I. ОБЩЕЕ СВЕДЕНИЯ О БОЛЬНИЦЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Основными принципами медицинского обслуживания населения являются:
1. Доступность медицинской помощи и фармацевтического обеспечения
2. Профилактическая направленность здравоохранения.
3. Приоритетное медицинское и лекарственное обеспечение детей и матерей
4. Подконтрольность профессиональной деятельности медицинских работников
5. Ответственность государственных органов власти, управления и нанимателей
за
состояние здоровья граждан.
6. Равные возможности развития предприятий, учреждений и организаций
здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности и форм
собственности.
7. Экономическая заинтересованность физических и юридических лиц в
сохранении и укреплении здоровья граждан.
8. Участие общественности и граждан в охране здоровья.
Основные приказы, регламентирующие деятельность больницы
1)Приказ Министерства здравоохранения СССР № 770 от 30.05.1986 г. «О
порядке диспансеризации населения».
3)Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 13 от
25.01.1990 г. «О создании системы реабилитации больных и
инвалидов в Республике Беларусь».
4)Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 447 от
14.12.1990 г. «О диспансеризации больных с факторами риска».
5)Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 487 от 14.12.1990 г. «Об изменении обязательного характера диспансеризации в рекомендательный».
6) Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 143 от 28.02.1991 г. «О состоянии противотуберкулезной помощи населению и мерах по ее усовершенствованию.
7) Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 104 от 03.06.1992 г. «О диспансеризации населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате катастрофы на ЧАЭС».
8)Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 129 от 07.07.1992 г. « О повышении роли гигиенического обучения и воспитания, формирования здорового образа жизни».
9) Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 801 от 31.12.1992 г. «О медико-реабилитационных экспертных комиссиях».
10).Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 47 от 24.03.1993 г. «О мерах по совершенствованию кардиологической помощи населению Республики Беларусь».
12). Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 80 от 12.05.1993 г. «Об оказании травматолого-ортопедической помощи населению Республики Беларусь».
13).Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь -№ 132 от 14.07.1993 г. «О совершенствовании медико-санитарного обеспечения подростков, учащейся молодежи и призывников в Республике Беларусь».
14.Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23.11.1993 г.
15.Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 13 от
25.12.1993 г. «О создании отделений медицинской реабилитации».
16.Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 10 от 10.01.1994 г. «Об обязательных медицинских осмотрах работающих, занятых во вредных условиях труда».
17.Закон Республики Беларусь № 3317-Х11 от 17.10.1994 г. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
19.Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 159 от 20.11.1995 г. «О разработке программ синтезированной профилактики и совершенствования метода диспансеризации населения».
20.Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 192 от 29.07.1997 г. «О добровольном медицинском страховании в Республике Беларусь».
21. Постановление Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности и Инструкции по заполнению листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности» № 52/97 от 09.07.2002 г.
22. «Инструкция по определению группы инвалидности»: Утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 61 от 12.08.2002 г.
23.Инструкция по определению причины инвалидности»: Утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь №61 от 12.08.2002 г.
В структуру городской больницы входят следующие подразделения.
1. Стационар с приемным отделением (отделения гастроэнтерологии,
аллергологии, кардиологии, инфарктное, нефрологии, травматологии,
нейрохирургии, отделение реанимации и анестезиологии и, лапароскопическое
отделение, урологическое, лор-отделение, офтальмологическое .).
2. Поликлиника.
3. Лечебно-диагностические отделения, кабинеты и лаборатории,
(процедурный, инъекционный, ЭКГ, ФКГ, спирографический, ЛФК,
физиопроцедурный, R-графический кабинет).
4. Патологоанатомическое отделение.
5. Прочие структурные подразделения: аптека, кабинет медицинской
статистики, медицинский архив, библиотека, пищеблок, склад .
Госпитализация больных производится в стационаре заведующим отделения через
бюро госпитализации. Прежде всего госпитализируются больные с острым
заболеванием, работающие, стоящие на диспансерном учете. Всего в больнице
1000 коек. Из них в терапевтическом отделении 60, в эндокринологическом 40,
инфарктном 60, кардиологии 50, неврологии 40, нейрохирургии 60, в 1 ХО 60,
лапароскопическое отделение 10, офтальмологическое 50, гинекологическое 40,
РАО 18, 1 род 40, 2 род 30. В больнице работают 208 врачей, среднего
персонала 655, младшего 433, стажеров – 28.
Структура, документация и функции приемного отделения (покоя):
Находится на первом этаже пятиэтажного корпуса. Штаты: занято 10
врачебных должностей, куда входят ставки дежурных врачей и терапевтического
отделения. Занято 3,5 ставок. Врачебных 1 ст. зав. Отделением 1,5ст. врача
терапевта 1,5ст. 1 ст. врача кардиологии.
В структуру приемного покоя входят следующие помещения: вестибюль,
комната медперсонала, кабинет для осмотра больных, перевязочная, кабинет
санитарной обработки, выписная.
К документации приемного покоя относятся: журнал регистрации
госпитализируемых больных; история болезни; врачебное свидетельство
о смерти.
Прием больных днем осуществляется зав. отделением, ночью - врач.
В приемном отделении осуществляется
1. Учет движения больных по стационару.
2. Перевод больных из одного отделения (или больницы) в другое.
3. Прием больных.
4. Установление диагноза больным при поступлении.
5. Заполнение медицинской документации.
6. Распределение больных по отделениям.
7. Санитарная обработка больных.
8. Регистрация и учет принимаемых и выписываемых больных.
9. Прием вещей и выдача их.
10. Прием передач для больных.
11. Встреча больных с родственниками.
12. Оказание неотложной помощи.
13. Выдача справок о состоянии больного.
Различают следующие виды поступлений в стационар: плановые (по направлению
поликлиники); экстренные (доставка машиной скорой помощи) и поступление
самотеком. В стационаре составляется график плановых мест по дням недели.
