Реферат по предмету "Культура и искусство"


Монастырь Лепавина

МОНАСТЫРЬ ЛЕПАВИНА

Монастырь
Лепавина находиться в одноименном селе в Хорватии, неподалеку от Копривницы в
общине Соколовац. Свое название он получил от расположенного рядом леса Липа, и
местечка Вина. По сообщению одного летописца, монастырь был построен около 1550
года, вскоре после основания первых сербских поселений в Верхней Славонии ( на
севере Хорватии). В хронике сообщается, что его основателем стал монах Ефрем
Вукобрадович из монастыря Хиландар, который сам был родом из Герцеговины. Он
пришел в этот край, спасаясь от турецкого нашествия. Вскоре к нему
присоединились еще два монаха. Увидев плодородие окрестных земель, монахи
позвали народ из Боснии, и опустевшие окрестности вскоре наполнились сербскими
поселениями. С их помощью монахи начали раскорчевывать землю и строить
монастырь. Вскоре ими уже была построена небольшая церковь.

Турки из
Ступчаницы, Пакраца и Биелы не оставили без внимания появление новой сербской
обители. В августе 1557 года под предводительством Зареп-паши Алии они напали
на монастырь и сожгли его. Четверо монахов были убиты, а двое уведены в плен.
На какое-то время жизнь в монастыре угасла, но не угасло желание православных
сербов иметь здесь святую обитель. В 1598 году постриженник Хиландара иеромонах
Григорий с двумя монахами из Милешева начал восстановление монастыря, но из-за
недостатка средств работы продвигались медленно. Более благоприятные условия
для строительства монастыря настали после того, как в 1630 году сербы получили
свои привилегии (statuta valachorum) от австрийского правительства и стали
играть существенную роль в защите границ Австро-венгрии. В 1636 году под
руководством архимандрита Виссариона начались широкомасштабные работы по
восстановлению монастыря, которые, не смотря на многочисленные трудности, было
закончены к 1642 году. В этом году барон Иоанн Галер подтвердил право монастыря
на владения всеми землями, подаренными ему жителями Браньски и Сесвечана.
Особые дарственные письма монастырю принадлежат барону Зигмунду Айбеславу,
воеводам Гвоздену и Георгию Доброевичам, Блаже Пеяшиновичу и воеводе Радовану,
барону Гонорию Траутмансдорфу и графу Людовиту Шварценбергу. Так произошло
окончательное устройство монастыря, игравшего огромную роль в духовной и культурной
жизни сербской Краины.

История
монастыря стала нераздельной частью истории сербского народа в Вараджинском
воеводстве, охватывавшем Верхнюю Славонию. Монастырь принимал участие в
нелегкой борьбе против попыток введения унии и окатоличивания краинских сербов.
Защищая свою веру и народные привилегии, Лепавинские монахи боролись и страдали
вместе со своим народом. В 1672 году братия монастыря вместе с монахами из
Гомирии, всего 14 человек, были отправлены в оковах на галеры и на каторжные
работы на Мальту, а 26/13 ноября 1735 года на пороге монастырского храма был
застрелен игумен Кодрат.

В
конце1692- начале 1693 гг. в Лепавине непродолжительно время пребывал сербский
патриарх Арсений III Чарноевич. Сюда к нему приезжали представители народа и
духовенства, и это еще более повысило значимость Лепавины, в которую и позднее
многие приезжали за духовным советом. Когда в 1734 году сербы Вараджинского
воеводства получили своего православного архиерея, было решено, что его
резиденция будет находиться в Лепавине. Позднее она была перенесена в Северин,
а новообразованная сербская епархия получила название Лепавинско-Северинской.
Первым ее епископом стал преосвященный Симеон (Филиппович), умерший в
последствие в тюрьме в Копривнице и похороненный в Лепавине.

