АДЖАНТА Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства являются комплекс пещерных храмов Аджанты. Он был создан в эпоху империи Гуптов - последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны. Комплекс подземных буддийских храмов Аджанты создавался на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Он представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой.
В пяти пещерах расположены храмы, в остальных двадцати четырех - монашеские кельи. Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него. По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры. Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей.
Они сохранились до наших дней только благодаря отдаленности храмового комплекса - это позволило уникальным росписям избежать полного разрушения, которым подвергались древние храмы со стороны религиозных фанатиков. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате только тринадцать из тридцати девяти пещер сохранили фрагменты древней живописи. Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни
Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Однако, наряду с изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений показывающих сцены из жизни древней Индии. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказала влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая
дворцы царей и вельмож. В сюжетах росписей Аджанты присутствуют и сцены придворной жизни: принцы - в роскошных апартаментах, окруженные женами и прислужницами, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Эти изображения сегодня позволяют реконструировать городскую архитектуру Индии той поры, в большинстве случаев деревянную: дворцы, дома богатых граждан, ворота - все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.
Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому в них нашли выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах. Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный
мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир "далекой
Индии чудесной" - все это с удивительным искусством воплощено на стенах пещерных храмов Аджанты. Наряду с картинами из жизни Великого Учителя - Будды, наряду с изображениями бодхисатв, буддийских монахов и религиозных символов, в росписях Аджанты присутствуют картины откровенно эротического содержания, с точки зрения европейца - просто непристойные, которые едва ли могли соответствовать потребностям уединенной жизни монахов.
Но это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии, и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах. Более того: эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни.
Сцены, изображенные на росписях Аджанты, как правило, сюжетно не связаны между собой. Росписи представляют отдельные циклы, иногда написанные в разные времена, и связь между этими циклами весьма условна. Отдельные эпизоды изображены самым неожиданным образом по отношению друг к другу, разные сцены не отделены друг от друга какими-либо рамками, а незаметно переходят одна в другую. Исследователи росписей Аджанты неизменно обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во
дворцах, селах и городах Индии середины I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца. И с поразительным мастерством изображены напуганные разъяренным слоном люди, в панике
разбегающиеся и прячущиеся кто куда. В росписи Аджанты органично вплетаются каменные скульптуры и рельефы. С особенным искусством оформлен центральный вход в один из подземных храмов. Над входом изображены восемь фигур Будды в белых и розовых одеждах на черном фоне. Под ними - восемь изображений счастливых влюбленных пар. Эти изображения облетели весь мир и, вероятно, имеются в любом издании по искуству
Древней Индии. В полумраке ниш по обеим сторонам входа стоят монументальные скульптуры богинь священных рек Ганга и Джамны. Одна из богинь стоит на каменной черепахе, другая - на крокодиле. Ниши со скульптурами обрамляет живописное изображение густой листвы. Роспись потолков пещерных храмов Аджанты призвана уничтожить давление скалы, приподнять пространство над головой. Это достигнуто за счет удивительного разнообразия орнамента, которым расписаны потолки,
орнамента, составленного из цветов, листьев, плодов в сочетании с изображениями птиц и животных образующими единый многообразный мир. В некоторых случаях живописцы попытались придать потолкам характер кессонных, с помощью орнамента зрительно увеличивая высоту сводов пещеры. Сказочно богатые и многообразные росписи Аджанты стали известны всему миру только после 1819 года, когда забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены вновь.
В 1920-х годах живопись в пещерах была отреставрирована и с тех пор находится под охраной. ХРАМ В ЛУКСОРЕ В начале Нового царства в Египте сформировалась новая композиция храмов, ставшая позднее традиционной. По ней возводили архитектурные сооружения в долине Нила и через тысячу лет. Святилище было самой важной частью храма, оно располагалось в глубине комплекса; здесь часто в отдельной маленькой комнате или постройке, похожей на деревянную хижину, хранилось изображение
божества. Иногда в ней находилась и ладья, в которой божество возили перед народом во время религиозных праздников и церемоний. Святилище было окружено небольшими помещениями, где хранились изображения менее значительных местных богов; эти помещения могли служить для размещения богов, приехавших "в гости" на религиозные торжества, здесь же хранили одеяния и культовые предметы, необходимые для свершения обрядов, и драгоценности. Войти в это помещение могли только жрецы.
