Реферат по предмету "Культура и искусство"


Симон Ушаков

Симон Ушаков



Ушаков
Симон (Пимен) Федорович (1626-1686).

Иконописец,
художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог.

С
именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать
представление о последнем периоде искусства Московской Руси. И его творчество,
и сама его личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во
второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового мировоззрения
приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке иконописного образа.

Особенно
отчетливо эти новшества выразились в деятельности мастеров Оружейной палаты
Московского Кремля. Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи
храмов и жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных
бытовых предметов. В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков.


Его
работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет
иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на
ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы,
Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет
иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей, среди
которых особую известность получили Тихон Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за
учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа.

Свой
новый взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в написанном им не позднее
1667 г. "Слове к люботщательному иконного писания", где восхищается
свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир, и
желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому стремлению, он пытается с
помощью многослойных плавей (мелких, едва заметных мазков, дающих плавный
переход одного тона в другой) применять светотеневую моделировку в трактовке
ликов.

Он
часто пишет изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко
моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка, припухлость губ. В
иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)",
написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея Михайловича, пытаясь передать
его портретные черты. Известно, что Ушаков писал парсуны. В изображении
интерьера или пейзажа на иконах он иногда использует принципы линейной
перспективы.

В
качестве образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской
гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он повторил
изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского живописца XVI в.
Паоло Веронезе "Пир у Симона-фарисея". Что же касается понимания
иконописного образа в целом, то мастер остается в рамках средневековых
представлений. (Двойственный характер, присущий его искусству, находит аналогии
в творчестве позднегреческих иконописцев - таких, например, как Эммануил
Тзанес.)

1660-е
- Создание ряда гравюр на меди на богословские темы.

1666
- Принимает участие в росписи Архангельского собора Московского Кремля.

1668
- Икона Владимирской Божией Матери "Насаждение древа государства
Российского". Работа в царских иконописных мастерских в Московском Кремле.

Икона
"Насаждение древа государства Российского" была написана в 1668 году
в правление царя Алексея Михайловичем. Замысел образа - утверждение
преемственности правителей на русском престоле от Ивана Калиты и митрополита
Петра.

В
центре иконы - образ Владимирской Божией Матери - святыни русских князей. Икона
увита виноградной лозой, в ветвях которой Ушаков разместил образы русских
святых, помогавших молитвой и личным участием мирному объединению русских
земель.

Это
был едва ли не первый на Руси опыт изображения на иконе простых мирян - царя и
его семьи, хотя в Европе уже существовала традиция портретов заказчиков в
церковной живописи.

В
своих работах Ушаков стремился передать объем предметов, писал лица
"одутловаты и округлы", "как в жизни бывает". Это новая по
тем временам манера письма вызывала нарекания современников, особенно
старообрядцев во главе с протопопом Аввакумом.

В
отличие от иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения,
сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся документов известно,
что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в Серебряной палате, а с 1664 по 1686
г. - жалованным изографом Оружейной палаты. Сведения о "роде иконописца
Симона Федорова сына Ушакова" содержатся в рукописном синодике московской
церкви Грузинской Богоматери.

Из
дошедшего до наших дней его наследия наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в
ГТГ и ГРМ. Среди них - повторения прославленных русских святынь: образы
Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской
(оба 1668) и др.

Известны
также его гравюры на меди - "Отечество", "Семь смертных
грехов"; гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри
Симеона Полоцкого".
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.