Под реабилитацией принято понимать совокупность медицинских,
социально-экономических и иных мероприятий, направленных на максимально
быстрое и полноценное восстановление здоровья заболевшего и его эффективный
и ранний возврат к обычным условиям жизни, труда и учебы.
В основу реабилитации больного ребенка должны быть положены следующие
принципы:
1. Реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, высококвалифицированными кадрами, имеющего в достаточном объеме средства эффективного контроля, а также хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями.
2. Реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя вначале естественную и органическую часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение.
3. Процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто в минимально возможные сроки максимальное восстановление здоровья и дееспособности ребенка.
4. Реабилитация на каждом своем этапе должна носить комплексный характер, под которым подразумевается, прежде всего, объединенная единой целью деятельность медицинских работников, педагогов, психологов, социологов и других участников реабилитационного процесса.
5. Индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих индивидуальные особенности личности ребенка и своеобразие патологических, морфологических и функциональных изменений.
6. Возвращение заболевшего ребенка к обычным для него условиям жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, а при необратимых изменениях - адаптации к новым условиям жизни.
Реабилитацию больного ребенка делят на три этапа.
I.. Клинический этап - обеспечение всестороннего клинического выздоровления и восстановление функции пораженных систем, подготовка всего организма больного ребенка к следующему этапу реабилитации.
Первый этап реабилитации заканчивается при выздоровлении ребенка от основного заболевания, при восстановлении функции или при достаточной компенсации утраченных в результате болезни функий.
II . Санаторный этап - происходит нормализация функций пораженной системы, наряду с нормализацией других органов других органов и систем.
При завершении этапа - отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса и его активности.
III . Адаптационный этап - достигается полное восстановление здоровья ребенка, возраст ребенка к обычным для него условиям жизни, занятий физкультурой и спортом.
Контингент больных, которому необходимо восстановительное лечение:
- дети с болезнями органов дыхания;
- дети с болезнями нервной системы;
- дети с заболеваниями мочевыводящей системы;
- дети больные ревматизмом;
- дети с хронической патологией носоглотки;
- дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и последствиями
травм.
Реабилитация , восстановительное лечение детей и подростков с различной патологией и отклонениями в поведении проводятся в следующих учреждениях:
1. Система здравоохранения:
. отделения восстановительного лечения детских поликлиник;
. центры реабилитации и восстановительного лечения (городские, межрайонные);
. специализированные центры реабилитации для детей с ЛОР - патологией, патологией органов зрения и др.
5. Система образования;
. специализированные детские учреждения;
. оздоровительные детские сады (группы);
. группы «Особый ребенок» детских садов;
. городские (областные) психолого- медико-педагогические консультации
(ПМПК);
. школа - центр специальной диагностики;
. специализированные учебные заведения;
. центры медико-педагогической реабилитации для детей с ЗПР;
. центр реабилитации и милосердия (специальная учебно-производственная школа);
. детский профилакторий;
. экспериментальная школа для аутичных детей;
. специальная (коррекционная) школа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния;
. классы для детей с отклонениями в умственном развитии (со сложным глубоким дефектом) в специальных (коррекционных) образовательных школах.
18. Система социальной защиты:
. реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;
. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
. социальный приют для детей и подростков;
. центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
В системе здравоохранения организация восстановительного лечения детей
в амбулаторно-поликлинических условиях несколько отстает от службы
реабилитации для взрослых. В педиатрии само понятие «реабилитация»
появилось значительно позже, однако.
Материально-техническая оснащенность и кадровая обеспеченность
поликлинических учреждений позволяет проводить в них такие виды
восстановительного лечения, как лечебная физкультура (лечебная гимнастика,
механотерапия, гидрокинезотерапия, лечебное плавание), аппаратная
физиотерапия (различные виды электролечения, включая электросон,
светолечение, ультразвук), озокерито- парафинолечение, аэрозоли-ингаляции,
массаж (общий, точечный, сегментарный, гидромассаж), консервативное
ортопедическое лечение и др. Также практикуется иглорефлексотерапия,
трудотерапия, психотерапия, лечебная хореография.
