Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.)

Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.)

И.Лосева

Второе
тысячелетие до н.э. является интересным, но еще относительно мало изученным
периодом в истории Передней Азии.

В
это время приходят в движение степные скотоводческие племена, а также и народы
горной части Передней Азии. Важную роль в истории сыграло Хеттское государство.
Обычно именем хеттов называют конгломерат народов, основавших во 2 тысячелетии
до н.э. могущественное государство в Малой Азии.

Хеттское
государство было рабовладельческой монархией, в общественной жизни которой еще
сильно сказывались пережитки первобытно-общинного строя.

Государство
хеттов было неоднородно по составу. Областью собственно хеттов являлась долина
реки Галис в Малой Азии, где государство процветало с 18 до начала 12 в. до
н.э.- времени падения Хеттского царства. В 12 - 8 вв. до н.э. в ряде княжеств
на территории северной Сирии произошло новое возрождение Хеттского государства.


Искусство
хеттов не едино. Различают малоазийское искусство хеттов (памятники Хаттушаша,
Язылы - Кая), датируемое 18 — 12 вв. до н.э., и искусство хеттов северной
Сирии, представленное памятниками городов Самаля, Кархемиша и других,
датируемое 12 - 8 вв. до н.э. Своеобразием многих северносирийских хеттских
городов было применение эллиптической или круглой планировки (Самаль, Кархемиш)
с внутренним членением города крепостными стенами в целях усиления
обороноспособности. Впервые в архитектуре Передней Азии хеттами была применена
так называемая циклопическая кладка (Хаттушаш, 2 тысячелетие до н.э.).
Характерной для хеттской архитектуры была и отдельно стоящая колонна с каменной
базой. Оригинальной особенностью этой хеттской базы была трактовка ее в виде
одного из двух животных (обычно львов или сфинксов), выполненных в технике
высокого рельефа. Интересен также новый тип здания, так называемый «битхилани»,
- крытый вход перед дворцом, состоявший из портика с двумя колоннами,
фланкированного двумя четырехугольными башнями.

В
украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура
монументального характера. Огромные фигуры львов и сфинксов, высеченные из
каменных блоков по сторонам ворот и входов (Хаттушаш, Секче-Гезу),
предвосхищают портальную пластику ассирийцев. Эти рычащие чудовища, тела
которых выполнены в рельефе, а протомы (передняя часть туловища) в технике
круглой скульптуры, должны были, вероятно, производить устрашающее впечатление.
Трактованы они схематично и тяжеловесно. В ином духе исполнена фигура «царя»
или бога Тешуба на внутренней стороне так называемых «царских ворот» Хаттушаша,
трактованная значительно более мягко и пропорционально.

К
наиболее важным памятникам хеттской скульптуры относятся рельефы в Язылы-Кая
(13 в. до н.э.). На скалах, образующих стены открытого сверху святилища, были
высечены изображения двух процессий, двигающихся навстречу друг другу.
Изображения находятся в нескольких помещениях, но связаны в единый ансамбль. В
центральном помещении развертывается главная часть рельефного фриза с
изображением шествующих с двух сторон второстепенных богов и идущих за ними
быстрым шагом воинов (илл. 26 б). Размеры изображенных увеличиваются по мере их
приближения к центру, где в наиболее крупном масштабе даны основные персонажи —
мужское и женское божества, — а также юный бог, сопровождающий богиню.
Верховный бог изображен стоящим на головах двух людей, судя по одежде — жрецов.
Богиня и юный бог помещены на пантерах. В рельефах Язылы-Кая, при общей
условности композиции, есть несомненное стремление к передаче ритма движения
(особенно в изображении воинов), к торжественной приподнятости центральной
сцены.

Влияние
хеттского искусства можно проследить на ряде памятников других народов Малой
Азии и Закавказья, а также Ассирии. К искусству хеттов близко искусство Митанни
- хурритского государства, основанного в 17 в. до н.э. в северном Двуречье — в
центре торгового пути, соединяющего южное Двуречье с Ливаном, финикийские
города с Малой Азией, а также Ассирию с берегом Средиземного моря. Наивысший расцвет
государства Митанни падает на 16 - 14 вв. до н.э. В это время Митанни тесно
связано экономически и политически с Египтом. Социальный строй государства
Митанни еще плохо изучен. Известно лишь, что во главе его стояли цари,
опиравшиеся на военную аристократию. Этнический состав государства был
неоднороден: оно состояло из различных племен, не связанных единой экономикой.

Наиболее
интересным памятником позднемитаннийского искусства является дворцовый комплекс
царя Капара в Тель Халафе (11 - 9 вв. до н.э.). Зодчество здесь тесно связано с
монументальной скульптурой, имевшей, в отличие от сооружений Двуречья, не
только декоративное, но и архитектурно-конструктивное значение.

Статуи
богов, стоявших на животных, поддерживали перекрытие входа в святилище (илл. 25
б). Фигуры, выполненные из темносерого камня, с глазами, инкрустированными
кусочками белых раковин, чрезвычайно своеобразны. Статичные, приземистые, они
имеют непропорционально большие головы в высоких уборах и производят
величественное и устрашающее впечатление. Теми же чертами отличаются и рельефы,
покрывающие наружные стороны больших каменных блоков (ортостатов), составлявшие
фриз в нижней части стены святилища. По характеру исполнения памятники
искусства Митанни очень близки хеттским. Много общего, особенно в строительных
приемах, есть и с зодчеством государства Урарту.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artyx.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба
Реферат Климатические ресурсы
Реферат Проблемы формирование военно-стратегической доктрины в СССР на кануне и в годы Великой Отечественной Войны
Реферат Трудовые правоотношения
Реферат Ценообразование и инфляция
Реферат Избирательная система США в контексте ее демократичности и соответствия мировым стандартам
Реферат Understanding International Politics Essay Research Paper Understanding
Реферат Opinion Essay Research Paper The Power of
Реферат Топики для сдачи экзамена по английскому языку в 11-ом классе (Шпаргалка)
Реферат Организация досуга подростков в условиях сельской местности
Реферат Страхование на случай смерти от несчастных случаев
Реферат Бюджетна система Дефіцит державного бюджету причини виникнення та економічні наслідки
Реферат Early Day States Essay Research Paper Pennsylvania
Реферат Парентеральное питание и балансы организма
Реферат Наукові та прикладні основи охорони й управління родючістю солонцевих ґрунтів