Традиции
старообрядческого церковного пения
Денисов Н. Г.
Владение знаменной нотацией
При изучении певческих традиций общины
во время экспедиционной работы непременным условием является описание состава
хора по разным параметрам: по знанию певцами крюков, опыту пения в хоре, по
происхождению певцов (в данном ли месте они родились и воспитывались или
приехали из других приходов) и т. д. Знание крюков, профессиональное владение
знаменной нотацией — важная характеристика хора и традиций пения общины.
В разных приходах мне пришлось
столкнуться с разной степенью обученности владению крюковой нотацией. В
Стрельникова и Костроме самые опытные певцы являлись выпускниками
Стрельниковской певческой школы (в 1980-е годы, когда только начиналось мое
знакомство со Стрельниковской общиной, их было более 10 человек), у них училось
более молодое поколение. В Москве руководители хоров, многие певцы, в том числе
и приехавшие в общину из других мест, — хорошо знают крюки. Немало грамотных
певцов в Нижнем Новгороде, Новосибирске, в Казани, а также в Гомеле и
Кисловодске (в то время это были выходцы из Новосибирска). Все эти знатоки (в
отличие от костромичей) обучались крюкам индивидуально, на дому. В советское
время это делалось негласно, можно сказать, почти тайно.
В южных приходах картина иная. В
Вилково, например, знатоков крюковой нотации единицы, в их числе руководитель
левого клироса Василий Иеремеевич Карасев. В хуторе Новопокровский только
священник умеет петь по крюкам. В Куничах есть грамотные певцы, а в Грачах,
селе Добрянка, в Новозыбковской (белокриницкой) общине в 1980-е годы они
отсутствовали. В Новозыбковской беглопоповской общине лишь священник отец
Афанасий Калинин знал крюки. Правда, в последние годы здесь стала
функционировать духовная семинария, где ведется и преподавание пения,
включающее обучение знаменной нотации. (С 1990-х гг. во многих старообрядческих
приходах стали открываться воскресные школы, и детей начали обучать крюкам. В
этом видится начало возрождения и подъема певческого искусства).
Подтвердим вышеописанную ситуацию
относительно крюковой грамотности в приходах рядом высказываний самих
старообрядцев.
В Казани прихожане утверждали, что еще в
начале XX века хористов обучали пению по крюкам. В 1980-е годы по крюковой
нотации могли петь певцы, приехавшие из Нижнего Новгорода, а также обучающиеся
у них молодые люди. Священник по этому поводу так рассуждает: "Горьковское
(пение. — Н. Д.) — может быть, это правильное все-таки пение. Крюки, на
ударениях затяжечки. Не знаю, как тут рассудить. Но, в общем, ударения-то надо
как-то выделять".
Настоятель отец Иван из села Куничи:
"По книгам пели славники (Славник — последняя стихира в циклах стихир на
всенощном богослужении: на "Господи воззвах", на литии, на стиховне,
на "Хвалитех". Поется после малого славословия: "Слава Отцу и
Сыну и Святому Духу...". Как правило, эта стихира самая торжественная,
чаще выписывается в певческих книгах крюками — Н. Д.), а все иное — по
"напевке"... Пели по крюкам, ну, а как же! У нас почти все девчата
знают крюковое пение. Открывают книги и поют по ним, а как же".
Со слов настоятеля я узнал, что нотацию
здесь знали, крюкам обучали на дому. Однако трудно точно сказать, что именно
понимается под "знанием крюкового пения" современными певцами, какой
уровень познания считается с их точки зрения достаточным. Одно дело, когда
открывают книгу, чтобы смотреть в текст (ведь верующие помнят версии напевов
почти наизусть), другое — если они проходили специальное обучение крюкам в
школе или у какого-то учителя, поэтому профессионально владеют ими. В настоящее
время в Куничах есть люди, обучающие нотации желающих.
Во время моего посещения общины в
Кисловодске там пели и руководили хором знатоки из Новосибирска. Поэтому
записанный от них материал не дает представления о подлинных традициях этой
общины. Кисловодский приход немногочислен. А люди вспоминают, что в прошлом
"...прихожан было много. Храмы были полны людей. Пели только мужчины.
Грамотных было мало". Правда, сейчас появилась надежда на молодое
поколение. В 1990-е годы стали приучать детей ходить в храм и учить пению по
крюкам.
