Космическое право
Зарождение международного космического права совпадает с началом практической деятельности
государств в космическом пространстве. 4 октября 1957 года в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли. Сейчас их ежегодно во всем
мире запускается около ста двадцати,
Освоение космоса представляет собой совершенно новую специфическую сферу человеческой
деятельности, которая регламентируется нормами международного космического права.
Международное космическое право — отрасль международного права, регулирующая отношения по
исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела.
Первый договор по космосу был заключен в 1967 году. До этого нормы, регулирующие
отдельные аспекты деятельности, входили в разные международные резолюции. Договор по космосу 1967 года устанавливает наиболее общие
международно-правовые принципы космической деятельности, такие, например, положения, как
— исследование и использование космического пространства должно осуществляться
только на благо всего человечества;
— космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению;
— на космос и небесные тела распространяется международное право.
Извлечения: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные тела. 10 октября 1967 года
Статья 4
Государства—участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми
другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве
каким-либо иным способом.
Луна и другие небесные тела используются всеми государствами—участниками Договора
исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение
военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также
использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.
Статья 5
Государства—участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и
оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства—участника Договора или в открытом
море.
Статья 7
Каждое государство—участник Договора, которое осуществляет или организует запуск
объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство—участник Договора, с территории или установок
которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в
воздушном или космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству—участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.
Статья 10
Для содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического
пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего Договора, государства—участники Договора будут на равных основаниях
рассматривать просьбы других государств—участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами
космических объектов...
Статья 11
Для содействия международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства
государства—участники Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально
возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и
международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генеральный секретарь
Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.
Помимо этого документа существует и ряд других международных соглашений, например Соглашение о спасении космонавтов и
возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 год), Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 год) и другие.
Международные правовые акты определяют правовое положение космического пространства и
небесных тел, правовое положение космонавтов и космических объектов, ответственность в международном космическом праве.
Извлечения: Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 18 декабря 1979 года
Статья 2
Вся деятельность на Луне, включая ее исследование и использование, осуществляется
в соответствии с международным правом, в частности с Уставом Организации Объединенных Наций, и с учетом Декларации о принципах международного права,
касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций...
Статья 3
1.Луна используется всеми государствами-участниками исключительно в мирных целях.
2. На Луне запрещается угроза силой или применение силы, или любые другие
враждебные действия или угроза совершения враждебных действий. Запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или
применения любых подобных угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов.
3. Государства-участники обязуются не выводить на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее объекты с ядерным оружием или
любыми другими видами оружия массового уничтожения, а также не устанавливать и не использовать такое оружие на поверхности Луны или ее недрах.
4. Запрещается создание на Луне военных баз, сооружений и укреплений, испытание
любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо мирных целей не запрещается...
Статья 6
1.На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых всеми государствами-участниками, без какой бы то ни было дискриминации, на основе
равенства и в соответствии с международным правом.
2. При проведении научных исследований в соответствии с положениями настоящего Соглашения государства-участники имеют
право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны...
Статья 8
1. Государства-участники могут осуществлять свою деятельность по исследованию и
использованию Луны в любом месте ее поверхности или недр при условии соблюдения положений настоящего Соглашения.
2. В этих целях государства-участники могут, в частности:
а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны;
б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции
и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр.
Статья 10
2. Государства-участники предоставляют терпящим бедствие лицам, находящимся на
Луне, право укрытия на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках.
На космическое пространство не распространяется суверенитет какого-либо государства. Это пространство открытое, свободное для исследования
и использования всеми государствами. Государства должны избегать вредного загрязнения космического пространства и небесных тел.
В международном космическом праве нет договорных норм, устанавливающих границу между воздушным и космическим
пространством. В результате остается нерешенным вопрос о той части надземного пространства, в отношении которого государство осуществляет полный
и исключительный суверенитет. Однако общепринята точка зрения о существовании обычной нормы международного космического права, согласно которой спутники с
минимально низкими орбитами находятся за пределами воздушной территории государств.
Ряд государств—членов Комитета ООН по космосу выступает с предложением установить в
договорном порядке, что космическое пространство начинается на высоте, не превышающей 110 километров над уровнем Океана. Это мнение опирается на современные
научные представления об атмосфере и воздушном пространстве.
Согласно этим представлениям воздушное пространство — это та часть атмосферы, которая
включает основную массу атмосферы (99,25%), в которой химический состав и молекулярный вес воздуха остаются постоянными независимо от изменения высоты.
Верхний предел этой части воздушной сферы равен 90 — 100 километров.
К космическим объектам относятся космические аппараты различного назначения,
созданные человеком. Это могут быть искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители. Международным космическим
правом предусмотрена регистрация космического объекта, с которой связаны определенные юридические последствия.
Регистрация запущенных космических объектов в ООН ведется с 1961 года. Государство
сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных
телах. Космонавты, несмотря на положение Договора по космосу, называющее их «посланцами человечества в космосе», не получают какого-либо наднационального
статуса. Они остаются гражданами своих государств.
Международное космическое право предусматривает ответственность государств за деятельность в космосе. Материальная ответственность наступает
при фактическом причинении ущерба космическим объектам. В понятие ущерба входят случаи лишения жизни, телесные повреждения, уничтожение имущества.
ЛИТЕРАТУРА
Ильин А.В., Морозова С.В. Из истории права, «Специальная литература», С-Пт, 1996г.-456л.