Помещения храма, дворики и колонные залы были расположены в строго определенном порядке, соответствуя пути божественной ладьи, и каждое имело свое назначение. Чем дальше находились эти помещения от святилища, тем они были выше и просторнее. В двориках стояли жертвенные алтари и скульптуры, стены были украшены фресками и барельефами. Фасадом зданию служил большой парный пилон, он выглядел как сплошная массивная стена здания, возвышающаяся
над и по обеим сторонам ворот. Пилон возвышался над зданием храма, его стены были заметно наклонены внутрь. Фасад храма был украшен барельефами, верхняя часть завершалась карнизом. Перед пилоном находились деревянные шесты для флагов и, в большинстве случаев, огромные каменные статуи. Внутри пилона была лестница, по которой можно было попасть на крышу. В больших пилонах предусмотрены и внутренние помещения.
Кроме архитектурного, у пилона было и символическое значение. Согласно самой распространенной гипотезе пилон символизировал два края горизонта, между которыми солнце всходило каждый день. Эти пилоны были ориентированы на восток. Восходящее солнце должно было освещать каждое утро своими лучами святилище. Лучи солнца проходили между двумя башнями над воротами.
Для этой цели над воротами иногда строили балкон. На нем фараон появлялся перед своими подданными. Пилон служил и крепостью, которая должна была помешать силой ворваться в храм. Храм был частью священной территории, к ней относились колодец, небольшое священное озеро, кельи жрецов, комнаты прислуги, конторы писцов и складские помещения. В поздний период сюда добавился и так называемый Дом рождений - "маммиси".
Все эти постройки были обнесены высокой кирпичной стеной с несколькими воротами. Если этот храм находился у реки, тогда к нему проводили от Нила канал и строили маленькую пристань. Отсюда начинался и здесь заканчивался путь священной ладьи со статуей бога. Во многих случаях к храму вела дорога со сфинксами. Планировка и композиция храмов служила интересам и потребностям литургии, последовательному совершению
религиозных обрядов. Можно смело сказать, что эти египетские храмы были воплощением теологии в камне. Каждый фараон считал своим долгом не только строить новые храмы, но и заниматься реставрацией и расширением старых. Эти работы начинались в глубине здания, во внутренних помещениях и продвигались изнутри наружу. Перед старым фасадом возводили новую, более высокую колоннаду, строили большой пилон и т. д. Такое строительство благодаря линейной архитектурной планировке храма не меняло сущности его композиционного
построения. Самым новым элементом всегда становился фронтальный пилон фасада. Одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников древнеегипетской храмовой архитектуры относится храм в Луксоре, в южной части древних Фив, получивший название по имени современного городка, на территории которого он находится. Великолепный комплекс храма был построен в честь бога Амона, культ которого распространился к тому времени по всей стране.
Храм в Луксоре - первое крупное культовое сооружение, посвященное Амону. Ранее на этом месте находилась культовая постройка времен Среднего царства, чьи камни и пошли на строительство храма Амона. Фараон Тутмос III построил здесь маленькую молельню. Она состояла из трех помещений. Молельня предназначалась для размещения священных барок (ладей) бога
Амона, его жены Мут и сына Хонсу, которые приезжали сюда из Карнака во время праздника "опет". Фараон Аменхотеп III построил храм для праздников южнее молельни Тутмоса III, ближе к Нилу и тоже параллельно его течению. Строителем был тоже Аменхотеп, сын Хапу, главный архитектор фараона.
Он был единственным, кому разрешили построить свой заупокойный храм на западном берегу Нила, там же, где стоят заупокойные святилища фараонов. Основные строительные работы были завершены при Аменхотепе III. Его преемники не внесли существенных изменений в композицию храма Амона, хотя некоторые строительные работы и были проведены.
Например, Тутанхамон построил перед входом новую колоннаду, Рамсес II пристроил к северной части храма пилон и двор, тем самым присоединив молельню Тутмоса III непосредственно к зданию храма. Поэтому этот двор лежит несколько в стороне от основной оси планировки комплекса. Рамсес II, желая прославиться как фараон-строитель, приказал высечь свое имя на статуях Аменхотепа III, царицы Тейе и наследника престола.
Зал для священной барки был впоследствии полностью перестроен Александром Македонским. В римские времена рядом с храмом был разбит военный лагерь, название которого носит сегодняшний Луксор. В первые столетия нашей эры в стенах храма находилась церковь коптов. В наши дни у восточной стены храма Амона возвышается мусульманская мечеть. Храм в Луксоре и большой комплекс святилища в Карнаке были соединены дорогой, которую охраняли сфинксы.
Спустя и тысячу лет после XIX династии могучий пилон Рамсеса II, словно огромные ворота, принимал религиозные шествия и божественную ладью из Карнака. По обеим сторонам ворот стояли тронные статуи фараона из черного гранита. Другие статуи, изображающие фараона в полный рост, были сделаны из красного гранита. Всего перед фасадом храма стояло два обелиска и шесть огромных статуй фараона.
