Организация
центрального управления империи
Эпоха Петра
Великого.
История
создания.
В 1711 году
Петром Великим было задумано заменит приказы коллегиями по примеру Швеции. Но
президенты коллегий были назначены лишь в 1717 году. 1719 - начало действия
коллегий. С изданием в 1720 году нового регламента организация коллегий была
завершена.
Система коллегий.
Всего было
организовано 12 коллегий. В 1717-1718 годах были учреждены девять коллегий:
воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер-коллегия (для
заведования государственными. доходами), ревизион коллегия (судебная),
штатс-контора (ведомство государственных расходов), коммерц-коллегия
(торговля), берг-коллегия и мануфактур коллегия. Ревизион-коллегия впоследствии
слилась с Сенатом. Впоследствии была образована вотчинная коллегия для
земельных дел, а в 1721 году был учрежден главный магистрат для управления
городами.
Лейбниц
проектировал ученую коллегию, но Петр имел в виду учредить Академию наук и
придал ей функции министерства просвещения. Почти все они преобразованы из
бывших приказов. Кстати приказы остались, так как оставалось несколько
ведомств, не вошедших в систему коллегий (ямской, аптекарский, каменный,
разбойный). Каждая коллегия имела специальный регламент с обозначением круга
своего ведомства. Тем не менее проблемы с разграничением компетенции
существовали: берг-коллегия и мануфактур-коллегия. Суд и администрация
по-прежнему смешиваются почти в каждом ведомстве.
Организация.
Коллегиальное
начало - обсуждение дел в многочисленном собрании и решение по большинству
голосов.
Присутствие
коллегии составлялось из 11 членов: президента, вице-президента, 4 советников и
4 асессоров (при Е2 - 2 советника и 2 асессора - всего 6), которым добавлялся
один советник или асессор из иностранцев; из 2 секретарей коллежской канцелярии
один назначался из иностранцев. Президентами коллегий были назначены русские,
вице-президенты- в большинстве коллегий были иностранцы. При трехчленном
составе коллегии голос президента решал дело. С введением коллегиальной системы
Петр Первый надеялся устранить произвол, личное усмотрение и злоупотребления присущие
единоличным порядкам. Вместе с тем противники коллегий считали что
административные меры выигрывают в быстроте при единоличном начале и лишь суд
требует коллегиальности.
Эпоха Екатерины II.
Екатерина,
установив суд в провинциях (1775), обрекла центральные коллегии на уничтожение.
Все они были закрыты (1771-1796) за исключением двух военных и иностранных дел.
Император Павел I восстановил было коллегии, но ненадолго.
Организация
центрального управления империи после 1802 года.
Министерства Александра I.
В 1802 году с
учреждением министерств коллегии были упразднены. Было учреждено 8 министерств:
1. военное
сухопутное;
2. морских сил;
3. иностранных
дел;
4. юстиции;
5. внутренних
дел;
6. финансов;
7. коммерции;
8. народного
образования.
Причина
появления - потребность в улучшении организации высших административных
учреждений. Министерства были построены на началах единоличной власти и
ответственности. Для объединения их деятельности и для обсуждения вопросов,
касающихся нескольких министерств, собирался “комитет министров”. Сенат
становился “хранителем законов”, высшей судебной инстанцией и органом надзора
за администрацией. Министры должны были предоставлять Сенату годовые отчеты. На
деле же эта ответственность министерств не осуществлялась с самого начало
своего установления (порядок предоставления отчетов соблюдался выборочно и
потов вообще был забыт). Сперанский отмечал, что министерства не могут нести
ответственности перед Сенатом, который также зависел от “произвола власти” и
был исполнительным органом”. К тому же министр выбирался самими лицом, и тот
ему докладывал непосредственно, поэтому критика сената относилась бы не к
министру, а к императору.
Система
министерства.
Министры и
товарищи министров (замы) назначались императором., высшие чиновники
министерств императором по представлению министра, низшие - министром.
Министерство
делилось на департаменты (присутствия, в которых принимались решения,
организованные по направлениям деятельности) и канцелярии (где осуществлялось
делопроизводство). Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами. В
составе министерства действовал Совет при министерстве, в который входили
товарищи и директора департаментов.
Число министерств
росло: Государственное. казначейство, Главное управление путей сообщения,
Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, Министерство полиции.
Созданная Александром Первым центральная система управления просуществовала с
некоторыми изменениями до 1917 года.
Период Александра Второго.
Аппарат
министерств при Александре Втором был значительно перестроен. Многие их
министерств стали создавать свои местные органы. В связи с развитием
капитализма повышается роль отраслевых министерств: путей сообщения,
государственных имуществ, финансов, Главный комитет железных дорог.
Состав министерств и их органы, компетенция.
Министерство
финансов состояло из казенных палат губерний, заведующих отделами по приходу и
расходу государственных средств, податных присутствий, отделений банков,
акцизных управлений. Казенные палаты ведали прямыми налогами, фабричные
инспекции. Следует упомянуть деятельность государственных банков. Бюджет,
выросший в связи с проводимыми реформами и возросшими расходами на содержание
Министерства двора, Военного министерства, флота, внутренних дел,
калькулировался в Минфине, а утверждался Государственный. советом.
Важную роль в
пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах
подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления,
губернские присутствия и т.д.
Министерство
юстиции заведовало тюремной частью гражданского ведомства. Министр юстиции
контролировал вся судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и
надзорные функции. Министру также присваивалось звание генерального прокурора.
Он осуществлял надзор как за судебными инстанциями, подчиненными Сенату, так и
за административными учреждениями самого сената.
Военное
сухопутное министерство состояло из управлений округами (военные штабы, военные
окружные советы, военные суды, военные заведения). Следует отметить
законосовещательную деятельность министерства по вопросам компетенции (кроме
вопроса о бюджете).
Министерство
народного образования состояло из университетов, высших специальных школ,
средних и низших учебных заведений. Следует упомянуть об автономии
университетов по указу от 1805 года, 1867, об ее отмене в период николаевской
реакции и контрреформ Александра Вторго.
Минусы
министерской системы управления государством.
кресло министра
должен занимать человек весьма компетентный в государственных делах, с
незаурядными умственными способностями, физически здоровый, способный принимать
сложнейшие решения и руководить единоначально этим государственным органом.
Такого человека было найти довольно сложно.
Министерсткая
реформа способствовала централизации государства и развитию бюрократии. В этой
связи коллегии представляются альтернатиным варинатом развития публичного
права. Такие минусы как сращивание судебной и административной валсти в руах
коллегий можно было избежать путем их реформирования (сращивание двух ветвей
власти в лице одного ведомственного органа не было принициальным замыслом Петра
Великого). Медленность в решении государственных, за которую так часто упрекают
коллегии, на самом деле преувеличена.
Законосовещательные
органы после 1802 года.
I. Александр
I.
1801 -
Непременный Государственный Совет. Он состоял из 12 членов.
1810 - Государственный
совет. Это был законосовещательный орган, разрабатывавший законопроекты, позже
утверждаемые императором. Председатель совета - император. В его отсутствие на
заседаниях председательствовал назначенный им член совета. Численность совета
колебалась от 40 до 80 человек. Члены назначались императором и входили в него
по должности (министры).
Государственный
совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы,
учреждения. Цель его деятельности - приведение всей правовой системы к
единообразию. Совет состоял из 5 департаментов: департамент. законов, дел
военных, дел гражданских и духовных, дел Царства Польского (создан после 1831)
и государственной экономии. Работа осуществлялась либо в форме собраний, либо в
форме департаментских заседаний. Делопроизводство сосредотачивалось в
канцелярии, которой руководил государственный секретарь.
II. Николай
Первый.
В 1826 году
появляется еще один законосовещательный орган - Собственная канцелярия его
Величества. Она стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых
органов государственного управления.
Канцелярия
состояла из 6 отделений.
Первое
отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило
законопроекты, ведало назначением и увольнением чиновников.
Второе отделение
осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.
Третье было
создано для борьбы с государственными преступлениями.
Четвертое
занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
Пятое было специально
создано для подготовки реформы по управлению государственными крестьянами.
Шестое
занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией
Кавказа.
III. Эпоха
Александра Второго.
Высшим
совещательным учреждением оставался Государственный совет, на который в ходе
реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по
кодификационной работе.
При
Государственном совете образовались различные комитеты (Западный, Кавказский) и
комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны
спокойствия). Один из таких комитетов позже превратился в Комитет министров.
Накануне реформ
был учрежден государственный орган - Совет министров, в который вошли
председатели Государственного. совета и Комитета министров, министры,
главноуправляющие. Председатель - император.
Список
литературы
Вдадимирский-Буданов
В.Ф. Обзор истории русского права. М., 1995.
Ключевский В.О.
Курс русской истории. Москва, 1989.
Лекции Исаева
М.А.
Исаев И.А.
История государства и права. Москва, 1994.
Пушкарев С.Г.
Обзор русской истории. Москва, 1991.
Ивановский А.В.
Учебник государственного права России. К., 1913.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/