Министерство образования Российской Федерации
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.
В. Ломоносова
Кафедра экономики и организации производства
Курсовая работа
По дисциплине: «Инновационный менеджмент»
Тема: «Структура и закономерности инновационного процесса»
Выполнила:
Студентка группы М-42
Рудакова Е.В.
Руководитель:
Ягудин С.Ю.
Москва 2002
Введение
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной
общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее
время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам
управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной
деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты
хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного
общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего
использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение
достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для
централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования,
где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую
самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи.
Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных
понятий в области инновационного менеджмента.
Содержание
1 Введение
2 Содержание
3 Основная часть
4 Заключение
5. Список литературы
6. Приложения
Основная часть
Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением
инноваций. Создатели инноваций (новаторы) руководствуются такими
критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их
стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество,
которое будет признано уникальным в определенной области.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный
результат научно-производственного цикла и по мере практического
применения превращаются в научно-технические инновации – конечный
результат. Научно-технические разработки и изобретения являются
приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-
технические инновации (НТИ) – это материализация новых идей и знаний,
открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе
производства с целью и коммерческой реализации для удовлетворения
определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации
являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как
потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные
усилия.
Из сказанного следует, что инновацию – результат нужно рассматривать
неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все
3 свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость,
коммерческая реализуемость.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом
английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает
“введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”.
Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод,
изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в
буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования
новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества
приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс
введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.
Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение
(инновацию) называется инновационным лагом.(см. рис.3)
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество,
новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения,
новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное
признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже
в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Распространение нововведений, как и их создание, является составной
частью инновационного процесса. (ИП) Классификация инноваций и
инновационных процессов представлена на рисунке 1
Различают 3 логические формы инновационного процесса: простой
внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный)
и расширенный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и
использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в
этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом
межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая
форма ИП означает отделение функции создателя и производителя новшества
от функции потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в
создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии
производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию
совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях
товарного ИП действуют как минимум 2 хозяйствующих субъекта: производитель
(создатель) и потребитель (пользователь) нововведения.
Простой ИП переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и
его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза – это
последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ,
организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого
производства. Начинается она с фундаментальных исследований (ФИ),
направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее
существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между
явлениями, познать закономерности развития природы и общества
безотносительно к их конкретному использованию.
На современном историческом этапе ускорение социально-экономического
развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности
труда и эффективности производства базируются на научно-техническом
прогрессе. В свою очередь научно-технический прогресс должен питаться
непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к
принципиально новым видам техники и технологии.
Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и
производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения
воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического
уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука - технология - производство»
ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые
принципы производства.
Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе
организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась
в основном независимо от производства, то теперь она становится
неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического
прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука
выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все
активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него
постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный
путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных
идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны
опережать потребности техники и производства.
Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных
процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей,
открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой
науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими
исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская
наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной
основе и частично могут использовать внебюджетные средства, инвестиции. В
самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения
средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В
специальной литературе можно встретить различные варианты классификации
инвестиций, один из которых представлен на рис.2. По экономической сущности
и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные
инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования,
приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы.
Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными
лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в
бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги.
Фундаментальные исследования являются основой инновационного процесса.
Второй стадией являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на
исследование путей практического применения открытых ранее явлений и
процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера
ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных
теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в
дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в
опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными
научными работами.
Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение
результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов
новой техники, материала, технологии. ОКР – завершающая стадия научных
исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и
экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР
относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или
технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов
нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов
объединения физических, химических, технологических и других процессов с
трудовыми в целостную систему (технологические работы).
Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР.
Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего
практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются
положительно. В условиях снижения ассигнований на науку соотношения (в %)
между ФИ, ПИ и ОКР увеличиваются в сторону ОКР
Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного
производства новых изделий (Ос), которое включает научное и
производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной)
продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.
На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы по опытной
базе науки. Их цель – изготовление и отработка опытных образцов новых
продуктов и технологических процессов.
После стадии освоения начинается процесс промышленного производства
(ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое
логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение
выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия,
как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями.
Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР
были внедрены в практику и приносили доход, т.е. были бы реализованы
потребителю.
При определении пропорций распределения ресурсов (инвестиций)
необходимо опираться на общие закономерности, присущие интенсивному типу
воспроизводства и выражаемые, в частности, в статистическом законе деления
затрат по структуре научно-производственного цикла: пропорции затрат между
фундаментальными исследованиями (ФИ), прикладными поисковыми работами
(НИР), разработками (ОКР), капитальными вложениями на освоение научно-
технических новшеств (Ос) составляют 1:3:9:27. Такого рода статистический
закон распределения ресурсов научно-производственного потенциала характерен
для стадии развития общественного производства, когда НТП осуществляется но
заказам практики, выражающим необходимость решения очевидных проблем
развития (или стабилизации) производства.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и
скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов,
особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их
способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Дело в
том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической
среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную
способность к их освоению.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого НВ передается по
коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.
Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся
новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами,
диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной
инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии
возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их
качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов
определяет скорость и границы диффузии НВ в рыночной экономике.
Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично
воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно
проявляется в увеличении экономического потенциала как предпосылки
возникновения новой техники, т.е. повышается технологический уровень
инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повышается
восприимчивость к инновациям.
В общем виде все ранее описанные стадии ИП можно записать так:
ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – СБ, где
ФИ- фундам. иссл-я, ПИ- приклад. иссл-я, Р – разработка, Пр –
проектирование, С – строительство, ОС – освоение, ПП – промыш-е произ-во, М
– маркетинг, Сб – сбыт
Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных
исследований и включает в себя следующую разработку, освоение и применение
новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров
выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается
моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более
эффективной, называется жизненным циклом.
Жизненный цикл иноваций и основные этапы инновационного процесса
представлены на рис.3.
Заключение
Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической
идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в
большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями.
Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике
предпринимательскими структурами как средство решения производственных и
коммерческих задач.
Список литературы
1. Инновационный менеджмент/под ред. С.Ю.Ягудин. М.: Учебник для вузов,
ЮНИТИ, 1997
2. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник//под ред. Бора. М., 1998.
3. Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики//Экономист. 2000. №6.
4. Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие/под ред. П.Н.Завлина,
А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Экономика, 2000.