Реферат по предмету "Культура и искусство"


Из истории грима и одежды

Из истории грима и одежды

Алекс Громов
Меняющие облик  


Грим
– это свобода выбора лица…

Когда
человек впервые надел маску? Условный язык масок почти забыт, как и их история.
До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски
карнавалов.

Карнавальные
маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размеры. Они делались
из разноцветной кожи, бархата, золотой и серебряной фольги. Традиционные маски
венецианского карнавала – Арлекино, Коломбины, Пульчинелло, а самая
распространенная маска – «баута», имеющая прорези для глаз миндалевидной формы.
До наших дней в музеях и частных коллекциях сохранились маски, расписанные
знаменитыми художниками, украшенные инкрустацией из драгоценных камней…

История
грима – это история сцены. По изменению грима можно проследить эволюцию
культуры. Так, один из самых необычных гримов применялся в театре Кабуки,
зародившемся в Японии в XVI веке и существующем до сих пор. В этой
музыкально-танцевальной драме присутствует традиционная символика цветов в гриме
и маске. Так, белый грим накладывали на лицо актера, игравшего положительного
актера, а отрицательный персонаж должен был иметь на лице общий красный фон и синие
полосы. Метод нанесения красок резкими линиями, разными по цвету, форме и рисунку,
усиливал естественные линии на лице. После спектакля существовал древний обычай
– актеры дарили зрителям отпечаток «своего рисунка» на шелковой материи или
рисовой бумаге.

Грим
– самый яркий элемент образа. Удачный грим в кино запоминается на десятилетия:
достаточно сказать – «Баба-Яга», и перед глазами возникает Георгий Милляр в этой
роли. Этот грим сварливой старухи-колдуньи перешагнул рамки фильма, сделав
«кинематографическую сказку» реальностью.

В
мюзиклах часто грим наносят по схеме «молодое, красивое лицо». В книге подробно
описаны грим и история создания звездных мюзиклов «Кошки», «Волосы», «Метро»,
«Иисус Христос – суперзвезда», постановок «Независимой группы пластической
драмы» Аллы Сигаловой, и создание «футбольного» макияжа на теле французских
красавиц из прославленного кабаре «Мулен Руж».

В
XXI веке модным стал брэндинг – современный вариант постановки на теле клейма
(тавро). Самые распространенные рисунки, выжигаемые на коже – руны, иероглифы,
родовые печати и магические символы.

Кто
будет спорить, загадочное искусство грима способно превратить юношу в дряхлого
старика, блондинку – в мулатку, красавицу – в дурнушку – и наоборот. Грим – это
свобода выбора «собственного» образа, лица, себя…
Костюм – это биография характера, времени

Костюм
– визитная карточка цивилизации. Этому полностью соответствует разнообразие
разделов книги. Множество вариантов одежды, множество вопросов и загадок.
Одежда повседневная, парадная и для сцены…

Так,
фанаты театра и кино, открывшие книгу, будут восторгаться описанием театральных
костюмов (например, «вахтанговских плащей») и необычных эскизов к старому
советскому фильму «Аэлита». У многих народов костюм имел и религиозно-мистическое
значение – у племен туарегов мужчина после возмужания должен был всегда и повсюду
носить покрывало. Туареги недаром называют себя «люди покрывала», закрывая лицо
от кончика носа до конца подбородка (табутация – запрет рта).

Костюм
является ключом к пониманию человека. Захаржевская написала магическую фразу:
«Костюм – это средство исполнения желаний». Нашим современникам важно – не кто
и что носил, а почему носили именно эти вещи. «Если в жизни костюм постепенно
приобретает очертания и характер владельца, то в театре этот процесс идет в обратном
направлении». Если актер «оживляет» вещи, «подгоняет» их под нужный образ, то в
повседневной жизни человек выбирает вещь под собственный «образ». Если
внимательно посмотреть на одежду, то можно «прочитать» и самого человека.

«ОДЕВАНИЕ
СЕБЯ прежде всего подразумевало ВОЗВЫШЕНИЕ СЕБЯ». История костюма – это тайная
история человеческих страстей, защитная мимикрия среди униформ и суеверий.
Психологическая характеристика костюма передает суть его «персонажа», носителя.
Так, во время Французской революции была распространена «формулировка»:
«нарядная одежда есть кража у государства». «Костюмы английского Возрождения –
это костюмы пьес Шекспира». Буржуа, разыгрывающие комедию «добродетели»,
бережливы, домовиты и хозяйственны. Ткань – прочное сукно и тонкая шерсть (а не
аристократические шелк и бархат). На их платье нет разрезов и украшений, ничего
лишнего…

Одежда
не только украшает человека, но в каждую эпоху меняет его облик, «формируя»
человека под модные исторические типажи… «Костюм – проявление стиля эпохи». Так,
национальная одежда граждан Римской империи – тога (ткань эллипсовидной формы,
складывающаяся вдвое) «исчезла во времени» — даже в спектаклях и фильмах ее заменяют
более простой подделкой».

Одежда
– не только историческая декорация, разнообразие жизненных укладов
оборачивалось многогранностью нарядов. Одежда конструируется, игнорируя и деформируя
естественные формы тела. Когда тонкая талия считалась признаком женственности,
в моде были корсеты, которые пропорционально удлиняли фигуру и укорачивали
ноги. Так, появилась обувь на подставках, а позже – на каблуках…

Современная
«продвинутая» одежда (асимметрия, разрезы, шнуровки) начиналась в агрессивном
Средневековье. Легенда рассказывает о возникновении одежды наемников,
ландскнехтов. Они штопали свои порванные одеяния кусочками разноцветных знамен
неприятеля и после каждого боя добавляли очередные «навороты»… Напрашивается
параллель с 70-ми годами прошлого века, с зарождением агрессивной моды Панков.
А позже появились и «готы», имитирующие Средневековье…

Чем
быстрее прогрессирует общество, тем быстрее эволюционирует костюм. Разнообразие
тканей и фасонов означает не только свободу выбора, но разнообразие вкусов,
наличие в обществе разных неформальных течений. Свободу выбора думать и одеваться…

Но
в современном мире бунт оборачивается бизнесом. «Иметь право одеваться по
своему вкусу – этот первый протест в традиционной Англии стал девизом молодежи
всех стран, ну, а бизнесмены извлекли из этого наживу, да здравствует
молодежная мода!»

Первые
попытки стандартизации одежды начались еще во времена крестовых походов:
«Унификация продиктованная бедностью и примитивностью производства,
восполняется погоней за объемом, как первое и доступное проявление наглядного
«обогащения»…

В
приложении дается подробное описание «идеала женской красоты» и анализ
национальных черт светской одежды.

История
одежды превращается в зеркала эпох, уводящих читателей и коридор Современности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и местностях приравненных
Реферат Bachelor
Реферат Поэт-самохвал: "Памятник" Державина и статус поэта в России XVIII века
Реферат Горн дворянский род
Реферат Аксельрод, Павел Борисович
Реферат I. общие основы педагогики
Реферат «Полоцкий государственный университет» Научная библиотека Новополоцк
Реферат Образование и приход к власти фашистской партии в Италии (1918 - 1922 гг.)
Реферат Акционерного Общества «РусГидро»
Реферат Дидактические проблемы современного урока
Реферат Андрей Штольц как человек действия
Реферат «Роль І місце фірми в ринковій економіці»
Реферат Особенности инфузионной терапии в нейрохирургической практике при черепно-мозговой травме
Реферат Ведение бухгалтерского учета в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области
Реферат Жан Мелье и его труд "Завещание"