Реферат по предмету "Культура и искусство"


Тот, кто "не в ногу"

Маргинальное
искусство. Тот, кто
"не в ногу"

И.В.Малышев

"Маргинал" — слово модное, но понятие довольно
неопределенное. Отсюда и не вполне ясна роль этого явления в культуре. Ключевой
в определении маргинала представляется характеристика — "внесистемный".
Маргинал вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным
группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. В художественной
культуре он вне основных для нее художественных направлений, вне основных типов
художественного мышления и языка. Как таковой маргинал не принадлежит ни к господствующей,
ни к основным оппозиционным группам и субкультурам.

"Маргинал" — понятие безоценочное. Это ни
"хорошо", ни "плохо". Ибо может быть и "хорошо", и
"плохо", но современники об этом, как правило, знать не могут. Не имеет
данное слово и постоянного денотата — обозначаемого им конкретного предметного содержания.
То, что сейчас внесистемно, завтра может войти в систему. Но может и не войти. То,
что сегодня системно и даже господствует, завтра окажется на обочине и социальной
структуры, и художественной культуры.

Маргинал — тот, кто отстал и тот, кто опередил. Он может
быть атавизмом отжившей уже культуры, ее ценностей, мышления и языка. И может быть
человеком будущего, чьи творения, не понятые и не принятые современниками, войдут
в основание грядущей культуры. Но маргинал и тот, кто "заблудился", кто
производит "продукты", — действия, произведения, ценности, не имеющие
ни прошлого, ни будущего.

Отсюда и функции маргинала в культуре: он ее или консервирует,
или развивает, или разлагает. В первых двух случаях маргинал нужен человечеству.
Культура должна быть благодарна тем "чудикам", которые не могут поступиться
принципами прошлого. Ибо культура — это всегда сохранение прошлого. Тем более что
никогда неизвестно, что в этом прошлом, казалось, отжившем, актуализируется, пусть
в далеком, будущем. Хотя, конечно, консерватор тормозит развитие. Но не слишком,
так как он одинок, его единомышленников мало, и не они определяют судьбы культуры.

Нужен культуре и маргинал — "человек будущего".
Такие, как он, "на обочине" культуры нарабатывают принципы мышления, поведения,
ценности и язык, нужные следующим поколениям, которые "откроют" своих
предшественников и воздадут им долждое. Но не современники. Современники отторгнут
их и не пойдут за ними, восклицая "Осанна!". Это пророки трагической судьбы.

Трагизм их усиливается тем, что от лжепророков культура
отличить их не может. От тех, кто "заблудился" сам и дает ложные ориентиры
другим; ориентиры, ведущие в тупики. Дезориентация разлагает культуру, губительно
воздействует на нее. Но для различения пророков и лжепророков у культуры надежного
критерия нет.

Определенные критерии существуют лишь в отношении системных
элементов культуры. Есть нормы мышления, поведения, языка и в господствующей культуре,
и у "системной оппозиции". Согласно этим нормам, культурные феномены оцениваются
нередко противоположным образом. И тем не менее в соответствии с определенными ценностями,
нормами и логикой той или иной субкультуры. Для маргинала же, для маргинальных явлений,
по определению, надежного критерия нет. Ибо система в этом случае оценивает внесистемное
явление. И ничего не стоит в такой ситуации ошибиться, приняв шарлатана за новатора,
а новатора за безумца.

Короче, маргинал — это и дрожжи нового, и атавизм старого,
и извращение сути культуры. Это тот, кто "не в ногу".

Если же применить вышеизложенное к анализу современной
культуры, то очевидным представляется лишь то, что маргинальным в ней не является.
Например, ни "художественный примитив", ни детское творчество, ни изобразительное
творчество душевнобольных к маргинальным явлениям не относятся. После дадаизма,
сюрреализма, экспрессионизма, абстракционизма; творчества Клее, Дюфи, Дали, Кирико,
Нольде, Бекмана, Кандинского, Поллока и многих других профессиональных художников-авангардистов
типы художественного мышления и языка примитивистов, детей и душевнобольных были
включены в систему художественной культуры XX в. Маргинальными представляются сейчас,
скорее, произведения "соцреализма" и крайние проявления "постмодерна":
вроде известных "акций" Кулика и Бреннера. Рискну предположить, что если
в первом случае мы имеем дело с атавизмом, то во втором — с шарлатанством. Хотя,
как уже говорилось, имея дело с маргиналом, ни в чем нельзя быть уверенным.
Список литературы

Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Электроснабжение и электроборудование куста с внедрением СУ Электон-06
Реферат Адрес офиса: 650099 Кемерово, ул. Ноградская, 3 Почтовый адрес: 650099 Кемерово-гсп, а/я 1991 тел
Реферат Высшие органы государственной власти в СШ
Реферат Чигиринские походы
Реферат Технологія комерційної діяльності туристичних підприємств
Реферат Этапы разработки производственной программы предприятия
Реферат Лабораторная работа №6
Реферат Історія українських конституцій середини та другої половини ХІХ ст
Реферат Night And Day Essay Research Paper Night
Реферат Губной староста
Реферат Как стать хозяином своих желаний
Реферат Вооружение древних. Лук и стрелы
Реферат Возможности налогового планирования с целью оптимизации "зарплатных" налогов
Реферат Приостановление предварительного следствия: основания, порядок
Реферат Исследование триботехнических своств пары трения колесо-рельс после плазменного упрочнения