Для обеспечения контроля за проведением восстановительного лечения в
ряде поликлиник организованы реабилитационные комиссии. В их состав, как
правило, входят заведующий отделением восстановительного лечения,
физиотерапевт и врач по лечебной физкультуре.
Комиссия проводит отбор детей на восстановительное лечение,
разрабатывает индивидуальные планы лечения каждого больного (с учетом
необходимого характера и объема лечебно-оздоровительных мероприятий),
решает вопрос о времени и месте их проведения (в поликлинике, дошкольном
учреждении, школе, на дому и т.д.). направляет детей, в случае
необходимости, на лечение в стационар или санаторий, осуществляет
систематический контроль за полнотой, качеством и эффективностью
восстановительного лечения с учетом результатов функциональной диагностики,
рентгенологических, лабораторных и других методов обследования,
корректирует индивидуальные планы восстановительного лечения, оформляет
эпикризы на детей, прошедших определенный цикл восстановительного лечения,
с указанием рекомендаций по дальнейшему наблюдению ребенка, проведение
повторных курсов лечения, соблюдению определенного режима, диеты, отдыха.
Восстановительное лечение детей не может ограничиваться только рамками
лечебного или детского учреждения - оно должно продолжаться в семье
больного. От семьи ребенка, от степени понимания родителями важности их
роли в выполнении медицинских рекомендаций по восстановительному лечению,
уровня их активности в этом процессе в значительной степени зависят
конечные результаты лечения. При этом от родителей требуется проявления
особого внимания к больному ребенку, терпение, значительная затрата сил и
энергии.
Это ставит перед поликлиниками задачу по организации работы с семьей
ребенка с целью превращения ее в помощника и осознанного исполнителя
рекомендаций, назначаемых для выполнения на дому. Она заключается, в
основном, в информации родителей о характере и особенности течения
заболевания у ребенка, а также в обучении их методике выполнения некоторых
лечебно-оздоровительных мероприятий, включая лечебную физкультуру, массаж,
закаливания.
Организация работы детской поликлиники с семьей ребенка, нуждающегося
в восстановительном лечении (общие принципы и в зависимости от патологии)
разработаны в методических рекомендациях.
Основными направлениями этой работы являются:
1. Целенаправленное медико-гигиеническое обучение семьи с целью формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении, с использованием при этом различных форм и методов этого обучения.
2. Осуществление программы практического обучения матери или других членов семьи в случаях назначения мероприятий лечебно-восстановительного характера для их выполнения в условиях семьи.
3. Осуществление преемственности между детской поликлиникой и семьей ребенка в период проведения восстановительного лечения.
4. Систематический контроль за проведением и правильностью выполнения родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.
Врачебный контроль в период восстановительного лечения ребенка должен
включать:
. контроль за организацией в семье режима дня, питания, сна, отдыха;
. контроль за объемом школьных и внешкольных нагрузок;
. контроль за организацией лечебного режима в соответствии с заболеванием ребенка;
. контроль за проведением и правильностью выполнения в домашних условиях назначенных рекомендаций, прежде всего - лечебной гимнастики и массажа.
Целесообразно изучение мнения родителей об организации работы
отделений восстановительного лечения. С этой целью следует периодически
проводить анкетный опрос родителей (в первую очередь родителей, чьи дети не
завершили лечение), что позволит с учетом результатов опроса разработать
конкретные меры по установлению выявленных недостатков.
В последнее годы все более широкое распространение получают формы
организации восстановительного лечения непосредственно в школьных
учреждениях и школах, осуществляемые детскими поликлиниками совместно с
администрацией учреждений системы образования. Контингенты детей, которым
показано проведение восстановительного лечения в детских коллективах,
определяются как реабилитационной комиссией поликлиники, так и врачами
детских учреждений после проведения диспансеризации. В эту группу, как
правило, включаются дети с хроническими и рецидивирующими заболеваниями
уха, горла и носа, бронхо - легочной системы, опорно-двигательного
аппарата, а также часто болеющие дети.
На местах, в дошкольных учреждениях и школах дети обеспечиваются
такими видами восстановительного лечения как аппаратная физиотерапия,
расширяется: подключается медикаментозная терапия, травяные отвары и
коктейли, диетотерапия.
