Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)

Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в.
до н.э.)

Ю.Колпинский

С
первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой
культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего
расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры,
монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно
реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики
определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового
искусства.

Искусство
классики — это искусство греческого города-государства цветущей поры его
развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах.
Реформы Клисфена в конце 6 в. до н.э. утвердили в Афинах окончательную победу
демоса над аристократией — эвпатридами; в результате этих реформ было сломлено
могущество аристократии и заложены основы для быстрого и яркого развития
афинской рабовладельческой демократии.

К
началу 5 в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу
города-государства Древней Греции: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полно
выразили себя принципы рабовладельческой демократии, опиравшейся в основном на
расцвет ремесла и морской торговли. В земледельческой, отсталой по своему
общественному развитию Спарте, самом сильном в военном отношении полисе Греции,
получил развитие консервативно-аристократический политический строй,
обеспечивший господство сплоченной группы воинов-рабовладельцев — спартиатов —
над массой бесправных рабов-земледельцев — илотов.



Аттика
(Древняя Греция)

Соперничество
и борьба Афин и Спарты определили в дальнейшем пути исторического развития
Греции. Но для истории искусства Спарта осталась совершенно бесплодной, не
выдвинув ни одного художника в ряды мастеров, создавших искусство греческой
классики.

В
первой четверти 5 в. до н.э. Греция подверглась нашествию полчищ Персидской
державы. Победа народных ополчений объединившихся полисов, защищавших свою
независимость от грозного завоевателя, чрезвычайно ускорила рост общественного
самосознания эллинов. Это была победа свободной, сознательной демократии над
восточной деспотией. Мильтиад - предводитель афинян и их союзников в битве при
Марафоне (490 г. до н.э.) — прекрасно выразил в своей речи перед боем тот
моральный дух, которым был проникнут каждый афинянин, указав, что только от них
самих зависит «или положить на Афины иго рабства, или укрепить свободу».
Решающие победы над персами — морская при Саламине (480) и на суше, при Платеях
(479) — укрепили сознание силы и значения греческого общества, способствовали
утверждению основных принципов его мировоззрения и культуры. Вместе с тем
победа над персами благоприятствовала дальнейшему экономическому, расцвету
полисов, в особенности Афин.

Центром
развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный
Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и
Южной Италии — так называемая Великая Греция. Малоазийские города (Милет и
др.), хотя и оправились от разгрома, учиненного персами, но уже не могли играть
былой ведущей роли в экономической и культурной жизни Греции.

Во
время греко-персидских войн начался первый период развития классического
искусства — ранняя классика, продолжавшаяся примерно четыре десятилетия (490 -
450 гг. до н.э.). Художники этого времени нашли новые художественные средства
для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах этические
и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии. Изображение
человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических
образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание
синтеза скульптуры и архитектуры, решительное обращение к сценам из реальной
повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, основными чертами этого
периода в развитии классического греческого искусства. Во второй четверти 5 в.
до н.э. (то есть в 475 - 450 гг. до н.э.) архаические традиции, тормозившие
развитие реалистического искусства (в скульптуре и живописи), были окончательно
преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях
таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно
знаменитый афинский скульптор Мирон. Мирон старший среди великих мастеров
классики, завершил период творческих исканий ранней классики, подготовив
греческое искусство к еще большему подъему в последующие годы — к зрелой, или
высокой, классике.

Время
наивысшего расцвета древнегреческого искусства — в «эпоху Перикла» —
продолжалось примерно также четыре десятилетия — с 450 по 410 г. до н.э.
Художественные создания периода высокой классики отличались героической
величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и
одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. В эти
годы творили великие мастера греческого искусства - скульпторы Фидий и
Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат. Произведения этого времени в области
архитектуры, скульптуры, вазописи и монументальной живописи являются
прекрасными примерами того художественного обаяния, которого может достигнуть
искусство, вдохновляемое верой в совершенство человека, воплощающее передовые
общественные устремления своей эпохи и верное принципам реализма.

К
концу 5 в. до н.э. растущее применение рабского труда начало отрицательно
сказываться на процветании свободного труда, вызывая постепенное обнищание
рядовых свободных граждан. Разделение Греции на независимые и соперничающие
друг с другом полисы начало тормозить дальнейшее развитие рабовладельческого
общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 - 404гг. до н.э.)
между двумя союзами городов, возглавлявшимися Афинами и Спартой, ускорили
экономический и политический кризис полисов. Искусство классики к концу 5 -
началу 4 в. до н.э. вступило в свой последний, третий, этап развития.

В
этот период поздней классики искусство развивалось в условиях кризиса
греческого рабовладельческого полиса. Оно в некоторой мере утратило
героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных
образов. Вместе с тем в искусстве великих мастеров поздней классики
разрабатывались новые задачи раскрытия в образах искусства мира внутренних
переживаний человека иди бурной, беспокойной человеческой деятельности. Их
искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным.


Македонское
завоевание во второй половине 4 в. до н.э. положило конец самостоятельному
существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции
греческой классики, но в целом с этого времени развитие искусства пошло по
другим путям.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artyx.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.