Реферат по предмету "Медицина"


Физическое развитие ребенка

Якутский государственный университет им.М.К.Аммосова
Медицинский институт
Педиатрический факультет
Кафедра общественного здоровья
Курс общей гигиены
РЕФЕРАТ на тему:
Физическое развитие ребенка.
Выполнила: ст.гр.ПФ-305-1
Анисимова.А.А.
Проверила: Маркова.Н.Н.
Якутск-2004г.
Оглавление:
1) Введение.
2) Физическое развитие.
3) Индексы.
4) Индивидуальная оценка физического развития
5) Половое развитие.
6) Литература.
Введение.
Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).
Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.
Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии "критических периодов развития", когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается .
Термин "критические периоды развития" введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).
Физическое развитие.
Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.
Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно- бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.
В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:
1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.
2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.
3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно- двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.
Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).
Таблица 1
Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни
|Возраст, |Прибавка |Прибавка |Прибавка |Прибавка | |мес |длины тела |длины тела |массы тела |массы тела | | |за 1 мес, см|за истекший |за 1 мес, г |за истекший | | | |период, см | |период, г | |1 |3 |3 |600 |600 | |2 |3 |6 |800 |1400 | |3 |2,5 |8,5 |800 |2200 | |4 |2,5 |11 |750 |2950 | |5 |2 |13 |700 |3650 | |6 |2 |15 |650 |4300 | |7 |2 |17 |600 |4900 | |8 |2 |19 |550 |5450 | |9 |1,5 |20,5 |500 |5950 | |10 |1,5 |22 |450 |6400 | |11 |1,5 |23,5 |400 |6800 | |12 |1,5 |25 |350 |7150 |
При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.
В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П — число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.
Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).
Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.
Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.
Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.
Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.
Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.
К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.
Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.
Индексы.
Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.
Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.
Индивидуальная оценка физического развития
Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).
В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).
Таблица 2
Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1—11 лет
|Длина |Масса тела,|Окружность грудной | |тела, см |кг (М ± а) |клетки, | | | |см (М ± а)) | | | |мальчики |девочки | |75 |9,2-11,5 |46,9-51,1 |45,8-50,0 | |80 |10,0-12,2 |47,9-52,0 |46,7-51,0 | |85 |10,7-13,1 |48,8-53,0 |47,7-51,9 | |90 |12,1-14,4 |49,7-54,2 |48,6-52,9 |
Продолжение табл. 2
|Длина |Масса тела, |Окружность грудной | |тела, см |кг (М ± о) |клетки, | | | |см (М ± ст) | | | |девочки | | |95 |13,3-15,8 |50,6-55,2 |49,5-53,9 | |100 |14,3-17,1 |51,8-56,3 |50,6-55,1 | |105 |15,8-18,6 |53,0-57,8 |51,8-56,7 | |ПО |17,2-20,1 |54,5-59,0 |52,8-58,1 | |115 |18,8-21,7 |55,7-60,6 |54,1-59,6 | |120 |20,5-24,2 |57,3-62,4 |55,4-61,1 | |125 |22,4-26,8 |58,9-64,3 |56,8-62,9 | |130 |24,6-29,8 |60,4-66,4 |58,5-65,1 | |135 |26,9-32,8 |62,4-68,7 |60,4-67,4 | |140 |29,4-36,3 |64,2-71,0 |62,4-70,1 | |145 |32,4-40,2 |66,8-73,5 |64,1-72,4 |
1. Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков.
Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).
Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.
Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии "критических периодов развития", когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается .
Термин "критические периоды развития" введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).
Половое развитие.
Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением
вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков — в 9—10 лет (табл.3).
Таблица 3
Сроки появления вторичных половых признаков
|Возраст, |Девочки |Мальчики | |годы | | | |8-9 |Округление бедер, |- | | |широкий таз | | |9-10 |Mai |Складчатость мошонки | |10-11 |Pi Ai |Увеличение размеров | | | |яичек (3x1,5 см) | |11-12 |Появление первой |Пигментация мошонки Ai | | |менструации |Pi | |12-13 |Увеличение размеров |Увеличение размеров | | |клитора Ма2 |яичек (3x1,5 см) и | | | |полового члена (7x2,5) | |13-14 |Установление |Оволосение над верхней | | |регулярных менструаций|губой. Увеличение силы | | | |мышц. Строение тела по | | | |мужскому типу | |14-15 |Маз, А2-з, Р2-з |А2 Р2 — по мужскому | | | |типу | |15-16 | |Оволосение щек, | | | |подбородка, бедер, | | | |мутация голоса | |16-18 |Остановка роста |Увеличение размеров | | | |яичек (3x2,5 см) и | | | |полового члена (10x3 | | | |см) | |18-20 | |Оволосение голеней, | | | |рук, груди. Остановка | | | |роста |
Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:
1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи
Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи
Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса
Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.
2. Появление волос на лобке (Р — pubis):
Ро — отсутствие волос
PI — единичные короткие волосы
Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные
Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка
Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.
3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):
АО — отсутствие волос
AI — единичные волосы
А2 — волосы более густые на центральном участке впадины
Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.
Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:
1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку
Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.
2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.
Литература:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.