Сохранились: один обелиск, две тронные статуи и одна стоящая. Второй обелиск стоит теперь на площади Согласия в Париже. Входной фасад храма покрыт фресками. На них изображены эпизоды сражения под Кадешем. За пилоном фасада следует двор, окруженный по периметру двумя рядами колонн, здесь же находится молельня Тутмоса III. Стены покрыты барельефами религиозной тематики, сохранились лишь некоторые их
фрагменты, например барельеф, изображающий пилон входа в храм и религиозное шествие, направляющееся в его сторону. В южной части двора вход ведет в постройки Аменхотепа III, здесь во дворе между колонн стоят одиннадцать статуй фараона, на которых Рамсес II написал свое имя. С обеих сторон входа находятся тронные статуи Аменхотепа III, рядом с фараоном стоит статуя его царственной супруги.
Она гораздо меньше статуи фараона. Пройдя через этот проход, мы попадаем в 52-метровую колонную галерею, она состоит из семи пар колонн, по всей форме напоминающих пучки папируса. Капители колонн имеют форму раскрытого цветка папируса. Высота колонн 16 м. Эта каменная аллея ведет в следующий двор. В начале этой аллеи установлены статуи Рамсеса II и его супруги.
Настенные барельефы изображают сцены религиозных обрядов, торжественные шествия, посвященные празднованию Нового года. После каменной аллеи мы попадаем во второй двор, построенный Аменхотепом III. С трех сторон он окружен двойным рядом колонн, в южной части находится колонная галерея. Здесь колонны имеют форму стеблей папируса с закрытым бутоном цветка. Такую же форму имеют и все остальные колонны двора.
Настенные барельефы изображают Аменхотепа III, приносящего жертву. Далее, пройдя через два зала-вестибюля, мы попадаем в зал для священной ладьи. Затем через зал-вестибюль с шестью парными столбами проходим в святилище с четырьмя опорами. Здесь в небольшом строении на возвышении стояла статуя бога. Эту статую вывозили в священной ладье в дни религиозных праздников.
Барельефы святилища изображают богов Гора и Атума, ведущих фараона к Амону. Среди вспомогательных помещений, к которым относились молельни Мут и Хонсу, наибольший интерес вызывает Дом рождений Аменхотепа III. Настенные барельефы этого помещения изображают рождение фараона, начиная с момента зачатия (роль отца играет, естественно, бог Амон), беременности царицы, развития ребенка и формирования его
"Ка", вплоть до момента рождения. Матери фараона при родах помогали сами боги. Последняя картина этой серии - сцена вступления фараона на трон. Внешние стены храма тоже были украшены рельефной росписью. В основном она изображала сцены битв и сражений. Большая их часть, к сожалению, погибла. ХРАМ В КАРНАКЕ Самое крупное храмовое сооружение Древнего
Египта было построено в северной части города Фивы на восточном берегу Нила. Начиная с XIX династии этот комплекс в Карнаке считался национальной святыней. Фараоны строили здесь в течение двух тысяч лет. Свой характерный облик храм приобрел в период Нового царства. Храм должен был прославлять бога Амона и могущество Египта. Храмовый комплекс Карнака состоял из трех частей.
Самой большой была средняя часть. Здесь с востока на запад возвышается большой храм Амона. Кроме большого храма здесь было много меньших по размерам храмов и молелен. Храмы Гора и Пта сохранились достаточно хорошо. У южной стены храма Амона-Ра находилось искусственное озеро прямоугольной формы. Оно существует и по сей день. Это озеро играло важную роль в проведении религиозных обрядов.
На южном его берегу были построены складские помещения. Неподалеку от храма Амона находился участок святилища бога Монту (главный бог Фив в Древнем царстве). На этой территории стоял небольшой храм Монту и находилось маленькое священное озеро. На юге располагался район святилища богини Мут. Храм богини был построен на берегу священного озера, имеющего форму подковы.
С храмом Амона его соединяла дорога со сфинксами. Оба этих храма построил Аменхотеп III. Святилище Мут было украшено сотнями тронных скульптур богини Сехмет, выполненных из диорита и гранита. Естественно, территории храмов Монту и Мут были обнесены стеной. Длинная дорога для религиозных шествий соединяла храмы Амона и Мут с Луксорским храмом. Иногда его называли "южным гаремом"
Амона. На празднике "опет", который в годы XX династии продолжался 27 дней, бог Амон выезжал на своей барке из Карнака в Луксор, по случаю другого праздника он переправлялся через реку и посещал заупокойные храмы усопших фараонов, превратившихся в богов. Первый храм Амона был, вероятно, построен в годы "первого переходного периода", об этом рассказывают и
дошедшие до нас документы и записи. О постройках времен XII династии мы знаем несколько больше, от времен фараона Сенусерта I до нас дошли несколько стен фундамента и камни одной из молелен. Время расцвета священного комплекса бога Амона началось во времена Нового царства, с приходом к власти XVIII династии.
