Реферат по предмету "Педагогика"


Пирогов

Минский Государственый Лингвистический Университет

Реферат

 
 
Педагогические взгляды  Н.И.Пирогова
1998 год

План реферата
1. Введение.
 
2. Жизнь и деятельность Н. И.Пирогова.
 
3. “Вопросыжизни”.
 
4. Основные положения педагогической системы Н. И.Пирогова.
 
5. Значение педагогического наследия Н. И.Пирогова.
 
6. Заключение.
 
     7.Библиографический список.

Введение
Имя Николая Ивановича Пироговасоставляет гордость и славу Отечественной педагогической науки , народногообразования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, таки народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс ипедагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научноготворчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодняактуальностью поставленных проблем, таких, как единствошколы и жизни, педагогической науки и практики;воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всехврожденных сил народа ”, воспитание человека — гражданина,полезного своей стране.
В данном реферате я постараюсь повозможности подробно раскрыть  смысл педагогической деятельности замечательногорусского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И.Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницуотечественной педагогики.
Жизнь и деятельность Н. И.Пирогова
Николай Иванович Пирогов (1810-1881)родился в Москве, в семье казначейского чиновника. Поокончании Московского университета  (медицинский факультет) он подготовлялся вДерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации настепень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германииусовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.
В 1854 году во время осады СевастополяПирогов по его личной просьбе был направлен  на фронт во главе с организованнойим общиной “сестер милосердия”.
В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросыжизни”, освещавшая важные вопросы воспитания. Онаобратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческомвоспитании, сделала имя автора широко известным.
В 1856 году Пирогов был назначен попечителемОдесского учебного округа. Александр II отрицательно относился кПирогову, считая его “красным” (хотя он былтолько либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создатьвидимость заботы царского правительства о народном образовании. Втечении двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремилсяподнять значение педагогических советов гимназии, внушалдиректорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманногоотношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральнаядеятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесскогогенерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей.Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа.Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещатьуроки друг друга, поощрял методические искания учителей ввел в практикугимназий внеклассные литературные беседы, способствовалоткрытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.
Когда в 1861 году Порогов был уволен сдолжности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила емуторжественные проводы.
Правительство сделало вид, чтооно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначилоего руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, нов 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейшийученый, видный общественный деятель и педагог,Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в своенебольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году./КонстантиновН. А., Медынский Е. Н., Шабаева  М. Ф. Историяпедагогики. -М.: Просвещение, 1982. — C.200-201/.
“Вопросы жизни”
Рассмотрение педагогических взглядов Н. И.Пирогова следует начать со статьи “Вопросы жизни”опубликованнойим в 1856 году. Это была первая педагогическая работа Пирогова.Благодаря ей имя Пирогова стало широко известным и обратило на себя вниманиеобщественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании.
 В статье “Вопросыжизни” (впрочем, каки в других своих педагогических сочинениях ) Н. И.Пирогов резко выступил против сословной школы и раннейутилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввестицарское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Онпротивопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческоговоспитания, которое должно подготовить к общественной жизнивысоконравственного человека с широким умственным кругозором. /Н. А. Константинов Е. Н.Медынский М. Ф. Шабаева История педагогики. -М.: Просвещение,1982.-С.201 /.
Свою статью Пирогов начинает систорической справки о поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответовна вопросы о назначении человека в общественной жизни, о смыслечеловеческой жизни. Из этой справки выясняется, что речь идето вопросахобщественной жизни, о жизни человека в обществе, об еговзаимоотношениях с другими людьми, о неизбежности для каждого из нас разрешения вопросао нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям.
“В чем состоит цель нашей жизни? каково нашезначение? к чему мы призваны? чего должныискать мы?”./ Пирогов Н. И. Вопросы жизниcоч., т.I, Киев 1910. -C. 37-72/. Таковыпервые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. Всамостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с егогосподствующим направлением, и каждая отдельная личность. С этим трудноне согласиться. Я считаю, что для своего времени впреддверии   серьезной реформы феодально-крепостнического государства,такая постановка вопроса была более чем уместна. Более того, ядумаю, что она уместна и по сей день, когда странуохватил жесткий экономический кризис.
Казалось бы, рассуждаетдалее Пирогов, что на поставленные вопросы о цели и назначении нашейжизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семьеи в школе, и таким образом подготовлены к осуществлениюхристианской морали в общественной и личной жизни. Но вдействительности такого господства христианской морали не наблюдается. Впротивоположность христианским основам воспитания, полученным вшколе, во всех проявлениях общественной жизни господствует “резковыраженное материальное, почти торговое стремление”./Красновский А. А. Педагогическиеидеи Н. И. Пирогова. — М.: Учпедгиз,1949. -C. 33-34/ .
Что же остается делать при такихобстоятельствах? — вот естественно возникающий вопрос. Остаетсяглубже взглянуть в существо окружающей жизни. Сисключительным мастерством излагает Пирогов “философию”восьми мелких общественных групп.
“ Взглядов, которым следуют эти толпы,наберется до десяти, а может быть, и более.
Вот, например, первый взгляд — очень простой и привлекательный. Неразмышляйте, не толкуйте о том, чтонеобъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени.Можно, думая, потерять и аппетит, и сон.Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит — длянаслаждений и трудов. Сон -  опять для трудов и наслаждений.Труды и наслаждение — для счастья.
Вот второй взгляд — высокий.Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте извсего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, ктовы и что вы. Вы поймете все, что кажетсянеобъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать какнельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, ивы никогда не сделаете промаха.
Воттретий взгляд — старообрядческий. Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья.Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Этоглавное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, какживется.
Вот четвертый взгляд  — практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собираякопейку на черный день. В сомнительных случаях, если однаобязанность противоречит другой, избирайте то, что вамвыгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем,предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях,точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полнымкарманом можно жить и без убеждений.
И прочее, и прочее, ипрочее. /Пирогов Н. И. Избранныепедагогические сочинения. — М.:Педагогика, 1985. -C. 32-34/.
Своим изложением “философии”жизни восьми мелких общественных групп Пирогов сформулировал господствовавшие врусском так называемом образованном обществе язвы и пороки,служившие предметом изображения и в нашей могучей, исключительнойпо своим моральным тенденциям художественной литературе XIX в.
Разоблачая пошлость,господствующую в привилегированном обществе, Пирогов вместес тем показал бессилие школы и воспитания его времени в деле преобразованияобщества на каких бы то ни было разумных началах. А если так, товозникал следующий серьезный вопрос о смысле и назначении всей системывоспитания и образования. Очевидно, школа и воспитание ни в какоймере не вели к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах.
“Существует, -пишет Пирогов только тривозможности вывести человечество из ложного и опасного положения:
Или согласить нравственно-религиозныеосновы воспитания с настоящим направлением общества.
Или переменить направление общества.
Или, наконец,приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой ироковой, доставив нам все способы и  всю энергию выдерживатьнеравный бой”.
Пойти первым путем,рассуждает далее Пирогов, это значило бы “искажать то, чтонам осталось на земле Святого, Чистого и Великого...” “Изменитьнаправление общества есть дело промысла и времени”. Остаетсятретий путь,.т. е “приготовить  нас воспитанием к внутренней борьбе...,доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”. Приготовить нас с юных лет к этой борьбе,значит именно “сделать нас людьми, т. е. тем,чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясьсделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов,солдат, моряков, духовных пастырей или юристов”.
В этом рассуждении выясняется основнаяобщественно-педагогическая позиция Пирогова. /Красновский А. А. Педагогическиеидеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949. -С. 37-38/.
Подводя итог под вышесказанным, можносделать, что наивысшая общественно-историческая заслуга Пирогова заключалась уже в том, что он раскрыл и назвал своим именем “торговое” направление жизни, показал егопротиворечие со всем, что еще осталось в жизни “святого”, раскрыл разлагающее влияние “меркантильногонаправления” на подрастающее поколение и поставил на очередь днявопрос о том, что же можно сделать путем воспитания, чтобыпреодолеть развращающее влияние “торгового направления” в общественнойжизни.
Еще раз позволю себе заметить,что  данные высказывания Пирогова (в частности о дурном влиянии торговогонаправления в обществе) крайне точно характеризуют  сегодняшнее положениеобщества,  особенно положение молодежи.
 

Основные положенияпедагогической системы Н.И.Пирогова
Изучение педагогических сочинений,биографических и автобиографических данных, оставленныхнам Пироговым, показывает, что на протяжении всей своейжизни он непреклонно осуществлял одну основную идею: боролся ссословно-крепостническим строем в системе образования и стремился к тому,чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службуназревавшим потребностям нашей страны во всех областях культуры в пореформенноевремя.
Пирогов вел борьбу с сословными инациональными привилегиями прежде всего в деле народного образования ираспространения культуры и науки в нашей стране.
Таким образом, педагогическиепозиции Пирогова теснейшим образом сплетались с политическими стремлениямидемократического либерализма, отличавшего его и от представителейбюрократов-реакционеров и консерваторов, и отпредставителей революционной демократии ( вполитическом смысле Пирогов  не был революционером). /КрасновскийА.А. Педагогические идеи Н. И.Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949.-С.92-93/.
В чем же заключается ценностьпедагогической системы Пирогова? Я считаю, что наибольший интерес иценность представляется  система образования выдвинутый им. Принцип этой системы заключается в переходе из одной ступени в следующую,высшую и в то же время в законченности образования в каждой ступени.
 В качестве первой ступени образованияидет элементарная начальная двухгодичная школа. Программазанятий в этой школе рассчитана на развитие у учащихся первоначальных основмышления и наблюдательности путем обучения родному языку,счету и, в частности, развитие наблюдательности путемнаглядного обучения в духе Песталоцци. Кстати, Пироговпридавал огромное значение наглядному обучению и считал, наиболее важноприменять  принцип наглядности в как можно раннем возрасте. Приведупо этому поводу цитату из статьи Пирогова “Онаглядном обучении”. Вэтой статье Пирогов говорит о  способе преподавания естественных наук. “Вообще, главная обязанность педагога заключаетсяпреимущественно в том, что бы науку излагать не столько для самой науки,сколько для развития, посредством науки той или другой умственной умственной или душевной способности. Естественное и должно именнослужить к развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающегознакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с ранних лет иего глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различныхпризнаков, характеризующих естественные тела;дайте ему в руки минерал, растение,животное и спрашивайте его, чтоон видит и что он находит особенного; заставьте его найти и описатьразличие между тем и другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполнедостигнута.” /Пирогов Н. И. Избранныепедагогические сочинения. — М.:Педагогика, 1985. -C. 143-144/.
По традициям того времени, впрограмму начальной школы, как и в программу следующих за ней высших ступеней,Пирогов вносит и основания так называемого закона божия, т. е.изучения священной истории ветхого и нового завета. 
Пирогимназии составляют в системеобразования, защищаемого Пироговым, вторую ступеньобразования, опять-таки предназначенную для всех сословий иклассов. Пирогимназии, по плануПирогова, разделяются на два типа — реальная и классическая, каждаяс 4-летним курсом обучения.
Классическая пирогимназия в проектеПирогова имеет в учебном плане почти те же предметы, что и реальная. Ноза счет количества часов, отводимых на предметы реальных знаний , вклассической пирогимназии отводится внимание основательному изучению латинскогои греческого языков и одного, а не двух новых языков. В классическиепирогимназии открыт доступ опять-таки для всех желающих, имеющихобразование в объеме элементарной начальной школы. А кроме того, иокончившие реальную пирогимназию могли поступать без экзамена в IIIкласс классической пирогимназии.
Над двумя типами пирогимназийорганизуется гимназия опять-таки двух типов — реальная и классическая.
Образование в реальных гимназияхПирогов предназначает для удовлетворения практических потребностейпроизводственно-технической жизни. Окончившие такие реальные гимназии, поплану Пирогова, получат выход либо непосредственно на поприщепрактической деятельности, либо в высшие, но специальныеучебные заведения, а не в университет. /Красновский А.А. Педагогическиеидеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз,1949.-С.115-117/.
Придавая исключительное значение ввоспитании учащихся науке и научному образованию, Пироговучитывал роль и других специально воспитательных воздействий на учащихся. Ипочти в каждой статье его мы находим глубокие, оригинальныемысли, советы и практические указания в этом направлении.
Главное в воспитательной работе,чему Пирогов придает решающее значение, это намерения,жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе,согласованность семьи, школы, общества и государства в этих целеустремлениях.
Пирогов дал ряд ценнейших соображенийпо методике воспитательной работы. Избранные им вопросы и характер их разрешения вводятучителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.
На место разрозненных,неорганизованных воздействий н учащихся со стороны администрации школ(директора и инспектора) и надзирателей Пирогов выдвинул в качестве основнойвоспитательной силы коллективную работу учителей или, как он ихназывает, наставников, объединенных в педагогических советах средних учебных заведений. Таким образом единоличное, частослучайное и произвольное действие учителей получало не только единство, нои естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся.
Постановления педагогических советовприобретали в глазах учащихся больший авторитет большую силу. “Опыт доказывает, — пишетПирогов, — что заключения и определения педагогического советанесравненно более пользуются доверием между учащимися, чем решенияодного лица, будет ли оно второстепенным в заведении, какучителя или надзиратели, — или главное, как директор”.
Пирогов был озабочен развитием уучителей внимательного, чуткого отношения к учащимся. Он требовал отучителей “при обсуждении каждого поступка”учащегося не формально юридического отношения, а “хорошовникнуть в те обстоятельства”, которыми вызывается поведение ученика. Вэтих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, вкоторых бы они отмечали, с надлежащей подробностью и только для себя, всезамеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п.
Требованиями такого рода Пирогов ставилперед учителями сложнейшую и труднейшую, но в то жевремя самую основную задачу в искусстве воспитания — изучать своих ученикови индивидуализировать воспитательные воздействия на учащихся. /Красновский А.А. Педагогическиеидеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз,1949.-С.124-131/.

Значение педагогическогонаследия Пирогова
Чтобы судить об исторических заслугахПирогова, нам следует помнить слова В. И.Ленина: “Исторические заслуги судятся не по тому,чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, апо тому, что они дали нового сравнительно с своимипредшественниками ”. Никто не сомневается в том, что Пироговоставил богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальнойкультуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого,новатора, трудами которого, начиная с егоранней молодости, пользовались не только его ученики, нои его учителя во всех культурных странах мира.
На протяжении всей своей жизни,Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создатьдля высшей и средней школы такие условия, которыевсемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, чтомешало развитию самостоятельной русской науки.
Он искренне стремился к осуществлению внашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное образование не толькорусских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.
Наряду с большими принципиальнымипедагогическими вопросами Пирогов в своих литературных трудах и в практическойдеятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешалметодические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школпо развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средствдля усовершенствования преподавания и обучения. /КрасновскийА.А. Педагогические идеи Н. И.Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949.-С.175-182/.
Из всего вышесказанного можно сделатьследующие выводы.
1. Пирогов внес значительные улучшения в работупедагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов,ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам,всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовалвзаимное посещение уроков.
2. Основными дидактическими принципами Пирогов считалосмысленность обучения, активность и наглядность.
3.Требуя, чтобыучителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость,Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовойуспеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам,отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.
4. Кпреподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых,рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводитьсеминары, просеминары и практические занятия и всяческиразвивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы. /КонстантиновН. А., Медынский Е. Н., Шабаева  М. Ф. Историяпедагогики. -М.: Просвещение, 1982. — C.202-203/.
Заключение
Своей оживленной, глубокоплодотворной административно-педагогической и научно- литературной деятельностью Пирогов привлек внимание всех передовых, прогрессивныхсил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросовнашей культурной жизни.
По справедливости и единодушномупризнанию Пирогов вошел в историю русской культуры не только как выдающийсягениальный ученый анатом и талантливейший врач-хирург, но и какклассик оригинальной передовой русской педагогической мысли. Иможно быть уверенным в том, что подлинные заслуги Пирогова перед культурой нашейстраны и глубоко плодотворная значимость его педагогических идей ипедагогической деятельности будут еще долго находить высокую оценку и вызыватьглубокое уважение со стороны всех людей.
 
РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 332группы технологического факультета
Смирнова АлексеяВладимировича
по философии и историиобразования на тему:
“Педагогические взгляды Н. И.Пирогова ”
На мой взгляд данный реферат являетсядовольно успешной попыткой раскрыть суть педагогических взглядов Н. И.Пирогова. Прочитав реферат можно с уверенностью сказать чтоСмирнов А. В. серьезно отнесся к раскрытию данной ему темы. Несмотря на то что в реферате главный акцент делается на раскрываемую тему, СмирновА. В. довольно подробно и интересно описывает биографию Н.И.Пирогова и историческое значение его педагогических идей.
В третьем пункте реферата Смирнов А. В. анализируетодну из самых первых и самых известных работ Пирогова “Вопросы жизни”. Анализируяэту статью (как впрочем и другие работы Пирогова) Смирнов А. В. делаетнесколько своих выводов, что говорит о тщательном и углубленном изученииданной темы.
По тексту реферата Смирнов А. В. делаетссылки на литературные источники, список которых приведен в конце реферата. Этотак же  свидетельствует о тщательной работе над темой.
Естественно, в рамкахданного реферата невозможно дать полный анализ педагогическим взглядам Пирогова, ноя считаю что тема реферата раскрыта в достаточной степени подробно,чтобы получить положительную оценку.
Рецензент
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пирогов Н. И. Избранныепедагогические сочинения. — М.:Педагогика, 1985.
2. Красновский А. А. Педагогическиеидеи Н. И. Пирогова. — М.: Учпедгиз,1949.
3. Константинов Н. А.,Медынский Е. Н., Шабаева  М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение,1982.
4. Егоров С. Ф. Хрестоматия поистории школы и педагогики в России. — М.: Просвещение, 1986.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Платон Диалог “Федон”
Реферат 2010 г. Зарегистрировано «25»
Реферат Особенности сюжета в романе Антуана де Сент-Экзюпери Южный почтовый
Реферат Анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия (на примере РУП "Информационный центр земельно-кадастровых данных и мониторинга земель")
Реферат Гегель - крупнейший представитель диалектики и послекантовского немецкого идеализма
Реферат Автоматические системы управления
Реферат Системы автоматического управления 2
Реферат Semantic features of English proverbs
Реферат Дуализм древне-римского права: fas и ius
Реферат Ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности России
Реферат Кочевые народы Средней Азии по сведениям историков
Реферат Трагедия творческого сознания в романе Владимира Набокова "Защита Лужина"
Реферат Вычисление интеграла методом Ньютона-Котеса теория и программа на Паскале
Реферат Рынок бутилированной воды высокого качества в России ООО Компания Чистая вода
Реферат Кадровый менеджмент на разных стадиях развития организации