Прихожанка Зоя Илларионовна Мелихова из
хутора Грачи рассказывала: "Ну, конечно, тогда пели по крюкам. Другие не
знали, но за ними следом шли. А сейчас поют просто, по погласке". В 1980-е
годы, во время моей работы в общине знающих крюковую грамоту певцов уже не
было. Удалось записать только фрагмент службы.
Руководитель правого клироса Федор
Иоакимович Изотов из города Вилково вспоминал: "Да, были. Только
Морозовские пели (то есть по морозовским книгам. — Н. Д.). Был хор, ребята
маленькие, подростки. И азбучки... Ну, а потом, вот эти же самые дьяки боялись,
что их отобьют (т. е. пожилые знающие певцы испугались возможной конкуренции. —
Н. Д. ). Они уже, мальчики, ходили в церковь, делали спевку... А потом
разогнали их. Старики поумирали, а никакого следу не оставили. А что от тех
50-ти человек, если бы их не разогнали, пусть и не 50, пусть бы 5 осталось. А
то так, мы умираем, — и все".
Во время моих первых посещений хутора
Новопокровского крюки знал, повторяю, только священник. Ситуация стала меняться
к лучшему, когда в 1991 году там открылась воскресная школа, в которой началось
обучение детей крюкам.
Из всех обследованных мною общин лишь
пение некрасовцев являет собой единственный пример бытования устной традиции.
Весь годовой репертуар воспроизводится ими изустно, по слуху и передается от
поколения к поколению. Некрасовцы помнят те времена, когда они жили в Турции и
в их селе была учительница, которая обучала детей петь по крюкам. За обучение
надо было платить — "отдавать либо корову, либо быка", — воспоминал
Тимофей Николаевич Ястребов. Поэтому большинство певцов оставались неграмотными
и пели на слух, как они говорят, "с напева", следуя за руководителем.
Другую, причем основную, часть певцов в
каждом старообрядческом храме составляют те, кто не знает крюковой нотации. Как
правило, это воспитанники своей общины. Для них напевы — родной язык.
Руководители хоров такое исполнение не считают качественно более низким.
Например, отец Полиект из Новопокровского о своем обучении в Румынии и о своих
впечатлениях от пения на клиросе вспоминает: "Многие и неученые пели
"по напевке" хорошо. Уже от австрийских (то есть старообрядцев
белокриницкого согласия. — Н. Д.) певцов узнали мы демество. У них оно хорошо
было поставлено". Подобные высказывания можно услышать едва ли не в каждом
приходе.
Методика обучения крюкам и пению
В ходе обследования общин выяснилось,
что существует два типа обучения пению по крюкам. К первому относится
систематическое изучение крюков в специальной школе по определенной программе с
проверкой знаний и т. д. Пример тому — Стрельниковская школа пения. Другой тип,
наиболее распространенный, представляет собой индивидуальное обучение на дому у
знатоков пения. Оба вида преподавания предполагают обязательное регулярное
присутствие на богослужениях и пение в хоре. В качестве еще одного примера
обучения крюкам приведу рассказ отца Полиекта из Новопокровского прихода. Как
уже было сказано выше, он обучался крюкам в Румынии.
Каждого ребенка обучали чтению. В группы
набирали до двадцати человек: "Сидят за столом все, читают каждый свою
заучку (определенное задание.— Н. Д.). Ошибок нима (нет. — Н. Д.)
—получает (ученик. — Н. Д.) другую заучку. Кто Азбуку, кто Часовник, кто
Шестоднев, кто Псалтырь". Обучение продолжалось в течение двух лет.
Церковь оплачивала труд учителя. Учили и мальчиков, и девочек. В тетрадях
ничего не писали, все задания давались устно, и все надо было учить наизусть.
Учитель мог применять систему наказаний. Отец Полиект продолжает свой рассказ:
"Ремешок такой был у него. Бил по голове. Кто провинится — на козла
ставили. На лавку положат, и каждый ученик должен пряжкой два раза ударить. Ну,
а если тупо учится, другой подгоняет его, как посрамить его. Так он садится
верхом на плечи, и он должен верхом прокатать его разов сколько ...А крюкам
(учили.— Н. Д.), когда уже подрастут, это под женитьбу уже... А малых не учили,
больших только. В группу набирали человек по пять, шесть. Он — учитель пометы
делал, где "ми", где "фа"; специально Азбучки делал
каждому. В тетрадке крюки напишет и пометы там... По этой тетрадке учились в
школе, и домой брали ее, и дома твердили по ней". То есть принцип
заучивания наизусть доминировал.