Существующий
ныне монастырский храм был построен в первой половине XVIII века, под
руководством архимандрита Никифора. 25 марта 1753 года новая церковь была
освящена епископом Костайницко-Зринопольский Арсением Феофановичем. С наружи
храм выполнен в стиле барокко, но во внутреннем его убранстве сохранились
элементы древнего сербско-византийского стиля. В 1775 году один из лучших
мастеров раннего сербского барокко Иоанн Четиревич - Грабован выполнил храмовый
иконостас. Ктитором на этот раз выступил фельдмаршал Михаил Микашинович, чей
родовой герб изображен под иконой св. Иоанна Крестителя. К сожалению, один из
лучших иконостасов Грабована был уничтожен во время Второй мировой войны и от
него сохранилось только три иконы. В храме есть и более ранние иконы прп.Симеона
Мироточивого, свт.Саввы Сербского и икона Введения Пресвятой Богородицы,
написанная в Лепавине в 1647 году. Помимо икон огромную ценность представляют
сохранившиеся в монастыре древние рукописи и печатные книги. Среди самых старых
– два четвероевангелия XIII и XIV вв., серско-рашской и македонской редакций.

Книги
писались и переписывались и в самом монастыре. Здесь же располагалась школа для
молодых насельников монастыря и будущего духовенства. В ней учились также
юноши, которые, освоив грамоту, отправлялись на военную службу или продолжали
учебу в Пеште и других местах. Помимо всего прочего Лепавинские монахи
исполняли обязанности приходского духовенства в окрестных городах Копривнице,
Вараждине, Кружевцах, Каниже, Леграде и Загребе.

Во время
Второй мировой войны Сербскую Церковь и весь сербский народ постигли тяжелейшие
испытания. Не избежал их и монастырь. Уже в 1941 году братство Лепавины было
арестовано и отправлено в концентрационный лагерь. Иеромонах Иоаким (Бабич) был
убит, а остальные монахи изгнаны в центральную Сербию. По приказанию немцев 27
октября 1943 года монастырь подвергся бомбардировке. Храм и монастырский корпус
получили сильные повреждения. В пожаре погибли иконостас и все церковное
убранство, а так же большая часть богатой монастырской библиотеки. После войны
новые коммунистические власти в ходе аграрной реформы отобрали практически все
монастырские земли, что тяжело отразилось на монастырском хозяйстве и вызвало
серьезные трудности с восстановлением.

Новая эпоха
в жизни Лепавины начинается с назначением в августе 1977 года на Загребскую
кафедру митрополита Иоанна (Павловича). Владыка Иоанн не жалел времени и сил
для устроения монастырского жительства, а с приходом в 1984 году в Лепавину
архимандрита Гавриила (Вучковича) возобновилась и духовная связь этой святой
обители с Хиландаром и Святой горой. В 1978 году начались работы по
восстановлению монастырского храма. Затем приступили к реставрации восточной
части монастырского корпуса и архиерейских палат. Была восстановлена и кладбищенская
церковь. Материальная помощь в это время поступала и от инославных христианских
объединений Европы. В 1986 году начались работы по восстановлению западной
части корпуса, разрушенной 1943 году. Однако, в 1991 году, с началом военных
действий на территории бывшей Югославии работы пришлось прекратить, и их
завершение было отложено до лучших времен.

По милости
Божией, во время последней войны монастырский порядок не нарушался. Напротив,
уровень духовной жизни монастыря возрастал, а количество братии увеличивалось.
Сейчас монастырем издается журнал «Путь, истина и жизнь», выходящий шесть раз в
год.

Регулярно в
монастырь приезжает большое количество паломников желающих приложиться в
величайшей христианской святыне – чудотворной Лепавинской иконе Матери Божией.
По молитвам Пресвятой Богородицы после посещения ее иконы, многие обретают
душевный покой и получают исцеления от недугов души и тела.
Список
литературы

Андрей
Шестаков. Монастырь Лепавина.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.