Реферат по предмету "Разное"


Http://www ruskline ru «Забытый» кондак Царя Иоанна IV грозного

Андрей  Хвалин, Русская народная линия http://www.ruskline.ru «Забытый» кондак Царя Иоанна IV Грозного Гимнографическое наследие Царя Иоанна Васильевича Грозного, возвращенное в современный церковно-научный оборот усилиями многих непредвзятых ученых - в первую очередь здесь надо отметить подвижнический труд С.В. Фомина - вызвало не просто неподдельный интерес самого широкого читателя, но и вошло у многих из них в повседневное молитвенное правило. В аннотации к выпущенной более десяти лет назад ценной книжице «Царь Иоанн Васильевич Грозный. Духовные песнопения и молитвословия» (М. Изд-во «Паломник». 1999) ее составитель Сергей Фомин сообщает, что «в настоящем издании впервые под одной обложкой собраны все известные до сих пор сочинения Державного гимнографа - тропари, кондаки, стихиры, молитвы, канон Ангелу Грозному воеводе». Она положила начало целой череде переизданий. Отвечая на вопросы интервьюера по поводу выхода в свет своей очередной книги «Грозный Царь Иоанн Васильевич», в первую часть которой и вошли гимнографические произведения с необходимыми пояснениями составителя, С.В. Фомин согласился с утверждением журналиста, что данный раздел новой книги в некоторой степени можно назвать переизданием, добавив: «Выявить новые молитвословия Царя Иоанна Грозного не так-то просто. Однако работа шла, что позволило внести в комментарии к этим известным уже текстам немало нового» («Русская линия». 21.02.2009). Таким образом, при увеличении объема вступительной статьи и комментариев корпус публикуемых гимнографических текстов оставался неизменным на протяжении десятилетия. Воспроизведен он и на интернетовских сайтах, в частности на портале «Древнерусская литература» (http://old-rus.narod.ru/index.html). Среди духовных песнопений и молитвословий Царя Иоанна Грозного ныне прекрасно известен тропарь преподобному Никите столпнику, Переяславскому чудотворцу. Соответствующий текст с предисловием и комментариями приводится и в изданиях, составленных С.В. Фоминым. Между тем в дореволюционной церковной печати мне довелось обнаружить заметку одного автора-священника, в которой речь идет о существовании не только тропаря, но и кондака св. Никите, атрибутируемого как принадлежащий перу Державного гимнографа. Неужели текст этого кондака не был знаком исследователям ранее, и сделано небольшое открытие в «грозноведении»? Действительно, как утверждает автор заметки «Царь Иоанн Грозный - церковный песнописец» священник О. Страхов к концу XIX в. уже не было новостью, что Царь Иоанн Васильевич является автором, например, «Послания к св. Михаилу и Феодору, черниговским чудотворцам», составленным (перед перенесением их св. мощей в Москву) по типу церковных молитв, или стихир. Однако, по мнению автора, «менее известны два другие небольшие церковно-литургические произведения царя Иоанна Грозного - тропарь и кондак св. Никите столпнику, переяславскому чудотворцу. По крайней мере не упоминали о них ни граф М. В. Толстой, ни архим.Леонид в предисловии к изданию стихир Грозного, ни А. А. Титов в статье «Никитский монастырь», в которой не оставлено без указания отношение Грозного к монастырю св. Никиты» (Московские Церковные Ведомости. 1890. № 3. С. 43). Далее в заметке приводится текст и тропаря и кондака со ссылкой на источники: акафист св. Никите московского издания 1860 г. и книгу свящ. А. Свирелина «Описание Переславского Никитского монастыря» (М. 1879. С. 30-31), Таким образом, выходит, что спустя век, при современной актуализации взаимосвязанных текстов, тропарь св. Никите опубликовали, а кондак «потерялся». Как такое могло случиться? Трудно утверждать однозначно. Можно сделать только осторожное предположение. Помещая в книге «Царь Иоанн Васильевич Грозный...» текст тропаря св. Никите, ее составитель С.