Занятия длились по три-четыре часа.
Занимались все вместе, "почти зиму", — продолжает отец Полиект.
"Потом гласы, по "Октаю", все подряд. Учитель прослушивал. Не
получается — еще твердить надо. У кого не получается, тот остается. Так
тянется, тянется помаленьку, как волочуга, за другими нагоняет". Всех
желающих учитель не сразу брал в группу — сначала проверял слух и голос.
"Примерно, вот человек пятнадцать. Хотели все поучиться. Он
проверил". Кто не удовлетворял требованиям, то есть не мог пропеть звук на
той же высоте, на какой пропевал учитель, в группу не брали.
Полученные знания проверялись: "У
него (учителя. — Н. Д.) была печатная "Азбучка", и он требовал спеть,
как поется определенный знак, но не особо. А так он нам "заучки"
писал (то есть писал крюками первую, вторую стихиру. — Н. Д.), а остальное все
по книге", — продолжает отец Полиект. (Еще раз напоминаю, что у
беглопоповцев в Румынии книг было много, так как туда их завозил в большом
количестве Н. А. Бугров — Н. Д.)
Пение «по указке»
В многочисленных беседах с
руководителями хоров, с певцами я неоднократно слышал о пении по указке.
(Указка — это фактически аналог дирижерской палочки в светском музыкальном
искусстве. Старообрядцы пришли к ней самостоятельно). Что такое указка?
Со слов прихожан я узнал, что ее появление
относится к началу прошлого века. Вначале брали просто свечку и "начинали
ею помогать" во время пения. Потом появилась указка (отточенный прутик),
которая прививалась, как говорят верующие, с большими трудностями. В настоящее
время в России она распространена повсеместно. В отдельных общинах (Москве,
Новосибирске, Стрельниково, Костроме) указка бывает очень длинной. У опытных
головщиков есть даже своя манера пользования указкой. Так, Иван Алексеевич
Сергеев (Кострома) показывал ею не только ритмические особенности напева, но и
звуковысотные. Очень аккуратно, с небольшой амплитудой работала указкой
Антонина Николаевна Задворнова (Стрельниково). Энергично, подчеркивая
структурно-значимые места напева, руководили хором в Клинцах. Все современные
певцы российских храмов не представляют себя в пении без указки и каждый раз
подчеркивают: "Указка говорит все".
В южных приходах дело обстоит несколько
иначе. Указка здесь появилась значительно позднее. Настоятель храма в Куничах
так и говорит: "Указку — это недавно, это при моей памяти, чтобы
указывать, а то так..: зажмурятся — и запел". Головщики южных приходов не
обладают и таким опытом владения указкой, какой существует в общинах России
(это касается не только Кунич, но и Вилкова, Грачей). Не пользуются указкой и
казаки-некрасовцы. Попытки в конце 1970-х годов ввести у них указку потерпели
полный крах. Бывший прихожанин Терентий Сергеевич Дранов, став священником в те
годы, бывая на богослужениях в разных общинах и у себя в Ростове-на-Дону, где
он являлся настоятелем, видел руководство пением с помощью указки. Приехав к
себе на родину в Бургун-Маджары, он попытался ее ввести. Но певцы заявили
решительный протест и ему самому не позволили пользоваться указкой. Тимофей
Николаевич Ястребов рассказывал: "Владыка Анастасий спросил: "Почему
указки нет?" А я говорю: "Владыка святый, а я без указки. Нет у нас
указки". Отсутствует она и в хуторе Новопокровском.
Такова реальная певческая практика в
старообрядческих приходах. Завершая об этом речь, добавлю, что пение в хоре у
старообрядцев не оплачивается. Для того, чтобы быть допущенным к пению на
клиросе, надо исповедоваться у священника и получить его благословение. Таким
образом, основанием для права "встать на клирос" являются не
вокальные данные исполнителя, а его нравственные достоинства. Существует и
особая епитимья (форма духовного наказания) — отлучение от клироса на тот или
иной срок.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/