Азербайджанские ковры и ковровые изделия
Одним
из главных определителей уровня культуры является степень развития
декоративно-прикладного искусства - составной части общей материальной культуры,
тесно связанной с экономической, культурной и общественно-политической жизнью
народа. Изделия декоративно-прикладного искусства давали народу возможность
путем формы и орнаментации передать свои эстетические взгляды, духовный мир,
сложившиеся этнические традиции, а также, в зависимости от степени овладения
мастерством, художественный вкус и уровень освоения техники производства.
Зарождению и развитию отдельных видов ремесел способствовали такие факторы, как
различные формы ведения хозяйства, с изменением которых некоторые виды ремесел
теряли былую значимость и забывались народом, другие возникали и развивались.
Например, с появлением и развитием фабрично-заводской промышленности, резко
упал спрос на изделия таких высокоразвитых в свое время традиционных видов
ремесел Азербайджана как оружейное, стекольное, суконное и другие. Но есть
такие виды ремесел, которые не подвластны времени, они вечны. К их числу можно
отнести ковроткачество.
Ковроткачество
известно с древнейших времен и относится к высокоразвитым видам ремесел.
Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана
искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до нашей эры. О древности
ковроткачества свидетельствуют и более поздние письменные источники, например, труды
таких древнегреческих, римских и арабских авторов, как Геродот, Ксенофонт,
Аль-Мугаддаси. Азербайджан является одним из уникальных ковровых регионов мира,
где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров,
создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего -
паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча.
Все
ковры и ковровые изделия Азербайджана по принятой классификации подразделяются
на четыре типа:
1.
Губа-Ширван (ковровые регионы - Губа, Ширван и Баку).
2.
Гянджа - Казах (регионы - Гянджа и Казах).
3.
Карабах (регионы - Карабах, Шуша и Джебраил).
4.
Тебриз (регионы - Тебриз и Ардебиль).
В
основу классификации взяты, главным образом, три основных отличительных
фактора: орнамент, техника исполнения и вид коврового изделия.
Азербайджанское
ковровое искусство отличается большим разнообразием ковровых композиций,
насчитывающих сегодня свыше шестисот видов. Порою богатая и сложная композиция
имела распространение в границах одного села, города или этнической группы, где
вырабатывались эти ковры, и по традиции, как богатейшее наследие передавалась
из поколения в поколение. К примеру, можно отметить некоторые ковровые
композиции, названные по месту их выработки - Пиребедиль, Чичи, Афурджа, Салахлы,
Шихлы, или же по названию этнической группы - Сор-сор, Джек, Грыз, Гасым ушагы,
Талыш, Гара-гоюнлу и другие. Особенностью азербайджанского коврового орнамента
является то, что здесь использованы изображения фитоморфного, зооморфного,
антропоморфного (не взирая на запрет Ислама изображать человека) и
геометрического происхождения, сильно стилизованные при их передаче на ковре.
Если в далекие времена некоторые орнаментальные изображения носили
определенный, ясный смысл, то с течением времени первоначальное значение
изображения полностью забывалось, и данный элемент превращался в художественный
орнамент без смыслового значения.
Большая
часть сюжетов азербайджанского коврового орнамента свидетельствует о
традиционности их в общем ремесленном производстве Азербайджана. На
многочисленном материале прослеживается идентичность орнаментации по металлу,
дереву, тканям, керамике и так далее. К примеру, основным мотивом ковра
«Хила-бута» является орнамент «бута», встречаемый в различных исполнениях на
изделиях этого вида ремесленного производства. Орнаментальные мотивы в
большинстве своем заимствовались из окружающей природной среды или предметов
быта. Установлено, что при создании ворсового ковра «Шильян», основой орнамента
послужили пчелиные соты - символ богатства и достатка.
Азербайджанское
ковровое производство представлено различной техникой исполнения. В основном
ковры и ковровые изделия делятся на две большие группы: безворсовые и ворсовые.
К безворсовым ковровым изделиям относятся: палас, килим, сумах, зили, шадде и
верни. В свою очередь, эта группа подразделяется на изделия с простым
переплетением основы и утка - палас и килим, и сложным переплетением - сумах,
зили, шадде и верни. Наивысшей сложности техника ковроткачества достигает при
изготовлении ворсовых ковров. Здесь используется совершенно новая технология -
на каждые две нити основы накладывается ворсовый узел, что и позволяет передать
на ковре многочисленные орнаментальные изображения любой формы и
размера.Отличительной особенностью азербайджанского ворсового ковра является
очень большая плотность узлов. Плотность ковра определяется количеством узлов
на квадратный дециметр. В зависимости от района выработки на каждый квадратный
дециметр изделия приходится от 1.600 (40 х 40) до 4.900 (70 х 70) ворсовых
узлов.
В
ковроткачестве используются в основном семь цветов красителей пряжи с
различными оттенками. Азербайджанские мастера в течение долгих столетий
выработали рецептуру красителей, получаемых из окружающей флоры. Естественные
красители, в отличие от химических, не разрушают структуру шерстяных волокон и
придают им блеск и сочность красок. В совершенстве овладев техникой коврового
производства, азербайджанские ковровщицы стали изготавливать такие сложные по
технике исполнения изделия, как ковровый комплект (даст), состоящий из большого
центрального, двух боковых и одного головного ковра, объединенных одной
композицией; молитвенный ковер (намазлыг), сюжетно-тематический и другие.
Ковры
удовлетворяли не только эстетическим запросам народа, но и его повседневным
нуждам, при этом главное назначение ковра было бытовым. Его использовали в
основном для утепления жилища. Широко были распространены ковровые изделия,
используемые для различных хозяйственных и бытовых нужд - мафраши, выполняемые
в технике безворсового ткачества; переметные сумы - хурджун, хейбе; изделия для
хранения сыпучих продуктов - чувал; различные по назначению попоны - чул;
надседельники - яхар усту и другие.
Сегодня
лучшие образцы азербайджанского коврового искусства представлены в крупнейших
музеях мира, в частности в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, что
свидетельствует о высоком уровне развития древней и вечно молодой культуры
азербайджанского народа.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.azeri.ws