Ведется журнал предварительной записи на госпитализацию плановых больных.
К основным отделениям терапевтического профиля относятся:
-терапевтическое отделение организовано на 50 коек,
-кардиологическое отделение на 40 коек,
-эндокринологическое на 40 коек,
-приемное.
Характеристика эндокринологического отделения.
По штатному расписанию выделено:
Врачебных должностей-3,75
Занято-3,75
Физических лиц-3
Средний медицинский персонал:
Штатных-10,75
Занято-10,75
Физических лиц-7
Младший медицинский персонал Штатных-10,25
Занято-10,25
Физических лиц-7
С апреля 2002 года в отделении организована Школа диабета.
Заведующий отделением Юшкина И.И. имеет 1 квалификационную категорию. Врач-
ординатор Старовойтова. Врач школы диабета Струкович А.А.
Функции старшей и палатной медицинских сестер отделения.
Старшая медицинская сестра осуществляет руководство работой среднего и
младшего персонала; контроль организации за больными; контроль за санитарно-
гигиеническим состоянием отделения; поддержание персоналом, больными и
посетителями правил внутреннего распорядка; выписывание и доставка
медикаментов из аптеки; контроль за хранением медикаментов; составление
графика работы среднего и младшего медицинского персонала.
Палатная медицинская сестра осуществляет выполнение врачебных
назначений; уход за больными, обеспечение гигиенического режима, кормление
тяжелобольных; наблюдение за санитарным состоянием палаты; организация
связи с родными больных и забота о культурном времяпрепровождении больных;
проведение санитарно-просветительской работы с больными; помощь врачу и
старшей медсестре в ведении медицинской документации связи со
вспомогательными отделениями;
контроль за работой санитарок; измерение температуры (утром и вечером),
наблюдение за пульсом и дыханием, измерение по назначению врача суточного
диуреза, сбор мочи, кала для лабораторных исследований; обеспечение лечебно-
охранительного режима отделения; ознакомление вновь поступивших с правилами
внутреннего распорядка.
График дежурств медсестер
График работы медицинских сестер в стационаре строится по принципу
трехсменной работы. При трехсменной работе, в течении суток отделение
обслуживается сестрами в три смены - с 9°° до 1530 часов (утренняя смена),
с 15°° до 2130 часов (дневная смена) и с 21 до 9:30 часов утра (ночная
смена). Медицинская сестра утренней смены приходит в отделение в 830 часов
утра и в течении получаса принимает дежурство у ночной сестры. Последняя
передает ей сведения о состоянии тяжелобольных в отделении и той помощи,
которая была им оказана. Затем сестра принимает по описи белье, предметы
ухода, инструментарий, медикаменты.
Для контроля за работой среднего и младшего персонала осуществляются:
пятиминутки, обход, выполнение врачебных назначений, контроль санитарного
состояния отделения, посещения родственников больных, лечебно-охранительный
режим, дежурства, уход за больными,
правила внутреннего распорядка, хранение медикаментов, график работы.
Организация лечебного питания (диетотерапия)
Существует 15 диет а также их разновидности. Ежедневно палатные
медсестры сообщают старшей медсестре отделения сведения о наличии больных с
указанием назначенных им диет (столов лечебного питания) по состоянию на
определенный час. После этого старшая медсестра каждого отделения заполняет
порционное требование на питание ,находящихся в отделении больных на
следующий день. Порционник подписывается завотделением и старшей медсестрой
и представляется диетсестре медучреждения. На основании полученных
порционников диетсестра составляет сводный порционник на всех больных.
На каждое наименование блюда должна быть заранее составлена постоянная
карточка-раскладка, в которой приводится перечень продуктов питания, нормы
их закладки, химический состав, калорийность, а также вес (выход) готового
блюда. На основании сводного порционного требования и картотеки-раскладки
диетсестра при участии шеф-повара, работника бухгалтерии составляет под
руководством врача-диетолога
меню-раскладку.
Диетсестра заполняет первые 5 граф меню-раскладки, а в последующих
графах проставляют количество соответствующих продуктов, необходимых для
приготовления одной порции каждого блюда. Это количество пишется в
числителе, знаменателем же дроби работник бухгалтерии показывает количество
продуктов, необходимых для приготовления всех порций данного блюда. При
составлении меню-раскладки работник бухгалтерии производит подсчет дневной
стоимости питания, которая не должна отличаться от предусмотренной по
смете. В случае увеличения потребности в продуктах питания выписывается
дополнительное требование. В случае же уменьшения потребности в продуктах
избыток, остающийся в кухне, засчитывается при выписке требований на
следующий день.
Закладка продуктов в котел проводится на кухне в присутствии диетсестры.
Продукты взвешиваются. Проверяются также вес порций приготовленных блюд.
Продукты питания хранятся в специально приспособленных, помещениях -
продуктовых складах, кладовых, овощехранилищах. Материальная
ответственность за приемку, хранение и остаток продуктов питания
возлагается на завскладом (кладовщика). Отпуск продуктов из кладовой
учреждения на кухню производится через шеф-повара на основании специальных
требований, по которым составляется накладная. Отпуск продуктов,
предназначенных для выдачи больным в виде сухого пайка, производится
лицам, на которых возложена раздача этих продуктов больным (буфетчицы,
раздатчицы).
Пробу готовой пищи на пищеблоке снимают дежурный врач, данные записывает
в бракеражный журнал, после чего пища выдается в отделение. Доставка: на
машине (автокаре) в термосах. Выдача приготовленной пищи из кухни
производится по раздаточной ведомости.
Пищеблок децентрализованный (с пищеблока пища поступает в отделение,
где доводится до готовности). При числе коек свыше 300 - 0,5 ставки
диетврача, а при числе свыше 500 - 1 ставка диетврача. На каждые 100 коек
выделяется 0,5 ставки диетсестры.
