Реферат по предмету "Психология"


Синдром профессионального выгорания личности

Реферат
Тема:Синдром профессионального выгорания личности
 

Содержание
 
Введение
1   Профессиональное выгорание.Понятие и определение
2 «Группа риска» — когдамы говорим о профессиональном выгорании
3 Причины и симптомыпроявления синдрома выгорания
4 Что делать? Выход есть
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день мы сталкиваемся с темили иным проявлением стрессовых ситуаций. С некоторыми из них нам удаетсясправиться без видимых потерь, другие надолго выбивают из седла, заставляя насдолго и мучительно переживать его последствия.
В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлияниипрофессионального стресса, и синдрома психологического сгорания или выгоранияработников.
Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постояннойфизической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональнымиконтактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению егопоследствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, ксерьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладыватьсяпо 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных иотпусков, — первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее врезультате к ранней смертности. Выгорающий человек начинает испытывать чувствонеуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточныхоснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развитияпозитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни,он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере.
Человек сам загоняет себя в ловушку чрезмерной вовлеченности,эмоциональной зависимости от работы и вдруг в какой-то момент понимает, что неможет дальше нести этот груз. Человек ломается, чувствует усталость, понимает,что исчерпал все ресурсы, истощен и морально, и физически, что он «выгорел».Появляются сомнения в полезности своей деятельности, ощущение бессмысленностипроисходящего, снижается самооценка, начинаются переживания по поводу своейпрофессиональной и личной несостоятельности, кажется, что нет перспектив.Однажды подобное чувство испытал каждый. Это коварно тем, что не сразу начинаетощущаться дискомфорт. Но если это повторяется вновь и вновь, человекобнаруживает: то, что вчера ему было интересно и важно сделать хорошо, сегоднястановится безразличным и более того — начинает отталкивать. Риск значительноповышается к третьему-четвертому году работы, когда уже нет новизны, онначинает предъявлять требования к себе, повышаются требования со стороныокружающих.

2Профессиональное выгорание. Понятие и определение
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» (burnout) ввел в1974 году американский психолог Х.Фреденберг, и поначалу он использовался дляхарактеристики психологического состояния людей, чья работа связана синтенсивным, тесным общением с клиентами, эмоциональным перенапряжением. Подвыгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущениемсобственной бесполезности, ненужности.
Большой вклад в становление данного синдрома психологическогопереутомления внес американский психолог Маслах (1976). Кстати, многие именноему отдают пальму первенства введения данного термина в практику, касательнопрофессиональной деятельности врачей.
Первоначально этот термин применялся в отношении людей,профессионально работающих в сфере хелперских профессий (от английского help —помогать): врачи, священники, педагоги, юристы, социальные работники,психотерапевты и т. д. В 1981г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ,отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающегосиндром профессионального выгорания: «Запах горящей психологическойпроводки».
В настоящее время «группа риска» расширилась до всей областипрофессиональной принадлежности – «человек – человек», к данной группе как рази относятся менеджеры по АРТПРОЕКТАМ, рекламе и PR.
Далее проблему этого психологического феномена профессиональноподнимали на 12-м Всемирном конгрессе (август-сентябрь 1993 года г. Берн,Швейцария), посвященном вопросам психосоматических расстройств (ученые — Кемп,Линднер, Сьютер, Зофнасс).
В.В.Бойко дает следующее определение термина: « Эмоциональноевыгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в формеполного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующиевоздействия».
В соответствии с взглядами К.Маслач и С.Джексон синдром выгораниярассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы,возникающие в межличностных коммуникациях. Модель синдрома может бытьпредставлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя:
— эмоциональное истощение;
— деперсонализация;
— редукция персональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональноеперенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональныхресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствуетприглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональныесрывы.
Деперсонализация — тенденция развития негативного, бездушного,циничного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальностьконтактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начатьпроявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временемнаружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувствакомпетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своейдеятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновениечувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижениепрофессиональной и личной самооценки, появление чувства собственнойнесостоятельности, безразличие к работе.