Фивы вновь становятся столицей империи. Фараон Тутмос I начал расширение храма Амона, построенного еще в Среднем царстве. Он возвел стену вокруг старого святилища, во дворе храма построил два пилона, которые стали входом в храм. Хатшепсут, дочь Тутмоса I, возвела в восточной части двора зал из розового кварцита - зал для священной ладьи. Он был окружен маленькими вспомогательными помещениями.
Все сооружение стояло на фундаменте из черного гранита, стены изнутри были покрыты позолотой. На территории храма царица поставила четыре обелиска. Два из них находятся между пилонами, которые поставил ее отец (по сегодняшнему учету они проходят под номерами IV и V). Хатшепсут построила и так называемый пилон VIII. Если идти к храму Амона по дороге из храма Мут, то этот пилон служит входными воротами.
Фараон Тутмос III строил в Карнаке больше всех своих предшественников. В храме Амона он начал с того, что снес построенный царицей Хатшепсут зал для божественной ладьи и построил на его месте из розового гранита другой, с маленьким пилоном VI на входе, между входом и залом для ладьи находился маленький зал-вестибюль, его образовали две гранитные опоры. Эти монолиты символизировали Нижний и
Верхний Египет и потому были декорированы изображениями лотоса и папируса, эмблемами Нижнего и Верхнего Египта. Они стоят и по сегодняшний день. Самое крупное сооружение, построенное фараоном архитектурный комплекс в восточной части храмового ансамбля. Он состоит из большого зала для праздников и множества вспомогательных помещений вокруг него. Зал разделен на пять проходов-нефов, он расположен перпендикулярно по отношению к оси планировки храма.
Это первый в истории пример планировки соборного типа: кровля главного нефа опирается на повышенные опоры и потому возвышается над потолком других нефов - кораблей. В главном нефе размещены окна, через которые внутрь попадает свет. Высокий потолок был выкрашен в синий цвет, украшен золотыми звездами. Другие, более узкие нефы были отделены друг от друга четырехугольными столбами, покрытыми барельефами.
Окружающие зал помещения и молельни тоже были украшены удивительно тонкими настенными рельефами. Одно из помещений получило сейчас название "Ботанический сад", стены здесь расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Здесь же обнаружены барельефы, на которых изображен фараон во время приношения жертвы своим предшественникам. 60 картушей с именами фараонов смогли прочитать археологи на этих барельефах.
Это неоценимая помощь ученым и историкам, так как надписи помогли уточнить хронологию истории Древнего Египта. Рядом с восточной стороной храма Амона и залом для праздников, между двумя обелисками Хатшепсут, фараон Тутмос III построил еще один маленький храм. Кроме этого, фараон поставил еще один новый пилон (VII) между пилоном (VIII) Хатшепсут и большим храмом. Полученный таким образом двор он украсил статуями.
Аменхотеп III в Карнаке строил относительно мало. Он построил огромный новый пилон (III) на запад от пилона IV. Для этого строительства он использовал строительный материал, оставшийся после сноса молелен его предшественников. Здесь археологи обнаружили остатки маленьких храмов Сенусерта I и Аменхотепа I, кварцитового зала священной ладьи
Хатшепсут и др. Двойной ряд колонн в форме связок папируса, похожих на луксорские, вероятно, тоже построил Аменхотеп III, желая подчеркнуть взаимосвязь двух храмов. Хоремхеб, последний фараон XVIII династии, построил в западной части этой двойной колоннады, ведущей к пилону Аменхотепа III, еще один новый пилон (II). К числу его деяний принадлежат также пилоны IX и Х и дорога со сфинксами к храму богини
Мут. Фараоны Сети I и Рамсес II воздвигли между пилонами II и III великолепный колонный зал, который считают одним из самых монументальных интерьеров древнеегипетской архитектуры. По оси зала высится двойная колонная галерея Аменхотепа III. Высота колонн 23 м. Потолок, поддержанный колоннами, возвышается над соседними пролетами на 10 м. Отсюда свет попадал внутрь здания через окна с каменными решетками.
На капители колонн в форме раскрывшихся цветков папируса струился мощный поток солнечного света, остальные колонны зала находились в полумраке, их капители имели форму нераскрывшихся бутонов. Зал имел размеры 102 X 53 м, на этой огромной площади стоят 134 колонны. Они, как и стены зала, были покрыты цветными барельефами. Стены зала были решены такими же барельефами и снаружи.
Перед пилоном II, который когда-то был главным фасадом храма, Рамсес II поставил два своих колоссальных каменных изображения. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы с бараньими головами. Фараон Рамсес II построил маленький храм перед пилоном II, который был в то время главным фасадом храма. Этот храм, расположенный с севера на юг, стоит несколько
к югу от главной оси планировки храма Амона. Служил этот храм для остановки торжественного шествия. Его планировка традиционная: за фасадом пилона находится двор с колоннами, два колонных зала и святилище. Перед массивными столбами, которые ограничивали дворик с востока и запада, стояли статуи фараона в праздничном убранстве. Современный облик большой храм Амона приобрел в позднюю эпоху, фараон Тахарка, нубиец по происхождению, поставил по примеру храма в
Луксоре перед пилоном главного входа двойной ряд колонн. Мы точно не знаем, когда началось строительство пилона I, но нам известно, что закончилось оно уже при Птолемеях, когда перед пилоном II образовался огромный двор. Конечная композиция храма Амона повторила традиционную планировку египетских храмовых построек.
Во времена Птолемеев на месте старого зала с ладьей была построена гранитная молельня. На территории комплекса большого храма Амона в Карнаке находилось много других маленьких храмов и молелен. На месте молельни Среднего царства в годы правления Тутмоса III рядом с северной стеной был построен маленький храм бога Пта. В период правления Птолемеев перед этим небольшим святилищем были возведены пилон и великолепные
входные ворота. В самом храме находилось три святилища, до наших дней дошли две статуи богов, в среднем святилище находится статуя бога Пта, в правом святилище стоит статуя богини Сехмет. Свет падает прямо на эти статуи через маленькие окна в потолке. Это драматическое зрелище покоряет и человека нашего времени. Храм бога Хонсу находится в юго-западной части комплекса храма
Амона. Построил его Рамсес III, предположительно на месте одного из старых храмов, так как дорога из луксорского святилища ведет прямо к входу в храм Хонсу. По сторонам дороги стоят сфинксы с именем фараона Аменхотепа III. Планировка храма проста, он построен по обычным правилам. За пилоном фасада следует двор, окруженный с трех сторон двойным рядом колонн, далее следует зал с
колоннами, зал с ладьей, зал-вестибюль с четырьмя опорами и жертвенным алтарем и святилище с тремя нишами. Священная территория комплекса храма бога Амона обнесена кирпичной стеной, ворота в стене были богато украшены в период Птолемеев. ЗОЛОТАЯ МЕЧЕТЬ 1 июня 637 года на равнине вблизи Ал-Хиры, на юге современного Ирака, произошла историческая битва между войсками Сасанидской империи и шеститысячным войском арабов-мусульман во главе с
Саадом ибн Абу-Ваккасой, сподвижником пророка Мухаммеда. Рустам, предводитель армии Сасанидов, был убит, а его огромная армия бежала с поля сражения. Судьба империи Сасанидов была решена и Ирак, огромная страна на берегах Тигра и Евфрата, в одночасье стала владением арабского халифата Столица халифата до 750 года находилась в Дамаске, а арабские наместники
Ирака избирали в качестве резиденции Басру, Куфу или Васит. И только халиф Абу-Джафар Ал-Мансур, основатель могущественного государства Аббасидов, избрал своей столицей Багдад - маленькое селение, до того известное только своими конскими ярмарками. Этому селению суждено было превратиться в центр арабского мира, войти в легенды и предания и стать символом Востока, далекой романтической сказкой из "
Тысячи и одной ночи". Рассказывают, что халиф Ал-Мансур приказал сначала наметить план города на земле линиями, выложенными из пропитанных нефтью семян хлопка и поджечь их. В результате получился четкий чертеж из пепла. Обойдя стены, ворота и улицы своей будущей столицы, и убедившись, что проект отвечает его желаниям, халиф собственноручно заложил первый камень нового города.
Строительство столицы заняло четыре года и обошлось халифу в 9 миллионов золотых динаров (один динар весил 4,265 грамма золота). Ал-Мансур назвал свой город Мадинат ас-Салям - "Город мира". Но это пышное название не прижилось. В народе продолжали именовать город Багдадом, как называлось прежде малоприметное селение на берегу реки Тигр. Столица халифов росла, быстро став важнейшим международным политическим, торговым и культурным
центром. Из всех тогдашних городов мира только Константинополь мог соперничать с ним в великолепии. Сменявшие друг друга халифы на протяжении двухсот лет украшали город постройками, изумлявшими мир. И последующие войны и междоусобия долго не могли остановить однажды начатое поступательное движение арабской столицы. Одним из самых выдающихся архитектурных сооружений Багдада стала золотая мечеть Ал-Казымейн. Первоначально на ее месте находилась гробница, возведенная
над могилами имама Мусы и его внука имама Казыма ал-Джавада. Этот мавзолей сильно пострадал в 1258 году при взятии Багдада войсками монголов под предводительством внука Чингисхана Хулагу. В 1367 году, во времена правления султана Увейса, здание восстановили, на могилы имама и его сына положили мраморные плиты, стены украсили изразцами
с текстами из Корана, возвели над гробницами два купола и построили минарет. Сефевидский шах Ирана Исмаил, захвативший Багдад спустя сто лет, приказал снести старую гробницу и возвести новую. Эти работы были закончены в 1519 году. Над могилами имамов были установлены резные деревянные надгробия, изготовленные из драгоценных пород дерева со вставками из кости и бронзы. Тогда же и была построена дошедшая до наших дней мечеть центрально-
купольного плана с двумя куполами и четырьмя минаретами. А в 1813 году оба купола и минареты позолотили, после чего мечеть Ал-Казымейн получила название "Золотой". А разросшееся вокруг мечети селение, пригород Багдада, стал именоваться Ал-Казымия. Здание Золотой мечети чрезвычайно богато декорировано.
Два купола, четыре небольших минарета рядом с ними и четыре высоких минарета по углам ансамбля горят густой позолотой. Стены мечети, прорезанные двумя рядами сквозных стрельчатых ниш, с трех сторон закрыты высокими порталами, опирающимися на деревянные резные колонны. Центральная часть каждого портала имеет вид прямоугольного айвана, возвышающегося над порталом и расположенного напротив входа в само здание. Входы представляют собой сквозные айваны во всю высоту здания, их стены
выложены изразцами, а верхняя часть богато отделана золотом и зеркальными сталактитами. Стены мечети облицованы цветными изразцами со стихами из Корана и мемориальными надписями. Каллиграфические надписи, сделанные арабской вязью, выложены на фоне тонкого растительного орнамента. Во время реконструкции 1813 года потолок гробницы имамов был покрыт золотом, эмалью, цветным стеклом и кусочками зеркал.
Стены от пола до потолка выложили цветными изразцами, а деревянные двери заменили серебряными. В конце XIX века бала заново отстроена стена вокруг мечети, а на южной и восточной ее сторонах сооружены башни с часами. В 1906 году над могилами имамов был воздвигнут массивный серебряный саркофаг. Видеть все великолепие внутреннего убранства храма немусульмане не могут - им строго-настрого запрещен вход в Золотую мечеть. Поэтому любоваться красотой великолепного здания им можно только снаружи.
Сверкающее под ослепительным южным солнцем золото, яркие краски изразцов - все это производит впечатление сказки. Восточной сказки из "Тысячи и одной ночи" СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской
Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался. Строительство собора было начато в 1163 году при епископе
Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства. История сохранила имена нескольких зодчих, завершавших строительство храма. В 1257-1270 годах здесь трудились Жан де Шель и Пьер де
Монтрейль. В 1280-1330 годах строительством руководили Пьер де Шель и Жан Рави. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане. Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную службу.
К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни. Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику. Его длина составляет 130 метров, высота башен - 69 метров. Собор одновременно может вместить девять тысяч человек.
Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы. Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений средневековья. Они объединены одним общим замыслом: изобразить историю христианства от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть скульптур собора Парижской Богоматери, включая все двадцать восемь статуй галереи
Королей, является копиями XIX века: оригиналы разбиты в годы французской революции. Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам-де-Пари интересны знаменитые статуи химер, установленные на верхней площадке собора у подножия башен. Химеры, разрушенные от времени, были восстановлены в 1850-1860-х годах скульптором Виоле ле Дюком. Этих страшных, фантастических существ средневековые авторы наделили внутренней психологией - это производит на зрителей сильное, жутковатое впечатление.
В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. От этого сразу возникает ощущение мрачноватости, холодности. Раньше в соборе было еще темнее, и пришлось пробивать новые окна в боковых стенах, так как центральный неф освещался очень плохо. Его высокие стрельчатые своды поднимаются в почти бесконечную вышину. Высота центрального нефа собора Парижской Богоматери составляет 35 метров, и в сочетании со сравнительно
небольшой шириной и чрезвычайной легкостью конструкции свода это создает чувство высоты и величия. Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе
с тем таинственность. Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен - фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13 метров, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен
из Ветхого завета. К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей французской
революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда
Виктор Гюго писал свой знаменитый роман "Собор Парижской Богоматери", храму уже угрожало полное разрушение. В 1841-1864 годах была произведена капитальная реставрация собора. В эти же годы были сломаны постройки, примыкавшие к собору, а перед его фасадом образована существующая ныне площадь. В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства -
Терновый венец Иисуса Христа. СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол
Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа
Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. После его смерти работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело Буонаротти. А после его смерти архитекторы Джакомо делла
Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики, папа Урбан VIII освятил новый собор. Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили "окошечко" - "исповедальню", через которое верующие могли видеть гробницу святого
Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. До 1990 года собор Святого Петра в Риме являлся самым большим христианским храмом в мире. Размеры собора потрясают. Он занимает площадь в 22067 квадратных метров. Высота собора составляет 189 метров, длина с портиком -
211,5 метра. Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой
"yobel", откуда и произошло слово "юбилей". Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор.
