Культура
древнерусского государства
(IX — 30-е
гг. XIII в.)
Своими корнями
русская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество — комплекс
первобытных воззрений, верований и обрядов — имело свою историю. Поначалу
славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных
источников, солнца, грозы и пр. Постепенно стала проявляться тенденция к
единобожию: огромное значение приобрели Род — земледельческое божество,
управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. — и тесно связанные
с ним богини плодородия — рожаницы.
По мере
становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна —
княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое
художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре: сказках,
заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях и пр.,
хранящих следы магических представлений.
В Х — XI вв.
складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства,
защитой его от врагов. В Х в. на Русь проникает письменность — кириллица,
созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.
Принятие
христианства дало мощный толчок развитию культуры. XI в. — время рождения
древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам произведений "Слово
о законе и благодати" (ок. сер. XI в.) будущего митрополита Илариона. Оно
содержит рассказ о том, как слово Божие распространялось в мире, как оно
достигло Руси и утвердилось в ней.
Большую роль в
древней литературе играли жития святых; особенно почитались на Руси князья
Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим братом Святополком. Блестящим
образцом светской литературы стало "Поучение Владимира Мономаха"
(конец XI — начало XII в.) — рассказ о своей жизни мудрого государственного
деятеля, боровшегося за единство Руси.
Идея единения,
преодоления княжеских междоусобиц во имя общерусских интересов пронизывает
"Слово о полку Игореве" (ок. 1187 г.). Своеобразием отличается "Слово",
или "Моление Даниила Заточника" (нач. XII в.), обедневшего мелкого
феодала, который просит князя о милости, используя выразительные аллегории,
остроумные присказки и пр. Важнейшую роль в русской литературе играло
летописание: помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили
поэтические легенды и предания: о призвании варягов, походе князя Олега на
Царьград и пр.
Самым
значительным памятником является "Повесть временных лет",
составленная ок. 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. По мере
раздробления Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи
Владимиро-Суздальские, Галицко-Волынские и пр.
С принятием
христианства получает развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура.
Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма
(четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную
структуру), однако на Руси он получил свое развитие. Так, самый грандиозный
архитектурный памятник Киевской Руси — 13-купольный Софийский собор в Киеве
(ок. 1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая
так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам.
По несколько
упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде
и Полоцке (сер. XI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее
многообразие форм. В Новгороде в XII—XIII вв. создается множество церквей —
Бориса и Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и пр., которые при
небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной
красотой и величественностью.
Во
Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры,
отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности
белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь
Покрова на Нерли.
В период
расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи —
мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос
Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Оранта, т.е. молящаяся); остальная часть
храма была покрыта фресками — сцены из жизни Христа, изображения проповедников
и пр., а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей,
эпизоды придворной жизни.
Из более
поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви
Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения
иконописи известны лишь с XII в.; большую известность приобрела в это время
новгородская школа ("Спас Нерукотворный", "Успение",
"Ангел Златые Власы").
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/