2«Группа риска» — когда мы говорим о профессиональном выгорании
Как для отдельного работника, так и для организации состояниепрофессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым иоцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так иорганизации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтомуотсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные ивосстанавливающие мероприятия.
Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мыговорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделитьследующие закономерности.
Во-первых, особенно быстро «выгорают» сотрудники — интроверты, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются спрофессиональными требованиями коммуникативной профессии. Они не имеют избыткажизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны кзамкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именноони способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания»отрицательных переживаний во внешнюю среду.
Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подверженылюди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт всвязи с работой. Чащевсего как в России, так и за рубежом это — женщины, переживающие внутреннеепротиворечие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи снеобходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности вусловиях жесткой конкуренции с мужчинами.
В-третьих, профессиональному выгоранию больше подверженыработники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях остройнестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этойгруппе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятностьнахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда настарой работе резко снижается по причине возраста.
В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгоранияпроявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычнуюобстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность (смена работы,испытательный срок, будущая аттестация).
В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупныхмегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия сбольшим количеством незнакомых людей в общественных местах.
Лучше «горят» те, кто ассоциирует свою работу с предназначением,миссией. Среди психотерапевтов это называется «комплекс спасателя»: вмешаться иисправить, спасти!
«Люди добираются до вершин и понимают, что им там не нравиться, —говорит один из психологов. — Они думают: и за что это я боролся?». Этот эффектназывается «перегоранием сверх новой звезды».
Люди становятся заложниками собственного успеха. Они испытываютшок, поняв, что их борьба бессмысленна. Некоторые думают, что успех всегдаприносит удовлетворение, и с удивлением обнаруживаю, что это не так.
 
3Причины и симптомы проявления синдрома выгорания
 
Синдром профессионального сгорания — довольно специфическийпроцесс. Его запускающий механизм обусловлен не столько внешними факторами,сколько внутренним миром определенного человека. Состояние это первичновозникает в «душе» из-за недостатка психологической гибкости,духовного потенциала в усложнившихся условиях и связано не только с социальнымихарактеристиками (уровнем жизни и заработной платы), не столько с биографическимихарактеристиками (счастьем в личной жизни, объективным и субъективнымвосприятием трудности жизненного пути), сколько с характеристикамипсихологическими. Человек, как электрическая лампочка, под большим напряжениемот навалившейся работы (справиться не в состоянии, а отказать не в силах), еслине хватает сопротивления душевных ресурсов, вспыхивает на мгновение, а потомпостепенно гаснет, черствеет душой. И только эмоционально зрелые, духовнобогатые, целостные личности в состоянии справиться с описанными трудностями.
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания,условно можно разделить на три основные группы: психофизические,социально-психологические и поведенческие.
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся:
• чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам,но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешнейсреды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха наопасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии,ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройстважелудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствиесна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснутьвечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужновставать на работу);
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать втечение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональнойнагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности:ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесныхощущений.
К социально-психологическим симптомам профессионального выгоранияотносятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
• безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженныйэмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные «срывы» (вспышки немотивированногогнева или отказы от общения, «уход в себя»);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешнейситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда,скованности);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности(ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что«не получится» или человек «не справится»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональныеперспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего неполучится»).
• дегуманизация: человек становится более черствым, менееотзывчивым к другим людям, чужим проблемам.
• негативное отношение к клиентам. Например, учитель на урокезлится на весь класс, хотя в глубине души понимает, что это он не в состоянииконтролировать ситуацию.
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятсяследующие поступки и формы поведения работника:
• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, авыполнять ее — все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходитна работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и раноуходит);
• вне зависимости от объективной необходимости работник постоянноберет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель отказывается от принятия решений, формулируяразличные причины для объяснений себе и другим;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазмапо отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и«застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебнымтребованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышениенеадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за деньсигарет, выпитого кофе, повышенное применение лекарств, а то и применениенаркотических средств.
Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть«инфекционной» и проявляться не только у отдельных работников. Нередковстречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том,что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическоеили эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те жеформы поведения. В таких случаях заметно «стираются» индивидуальныеразличия между работниками, они становятся неестественно похожими одинаковыми,как бы «на одно лицо». Люди становятся пессимистами, у которых нетверы в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменитьсобственными усилиями.
Причинами профессионального выгорания организации выступаютпостоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные,невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, неимеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатовтруда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.
Симптомы профессионального выгорания организаций:
• неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год,т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторыеработают меньше года);
• сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры»и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени);
• профессиональная зависимость персонала от руководителей, котораяпроявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении куправлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороныруководства;
• слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера ворганизации.
 