В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом (XV в.). В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центра - апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у
Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини "Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного". Собор Святого Петра на протяжении веков украшали выдающиеся мастера искусств. Почти все изображения на стенах и сводах собора выполнены мозаикой.
Здесь находится скульптура "Пиета" ("Оплакивание Христа") работы Микеланджело. Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище. Его диаметр составляет 42 метра, и в Риме его называют "cupollone" ("куполище"). По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами
Христа: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании
Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - называемые "апокалиптическими зверями", о которых Иоанн Богослов в "Апокалипсисе" пишет как о животных, которые окружали престол Бога. В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский.
Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется. По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы римских пап, королей
и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого - апостола Петра. Многочисленные надгробия римских пап, установленные в соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами - Джотто, Бернини, Микеладнджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсена. В соборе хранится Копье сотника Лонгина - то самое, которым был пронзен на кресте
Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя. В одной из капелл хранится часть мощей Св. Иоанна, архиепископа Константинопольского (начало V в.), за красноречие нареченного Златоустом. Центральный алтарь капеллы Крещения украшает мозаика "Крещение Христа". Купель крещения сделана из мраморной крышки гроба императора
Оттона II (X в.), единственного императора германского происхождения, похороненного в соборе. Рядом с капеллой установлен памятник Марии Собеской, жене короля Джеймса III Стюарта (XVIII в.), умершей при родах последнего ребенка. На этом угас королевский род Стюартов. Капеллу Михаила Архангела украшает мозаичная копия с картины Гверчино "
Похороны Святой Петрониллы". Мозаика эта, переливающаяся яркими тонами и озаряющая эту скупо освещенную часть храма, является лучшей в соборе Святого Петра. Сама капелла называется так по мозаичной копии с известной картины Гвидо Рени "Св. Михаил Архангел, попирающий поверженного сатану". В капелле находится надгробие папы Климента XIII.
Львы у его основания считаются самыми красивыми из созданных в XIX столетии. Григорианская капелла выполнена по рисункам Микеланджело его учеником Джакомо делла Порта. На саркофаге погребенного здесь папы Григория XIII изображена сцена принятия в 1582 году нового календаря, получившего по имени папы название григорианского. Старый календарь вел летоисчисление от
Юлия Цезаря и назывался юлианским. Его реформа понадобилась потому, что к XVI веку в результате накопившихся неточностей старого календаря все даты сдвинулись, и праздник Пасхи сместился на несколько дней. Потому и стала необходима реформа календаря. В России православная церковь придерживается юлианского календаря. Напротив расположена пустая ниша над могилой папы
Григоря XIV. Предание рассказывает, будто бы когда Григорий XIV заболел, врачи отпаивали его составом из толченого золота и драгоценных камней, взятых из папской сокровищницы. Но такое лекарство не помогло, и папа все равно умер, но сокровищница Ватикана оскудела настолько, что для надгробного памятника средств уже не нашлось. На алтаре капеллы Святых Таинств сияет позолоченный бронзовый реликварий работы
Бернини. В нем хранятся многочисленные реликвии. В капелле находится единственная в соборе написанная маслом картина художника Пьетро да Кортона "Троица Новозаветная". Рядом, в капелле Бернини хранится привезенная из Иерусалимского храма витая колонна, прислонившись к которой Христос произнес начертанные на фризе собора слова: "
Ты есть Петр и на камне сем Я создам Церковь Мою". СОБОР СВЯТОГО СТЕФАНА Собор Святого Стефана является главной святыней австрийской столицы, и его изображения стали появляться на картинах с видами Вены еще в средние века. Собор Святого Стефана был заложен епископом Пассау в начале XII века и освящен в 1147 году. Но еще долгие десятилетия спустя собор достраивался, перестраивался
и подновлялся. Первоначально храм представлял собой трехнефную базилику с сильно выступавшим трансептом, отделявшим от основной части здания узкую алтарную часть. После сильного пожара 1258 года собор фактически пришлось строить заново. От первоначальной постройки уцелел только западный фасад здания с монументальным порталом, носящим название "Исполинские врата". Два других портала, сооруженные позднее, также имеют свои названия:
южный - "Певческие врата", северный - "Епископские врата". В 1304-1340 годах была заново возведена алтарная часть собора и расширена основная часть здания. В 1359 году мастерами Микаэлем Кнабом, отцом и сыном Петером и Гансом фон Прахатицами была сооружена главная вертикаль собора - Южная башня высотой 137 метров, на вершину которой ведет лестница в 312 ступеней.