Лечебно-охранительный и санитарно-эпидемиологический режимы. Компоненты
профилактики внутрибольничных инфекций (ВБИ)
Лечебно-охранительный режим включает в себя: устранение негативно
действующих раздражителей; продление физиологического сна;
устранение отрицательных психологических переживаний, связанных со
способами лечения, проведения операций; устранение болезненных ощущений,
связанных с лечебными манипуляциями; сочетание режима покоя и физической
активности; поднятие общего нервно-психического тонуса больных; вкусно
приготовленная и своевременно поданная пища;
соблюдение медицинской этики и деонтологии.
Под санитарно-эпидемиологическим режимом подразумевается:
влажная уборка помещения; генеральная уборка с помощью дезсредств;
обеспечение спецодеждой и бельем; соблюдение правил личной гигиены;
врачебный контроль за здоровьем персонала; уход за больными; контроль
санитарного состояния палат; соблюдение правил внутреннего распорядка.
К основным составляющим профилактики ВБИ относятся: выделение
диагностической палаты в приемном отделении для температурящих больных (для
уточнения диагноза); выделение изоляторов или боксов в детских и
инфекционных больницах; проведение санобработки;
порядок хранения вещей и выдачи больничной одежды, организация системы ухода за больными, система обработки шприцев и медицинского инструментария. Регламентирующим документом является: Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23.11.1993 г.
Формы учетной и отчетной документации МГБ СМП: - история болезни, - журнал приемов больных и отказов в госпитализации, - журнал для записи оперативных вмешательств, - листок ежедневного учета больных и коечного фонда в отделении, - карта выбывшего из стационара, - книга патологоанатомических вскрытий, - лист назначений, - температурный лист,
-порционное требования.
Дневной стационар эндокринологического отделения МГБ СМП закрыт с 2002
года.
Функции заведующего отделением и ординатора стационара больницы
Заведующий отделением осуществляет руководство отделением и врачами;
составляет график работы; следит за правильной диагностикой и лечением;
решает вопросы о выписке, производстве операций, экспертизы
трудоспособности; консультирует врачей; устраивает консилиумы;
делает обходы больных с присутствием ординаторов и старшей медицинской
сестры отделения; осматривает вновь принятых на стационарное лечение
больных в день их поступления; систематически осматривает тяжелобольных;
проводит пятиминутки; внедряет в работу важнейшие достижения науки и
практики; участвует в патологоанатомическом исследовании умерших больных;
проводит врачебные клинические и пато-логоанатомические конференции;
осуществляет специализацию врачей-интернов; совершенствует качество
медицинской помощи в отделении.
Ординатор ведет установленное число больных; применяет необходимые
диагностические исследования; проводит лечение больных; ведет истории
болезни; контролирует своевременность и правильность выполнения средним
медицинским персоналом врачебных назначений;
участвует в обходе больных заведующим отделением; несет дежурство по
больнице; представляет больных в ВКК и МРЭК. Положение об экспертизе временной нетрудоспособности и организации
реабилитации в МГБ СМП.
Экспертиза временной нетрудоспособности (ЭВН) осуществляется в
соответствии с "Положением об экспертизе временной нетрудоспособности и
организации реабилитации в лечебно-профилактических учреждениях". Это
положение утверждено приказом Минздрава Беларуси № 13 от 25.01.93 г. "О
создании системы реабилитации больных и инвалидов в Республике Беларусь".
ЭВН граждан осуществляется в ЛПУ, которым Министерство здравоохранения и
Совет Федерации профсоюзов разрешили выдачу листков нетрудоспособности
(ЛН).
Задачи экспертизы временной нетрудоспособности в ЛПУ
1. Комплексное решение вопросов лечебно-диагностического процесса, ЭВН и
реабилитации в амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационарах.
2. Ориентация медицинской помощи на сокращение трудопотерь по временной
нетрудоспособности и инвалидности.
3. Определение временной нетрудоспособности и ее сроков.
4. Дача рекомендаций о характере и условиях труда, показанных по
состоянию здоровья лицам с ограничением трудоспособности, не являющимся
инвалидами.
4. Выявление больных, нуждающихся в реабилитации, и ее проведение до
направления на МРЭК.
5. Выявление лиц ЧДБ и проведение мероприятий по снижению их
заболеваемости и профилактике инвалидности.
6. Выявление признаков инвалидности и направление больных на
освидетельствование во МРЭК.
7. Изучение причин ЗВУТ и инвалидности и проведение мероприятий по их
профилактике.
Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность и порядок их выдачи
Имеются следующие формы документации: «Листок нетрудоспособности», «Книга
регистрации листков нетрудоспособности», «Журнал записи заключений ВКК»,
«Направление на МРЭК», «Санаторно-курортная ката».
Кроме справок установленного образца, в ряде случаев выдаются справки
произвольной формы: при обращении в здравпункт, в ночное время, когда
дежурит только средний медицинский персонал при обследовании в
поликлинических условиях или в условиях стационара в рабочее время при
,отсутствии у обследуемых признаков временной нетрудоспособности; при
стационарном, диспансерном, поликлиническом обследовании лиц по направлению
военкомата в период их призыва на военную службу; при временной
нетрудоспособности лиц, уволенных с работы; лицам, перенесшим инфекционное
заболевание, на период их бактериологического обследования»,трудоспособным
лицам, контактирующим с больными венерическими болезнями, на период их
обследования и профилактического лечения в амбулаторных условиях на период
проведения судебно-медицинской экспертизы и принудительного лечения по
определению нарсуда или органов МВД. Выдача, продление и закрытие листков нетрудоспособности и справок о
временной нетрудоспособности проводится медицинскими учреждениями по месту
жительства или по месту работы гражданина в установленном порядке. При
наступлении временной нетрудоспособности вне места постоянного жительства
листок нетрудоспособности выдается только за подписью главного врача,
скрепленной печатью лечебного учреждения.
