Реферат по предмету "Культура и искусство"


Пушкин в театре

Пушкин в театре

А.С.Пушкин внес
огромный вклад в русскую литературу, особенно в поэзию, возможно, ему просто не
хватило времени, чтобы вплотную заняться драматургией.

В распоряжении
театрального режиссера имеются только "Борис Годунов" (1825) и
"Маленькие трагедии" (1830), а также 2 незаконченные работы -
"Русалка" (1832) и "Сцены из рыцарских времен" (1835).

Однако эту
несправедливость по отношению к великому поэту исправили русские композиторы и
либреттисты. Особенно П.И.Чайковский.

Первой его
оперой, написанной на сюжет пушкинских произведений, стала опера "Евгений
Онегин" (1878), впервые поставленная в марте 1879 г. в Московской
консерваториии.

Далее следует
опера "Мазепа" (1883). Композитор, испытывая пиетет к гениальному
поэту, в то же время, отнюдь не буквально следует литературному первоисточнику.
Впрочем, это - общее правило, подтверждаемое всей историей жанра: талантливые
либретто, написанные на материале литературных произведений, весьма значительно
изменяют их сюжет.#

В начале 1888
г. Модест Ильич Чайковский принялся за работу над либретто оперы "Пиковая
дама", а Петр Ильич Чайковский, прочитав его уже в конце 1889, увлекся им
и написал музыку. 3 марта 1890 г. "Пиковая дама" была закончена, а
премьера ее состоялась 7 декабря 1890 г. в Мариинском театре.

Эстафету принял
Н.А.Римский-Корсаков. Увлекаясь больше сказочными образами, нежели
трагедийными, он пишет оперы по сказкам Пушкина: "Сказка о царе
Салтане" (1900) и сатирическую оперу "Золотой петушок" (1907)
(либретто написал его друг В.И.Бельский), которая оказалась последней большой
работой композитора.

Кроме того,
М.И.Глинка пишет оперу "Руслан и Людмила" (1842), а М.П.Мусоргский,
воспользовавшись уже готовым для театра текстом, пишет оперу "Борис
Годунов" (1869).

Одно из самых
удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века мы находим у
Г.Свиридова в хоровом цикле "Пушкинский венок". В 1934 г. в
Ленинграде был поставлен балет композитора Б.Асафьева "Бахчисарайский
фонтан" по одноименной поэме Пушкина. Спустя 15 лет, к 150-летию со дня
рождения поэта, была осуществлена постановка балета Р.Глиэра "Медный
всадник", созданного по другой поэме Пушкина.
Пушкин о
театре

Мы с детства
знаем строчки из "Евгения Онегина", посвященные прекрасному искусству
балета:

Театр уж полон;
ложи блещут;

# Партер и
кресла, все кипит;

В райке
нетерпеливо плещут,

И, взвившись,
занавес шумит.

Блистательна,
полувоздушна,

Смычку
волшебному послушна,

Толпою нимф
окружена,

Стоит Истомина;
она,

Одной ногой
касаясь пола,

Другою медленно
кружит,

И вдруг прыжок,
и вдруг летит,

Летит, как пух
от уст Эола;

То стан совьет,
то разовьет,

И быстрой
ножкой ножку бьет.

А стихотворение
"К молодой актрисе", может быть, менее известно, но написано с большой
долей критики по отношению к актерской профессии.

Ты не
наследница Клероны,

Владелец Пинда
начертал;

Твой голосок,
телодвиженья,

Немые взоров
обращенья

Не стоят,
признаюсь, похвал

И шумных
плесков удивленья;

Жестокой
суждено судьбой

Тебе актрисой
быть дурной.

Но, Клоя, ты
мила собой.

Тебе во след
толпятся смехи,

Сулят
любовникам утехи -

Итак, венцы
перед тобой,

И несомнительны
успехи.

Ты пленным
зрителя ведешь

Когда без такта
ты поешь,

Недвижно стоя
перед нами,

Поешь - и часто
не в попад.

А мы усердными
руками

Все громко
хлопаем; кричат:

"Bravo! bravissimo! чудесно!"

Свистки
сатириков молчат,

И все
покорствуют прелестной.

Когда в
неловкости своей,

Ты сложишь руки
у грудей,

Или подымешь их
и снова

На грудь
положишь, застыдясь;

Когда Милона
молодого,

Лепеча что-то
не для нас,

В любви без
чувства уверяешь;

Или без памяти
в слезах,

Холодный
испуская ах!

Спокойно в
креслы упадаешь,

Краснея и
чуть-чуть дыша, -

Все шепчут: ах!
как хороша!

Увы! другую б
освистали:

Велико дело
красота.

О Клоя, мудрые
солгали:

Не все на свете
суета.

Пленяй же,
Клоя, красотою;

Стократ блажен
любовник тот,

Который нежно
пред тобою,

Осмелясь, о
любви поет;

В стихах и
прозою на сцене

Тебя клянется
обожать,

Кому ты можешь
отвечать,

Не смея молвить
об измене;

Блажен, кто
может роль забыть

На сцене с
миленькой актрисой

Жать руку ей,
надеясь быть

Еще блаженней
за кулисой!
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.