Организацию восстановительного лечения в дошкольных учреждениях,
школах необходимо сочетать с усилением в этих учреждениях работы по
физическому воспитанию и закаливанию, созданием в каждой из них мини
стадионов, оборудованных канатами, кольцами, брусьями, перекладинами,
беговыми дорожками, тренажерами.
Во всех территориях России открыты образовательные детские учреждения
оздоровительного или санитарного типа специализированные для реабилитации
детей с ортопедическими заболеваниями, патологией слуха, зрения, нервной
системы.
Необходимость долговременных комплексных педагогических, лечебных и
организационных мероприятий обуславливают актуальность задачи поиска новых
форм работы с контингентом детей-инвалидов. Перспективным направлением, с
этой точки зрения являются специализированные группы дошкольных учреждений
для детей-инвалидов.
Группы «Особый ребенок» предназначены для детей инвалидов с тяжелыми
нарушениями ЦНС. Согласно положению о группе для детей-инвалидов с тяжелыми
нарушениями ЦНС «Особый ребенок», группа может быть открыта в дошкольном
учреждении любого типа. Приему в группу подлежать дети с церебральными
параличом, дети с задержкой интеллектуального и речевого развития, дети с
недостаточностью моторной функций, с эпилептическим синдромом с редкими
судорожными приступами, без грубого расстройства поведения, дети с нервно-
мышечными расстройствами.
Противопоказания6 не подлежат направлению в группы дети, страдающие
частыми эпилептическими припадками, психическими заболеваниями, требующими
регулярной активной терапии, дети с агрессивным поведением, прогрессирующей
гидроцефалией, пороками развития с ликворреей.
Основные задачи:
. обеспечение социальной защиты детей-инвалидов;
. организация интеллектуального и личностного развития детей-инвалидов;
. социальная адаптация;
. оказания психотерапевтической помощи родителям.
В детское учреждение ребенка направляет городская медико-
педагогическая комиссия. Перед поступлением в группу проводится
обследование, включающее осмотр врачей-специалистов, оценку физического и
нервно-психического развития.
В группах организуется лечебно-воспитательный процесс, сущность
которого состоит в строгой последовательности и преемственности различных
видов лечения и реабилитации. Совместная работа психолога, логопеда,
медицинского и педагогического персонала дошкольного учреждения,
рациональная организация режима дня, индивидуальный подход к каждому
ребенку, работа с родителями детей-инвалидов - основные направления
деятельности групп «Особый ребенок».
Срок, прошедший со времени открытия групп, позволил обобщить имеющийся
опыт работы, наметить основные тенденции дальнейшего развития. Определить
основные затруднения в работе: сложность взаимодействия медицинской службы
районных поликлиник и дошкольных учреждений.
Особое внимание должно быть уделено реабилитации детей с различными
формами нарушения и задержками нервно-психического развития в условиях
дошкольного учреждения. Медико-педагогические мероприятия по оздоровлению
детей осуществляются с участием специалистов детской поликлиники и семьи
ребенка.
В системе образования координирующие функции по социальной
реабилитации детей с проблемами в развитии выполняет городская
межведомственная психолого - медико - педагогическая консультация:
. создает эффективную систему помощи детям с недостатками в развитии и детям-инвалидам;
. решает проблемы, связанные с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, трудоустройством, интеграцией их в обществе;
. объединяет и использует различные отрасли науки и практики для социальной реабилитации детей с проблемами, стабилизации и укрепления их семьи, уменьшения количества правонарушений несовершеннолетних.
Литература:
1. О.Ф. Тарасов, М.И. Фонарев. Реабилитация при детских болезнях., Медицина, 1980.
2. Н.Г. Веселов , И.Т. Леонов. Социально - гигиенические и организационные проблемы педиатрии., Л. 1989.
3. Медико-социальная помощь и реабилитация детей, посещающих группы «Особый ребенок». Методические рекомендации для работников дошкольных учреждений. СПб., 1995
4. Организация центров восстановительного лечения детей. Методические рекомендации МЗ СССР. 1990
Санкт-Петербургская Государственная Педиатрическая
Медицинская Академия
Р Е Ф Е Р А Т
тема: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
В ПЕДИАТРИИ
Реферат выполнила клинический ординатор кафедры инфекционных заболеваний у детей
Попова Наталья Валерьевна
1999 год