Реферат по предмету "Разное"


Аправлен на приобщение детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, к культуре русского народа на примере подготовки и проведения праздника Масленица

РУССКАЯ МАСЛЕНИЦАСоциально-педагогический проектВасильева Ирина Андреевнастудентка 2 курса специальности «Дошкольное образование»Областное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Иркутский педагогический колледж № 2»Аннотация проекта Проект направлен на приобщение детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, к культуре русского народа на примере подготовки и проведения праздника Масленица. В рамках проекта предполагается организация мастер-классов по развитию прикладных умений и навыков детей и подростков через изготовление кукол и игрушек на основе изучения традиций прикладного народного творчества, обеспечивающих творческое взаимодействие участников проекта.^ Описание проблемы Глобализация мирового сообщества в последнее десятилетие идет наиболее интенсивно. Мы являемся свидетелями процессов интеграции стран, формирования глобальных союзов национальных экономик, выстраивания наднациональных институтов управления международными рынками. С другой стороны, не менее отчетливо мы можем наблюдать и обратные процессы: рост национального самосознания, возрождение ушедших в прошлое стремлений к укреплению государственности в пределах национальных границ. Вместе с тем, в настоящее время игнорируются и даже искореняются культурно – исторические ценности народов, этнокультурные особенности воспитания. Пренебрежение красотой межнациональных отношений, неумение и нежелание понять смысл, равнодушие к национальной этнической культуре могут стать фоном нашего бытия и одной из причин разрушения духовной культуры народа. Традиции обеспечивают связь времен и поколений, передачу жизненного опыта; необходимость их использования в воспитании диктуется, прежде всего, тем, что они связаны со многими сторонами взаимоотношения поколений, становления народного мировоззрения. Традиции входят в воспитательный процесс, воздействуя на человека в приобщении его к социальному опыту народа, усвоению его жизненно важных идей и взглядов об окружающем мире, в установлении менталитета. Отсутствие досуга, направленного на ознакомление детей и подростков с традициями и обычаями родного народа ослабляет возможность осуществления воспитательных мероприятий. Часто небогатая культурная среда социальных учреждений обедняет духовный мир ребёнка, препятствует формированию этнической культуры. Дети, из социальных учреждений не помнят своего прошлого, своих предков, растут без багажа опыта прошлых поколений, без исторических корней. И это намного осложняет воспитательно-образовательную работу, замедляя развитие детей, что активно влияет на формирование у них душевной глухоты, эмоциональной заторможенности, возникновению дезадаптации. В связи с чем, приобщение детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, к традициям обеспечивает вхождение в связь времен и поколений, передачу жизненного опыта. Традиции входят в воспитательный процесс, воздействуя на человека в приобщении его к социальному опыту народа, усвоению его жизненно важных идей и взглядов об окружающем мире, в установлении менталитета. Одним из направлений является включение воспитанников социальных учреждений в народные праздники и мероприятия. Так, наиболее распространенным праздником для организации такой работы является Русская Масленица, позволяющая детям войти в мир народной культуры и приобрести социально-прикладные навыки (изготовление кукол-оберегов, одаривание ими близких) ^ Цель проекта Приобщение детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков и способности к творческому взаимодействию с социумом.^ Механизм реализации проекта Реализация проекта занимает три с половиной месяца. Организаторами проекта выступают участники Школы Лидеров «СМАИЛ», предполагается участие отряда девушек-скаутов «Камелия», ансамбля народнодной песни «Сибиряночка», участников кружка «Творим руками». Рассмотрим содержание и сроки реализации каждого из этапов проекта. Организационный этап реализуется в течение двух с половиной месяцев. На этом этапе создается творческая группа из участников проекта, разрабатывается сценарий мероприятия, при поддержке администрации колледжа устанавливается связь с социальными учреждениями. Одним из ключевых моментов реализации данного этапа (проекта в целом) являются организуемые мастер-классы, семинары, которые предполагают возникновение у участников четких представлений о важности и необходимости толерантного отношения к окружающим, ценности этнокультурного воспитания, сущности проблемы нравственного воспитания дезадаптированных детей, опирающегося на этнокультурные традиции русского народа, около трех недель отводится для заключительного этапа проекта. Основной этап начинается с акции «Подари улыбку», цель которой: познакомить участников проекта друг с другом – способствовать возникновению дружеских взаимоотношений студентов и детей, подростков, оставшихся без попечения родителей. Завершением акции является совместное оформление фотовыставки «Подари улыбку», ее размещение в социальном учреждении, а также в Иркутском педагогическом колледже № 2. Главным средством восстановления этнических традиций русского народа является возрождение традиционных народных праздников. Масленица представляет собой с одной стороны праздник, насчитывающий многовековую историю, с другой, великолепную возможность реализации творческого потенциала личности. Мастер-классы по изготовлению кукол, игрушек, их роспись в народном стиле, проведение народных игр на прогулке, разучивание народных песен и танцев, проведение праздника способствуют развитию коммуникативных, прикладных умений и навыков детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, формирует толерантное отношение участников проекта к людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях, повышают социальную активность молодежи. Организация мероприятия для детей социальных учреждений составляет основной этап проекта, реализация которого занимает один месяц. На заключительном этапе проводится обсуждение возможности проведения участниками проекта мероприятий по приобщению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, к культуре русского народа, включение их в план воспитательной деятельности социального учреждения. Создание ролика социальной рекламы, посвященного проблемам взаимодействия детей-сирот и молодежи, будет способствовать привлечению внимания к проблемам этнокультурного воспитания детей, формированию толерантного отношения к детям, оставшимся без попечения родителей, стремлению молодежи к участию в социально-значимой деятельности. ^ План реализации проекта № Наименование мероприятия Сроки Ответственные Организационный этап Создание творческой группы студентов 3-я неделя января «СМАИЛ» Организационные собрания участников проекта 4-я неделя января «СМАИЛ» Разработка сценария мероприятия 4-я неделя января «СМАИЛ», «Сибиряночка» Установление связи со службами социальной защиты населения, потенциальными участниками проекта 4-я неделя января Администрация ИПК № 2, «СМАИЛ» Информирование общественности о прпоекте (работа со СМИ, размещение информации на сайтах участников проекта) февраль, март «СМАИЛ» Семинары, направленные на формирование представлений о важности толерантного отношения к людям, находящимся в сложных жизненных условиях февраль, март Отряд девушек-скаутов «Камелия» Мастер-классы по обучению студентов технике изготовления кукол-скруток (см.Приложение ) февраль «Творим руками» ^ Основной этап « Русская Масленица» Акция «Подари улыбку» (знакомство участников проекта) март «Сибиряночка»,«СМАИЛ», «Камелия», «Творим руками» Знакомство с историей праздника (слайд-шоу) Проведение народных игр и конкурсов с детьми на прогулке Мастер-классы по изготовлению игрушек (куклы-скрутки, лепка из глины, роспись в стиле «Гжель», «Хохлома») Разучивание народных песен и танцев Праздник «Русская Масленица» Гостевание (дарение кукол-скруток детям младшего возраста) 1-я неделя апреля Педагоги соц. учреждения ^ Заключительный этап Разработка плана совместных мероприятий, освещающих народные традиции 1-я неделя апреля «СМАИЛ», «Камелия», «Сибиряночка»«Творим руками» Создание ролика социальной рекламы, посвященного проблемам взаимодействия детей-сирот и молодежи 2-я неделя апреля «СМАИЛ» Заседание творческой группы по итогам реализации проекта 3-я неделя апреля «СМАИЛ» ^ Ожидаемые результаты Введение в план работы социального учреждения совместных мероприятий по приобщению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков и способности к творческому взаимодействию на примере подготовки и проведения Масленицы. Обогащение игрового пространства социального учреждения изделиями, изготовленными детьми и подростками на основе изучения традиций прикладного народного творчества. Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, подростками и студентами, формирование толерантного отношения к воспитанникам социального учреждения, оставшимся без попечения родителей, повышение социальной активности молодежи.ПРИЛОЖЕНИЕПримерный план мастер-класс по изготовлению куклыЗадачи: - познакомить детей с историей возникновения определенного вида куклы; - научить изготавливать куклу в выбранном стиле ^ Краткое содержание - история русской куклы; - виды кукол; - подбор материалов для куклы; - подготовка материалы для изготовления куклы; - изготовление куклы. ^ Предполагаемый результат: участники мастер-класса будут иметь представления о истории возникновения, видах кукол, уметь самостоятельно изготовить куклы.^ Формы организации деятельности детей: дискуссия; беседа; консультация; самостоятельная практическая работа, слайд-лекция. Методические рекомендации: во время беседы организатор мастер-класса ориентируется на уровень знаний и умений в детей и подростков, уровень их подготовки к данному виду деятельности. Могут быть использованы технологические карты по самостоятельному изготовлению кукол-скруток. ^ Сценарий мероприятия «РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА»Звучит музыка, появляются скоморох и красны девицы.Вед.1.Ой, вы, красны девицы и добры молодцы! Слушайте и глядите! Да не говорите, что Слыхом не слыхали и видом не видали! Приглашаем вас всех на посиделки! ВСЕ Милые ребятушки, здравствуйте! Ух, еле добрались! Так спешили, так спешили! А прибыли мы к Вам на Масленицу!Вед. 2.Масленица – кривошейка, Встречаем тебя хорошенько! С блинцами, С каравайцами, С варенчиками!^ Исполнение песни «Ой, вставала я ранешенька»Ой, вставала я ранешенько,Умывалась я белешенько.Ой, люли, ой, люли, ой, люли,Умывалась я белешенько.Простояла я у жаркой у печи,Выпекая крендели, да калачи, Ой, люли, ой, люли, ой, люли.Выпекая крендели, да калачи, Угощенье другу Ванечке,Да любимому Пахомушке,Ой, люли, ой, люли, ой, люли.Да любимому Пахомушке. Для Еремы и для ФомушкиПоварешкой по головушке,Ой, люли, ой, люли, ой, люли.Поварешкой по головушке. Вед. 1 Ой, да, Масленица на двор выезжает, Широкая на двор выезжает! А мы, девушки, ее-то встречаем, А мы, красные, ее-то встречаем! Ой да, Масленица, погостюй недельку, Широкая, погостюй другую! А мы тебя игрой втретим! ^ Игра «Ручееек» (музыкальная игра)Игра «Купим мы, бабушка, тебе курочку» Купим мы, бабушка, тебе курочку Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, тебе уточку Уточка – та-та, та-та, Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, тебе индюшонка Индюшонок – фалды-балды, Уточка – та-та, та-та, Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, тебе кисоньку А кисонька – мяу-мяу, Индюшонок – фалды-балды Уточка – та-та, та-та Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, тебе собачонку Собачонка – гав-гав, А кисонька – мяу-мяу, Индюшонок –фалды-балды, Уточка – та-та, та-та, Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, тебе поросёнка Поросёнок –хрюки-хрюки, Собачонка – гав-гав, А кисонька – мяу-мяу, Индюшонок – фалды-балды, Уточка – та-та, та-та, Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. Купим мы, бабушка, тебе коровёнку Коровёнка – муки-муки, Поросёнок – хрюки-хрюки, Собачонка – гав-гав, А кисонька – мяу-мяу, Индюшонок – фалды-балды, Уточка – та-та, та-та, Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. При пропевании, каждую птицу и животного поющие изображают следующими движениями: курочка –указательными пальцами обеих рук попеременностучать по коленям. Уточка – кистью правой руки виляющие движения вправо и влево. Индюшонок – обхватив пальцами плечи, локтями похлопывать по бокам. Кисонька — попеременно мягко сжимать и разжимать пальцы к ладони. Собачонка – сложить ладони вместе горизонтально,а затем размыкать и смыкать.Поросёнок – кулачки приставить один к другому, поднести к носу и вращать (как выжимают бельё). Коровёнка – приставить «рожки» указа­тельными пальцами к голове и покачивать ею.^ Появление Масленицы (чучело)Вед 2. Дорогая наша Масленица,Авдотья Изотьевна!Дуня белая, Дуня румяная,Коса длинная, триаршинная,Лента алая двуполтинная,Платок беленький, новодненький,Брови черные, наведенные,Лапти частые, головастые,Портянки белые, набеленные. ^ Песня «Во кузнице» (сопровождается движениями) Во- ку, во кузнице, во- ку, во- кузнице, Во кузнице молодые кузнецы, во кузнице молодые кузнецы. Они, они куют, они, они куют, Они куют приговаривают, чеботами приколачивают. Сошьем, сошьем Дуне, сошьем, сошьем Дуне, Сошьем Дуне сарафан, сарафан, сошьем Дуне сарафан, сарафан. Носи, носи, Дуня, носи, носи, Дуня, Носи, Дуня, не марай, не марай, по праздникам надевай,надевай Вед.1. Как приятно держать в руках свою маленькую Масленицу. Ребята, предлагаем выполнить Масленицу вместе с нами.^ Изготовление куклы-оберега «Масленица»(поэтапная инструкция изготовления куклы скрутки)Вед. 2 Вот какая Масленица!Каждому похвастаться!Вед.1 Внимание! Внимание! Веселое гуляние! Собирайся скорее, народ! Вас что-то интересное ждет! Масленица! Масленица! Широкая Масленица! Ну-ка, все повеселимся, в пляске быстрой закружимся!^ Хороводная песня «Во саду ли, в огороде… » Во саду ли в огороде Девица гуляла. На ней русая коса, Лента голубая. Она ростом невеличка, Лицом круглоличка За ней ходит, за ней бродит Удалой молодчик. Вед.2 Как на масленой неделе Из трубы- блины летели! Ой, блины, блины, вы блины мои, Ой, блины, блины, вы блины мои! Появление скоморохов с блинами и самоваром, чаепитие Вед.1. Ну вот и отметили мы с Вами Масленицу, да узнали кое-что новое об этом празднике. А ведь масленная неделя продолжается. Не все блины еще съедены и не все песни спеты. Все: Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.