В. Фомин опирается на 2-е издание «Акафиста преподобному отцу нашему Никите Столпнику, Переяславскому чудотворцу», вышедшее в Москве в 1897 году, а также приводит примечание настоятеля Переяславского Никитского монастыря, предоставившего для этого издания рукописный акафист: «Сей тропарь есть творение Царя Иоанна Васильевича Грозного, особенно благоговевшего к памяти Преподобного. Тропарь сохранился на вышитой супругою Иоанна Анастасией пелене с изображением преп. Никиты, хранящейся в обители» («Царь Иоанн Васильевич Грозный...» М. 1999. С. 172). Как видим, речь идет исключительно о тропаре, кондак же вовсе не упоминается. В предисловии и комментариях к публикации текста тропаря св. Никите составитель С.В. Фомин опирается в основном на труд священника П. Ильинского «Переславский Никитский монастырь и его подвижник, преподобный Никита Столпник» (2-е изд. Владимир, 1898). Однако исследователем нигде специально не оговаривается, что в указанном источнике тропарь и кондак вновь... неразлучны! У свящ. П. Ильинского читаем: «В усердии по благоукрашению Никитской обители соревновала Царю Ивану Васильевичу и благочестивая супруга его, Анастасия Романовна. Ею прислан был в монастырь великолепный образ Преподобного Никиты столпника, вышитый золотом, серебром и шёлком по красному атласу. Вверху этого образа вышита надпись: «Преподобный Никита, Переславский чудотворец», а вокруг шитьём же изображены - тропарь и кондак Преподобному, по преданию, составленные самим Царём Иваном Васильевичем» (Ильинский П., свящ. Переславский Никитский монастырь и его подвижник, преподобный Никита Столпник. 2-е изд. Владимир, 1898. С. 15-16). Однако самих текстов ни тропаря, ни кондака священник-автор не приводит. Текст лишь тропаря, как выше сказано, встречается в издании акафиста св. Никите, опубликованном в 1897 году в Москве. Смеем предположить, что более десяти лет назад текста кондака просто не было в распоряжении ученого. И он поступил вполне здраво и благоразумно, не заостряя внимания на его существовании в принципе и публикуя отдельно обнаруженный им текст тропаря. Восполним образовавшийся пробел и дадим текст кондака Царя Иоанна Грозного глубоко чтимому им Переяславскому чудотворцу Никите Столпнику по двум источникам: Свирелин, А., свящ. Описание Переславского Никитского монастыря в прежнее и нынешнее время. М. 1878. С. 31; О. Страхов, свящ. Царь Иоанн Грозный - церковный песнописец. Московские Церковные Ведомости. 1890. № 3. С. 44. Во глас 8-ый: Xpистa ради от своих ти нуждную смерть претерпел еси: приходящих же с верою от честнаго ти гроба подаеши цельбы, о Никито Преподобне, молитвениче о душах наших. Священник О. Страхов, приводя эти строки, поясняет: «Он (кондак - А.Х.) и в настоящее время употребляется при богослужении (тропарь же не поется)». В целом же поводом для его заметки в «Московских Церковных Ведомостях» послужило одно знаменательное событие конца XIX века: на юбилейном торжестве Московского Археологического Общества синодальным (!) хором была пропета стихира святому митрополиту Петру - творение царя Ивана Васильевича Грозного. И она весьма многих заинтересовала. Стремясь удовлетворить возросшее общественное внимание к гимнографическому творчеству Царя Иоанна Грозного, автор и берется за перо. «Итак, - полагает он, - Грозный является пред нами, как церковный песнописец, как подражатель византийским порфироносным песнописцам Леону (Льву) Премудрому, Константину Порфирогениту, Феодору Ласкарису». Ставя в один высокий ряд этих державных гимнографов, автор через столетие говорит нам, что ни один стих, ни один кондак, ни один распев из византийского и русского уроков не должны быть забыты.24 марта 2010 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.