. сменились ак­тивной работой в 1980—1990-х гг. в связи с обострением про­блемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. Парижский клуб не имеет фиксированного состава участников, хотя и су­ществует определенный состав стран, имеющих право участ­вовать в заседаниях клуба и апеллировать к нему при возник­новении разногласий со странами-должниками. Вхождение страны в это объединение с определенной долей условности может быть названо членством в Парижском клубе. Большин­ство членов клуба — развитые страны, однако в ряде случаев в заседаниях клуба принимали участие развивающиеся страны-кредиторы, например Бразилия. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего дол­га, которая должна быть погашена в текущем году. Роль фи­нансовых организаций, МВФ в частности, состоит в том, что парижский клуб увязывает меры по облегчению долгового бремени стран-должников с выполнением ими одобренных фондом стабилизационных программ. При выработке согла­шений о пересмотре задолженности страны-кредиторы — члены Парижского клуба руководствуются исследованиями МВФ и его оценками ситуации с задолженностью На своих заседаниях клуб принимает решения о мерах, позволяющих выйти из сложившейся ситуации, таких как пролонгация и реструктуризация, предоставление дополнительных креди­тов, определение возможностей погашения долгов, выработ­ка рекомендаций в адрес страны-должника.

Время от времени Парижский клуб согласовывает усло­вия, на которых реструктурируются долги развивающихся страны. Наиболее известные из условий следующие:

•  Торонтские условия ~ условия, действовавшие в период с 1988 г. по 1991 г. Это согласованные в рамках Парижского клуба условия реструктуризации долгов наименее развитых стран, в соответствии с которыми страны-кредиторы должны были выбрать одну из следующих альтернатив взаимоотноше­ний с этими странами: частичное списание долгов (списание 33% чистой текущей стоимости долга и перенос платежей по остальной части на 14 лет под рыночную процентную ставку с восьмилетним льготным периодом); увеличение срока пога­шения долга (перенос сроков платежей на 25 лет, включая 14 лет льготного периода); использование льготной процентной ставки (перенос платежей по долгам на 14 лет под рыночную процентную ставку, уменьшенную на 3,5 пункта, с восьмилет­ним льготным периодом) Применение этих условий способ­ствовало частичному облегчению долгового бремени развива­ющихся стран, но было явно недостаточным для большинст­ва из них

•  Лондонские   условия   —   условия,   действовавшие    в 1991 — 1994 гг. Согласованные в рамках Парижского клуба ус­ловия реструктуризации долгов наименее развитых стран, в соответствии с которыми страны-кредиторы могли списать до 50 % чистой текущей стоимости долга В соответствии с ва­риантом снижения долга страны могли получить, перенос платежей на 23 года с шестилетним льготным периодом под льготную процентную ставку, сокращение платежей по об­служиванию долга, в соответствии с которым его размер со­кращается в результате использования льготной процентной ставки, с выплатой оставшейся части в течение 23 лет с пяти­летним льготным периодом, коммерческий вариант, предус­матривающий выплату всего долга в течение 25 лет с шестнадцатилетним льготным периодом. Действие Лондонских усло­вий было распространено на таких дебиторов, как Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне, Эфиопия

•  Тринидадские условия — условия, выдвинутые в 1990 г. на совещании министров ЕС. Эти условия предполагали сокра­щение на 2/3 долга наименее развитых стран официальным кредиторам-членам Парижского клуба. Важно отметить, что условия распространялись на всю задолженность, а не только на ту, срок выплаты которой подходил в консолидационный период.

• Хьюстонские условия — условия, разработанные в том же 1990 г. Условия касались реорганизации иностранного долга стран со средним доходом и со средней задолженностью. В рамках этих условий названным странам предлагалось гасить свою официальную задолженность в течение 20 лет с 10-лет­ним льготным периодом. В 1993 г было организовано значи­тельное списание задолженности Боливии, Гайаны, Мозам­бика, Уганды (по 14 центов за 1 доллар).

• Неапольскиеусловия — условия, действующие с 1995 г. Ус­ловия согласованы в рамках Парижского клуба и затрагивают реструктуризации долгов наименее развитых стран, в соответ­ствии с которыми страны, получившие ранее льготы на осно­ве Торонтских или Лондонских условий, могут получить дальнейшие льготы от кредиторов в виде списания 67 % чис­той текущей стоимости их долга. Если среднедушевой доход страны составляет более 500 долл, а отношение суммы долга к экспорту не превышает 350 %, то может быть списано не бо­лее 50 % стоимости долга Решение кредиторами принимает­ся по каждой отдельной стране В распоряжении кредиторов имеются три варианта механизма списания долгов: сокраще­ние долга с его выплатой оставшейся части в течение 23 лет, включая 6 лет льготного периода, сокращение платежей по

Обслуживанию долга, в соответствии с которым его размер со­кращается в результате использования льготной процентной ставки, с выплатой оставшейся части в течение 33 лет; ком­мерческий вариант, предусматривающий выплату всего долга в течение 40 лет с 20-летним льготным периодом. Для стран-должников, проводящих в течение не менее трех лет полити­ку стабилизации и экономических реформ, поддерживаемую кредитами МВФ, зарезервирован вариант проведения опера­ции с запасами долга, в рамках которой весь государственный внешний долг страны может быть сокращен единовременно на льготных условиях. В конце 1990-х гг. Неапольские усло­вия применялись в рамках инициативы МВФ и Всемирного банка по сокращению долгов беднейших стран с высокой за­долженностью.

• Лионские условия — условия, согласованные в декабре 1996 г. Это условия реструктуризации внешнего долга наиме­нее развитых стран с высоким уровнем задолженности, кото­рые будут применяться наряду с Неапольскими условиями на втором этапе реструктуризации. Они предусматривают сокра­щение чистой текущей стоимости долга на 80% с выплатой оставшейся части в течение 40 лет при восьмилетнем льгот­ном периоде.

Многочисленные теоретические разработки относительно сущности и структуры внешней государственной задолжен­ности привели к разработке механизма регулирования про­блем внешнего государственного долга, который также осно­вывается на практических методах антикризисной долговой политики государства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.