Реферат по предмету "Психология"


Психотерапия пациентов с расщепленным образом "Я"

Тактики психотерапии пациентов с расщепленным образом "Я"

Большинство психодинамически ориентированных психотерапевтов считают расщепление образа Я отличительной особенностью шизоидной,
нарциссической и пограничной личностных структур. Пациентам с расщепленным образом Я свойственно крайне амбивалентное отношение к психотерапии; их
Грандиозное Я отвергает помощь, запрашиваемую Неполноценным Я. В то время как Неполноценное Я обращается к Всемогущему Другому за поддержкой, Грандиозное Я
обращается с Другим как с объектом всемогущего контроля. Наиболее типичны, как показывает качественный анализ текстов-транскриптов психотерапевтических сессий
и рефлексия контрпереносных чувств, пять способов такого бессознательного манипулятивного обращения с Другим: как с ничтожеством, как с зеркалом успехов,
как с мальчиком для битья, как с сосудом для страха, как с беспомощным существом. Описанные способы используются всеми пациентами с расщепленным
образом Я; первый чаще наблюдался в процессе психотерапии пациентов с шизоидной личностной структурой, второй и третий - с нарциссической, четвертый и пятый -
с пограничной.

По способам манипулятивного обращения с психотерапевтом были реконструированы основные фантазийно-компенсаторные
паттерны (ФКП) Я-Другой в структуре самосознания пациентов с тяжелой личностной патологией: Богоподобно-Грандиозный Я - Ничтожный Другой;
Необыкновенно-Грандиозный Я - Восхищающийся Другой; Агрессивно-Грандиозный Я - Испуганный Другой (критически-требовательная и индуцирующе-страдательная
формы); Альтруистически-Грандиозный Я - Беспомощный Другой. Чтобы оказать пациенту эффективную психотерапевтическую помощь, психотерапевту следует
учитывать специфику фантазийно-компенсаторного паттерна, к реализации которого в общении с психотерапевтом бессознательно стремится пациент.

Главный принцип психотерапии пациентов с расщепленным образом Я на начальных ее этапах, заключается в отсутствии
конфронтации с бессознательными манипулятивными усилиями Грандиозного Я. Когда в структуре самосознания пациента доминирует ФКП Богоподобно-Грандиозный Я -
Ничтожный Другой, наиболее адекватными тактиками психотерапии представляются следующие: использовать чувственный потенциал фантазийного пространства
"если бы"; обращаться к пациенту с предложением: "Давайте попробуем прожить тут некоторое время так, как если бы мы обладали
фантастической способностью к пониманию друг друга. Чем бы тогда Вы хотели со мной поделиться?"; продемонстрировать толерантность к отвержению;
поддерживать усилия пациента по нахождению оптимальной психологической дистанции.

Когда в структуре самосознания пациента доминирует ФКП Необыкновенно-Грандиозный Я - Восхищающийся Другой, наиболее адекватными
тактиками психотерапии представляются следующие: "отзеркаливать" потенциальные способности и реальные успехи пациента; выразить уважение к
усилиям пациента по созданию "имиджа необыкновенности"; поддерживать стремление к индивидуации; не скрывать чувств изумления, удивления и восхищения.
Когда в структуре самосознания пациента доминирует ФКП Агрессивно-Грандиозный Я - Испуганный Другой (критически-требовательная форма), наиболее адекватными
тактиками психотерапии представляются следующие: признать наличие у психотерапевта тревоги за будущее психотерапии; выразить уважение к
потенциальной силе Я пациента, облаченной в агрессивную форму; заявить о принципиальном отказе от любого насильственного "вторжения",
нарушающего границы Я-Другой, пусть и с благими целями. Когда в структуре самосознания пациента доминирует ФКП Агрессивно-Грандиозный Я - Испуганный Другой
(индуцирующе-страдательная форма), наиболее адекватными тактиками психотерапии представляются следующие: общаться "лицом к лицу", продемонстрировать
способность к "контейниированию" чувств; фасилитировать выражение агрессии пациентом; сообщать о стабильности своего душевного состояния,
предотвращая тем самым возникновение у пациента чувства вины за "разрушение" психотерапевта.

Когда в структуре самосознания пациента доминирует ФКП Альтруистически-Грандиозный Я - Беспомощный Другой, наиболее адекватными
тактиками психотерапии представляются следующие: противостоять отреагированию вовне фантазий об альтруистическом всемогуществе, отказываясь от любых услуг
пациента; использовать следующую форму обращения к пациенту: "С тем, чтобы помочь мне лучше понять Вас и то, что вас заботит, может быть, Вы...
(расскажете о, поразмышляете над, поделитесь своими чувствами, опишите свои телесные ощущения и т.д.)".
Статья Чечельницкой Е.П.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Этапы и программа управления предпринимательскими рисками
Реферат Этапы творческого процесса и их реализация в обучении
Реферат Элективные курсы химического профиля
Реферат Эмоциональное воспитание
Реферат The Climax And How It Affects The
Реферат Організація Об'єднаних Націй по промисловому розвитку (ЮНІДО)
Реферат Проект завода по производству блоков из неавтоклавного газобетона, мощностью 25000 м3/год
Реферат Электричество в нашей квартире Холодильник
Реферат "Трудные" подростки и неформальные группы общения
Реферат Языковая готовность к школе детей с общим недоразвитием речи
Реферат «Фармзащита»
Реферат Научные революции и их разновидности
Реферат Юридическое образование
Реферат Этнопедагогическая афористика в формировании культуры межнационального общения младших школьников
Реферат Личности студента и преподавателя