Реферат по предмету "История"


Исторические корни популизма

Исторические корни популизма

Баранов Н.А.

Термин
"популизм" (от лат. populus - народ) впервые появился в конце ХIХ
века в США, после чего он прочно вошел в политический лексикон в течение
последующего столетия. Но родословная популизма началась гораздо раньше.

Еще
в Римской империи во II - I веках до нашей эры существовало идейно-политическое
течение популяров, призванное отражать интересы простого народа - плебса, и
противостоявшее оптиматам, которые отражали интересы нобилитета - знати. В
Древнем Риме нобилитет представлял замкнутый круг патрицианских и знатных
плебейских семейств, имевших доступ к высшим государственным должностям.
Видными популярами были братья Тиберий и Гай Гракхи - знаменитые народные
трибуны-реформаторы конца II века до н. э. Они стремились возродить пришедшее в
упадок крестьянство и обуздать всесилие сенаторской аристократии. Их
последователем явился народный трибун Апулей Сатурнин. Популяров отличало
ораторское мастерство, с помощью которого они стремились воздействовать на
толпу. Однако значительных политических результатов это движение не имело.

К
раннему популизму можно отнести сельские идиллии римского поэта Вергилия (I век
до н. э.), сочетающиеся с интересом к политическим проблемам.

В
период Английской буржуазной революции XVII века образовалась
радикально-демократическая мелкобуржуазная политическая партия под названием
"левеллеры" (от англ. levellers - уравнители) во главе с
Дж.Лилберном. Они добивались установления республики, введения всеобщего
избирательного права, но выступали против ликвидации частной собственности, чем
оттолкнули от себя беднейшие слои. В отличие от них "истинные
левеллеры" или диггеры (от англ. digger - копатель) - представители крайне
левого крыла революционной демократии, участники аграрного движения среди
сельской и городской бедноты во главе с Дж.Уинстэнли, требовали уничтожения
частной собственности и переустройства быта на уравнительных началах. Оба эти
движения также претендуют называться одними из явлений популизма эпохи средних
веков.

Близки
к современной интерпретации популизма политические взгляды и идеи Ж.Ж.Руссо.
Культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации,
искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму - таков
лейтмотив сочинений великого французского философа. Руссо выступал против
социального неравенства, деспотизма королевской власти, идеализировал состояние
всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности.
Идеи Ж.Ж.Руссо оказали влияние на общественную мысль многих стран.

Элементы
популизма были характерны для массового движения английских рабочих
1830-1850-ых годов, вошедшего в историю под названием "чартизм" (от
англ. chartism, charter - хартия). Требования чартистов, изложенные в виде
законопроекта "Народная хартия", касались демократизации
государственного строя, экономических прав рабочих и т.д.

К
популистскому движению относится также народничество в России. Так, в Большом
энциклопедическом словаре Ларусса (Франция) одно из определений популизма
выглядит так: "1. Идеология и политическое движение (по-русски -
народничество), получившее развитие в России в 1870-х годах, отстаивает
специфический путь продвижения к социализму" [Grand dictionnaire enciclopedique
Larousse. T.8. - Paris: Librairie Larousse, 1984. - P.8340].

Американский
исследователь Р.Уортмэн в своей работе "Кризис русского популизма"
считает, что народничество в России возникло как продукт эпохи 60-ых годов XIX
века, когда молодое поколение (разночинцы) увлекшись духом реформ, пошло на
резкий разрыв с традиционными устоями, со своим классом в целом. Но этот разрыв
привел их к эмоциональной пустоте, которую необходимо было чем-то заполнить.
Отсюда страстная вера в крестьянство, которое стало для разночинцев
"референтной группой и которую интеллигенция волюнтаристски наделяла
своими собственными помыслами". Однако дальнейшее развитие народнической
идеологии вылилось в цепь непрерывных разочарований, столкновений с
действительностью, не соответствующей представлениям народнических деятелей.
Вся беда была в том, что народники "видели реальный мир в свете своих
устремлений" и поэтому постепенно пришли к полному идейному и
политическому краху [Wortman R. The Crisis of Russian Populism. Cambridge,
1967. P.16-17].

В.Г.Хорос
также считает народничество одной из разновидностей популизма. По его мнению
употребление понятия популизм как обозначение идейных построений народнического
типа не вызывает возражений. Во-первых, популизм может быть понят как широкая
идейная традиция, возникающая в переходных, развивающихся обществах XIX-XX
веков. В таком аспекте данный термин, по мнению В.Г.Хороса, примерно
равнозначен типологическому понятию народничества. Во-вторых, термин
"популизм" может быть использован для обозначения особого типа
политической культуры (политического патернализма, харизматического вождизма и
т.д.) [Хорос В.Г. О популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы
философии, 1978. #1. С.108-120].

Российское
народничество вполне соответствует определению популизма как политического
движения, отстаивающего интересы широких масс. Так, популистами были такие
уважаемые в России и Европе люди, народники, как П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский.
Возникнув в немногочисленной просвещенной прослойке российского общества
народнический популизм не был понят простым народом и не получил массовой
поддержки. Потерпев поражение в политической борьбе, он возродился со временем
в идеологии и практике партии эсеров.

Этимологически
понятия "популизм" и "народничество" идентичны, но по
своему реальному употреблению далеко не равноценны. Исторически народничество
обозначает идеологию движения демократической интеллигенции в России, а
популизм связан с движением фермерских и отчасти городских слоев в США в конце
XIX века. В современной западной литературе популизм выступает в качестве
глобального феномена, по отношению к которому народничество является одной из
многочисленных разновидностей.

Исторически
корни современного популизма большинство западных и российских ученых
усматривает в деятельности американских популистов на рубеже ХIХ - ХХ веков.

Появлению
популизма предшествовали следующие события.

После
гражданской войны 1861-1865 годов американские фермеры, особенно на среднем
Западе и Юге, стали терпеть убытки от постоянного снижения цен на свою
продукцию. Основными причинами этого являлись: во-первых, увеличение
производства, благодаря появлению новой техники, и во-вторых, революция в
транспорте, которая заставила американских производителей конкурировать с производителями
из других стран. Американские фермеры были склонны не замечать эти основные
причины, а вину возлагали на чрезмерные железнодорожные расходы, высокие
процентные ставки, необоснованно высокие доходы механиков и торговцев и даже на
некий денежный заговор, возможно, международный, созданный для поддержания
недостатка в деньгах.

Предваряя
популизм, существовала серия фермерских движений, получивших основную поддержку
от производителей продуктов со среднего Запада и производителей хлопка и табака
с Юга. Фермеры в 1870-ых годах сосредоточили свои усилия на железной дороге и
добились значительных результатов на уровне штатов и, в конце концов, повлияли
на федеральный железнодорожный устав. Свободные добытчики серебра акцентировали
внимание на денежном вопросе, требуя или увеличения количества бумажных денег,
или равного обмена серебра на золото, или то и другое. Альянсы фермеров: один -
на среднем Западе, другой - на Юге, использовали возможности взаимодействия
фермеров как экономические, так и политические.

Популисты
- так стали называть сторонников зарождающегося движения - старались создать
партию, служащую в первую очередь интересам сельскохозяйственных работников.
Попытки завоевать также поддержку рабочих оказались тщетными. Их противниками
были "плутократы", которые контролировали финансы и промышленность, а
также две старейшие политические партии: демократическая и республиканская.

В
конце 1880-х и начале 1890-х годов положение фермеров на западных окраинах
среднего Запада и старого Юга было ужасающим. Перемещение на запад исчерпало
себя по причине неблагоприятных погодных условий. Фермеры-арендаторы на юге при
постоянно падающих ценах работали из последних сил, так как необходимо было
выдержать поборы хозяев и оптовых торговцев. Ко всему этому добавился еще один
фактор. На крайнем западе добытчики серебра были недовольны демонетаризацией
серебра; уже с 1873 года США имели единый золотой стандарт, и цена на серебро
катастрофически упала. Тот факт, что некоторые европейские страны опередили США
в принятии золотого стандарта, укреплял во мнении, что существует международный
заговор о выведении серебра из бизнеса. В действительности проблема состояла в
том, что западные старатели добыли столько серебра, что нарушили традиционное
равновесие между ценами серебра и золота. Но этот факт старатели признавать
отказывались.

Настроение
разорившихся фермеров и ряда рабочих уловили общественные деятели, которые
объединились в политическую организацию. 19 мая 1891 года она оформилась в
Народную (популистскую) партию.

Популистское
движение объединяло разнородные групповые интересы (главным образом фермеров и
рабочих) на межрасовой основе в борьбе против многообразных форм господства
монополистического капитала, установившегося в тот период. В движении
отразилось мироощущение массовых слоев американских трудящихся, ставших
жертвами разрушительного воздействия монополий на мелкое производство и его
социальных последствий. Оно тяготело к спонтанному, организационно аморфному
типу, что определялось недоверием к теоретизированию и к жесткой организации,
которые воспринимались как символы отделения власти от народа. Поэтому
идейно-политическое творчество популистов, несмотря на то, что к нему примыкали
на разных этапах такие представители общественной мысли как Г.Джордж и И.Доннелли,
в целом развивалось на уровне обыденного сознания.

Тем
не менее популисты выдвинули ряд новых идей, соответствовавших важным
тенденциям общественного развития США. Программные установки популистского
движения изложены в Омахской (1892г.) и Спрингфельдской (1894г.) декларациях.
Своеобразие популистских идей определялось следующими фундаментальными
аспектами: во-первых, новым содержанием понятия "народ и
народовластие"; во-вторых, новым взглядом на роль государства; в-третьих,
требованием расширения демократических структур путем сочетания
представительной демократии и прямой демократии, то есть непосредственного
участия народа в управлении страной и контроле за деятельностью властей.

Понимание
идеи народа и народовластия, предложенное популистами, отличалось от
классических положений буржуазной демократии. Высшая социальная ценность для
них - не абстрактный народ, а трудящиеся массы: "истинный народ - это те,
кто трудится в деревне и в городе" [Nugent W.T.K. The Tolerant Populists.
Chicago, 1963. - P.233-234].

Вопреки
американской традиции слабой центральной власти популисты выдвинули идею
сильного государства, действующего в интересах трудящегося народа и, что
особенно важно, под его непосредственным контролем. Дж. Хикс писал:
"Популистская философия в конечном счете сводится к двум основным
положениям: первое - правительство должно сдерживать эгоистические интересы
тех, кто извлекает выгоду за счет бедных и нуждающихся; второе - народ, а не
плутократы должны контролировать правительство" [Hicks J.D. The Populist
Revolt: A History of the Farmers Alliance and the People`s Party. Minneapolis,
1931. - P.407].

Главной
целью движения популисты считали улучшение положения трудящихся, которое, по их
мнению, должно достигаться путем роста регулирующей роли государства в
экономической сфере.

Известный
американский историк Р.Хофстэдтер, один из наиболее последовательных критиков
популизма, признает, тем не менее, за ним приоритет в пересмотре
господствовавших в США взглядов на роль государства. "Популизм, - писал
он, - был в США первым значительным политическим движением, которое настаивало
на ответственности государства за всеобщее благосостояние" [Hofstadter R.
The Age of Reform. From Bryan
to FDR. N.Y., 1955. - P.61 Hofstadter R. The Age of Reform. From Bryan to
FDR. N.Y., 1955. - P.61].

Популисты
1890-ых годов определили на уровне массового сознания одну из центральных
проблем политической философии современности: соотношение демократии и
социальной ответственности государства, что предполагает сильную исполнительную
власть при четко действующем механизме демократического контроля.

Популисты
не только выдвинули идею участия в управлении государством, но и предложили
обеспечивающую ее систему конкретных реформ. "Популизм, - писал
американский исследователь Э.Голдмен, - разработал механизм прямой демократии -
прямые выборы в сенат; инициативы, дающие избирателям право законодательства
через головы представителей; референдум, обеспечивающий право вето на действия
законодательных органов" [Goldman E.F. Rendezvous with Destiny. A History
of Modern American Reform. N.Y., 1956. - P.46].

Наиболее
активным популистское движение было в южных штатах, где проявления расизма были
открытыми и очевидными. Под воздействием популистов создалась коалиция белых и
черных для борьбы против всевластия промышленно-финансовых магнатов. Это
продолжило традицию аболиционизма, перенеся ее в самый очаг расизма - на
глубокий Юг. В насыщенных антирасистской риторикой речах популистов, в их
действиях в защиту преследуемых черных популистских лидеров обозначился принцип
движения, поставившего социальные противоречия выше расовой розни. Один из
популистских лидеров, конгрессмен от штата Джорджия Т.Уотсен в своих
многочисленных речах постоянно акцентировал на этом внимание, называя ненависть
краеугольным камнем финансового деспотизма, порабощающего и белых, и черных.

Яркий
урок антирасистской солидарности преподали популисты штата Джорджия, когда в
ответ на угрозу линчевания негритянского лидера две тысячи вооруженных белых
фермеров-популистов выступили в его защиту [Populism: Reaction or Reform? Ed by
Saloutos T.Huntington. N.Y., 1978. - P.45]. По свидетельству американских
исследователей антирасистский размах популистского движения уникален для
массовых политических выступлений белых на Юге.

Популизм
не исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло с собой
целый пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем.
Популистское сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическим, а
интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным
отношением к историческим судьбам страны. Не имея четко оформленной идеологии и
теоретической базы, популизм представлял собой противоречивое сочетание: с
одной стороны, это было прагматическое политическое течение с весьма конкретной
программой, с другой стороны, - умонастроение и своего рода этос: составляющая
человеческой природы, которая подвластна ему самому и является предметом
морального выбора. Популистскому восприятию социального мира было свойственно
дихотомическое деление общества, возрождающее примитивные социальные
представления о нем: богатые и бедные, народ и избранные. Иррационализм
популистского сознания выражался в пристрастиях к экономическим и политическим
панацеям.

В
идейном арсенале популизма важное место принадлежит проблеме личности. "В
центре популистской идеологии, - писал английский исследователь Д.Макрэ, - не
экономика, не политика, даже не общество. Ее ядро - личность, в первую очередь
ее моральный аспект" [Populism. Its Meanings and National Characteristics. Ed. by Jonescu G., Gellner E.
L., 1969. - P.159]. Это утверждение является характерным для
популистского мировоззрения. В соответствии с ним главной задачей общества -
его экономической и социальной политики - должно быть счастье рядового
человека, его материальное благосостояние и духовная гармония, что характерно
также для марксизма, частично либерализма. Но если марксизм предполагает
добиваться этого с помощью революционных преобразований, либерализм - исходя из
концепции частной собственности, то популизм - благодаря надежде на простейшее
решение всех проблем, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий
(например, предлагаемая популистами чеканка серебряных денег) могут радикально
изменить к лучшему всю общественную ситуацию.

В
популистском мировосприятии идеал человека воплощал земледелец-фермер. Поэтому
популисты остро критиковали капиталистическую индустриализацию и присущую
капитализму урбанизацию сельской жизни. Они были первым массовым движением в
Соединенных Штатах, поставившим экологические проблемы. Однако их критика не
носила характера ярко выраженного антитехницизма. Они одобряли развитие техники
и ее внедрение для облегчения труда на производстве и в сельском хозяйстве, но
были обеспокоены тем, что она используется для усиления власти промышленных
магнатов.

Популистский
личностный идеал сочетался с представлениями о демократической общественной
деятельности как высшей форме самовыражения личности. Эти идеи развивал один из
самых образованных популистских лидеров Т.Ньюджент. "Не есть ли Христос, -
вопрошал он, - конечный результат божественной эволюции, ниспосланный в этот
мир для того, чтобы преобразовать, возвысить и прославить Человека
общественного?" [Godwin
L. The Populist Moment: A Short History of the Agrarian Revolt in America. N.Y.,
1978. - P.192-193].

Личностная
самореализация рядового американца в общественной деятельности осуществлялась в
популистском движении. Миллионам тружеников, униженных и отторгнутых от
возможности влиять на свои судьбы, это движение давало ощущение социальной
причастности и значимости. Оно сформировало культуру, характеризовавшуюся
особым демократическим этосом. Высшей ценностью этой культуры мыслился рядовой
"общественный человек" активно участвующий в решении своей судьбы.
Популистские идеи демократического участия и контроля были политическим
выражением этих более глубоких культурно-мировоззренческих основ.

Популистское
сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и
решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с
тем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые не
покушались даже самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали
сомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право
личности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема
производственных отношений, и общественных классов, соответственно у них
отсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе.
Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальных
проблем.

В
то же время популистское движение имело антимонополистическую направленность,
установки на подлинное равенство вплоть до расового. Программа структурных
реформ, которую выдвинули популисты, предполагала максимальное участие рядовых
людей в решении своих судеб. При всей противоречивости популистского
мировосприятия эти характерные для него качества делают возможным определить
популистское движение в целом как явление демократической ориентации.

Будучи
реакцией на ломку старых структур и складывание крупнокапиталистического
производства популизм в США тем не менее не был обращен в прошлое. Напротив,
популистский менталитет улавливал требования своего времени, а зачастую и
времени, отдаленного на несколько десятков лет вперед. Об этом свидетельствуют
требования движения, обозначившие основные направления развития демократии в
США, сохраняющие актуальность и по сей день: достижение экономических целей
средствами массового политического движения, в котором участвует широкая
коалиция трудящихся на межрасовой основе; демократическое участие и контроль;
сохранение окружающей среды и гармоническое развитие личности.

Тем
не менее, являясь неопределенным по своему составу, популистское движение не
смогло существовать самостоятельно. В 1896 году оно влилось в демократическую
партию, поддержав на президентских выборах их кандидата У.Брайана. С его именем
связано окончательное утверждение термина "популизм" как метода
политической борьбы. Характерными чертами этого метода являются апелляция к
обыденному сознанию масс, попытки подстроиться под их требования, использование
таких черт обыденного сознания, как упрощенность представлений об общественной
жизни, непосредственность восприятия, максимализм и склонность к простым и
однозначным политическим решениям.

В
популизме У.Брайан увидел средство привлечения на свою сторону широких масс,
сделав на этом главную ставку в президентской кампании. Он резко критиковал
"воротил Уоллстрита", пытался представить свою борьбу за Белый дом
как войну за святое дело, а себяљ- как новую мессию, раздавая направо и налево
различные обещания фермерам и рабочим. У.Брайану не удалось добиться победы, но
популизм как политический прием доказал свою перспективность: демократы набрали
на один миллион голосов больше по сравнению с предыдущими выборами и были как
никогда раньше близки к победе.

Популизм
имел несколько побед на уровне штатов, но так как его программа была
преимущественно общегосударственной, то эти локальные победы были малоэффективны.
В 1900 году партия раскололась: сторонники слияния с демократами поддержали
список последних, а фракция "непримиримых" выдвинула В.Баркера от
Пенсильвании на пост президента и И.Доннелли от Миннесоты на пост
вице-президента. Эта фракция продолжала выдвигать списки кандидатов до 1912
года. При Теодоре Рузвельте и Вудроу Вильсоне многие из требований популистов
были удовлетворены.

Но
популистская традиция в США не была прервана. Популизм ярко проявился здесь во
время "великой депрессии", наступившей вслед за мировым кризисом в
экономике 1929-1933 годов. Став самым длительным и разрушительным в истории
капитализма, вызвав беспрецендентное падение жизненного уровня населения,
кризис возбудил общественные страсти и привел к новому подъему популизма. Проводимая
в это время система мероприятий правительства президента Ф.Рузвельта,
сочетающая меры по усилению государственного регулирования экономики с
некоторыми реформами в социальной области, получила название "новый
курс".

В
современной истории использование популистских методов характерно как для
политических деятелей демократических государств, так и для руководителей
авторитарных и тоталитарных режимов. Программные установки и действия Муссолини
и Гитлера были основаны на стремлении удовлетворить потребности толпы в
"хлебе и зрелищах", сулили быстрые и легкие пути выхода из кризиса,
ласкали слух обывателя громкими радикальными лозунгами и словами: раздел
богатства, антиаристократизм, социальная справедливость, особая миссия. В
теории и практике гитлеровского национал-социализма был достаточно эффективно
задействован такой популистский прием, как раздувание воинствующего
национализма и расизма. "Ариец является Прометеем человечества. Его ясная
голова была одарена божьей искрой гения, ему дано было возжечь первые огоньки
человеческого разума, ему первому удалось бросить яркий луч света в темную ночь
загадок природы и показать человеку дорогу к культуре, научив его таинству
господства над всеми остальными живыми существами на этой земле... Все основные
планы человеческого прогресса, все самые большие камни, необходимые для
постройки, - все это дал ариец. Другим расам принадлежало только выполнение
планов," - так Гитлер представляет созидательное прошлое арийской нации,
играя на национальных чувствах народа [Гитлер А. Моя борьба: Пер. с нем. -
Ашхабад, 1992. - С.243]. Брошенное в благодатную почву семя привело Гитлера и
его сподвижников к власти, проросло в виде фашистского государства,
исповедующего расизм, национализм, шовинизм, тоталитаризм, которое принесло
миру много горя и страдания.

Сильный
элемент популизма был свойственен и политике большевистской партии в России.
Такие популистские лозунги как "Мир - народам!" и "Земля -
крестьянам!" сплотили вокруг большевиков многомиллионные народные массы.
Их реализация сыграла решающую роль в борьбе за влияние в народе. "...Мир
по телеграфу" дали большевики и солдатская масса пошла за ними," -
признавал в своих мемуарах П.Н.Краснов [Революция и гражданская война в
описании белогвардейцев. - М.-Л.: Госиздат, 1926. - С.25].

С
лозунгами, выражавшими волю и чаяния простых людей, у большевиков соседствовали
и такие, которые играли на низменных инстинктах толпы, например, "Грабь
награбленное!" или "Война - дворцам!", которая привела к
невосполнимым утратам материальных и духовных ценностей.
Выводы

Появившийся
в конце ХIХ века как общественное движение, идеология и вид политической
деятельности популизм прочно занял свои позиции в политическом сознании масс,
приобретая новые черты и активизируясь в периоды, когда страны переживали
переломные этапы своей истории.

Являясь
сопутствующим атрибутом демократии, популизм порой приводит к власти на гребне
своей волны политических лидеров, которые в дальнейшей политической
деятельности исповедуют авторитарные или тоталитарные принципы.

В
современной политической жизни любой публичный политик вынужден использовать те
или иные популистские методы, придерживаться определенного политического стиля
в борьбе за власть, так как полное игнорирование нужд и симпатий избирателей
приводит к поражению на выборах.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Does Foreign Aid Do More Harm Than
Реферат Социологическое исследование на тему "Вредные привычки среди молодёжи"
Реферат Обвинувачений його права та обов язки в кримінальному процесі
Реферат Скульптура. Можливості в інтер’єрі (як засіб) та на уроках (як спосіб)
Реферат Записки из подполья как исток философии экзистенциализма Ф.М. Достоевского
Реферат Personal Writing The Day Of Surprise Essay
Реферат Разработка стратегии развития продукции на предприятии ОАО "Юргахлеб"
Реферат Satire In Lilliput Essay Research Paper Generations
Реферат Отчет о прибылях и убытках 4
Реферат Обстоятельства смягчающие наказание 3
Реферат 27 мая т г. подведены итоги социального проекта «Знак качества «Сделано в Костроме» за 2010 год
Реферат My Girl And Mama Essay Research Paper
Реферат Социальная трансформация и социальная безопасность
Реферат Изучение и оценка работы ОАО "Молоко"
Реферат Признание заслуг К.Э. Циолковского