Листки нетрудоспособности и справки о временной нетрудоспособности
выдаются только лечащим врачом и в специальных случаях ВКК. Продление их
сверх сроков единоличной выдачи листка нетрудоспособности и справки о
временной нетрудоспособности (свыше 6 дней) проводится лечащим врачом
совместно с заведующим отделением, а при его отсутствии - с заместителем
главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе или главным врачом.
Порядок выдачи листков нетрудоспособности и справок о ВН определен
специальной инструкцией, утвержденной приказом Министра здравоохранения
Беларуси JS'^31 от 01.02.94 г.
Обязанности лечащего врача заведующего отделением и заместителя главного
врача по медицинской реабилитации и экспертизе
Лечащий врач обязан.
1. На основании данных всестороннего медицинского освидетельствования
больного, исходя из степени выраженности функциональных нарушений,
характера и течения патологического процесса, выполняемой работы, условий
труда решать вопрос о временной нетрудоспособности в случаях заболеваний и
травм, необходимости ухода за ребенком в возрасте до 3-х лет в случае
болезни матери, а также получения отпуска по беременности и родам.
2. Выдавать листок нетрудоспособности (справки о временной
нетрудоспособности), в пределах б дней единовременно или по частям.
Продление листков нетрудоспособности (справок) сверх этого срока проводится
лечащим врачом совместно с заведующим отделением, а при его отсутствии с
заместителем главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе
трудоспособности или по медицинским вопросам или по амбулаторно-
поликлинической помощи, либо с главным врачом
3. Устанавливать дату явки на прием.
4. Представлять больного в любой срок временной нетрудоспособности на
консультацию заведующему отделением или заместителю главного врача по
медицинской реабилитации и экспертизе нетрудоспособности на ВКК в неясных и
конфликтных случаях.
5. Представлять совместно с заведующим отделением длительно болеющих на
ВКК через один, два и три с половиной месяца от начала ВН и больных,
имеющих признаки стойкой утраты трудоспособности независимо от
продолжительности болезни, для решения вопроса о направлении их на
освидетельствование в МРЭК.
6. Направлять совместно с заведующим отделением больных на МРЭК после
проведения всего комплекса диагностических, лечебных и медико-
реабилитационных мероприятий и заключения ВКК о необходимости такого
направления в любой период от начала временной нетрудоспособности.
7. Изучать временную нетрудоспособность за последние 12 месяцев по
данному или родственным заболеваниям.
8. Фиксировать в дневниках медицинской карты амбулаторного больного
объективные данные, послужившие основанием для выдачи листка
нетрудоспособности (справки), назначенные диагностические, лечебные и
оздоровительные мероприятия, рекомендуемый режим, номер листка
нетрудоспособности (справки), отметки о его продлении или закрытии. В
листке учета временной нетрудоспособности медицинской карты отмечать дату
выдачи листка нетрудоспособности, первичный диагноз, а при закрытии -
окончательный диагноз и срок временной нетрудоспособности.
9. Организовывать контроль за соблюдением больным предписанного
режима не позднее первых 3 дней с момента освобождения от работы (с
привлечением участковой сестры, страхделегатов). Делать отметки в листке
нетрудоспособности при нарушении больным режима, предписанного врачом.
10. Своевременно выявлять больных, нуждающихся в проведении
реабилитации, и направлять их на ВКК.
11. Давать рекомендации о нуждаемости в санаторно-курортном лечении,
лечении в санатории-профилактории и диетическом питании.
12. Проводить ежедневный учет количества выдаваемых листков
нетрудоспособности и анализировать сроки временной нетрудоспособности при
основных заболеваниях, а также структуру (причины) временной
нетрудоспособности на своем участке.
13. Анализировать первичный выход на инвалидность и причины наступления
стойкой утраты трудоспособности у больных участка.
14. Проводить шифровку закрытых листков нетрудоспособности.
15. Анализировать ЗВУТ и инвалидность в прикрепленных предприятиях и
совместно с хозяйственными и профсоюзными органами принимать участие в
разработке мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и
инвалидности.
Заведующий отделением обязан.
1. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за
работой лечащих врачей по экспертизе трудоспособности, реабилитации,
профилактике заболеваемости и инвалидности. Разрабатывать мероприятия по
снижению заболеваемости и инвалидности.
2. Осуществлять консультации больных в сложных в отношении определения
трудоспособности случаях в первые дни заболевания.
3. Проводить ежедневный контроль за обоснованностью выдачи листков
нетрудоспособности (справок) в первые 6 дней от начала ВН, соблюдением
правил их оформления и выдачи.
4. Проводить совместно с лечащим врачом после личного осмотра больного
продление временной нетрудоспособности свыше 6 дней, но не более ',10 дней;
при длительной временной нетрудоспособности проводить регулярные осмотры в
зависимости от тяжести заболевания, но не реже 1 раза в 10 дней.
5. Выдавать совместно с лечащим врачом листок нетрудоспособности
(справки) больным, находящихся в стационаре, в пределах установленных
сроков, матери по уходу за больным ребенком в стационаре, отцу или другому
члену семьи, при госпитализации матери, осуществляющей уход за ребенком до
3-х лет в установленном порядке.
6. Своевременно выявлять и направлять на ВКК больных, нуждающихся в
медицинской реабилитации, организовывать и контролировать ее проведение.
7. При длительной временной нетрудоспособности совместно с лечащим врачом
направлять амбулаторных и стационарных больных на ВКК через один, два и три
с половиной месяца от начала временной нетрудоспособности, а также
осуществлять направление на МРЭК, в т.ч. из стационара не позднее
установленных сроков.
8. Своевременно выявлять признаки инвалидности и направлять •
амбулаторных и стационарных больных на ВКК с целью последующего направления
на МРЭК сразу после выявления признаков инвалидности.
9. Проводить анализ качества работы врачей отделения по экспертизе
трудоспособности с определением количества случаев и дней временной
нетрудоспособности, средней длительности случая при различных заболеваниях
(травмах).
10. Проводить экспертную оценку качества лечебно-
диагностического процесса и реабилитации у всех больных, направленных на
МРЭК для продления лечения.
11.Проводить систематический контроль и разбор наиболее часто
встречающихся ошибок в выдаче, продлении и оформлении листков
нетрудоспособности (справок), сроков временной нетрудоспособности,
своевременности направления на МРЭК, обоснованности продления временной
нетрудоспособности с санкции МРЭК.
12.В МСЧ организовывать проведение анализа ЗВУТ и инвалидности у
различных цеховых врачей и разрабатывать мероприятия по их снижению.
13.Совместно с лечащим врачом решать вопросы о необходимости санаторно-
курортного лечения и выдачи санаторно-курортной карты.
14.Проводить мероприятия по повышению квалификации врачей отделения по
вопросам экспертизы ВН и реабилитации.
Заместитель главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе
трудоспособности обязан.
1. Организовать выдачу листков нетрудоспособности (справок) во всех
медицинских подразделениях учреждения, в том числе в приемных покоях
больниц, пунктах неотложной помощи, травматологических пунктах и др. в
соответствии с Инструкцией о порядке выдачи листков нетрудоспособности.
2. Консультировать сложных в отношении определения трудоспособности
больных, решать все вопросы экспертизы трудоспособности с лечащим врачом,
не имеющим заведующего отделением.
3. Консультировать обоснованность выдачи, продления, закрытия
листков нетрудоспособности, сроков временной нетрудоспособности, используя
разные формы контроля, в том числе учет ежедневно выдаваемых листков
нетрудоспособности по врачам и отделениям, регулярный просмотр медицинских
дел амбулаторных и стационарных больных, личный осмотр больного, планово-
контрольные ВКК, проверка выполнения режима на дому.
4. Контролировать в стационаре обоснованность госпитализации с
учетом состояния трудоспособности, своевременность госпитализации,
активность сроков временной нетрудоспособности по госпитализации,
своевременность направления длительно болеющих на ВКК стационара, в
отделение реабилитации и на МРЭК, своевременность выписки больных из
стационара, вынесения экспертной рекомендации выписанным больным.
5. Организовывать работу ВКК в амбулаторно-поликлинических учреждениях и
стационарах, являясь ее представителем, составлять график ее работы,
обеспечивающий участие лечащего врача в представлении больного на ВКК.
6. Обеспечивать своевременное направление длительно болеющих в
поликлинике и стационаре на ВКК и МРЭК и устанавливать сроки.
7. Курировать работу отделения реабилитации и своевременное выявление
больных и инвалидов, нуждающихся в ее проведении, контролировать в процессе
реабилитации сроки временной нетрудоспособности и их обоснованность,
частоту и тяжесть инвалидности, эффективность реабилитационных мероприятий.
8. Организовать сбор оперативной информации о временной
нетрудоспособности в амбулаторных учреждениях и стационаре с расчетом
сроков временной нетрудоспособности у отдельных врачей, по специальности,
при разных нозологических формах; определять должные значения показателей и
их отклонения, намечать меры по устранению отклонений.
9. Организовать работу врачей и заведующих отделениями по изучению
причин инвалидности у разных специалистов, проводить совместно с
заведующими отделениями экспертную оценку медицинских дел всех больных,
первично признанных инвалидами и направленных на МРЭК для продления.
10. Организовать работу врачей по изучению причин заболеваемости и
инвалидности по предприятиям, совхозам, колхозам и совместно с
руководителями указанных предприятий, профсоюзными организациями, санитарно-
эпидемиологическими станциями, намечать меры по профилактике и снижению
заболеваемости и инвалидности.
11. Обеспечивать постоянный контакт с МРЭК, участвовать в заседаниях по
освидетельствованию больных в прикрепленной МРЭК в соответствии с графиком
(не реже 3 раз в месяц) и выработке индивидуальной программы реабилитации
инвалида.
12. Организовывать врачебные конференции (не реже 1 раза в квартал, в том
числе совместно с МРЭК не реже 2 раз в год) по вопросам состояния
заболеваемости с временной нетрудоспособностью и первичной инвалидности, с
разбором ошибок и дефектов в вопросах ЭВН и реабилитации, расхождений в
решениях ВКК и МРЭК.
13. Организовывать мероприятия по обучению врачей амбулаторно-
поликлинических учреждений и стационаров вопросам экспертизы
нетрудоспособности и медицинской реабилитации, планировать повышение
квалификации заведующих отделениями, обеспечивать своевременное изучение
всеми врачами лечебно-профилактического учреждения действующих положений,
инструкций, приказов, распоряжений по вопросам экспертизы трудоспособности,
выдачи листков нетрудоспособности (справок) и реабилитации.
Организация работы и функции врачебно-консультационной комиссии (ВКК) по
вопросам медицинской реабилитации и экспертизы трудоспособности
ВКК организуется в лечебно-профилактических учреждениях (больницах,
поликлиниках, диспансерах, женских консультациях, клиниках научно-
исследовательских институтов и др.). Состав: председатель - заместитель
главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности, а
при его отсутствии заместитель главного врача по поликлинике, по
медицинской части или главный врач; члены - заведующий соответствующего
отделения и лечащий врач. При необходимости на заседании ВКК могут
привлекаться врачи-специалисты данного или других лечебных учреждений,
сотрудники кафедр медицинских вузов.
Основные функции ВКК.
1. Консультации больных в сложных и конфликтных случаях экспертизы
нетрудоспособности. ВКК принимает решения только после осмотра больного,
изучения медицинской карты амбулаторного или стационарного больного, данных
обследования, условий и характера труда, профессии. ВКК высказывает мнение
об обоснованности диагноза, лечения, своевременности использования
реабилитационных средств и о возможности восстановления здоровья и
работоспособности. При необходимости ВКК направляет больных на
дообследование в диагностические центры, на консультацию и лечение в
специализированные учреждения или в реабилитационные отделения.
2. Контроль за обоснованностью выдачи и продления листков
нетрудоспособности в ранние сроки (одномоментно - контрольные ВКК,
выборочное освидетельствование и др.).
3. Обязательные плановые освидетельствования длительно болеющих в сроки
один, два и три с половиной месяца от начала временной нетрудоспособности с
целью контроля обоснованности диагноза, лечения, своевременного
использования реабилитационных средств, тактики ведения больного, сроков
временной нетрудоспособности, определение трудового прогноза, показаний к
проведению дальнейшей реабилитации или направлению на МРЭК.
4. Своевременное выявление лиц, нуждающихся в реабилитации и направление
больных и инвалидов для проведения реабилитационных мероприятий.
5. Формирование индивидуальной программы оздоровления больных, не
являющихся инвалидами: лицам с частичной временной нетрудоспособностью;
лицам с незначительной стойкой утратой трудоспособности, не нуждающимся в
направлении на МРЭК; длительно и часто болеющим.
6. Выдача и продление листка нетрудоспособности: для специального
лечения в другом городе; для отпуска на санаторно-курортное лечение;
доплатного листка нетрудоспособности при частичной временной
нетрудоспособности вследствие туберкулеза или профессионального
заболевания; продление листка нетрудоспособности при амбулаторном лечении
по уходу за больным ребенком свыше 10 дней и в исключительных случаях за
взрослым свыше 3-х дней; обмен в установленном порядке справок и заключений
о ВН после предварительного рассмотрения каждого случая и выявлении
оснований для обмена.
7. Направление на освидетельствование на МРЭК в следующих случаях:
7.1. Длительно болеющих - не позднее 4 месяцев со дня наступления
непрерывной нетрудоспособности или не позднее 5 месяцев нетрудоспособности
в общей сложности за последние 12 месяцев по поводу родственных
заболеваний, а при туберкулезе не позднее 6 месяцев при непрерывной
временной нетрудоспособности и не позднее 8 месяцев в общей сложности в
течение последних 12 месяцев при повторном заболевании туберкулезом.
7.2. Работающих лиц с признаками инвалидности (неблагоприятный
клинический и трудовой прогноз).
7.3.Больных с детства и лиц пенсионного возраста при наличии признаков
инвалидности.
7.4.Инвалидов для очередного переосвидетельствования.
7.5. Больных и инвалидов для определения степени утраты
профессиональной трудоспособности (в процентах) вследствие увечья,
связанного с работой.
7.6.Инвалидов для определения медицинских показаний для обеспечения спец. и
автотранспортом.
7.7.Лиц, потерявших профессиональную трудоспособность из-за трудовых
увечий и профессиональных заболеваний при необходимости возмещения ущерба.
7.8. Для изменения причины инвалидности при наличии соответствующих
документов.
8. Выдача заключений ВКК о необходимости предоставления академического
отпуска или перевода на другой факультет по состоянию здоровья студентам
высших и средних учебных заведений, ПТУ; об освобождении от выпускных
экзаменов учеников общеобразовательных школ, гимназий и лицеев (приказ
Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь
от 10.04.92 № 90/69); о наличии права на представление дополнительной или
отдельной площади (приказ Министерства здравоохранения БССР и Министерства
жилищно-коммунального хозяйства БССР № 118/105 от 24.07.79 г., приказ
Министерства здравоохранения БССР № 60 от 26.03.1984 г.) и других
заключений по запросам органов исполнительной власти, общественных
организаций и др.
Данные освидетельствования больного и решение ВКК записываются в первичных
медицинских документах, а также в книге записей заключений ВКК (уч. ф. №
035/у) и подписываются председателем и членами ВКК.
Медико-социальная экспертиза стойкой утраты работоспособности и
реабилитация больных и инвалидов производится на основе « Положения о
медико-реабилитационных экспертных комиссиях» от 31.12.1992(№801).
Направление на МРЭК производится ВКК по месту жительства или лечения
больного.
Лечебное учреждение заполняет "Направление на МРЭК" (ф. № 088/у)
установленной формы и пересылает его во МРЭК. "Направление на МРЭК"
подписывается ВКК, т.е. лечащим врачом, заведующим соответствующего
отделения и заместителем главного врача по медико-социальной экспертизе и
реабилитации (или главным врачом).
В случае, если для определения степени утраты трудоспособности
медицинских данных недостаточно, МРЭК направляет больного на консультацию в
специальное ЛПУ или помещает в стационар для уточнения диагноза.
После вынесения решения МРЭК отрывной корешок "Направления" с
заключением отсылается в территориальное амбулаторно-поликлиническое
учреждение по месту жительства больного.
Осмотр осуществляется, как правило, по месту жительства, т.е.
территориально. Проводятся также выездные заседания. Данные экспертизы и
решение комиссии заносятся в протокол заседания и акт осмотра МРЭК. Датой
установления инвалидности считается день поступления документов во МРЭК.
Справки с решением МРЭК о группе, причине инвалидности, сроке повторного
осмотра направляются в отделы пенсионного обеспечения, областной военкомат,
УВД, УГБ, а также по месту работы.
В настоящее время пенсионный возраст по старости установлен для рабочих,
служащих и колхозников: мужчины -60 лет, женщины - 55 лет. Рабочие и
служащие, занятые на подземных работах, в горячих цехах, а также на других
работах с тяжелыми условиями труда, получают пенсию на 5-10 лет раньше.
Снижение пенсионного возраста распространяется также и на другие группы
населения.
Основные критерии установления инвалидности, сроки повторного осмотра и
порядок обжалования решений комиссии.
I группа инвалидности - нетрудоспособен и нуждается в постороннем уходе.
II группа инвалидности - нетрудоспособен, но не нуждается в постороннем
уходе.
III группа инвалидности - нетрудоспособен по своей профессии, но
работает по другой специальности, более низко оплачиваемой.
Инвалиды I группы осматриваются один раз в 2 года, инвалиды 11 и III
групп - один раз в год. Инвалидность устанавливается до первого числа
месяца, следующего за тем месяцем, на который намечен очередной повторный
осмотр.
Без указания срока переосвидетельствования группы инвалидности
устанавливаются инвалидам: инвалидам с необратимыми хроническими
заболеваниями и анатомическими дефектами, предусмотренные перечнем
заболеваний, мужчинам по достижении 55 пет и женщинам по достижении 50 лет
и более. В последних случаях экспертиза может быть проведена по заявлению
этих лиц. Без указания срока повторного осмотра группа инвалидности
устанавливается также при устойчивых необратимых морфологических
изменениях, невозможности улучшения состояния здоровья и социальной
адаптации.
При обжаловании решений нижестоящих МРЭК областная комиссия осуществляет
повторный осмотр в течение одного месяца.
Учетная и отчетная документация, используемая для изучения разных видов
заболеваемости.
«Экстренное извещение об инфекционным заболевании, пищевом, остром
профессиональным отравлении, необычной реакцией на прививку.» « Журнал учета инфекционных заболеваний»
«Журнал учета инфекционных заболеваний»
«Листок нетрудоспособности»
« Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного
туберкулеза, вен. Болезни, рака и т,.д.
« Карта выбывшего из стационара»
« Врачебное свидетельство о смерти»
Оценка качества медицинской помощи
Для оценки работы больниц и поликлиник за отчетный период (календарный
год) обычно используют наборы определенных показателей. Они характеризуют
деятельность медицинских учреждений. Можно выделить несколько групп
показателей.
1. Показатели, характеризующие обеспеченность населения амбулаторно-
поликлинической и стационарной помощью.
2. Нагрузка медицинского персонала.
3. Показатели, характеризующие материально-техническую, клинико-
диагностическую и медицинскую оснащенность.
4. Использование коечного и других фондов.
5. Показатели, характеризующие организацию и качество амбулаторно- поликлинической и стационарной помощи, ее эффективность.
Заметим, также, что всегда было заманчиво интересно разработать
интегральные показатели, которые бы могли бы четко охарактеризовать весь
процесс в целом. В настоящее время такая попытка сделана. Изложим ее
механизм.
Оценка медицинского труда по конечному (конкретному) результату
предполагает динамику показателей здоровья и здравоохранения;
выполнение стандартов качества диагностики и лечения, а также уровня
качества (У К); разработку клинико-статистических групп; организацию
контроля качества медицинской помощи; расчет и оценку коэффициента
достижения результатов по модели конечных результатов.
Для оценки же состояния здоровья населения также используются определенные
группы показателей. С социально-гигиенической точки зрения принято считать,
что здоровье населения характеризуется следующими основными показателями:
1. Медико-демографические показатели. Здоровье населения обусловлено
состоянием и динамикой демографических процессов. Демография включает
данные о статике и динамике населения. Статика - численность, состав
населения по полу, возрасту, месту жительства и др. Динамика - рождаемость,
смертность, младенческая (детская) смертность, естественный прирост и др.
2. Показатели заболеваемости. Здоровье людей обусловлено уровнем и
характером заболеваемости населения, а также инвалидностью, травматизмом.
3. Показатели физического развития. Физическое развитие населения может
быть определено с помощью антропометрических, физиомет-рических и
соматикоскопических данных.
Изучение и сравнение этих данных в различных общественно-экономических
условиях позволяет не только судить об уровне общественного здоровья
населения, но и вскрыть социальные условия и причины, оказывающие влияние
на него.
Для системы контроля и в какой-то мере обеспечения качества медицинской
помощи разрабатываются стандарты качества и модели конечных результатов.
Стандарты качества (СК)
Стандарты качества разрабатываются для получения эффективных конечных
результатов и удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи.
СК регламентируют качество диагностики и лечения (по законченным случаям) в
амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационарах, а также качество
диспансерного наблюдения. Таким образом, они отражают адекватность
выбранной врачом медицинской технологии, степень ее соблюдения, объем
диагностических и лечебных мероприятий.
Стандарты качества разрабатываются для больных, состоящих на диспансерном
учете; для стационарной клинико-статистической группы;
для каждого заболевания при лечении в поликлинике; для больных острыми и
хроническими заболеваниями. При нарушении стандартов качества к исполнителю
применяются штрафные экономические санкции.
Стандарты качества включают три компонента: стандарт обследования,
стандарт лечения и стандарт состояния больного, закончившего лечение.
Методика оценки выполнения стандартов качества в ЛПУ основана на вычислении
уровня качества. Он определяется путем оценки отклонений от СК. Это дает
возможность непосредственно увязать УК с размером материального
стимулирования. Заметим, что оценка уровня качества выполнения стандартов
входит в число показателей результативности (ПР) модели конечных
результатов. Методика включает определение показателей качества работы
врачей: уровня качества лечения (УКЛ) и уровня качества диспансеризации
(УКД).
Экспертным путем (на первой ступени контроля - заведующим отделением)
производится оценка набора мероприятий (OHM), т.е. объема обследования и
лечения пациентов с учетом установленных требований. Отдельно дается
экспертная оценка качества (ОК), в ходе которой определяется состояние
больного при выписке из стационара или при проведении (завершении этапа)
диспансеризации в поликлинике.
Общая оценка уровня качества и лечения, и диспансеризации вычисляется по
формуле:
ОНМ+ОК
У К = ————————
2
Схема организации контроля качества медицинской помощи предполагает
определение ступени контроля, решение вопроса, при какой структуре ЛПУ или
органе управления создается. Это будет один эксперт или комиссия.