4Что делать? Выход есть
 
К сожалению, люди могут годами переживать синдром сгорания иничего не предпринимать. Это происходит потому, что люди, во-первых, просто непонимают своего состояния, а, во-вторых, не знают, что с этим делать. В худшемслучае у человека развивается депрессивное состояние, из которогосамостоятельно выйти не так уж просто. В этом случае будет правильно обратитьсяк психологу или психотерапевту. Прийти к нему и сказать: «Не хочу идти наработу. Не хочу видеть людей. Не могу общаться с семьей». Но лучше до такогосостояния себя не доводить. И первые симптомы следует рассматривать не как наопасность, а как на знак, который дается для того, чтобы рост личности и еепрофессиональный потенциал защитить.
Если же человек понимает, что с ним происходит, справиться сситуацией он может самостоятельно. И чем раньше он этим займется, тем лучше,потому что душевные раны заживают намного медленнее, чем телесные.
Правда, универсального рецепта, как уберечься от «сгорания», нет –протекание процесса и способы выхода из создавшегося положения зависят отструктуры и психологических особенностей каждой. Потому нужно знать себя, знатьсвою природу, понимать, что вызывает определенные состояния, и как ими можноуправлять. Например, пришел человек на работу, и уже сама мысль об этомвызывает отвращение. Почему у него появляются такие мысли? Например, раньше онс удовольствием смотрел комедии, а теперь не может их смотреть. Почему? Нужноспросить себя об этом, найти ответ и в зависимости от этого найти решение.Решения могут быть разными. Кому-то нужно идти на футбол, потому что футболоказывает на него благотворное влияние, кому-то подняться в горы. Заняться тем,что дает энергию, душевный подъем. У каждого человека эти источникииндивидуальны.
Человеческий организм обладает от природы колоссальным потенциаломи механизмами саморегуляции и восстановления сил. Возможно, правильнее будетсказать, что наша задача — не мешать тому природному уму, которым с избыткомнаделяет нас жизнь. И для этого нам нужно учиться – учиться слушать себя изаботиться о себе, правильно координировать свои эмоции и чувства, получатьудовольствие и строить отношения. Ведь если проявлять внимание к самим себе, тожизнь во всех её проявлениях – работа, семья, друзья, отдых – приносит радостьи силы, чтобы «жить, гореть и не угасать..».
Важно продолжать образование, самообразование, развиватьпрофессиональные навыки. Нужны добрые, дружеские отношения с коллегами. Впроцессе получения новых знаний, будучи в окружении других профессионалов,личность получает возможность обсуждать с другими профессиональные проблемы.
И, конечно, меньше вероятность возникновения эмоциональногосгорания, если есть психологическая поддержка, если есть возможность илиперспектива служебного роста.
Общие для всех рекомендации — регулярные физические упражнения,достаточный сон, хорошее питание. Элементарные условия психологическойподдержки могут быть непосредственно на рабочем месте: например, понимающийколлега, с которым всегда можно обсудить свои переживания.
А обращение к профессиональному психологу может быть даже оченьполезно. С профессиональным психологом возможно не только обсудить своесостояние, свои переживания, проблемы, найти какой–то приемлемый выход, но иизучить методы саморегуляции и самопомощи, которые можно будет потомиспользовать самостоятельно. Кроме того, люди, которые остро нуждаются впомощи, в связи с тем, что переживают кризис, могут получить помощь,почувствовать заботу о себе.

Заключение
Синдром профессионального выгорания представляет собой сложный,многоплановый конструкт, состоящий из целого ряда негативных психологическихпереживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностнымикоммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно сложными. Такимобразом, синдром выгорания представляет собой ответную реакцию напродолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, иярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся ксистеме «человек – человек».
Полностью исключить в работе профессиональный стресс ипрофессиональное выгорание в современных условиях скорее всего невозможно. Новполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровьеработающих людей.
Что делать? Не смешивать профессиональные проблемы с личными,работать на работе, а отдыхать дома, учиться снимать стресс и быстроперестраиваться. Но универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания,нет и быть не может, поскольку протекание процесса и способы выхода изсоздавшегося положения зависят прежде всего от структуры и психологическихособенностей личности.
Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональномувыгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себепозитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, таки других людей и жизни вообще.

Списокиспользованной литературы
1. Абабков В.А., Перре М.Адаптация к стрессу.- СПб., 2004.
2. Водопьянова Н.Е.,Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005.
3. КаменюкинА., Ковпак Д.Антистресс – тренинг.- СПб., 2004.
4. Митева И.Ю. Курсуправления стрессом.- М., 2005.
5. Самоукина Н.В. Синдромпрофессионального выгорания.- 12 января 2005 / по материалам интернет-сайтов.
6. Методика диагностикиуровня эмоционального выгорания В. В. Бойко / по материалам интернет-сайтов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками
Реферат Креализованные рекламные тексты
Реферат 1 Появление страхов у детей младшего школьного возраста Глава 2
Реферат Разработка цифрового таймера
Реферат 1. ms sql server. Общие сведения
Реферат Органы местного самоуправления России
Реферат Анализ финансовой устойчивости организации (на материалах Хойникского райпо Гомельского ОПС)
Реферат Аналіз жыцц вага і творчага шляху В Зу нка
Реферат Cheetah Essay Research Paper The Cheetah I
Реферат Los Angeles Riots Essay Research Paper Though
Реферат Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему "Квадратные уравнения и неравенства с параметром"
Реферат Наследие святых учителей Мефодия и Кирилла их плоды в истории русской церкви и русской культуре
Реферат Анализ деятельности магазина Магнит
Реферат Обзор философских школ конца 19 - начала 20 века.
Реферат What Is Art And Why Is It