Идеи об
организации власти И. Волоцкого.
Стяжательская
(или иосифлянская) позиция представлена основателем этого направления ыысли
Иосифом Волоцким (1439--1515) -- одним из значительных деятелей своей эпохи,
творчество которого оказало большое влияние не только на формирование учений о
государстве и праве, но и непосредственно
на процесс строительства русской государственности. На протяжении своего
жизненного и творческого пути Иосиф Волоцкий менял политическую ориентацию, что
не могло не сказаться и на содержании его учения. Вначале, приблизительно в конце XV --первых годах XVIb., он разделял
позицию противников великого князя, причиной тому были секуляриза- ционные
планы великого князя Ивана III. Волоцкий игумен был защитником экономически
могущественной монастырской организации.
Теоретическим оправданием монастырского стяжания служило требование
использовать его на “благие дела” (строить церкви и монастыри, кормить монахов,
подавать бедным и т. д.). Впоследствии победа “стяжателей” на Церковном Соборе
1503 г. хотя и усилила экономические и политические притязания иосифлянской
партии, но определила и формы совместной деятельности церкви и государства.
Центральным в
политической теории Иосифа Волоцкого является
учение о власти. Он придерживается традиционных взглядов в определении
сущности власти, но предлагает отделить
представление о власти как о божественном установлении от факта ее
реализации определенным лицом -- главой государства. Властитель выполняет божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим, как
и все люди на земле, ошибки, которые способны погубить не только его самого, но
и весь народ, ибо “за государьское согрешение Бог всю землю казнит”. Поэтому не
всегда следует повиноваться царю или князю. Власть неоспорима только в том
случае, если ее носитель может личные страсти подчинить основной задаче
употребления власти -- обеспечению блага подданных. Если же он, будучи
поставлен царем над людьми, над собой “имат царствующие страсти и грехи,
сребролюбие, гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши же всех
неверие и хулу, таковый царь не Божий слуга, но диавол” и ему можно “не токмо
не покоритися”, но и оказать сопротивление, как это не раз делали апостолы и
мученики “иже от нечестивых царей убиены быша и повелению их не покоришася”.
Такой “злочестивый царь”, который не заботится “о сущих под ним”, не царь есть,
но мучитель.
Таким образом,
Иосиф впервые в русской политической литературе открыл возможность обсуждать и
критиковать личность и действия венценосной персоны. Развитие критических положений логически приводило к мысли и об
осуждении того или иного правителя как злого царя-мучителя, которому можно не
только не подчиниться, но и оказать сопротивление.
Учение Иосифа
Волоцкого было значительным явлением в политической мысли России XV--XVI вв.
Иосиф первым в истории русской политической мысли показал, что священный
характер верховной власти может быть утрачен, если власть реализуется с
нарушением предъявляемых к ней требований. Постановка вопроса о правомерности
самой верховной власти и средств ее реализации была чрезвычайно плодотворна.
Она стала той почвой, на которой впоследствии сложились демократические традиции в русской политической мысли,
подвергшие критике тиранические формы и методы реализации государственной власти.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/