Определяется периодичность работы, объем контроля (источник информации),
объем выборки для контроля, параметры оценки.
Методика контроля качества оказания медицинской помощи предполагает
определение уровней медицинской помощи (врач-больной, структурное
подразделение учреждения (отделение), ЛПУ, территориальное медицинское
объединение (ТМО)), а также ступеней контроля (1-я - зав. структурным
подразделением, 11-ая - зам. главного врача ЛПУ по лечебным вопросам, 111-я
- экспертная комиссия ЛПУ, IV-я - экспертная комиссия при городском
управлении здравоохранения или при ТМО, V-я - экспертная комиссия при
управлении здравоохранения).
Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является
формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам
сохранения и укрепления здоровья.
Социально-гигиеническое воспитание - часть государственной системы
здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических
знаний, формирование здорового образа жизни и привитие населению
гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения
работоспособности и активного долголетия.
Имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому
назрела необходимость превращения знаний в навыки, чтобы обеспечить в труде
и быту выполнение санитарных и гигиенических норм и правил
совершенствования и укрепления индивидуального и общественного здоровья.
Определяя направление этой работы, мы говорим не о санитарном
просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании. Обучение означает
выработку умений, навыков как предпосылок правильного гигиенического
поведения. Воспитание же - это выработка убеждений, взглядов, свойств
характера как действующей силы этого поведения.
Конечными целями медико-гигиенического обучения и воспитания населения
является улучшение здоровья населения, повышение с тарно-
эпидемиологического благополучия региона, коррекция основ факторов риска
заболевания.
Основными задачами медико-гигиенического обучения и воспитания населения
являются: гигиеническое воспитание населения, популяризация достижений
медицинской науки, пропаганда здорового образа, жизни.
Принципы медико-гигиенического обучения и воспитания населения:
общедоступность, массовость, научность, воспитательный характер.
К основным направлениям формирования медико-гигиенической культуры
населения относится формирование навыков ЗОЖ у подрастающего поколения,
углубление и закрепление гигиенических знаний, убеждений, формирование ЗОЖ
у населения, развитие санитарно-гигиенической активности и самодеятельности
в помощь органам здравоохранения.
Можно назвать три пути совершенствования медико-гигиенического
воспитания населения: пропаганда и внедрение ЗОЖ, индивидуализация медико-
гигиенического воспитания, методическое обеспечение медико-гигиенического
обучения, лекторского мастерства, подбор и подготовка врачей-валеологов.
II. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ДЕФЕКТОВ , ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭНДОКРИНОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЗА 2 ГОДА.
|Наименование показателей и методики их |Годы |
|расчета | |
| |2002 |2003 |
|1 |2 |3 |
|Показатели результативности | | |
|Среднее число дней работы койки в году. | | |
| | | |
|Число койко-дней, фактически проведенных | | |
|больными за год |14735/40=368,375 |15722/40=393,05 |
| | | |
|Число среднегодовых коек | | |
|Летальность (по отделению) (в %) | | |
| | | |
|Число умерших в отделении за год |0/1162+0=0 |1/1270+1=0,08 |
|*100 | | |
|Число выбывших из отделения | | |
|(выписанных+умерших) за год | | |
|Средняя длительность пребывания больного | | |
|на койке всего. | | |
| | | |
|Число койко- дней, проведенных больными за|14735/1162=12,68 |15722/1271=12,37 |
|год(всего) | | |
| | | |
|Число выбывших больных всего | | |
|Оборот(функция койки) | | |
| | | |
|Число пользованных больных | | |
|(полусумма поступивших, выписанных и |(1146+1162+0)/2/4|(1293+1270+1)/2/4|
|умерших) |0= |0= |
| |=28,85 |=32,05 |
|Среднегодовое число коек | | |
| | | |
|Распределение выбывших больных по | | |
|результатам лечения | | |
| | | |
|С выздоровлением | | |
|С улучшением | | |
|Без перемен | | |
|С ухудшением. | | |
| | | |
|Число больных, выписанных с выздоровлением|В МГБ СМП |данный расчет не |
|(за год) *100 |произ |водится |
| | | |
|Число пролеченных больных из отделения за | | |
|год | | |
| Уровень качества лечения (в %) | Расчет|качества не |
| |уровня | |
| |определяется | |
|Показатели дефектов |
|Обоснованные жалобы населения(на 10 тыс. | | |
|населения) | | |
|-деонтологические | | |
|-на низкое качество диагностики и лечения | | |
|- по поводу смерти больного. | | |
| | | |
|Число обоснованных жалоб |0 |0 |
|Средняя численность населения *10000 | | |
| | | |
|Расхождение диагнозов клинического и | | |
|патологоанатомического.(в %) | | |
| | | |
|Число расхождений клинических и | | |
|патанатомических диагнозов за год |- |0/1=0 |
|*100 | | |
|Число патанатомических вскрытий умерших в | | |
|отделении | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|Осложнения, наступившие в процессе | | |
|лечения по вине врача(шок, кровотечение, | | |
|постинъекционные абсцессы) ( в %) | | |
| | | |
| | | |
|Число осложнений | | |
|*100 |0/1162=0 |0/1271=0 |
|Число выбывших больных в отделении | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|Повторная госпитализация в связи с | | |
|осложнением, преждевременной выпиской(в % | | |
|к госпитализированных за год) | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|Число больных, госпитализированных | | |
|повторно в связи с осложнением (за год) | | |
|*100 |0/1146=0 |0/1293=0 |
| | | |
|Число всех госпитализированных за год | | |
| | | |
| | | |
|Несвоевременное направление на МРЭК (в | | |
|%) | | |
| | | |
| | | |
|Число больных, направленных на МРЭК | | |
|несвоевременно |0 |0 |
|*100 | | |
|Число всех больных, подлежащих | | |
|освидетельствованию (за год) | | |
| | | |
III. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ
КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.