Жители Вены называют башню "Старый Стефл". Это одно из лучших произведений австрийской готики. В середине XV века мастер Ганс Пукспаум начал возводить Северную башню. Пукспаум с 1440 года являлся главным архитектором собора Святого Стефана. Северную башню достраивали уже после его смерти, и она осталась незавершенной.
Предание рассказывает, что для того, чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против такого вмешательства в его привычный облик. Окончательно строительство собора завершил знаменитый архитектор
и скульптор Антон Пильграм и произошло это только в начале XVI столетия. С XII века собор Святого Стефана является главным храмом австрийской столицы, а с 1469 года - епископской кафедрой. Несмотря на затянувшееся строительство, собор Святого Стефана сохранил архитектурную целостность и его облик в основном выдержан в готическом духе. Окруженный со всех сторон городской застройкой, собор почти невозможно охватить взглядом в полной мере,
а с близкого расстояния можно увидеть только его уходящую в небо громаду. Стены собора подпирают мощные контрфорсы. Многочисленные готические детали подчеркивают устремленность ввысь тяжелого, монументального здания. Крыша собора покрыта многоцветной черепицей, которой выложены, в частности, гербы Австрийской республики. Гладкие стены фасада выложены из крупных блоков тесаного камня и довольно скупо украшены резными масками и скульптурами.
Среди них выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но, если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ. Главный вход в собор, "Исполинские врата", в прежние времена открывались только во время
торжественных церемоний, например, когда собор посещали короли и императоры. В обычное время прихожане входили в собор через боковые входы: северные "Епископские врата", украшенные порталом XIV века, или через южный вход, называемый "Певческими вратами". Певческие врата украшают каменные фигуры герцога Рудольфа IV и его супруги Катарины. Их окружают оруженосцы.
В руках герцог держит модель собора Святого Стефана. Интерьер собора украшают многочисленные скульптуры и алтари. Но, несмотря на это, внутреннее пространство храма не загромождено и выглядит просторным. Его длина составляет 108 метров, ширина - 35 метров, а высота - 28 метров. Пять пар мощных столбов поддерживают теряющиеся в высоте своды главного нефа.
Свет в собор попадает из высоко расположенных боковых окон, и в пасмурный день в соборе царит полумрак. До наших дней чудом сохранились цветные средневековые витражи на окнах храма. Алтарь собора, так называемый Винер-Нейштадский алтарь, относится к XV веку и является одним из самых значительных памятников подобного рода в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки
покрыты средневековой живописью. Резной высокий алтарь выполнен мастером Якобом Поком. В интерьере собора находится немало образцов скульптуры XIV-XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. Другую большую статую Мадонны, изваянную в 1320-1330-х годах (ее причисляют к лучшим образцам немецкой пластики), можно видеть около епископской кафедры.
Сама кафедра, выдающийся памятник средневекового искусства, изготовлена мастером Антоном Пильграмом около 1515 года. Помимо буйной готической резьбы, ее украшают четыре потрясающих по реализму и мастерству исполнения фигуры отцов Церкви, высеченные из камня. Пильграм является и автором подножия органа. Здесь, среди причудливой каменной резьбы, можно видеть автопортрет самого скульптора. Второй его автопортрет находится в нижней части епископской кафедры.
Со времен средневековья собор служил местом погребения королей, императоров, епископов, знатных людей. Здесь погребено множество деятелей не только австрийской, но и мировой истории - например, выдающийся полководец, генералиссимус, принц Евгений Савойский. Многие надгробия выделяются искусной работой и являются произведениями искусства. Среди них выделяется саркофаг императора Фридриха
III, изготовленный в 1467-1513 годах. В апреле 1945 года во время ожесточенных боев в Вене собор был охвачен пожаром, длившемся трое суток. Обрушились верхние части здания, рухнул большой колокол, сильно пострадал интерьер собора. Жители город и советские солдаты потушили пожар, но многие детали собора безвозвратно погибли. Спустя семь лет после реставрационных работ собор был снова освящен, но восстановительные работы продолжались
еще более десяти лет. Сегодня собор Святого Стефана полностью восстановлен, и новые кладку и архитектурные детали храма практически невозможно отличить от старых. СОДЕРЖАНИЕ Аджанта Храм в Луксоре Храм в Карнаке Золотая Мечеть Собор Парижской Богоматери Собор Святого Петра Собор Святого Стефана
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |