Пушкин в театре
А.С.Пушкин внес
огромный вклад в русскую литературу, особенно в поэзию, возможно, ему просто не
хватило времени, чтобы вплотную заняться драматургией.
В распоряжении
театрального режиссера имеются только "Борис Годунов" (1825) и
"Маленькие трагедии" (1830), а также 2 незаконченные работы -
"Русалка" (1832) и "Сцены из рыцарских времен" (1835).
Однако эту
несправедливость по отношению к великому поэту исправили русские композиторы и
либреттисты. Особенно П.И.Чайковский.
Первой его
оперой, написанной на сюжет пушкинских произведений, стала опера "Евгений
Онегин" (1878), впервые поставленная в марте 1879 г. в Московской
консерваториии.
Далее следует
опера "Мазепа" (1883). Композитор, испытывая пиетет к гениальному
поэту, в то же время, отнюдь не буквально следует литературному первоисточнику.
Впрочем, это - общее правило, подтверждаемое всей историей жанра: талантливые
либретто, написанные на материале литературных произведений, весьма значительно
изменяют их сюжет.#
В начале 1888
г. Модест Ильич Чайковский принялся за работу над либретто оперы "Пиковая
дама", а Петр Ильич Чайковский, прочитав его уже в конце 1889, увлекся им
и написал музыку. 3 марта 1890 г. "Пиковая дама" была закончена, а
премьера ее состоялась 7 декабря 1890 г. в Мариинском театре.
Эстафету принял
Н.А.Римский-Корсаков. Увлекаясь больше сказочными образами, нежели
трагедийными, он пишет оперы по сказкам Пушкина: "Сказка о царе
Салтане" (1900) и сатирическую оперу "Золотой петушок" (1907)
(либретто написал его друг В.И.Бельский), которая оказалась последней большой
работой композитора.
Кроме того,
М.И.Глинка пишет оперу "Руслан и Людмила" (1842), а М.П.Мусоргский,
воспользовавшись уже готовым для театра текстом, пишет оперу "Борис
Годунов" (1869).
Одно из самых
удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века мы находим у
Г.Свиридова в хоровом цикле "Пушкинский венок". В 1934 г. в
Ленинграде был поставлен балет композитора Б.Асафьева "Бахчисарайский
фонтан" по одноименной поэме Пушкина. Спустя 15 лет, к 150-летию со дня
рождения поэта, была осуществлена постановка балета Р.Глиэра "Медный
всадник", созданного по другой поэме Пушкина.
Пушкин о
театре
Мы с детства
знаем строчки из "Евгения Онегина", посвященные прекрасному искусству
балета:
Театр уж полон;
ложи блещут;
# Партер и
кресла, все кипит;
В райке
нетерпеливо плещут,
И, взвившись,
занавес шумит.
Блистательна,
полувоздушна,
Смычку
волшебному послушна,
Толпою нимф
окружена,
Стоит Истомина;
она,
Одной ногой
касаясь пола,
Другою медленно
кружит,
И вдруг прыжок,
и вдруг летит,
Летит, как пух
от уст Эола;
То стан совьет,
то разовьет,
И быстрой
ножкой ножку бьет.
А стихотворение
"К молодой актрисе", может быть, менее известно, но написано с большой
долей критики по отношению к актерской профессии.
Ты не
наследница Клероны,
Владелец Пинда
начертал;
Твой голосок,
телодвиженья,
Немые взоров
обращенья
Не стоят,
признаюсь, похвал
И шумных
плесков удивленья;
Жестокой
суждено судьбой
Тебе актрисой
быть дурной.
Но, Клоя, ты
мила собой.
Тебе во след
толпятся смехи,
Сулят
любовникам утехи -
Итак, венцы
перед тобой,
И несомнительны
успехи.
Ты пленным
зрителя ведешь
Когда без такта
ты поешь,
Недвижно стоя
перед нами,
Поешь - и часто
не в попад.
А мы усердными
руками
Все громко
хлопаем; кричат:
"Bravo! bravissimo! чудесно!"
Свистки
сатириков молчат,
И все
покорствуют прелестной.
Когда в
неловкости своей,
Ты сложишь руки
у грудей,
Или подымешь их
и снова
На грудь
положишь, застыдясь;
Когда Милона
молодого,
Лепеча что-то
не для нас,
В любви без
чувства уверяешь;
Или без памяти
в слезах,
Холодный
испуская ах!
Спокойно в
креслы упадаешь,
Краснея и
чуть-чуть дыша, -
Все шепчут: ах!
как хороша!
Увы! другую б
освистали:
Велико дело
красота.
О Клоя, мудрые
солгали:
Не все на свете
суета.
Пленяй же,
Клоя, красотою;
Стократ блажен
любовник тот,
Который нежно
пред тобою,
Осмелясь, о
любви поет;
В стихах и
прозою на сцене
Тебя клянется
обожать,
Кому ты можешь
отвечать,
Не смея молвить
об измене;
Блажен, кто
может роль забыть
На сцене с
миленькой актрисой
Жать руку ей,
надеясь быть
Еще блаженней
за кулисой!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl