Иван 4-й сформировал из преданных ему людей новое правительство , которое
стали называть Избранной радой. В его состав вошли некоторые дворяне и
старомосковские бояре, заинтересованные в возвышении Москвы. Руководителем
Избранной рады стал любимец царя дворянин Алексей Адашев.Большую роль в ней
играли придворный священник Сильвестр и сверстник Ивана, друг его детства,
князь Андрей Курбский. Избранная рада проводила политику централизации государства, стремясь
примирить интересы всех бояр , дворян и духовенства. В феврале 1549 года в кремлевском дворце собрались представители бояр ,
высшего духовенства и московских дворян. На этом “соборе примирения” Иван
4-й выступил с речью. Он обвинил бояр в злоупотреблениях и призвал всех к
совместной деятельности по укреплению единства Российского государства. Это
был первый Земский собор - собрание представителей сословий. В дальнейшем
Иван 4-й собирал Земские соборы для решения всех важнейших государственных
вопросов. Кроме бояр,дворян и духовенства, в них участвовали представители
иных сословий: купцы и ремесленники. В России установилась сословно-
представительная монархия.
Избранная рада провела ряд реформ. Она значительно расширила органы центрального управления, так называемые
приказы, изменила порядок управления городами и волостями. Раньше судом и
сбором налогов ведали наместники из бояр. Они не получали жалования, а
“кормились” за счет населения . Избранная рада отменила систему кормлений.
Она назначила во все города и земли воевод, которым государство платило
деньги, а сбор налогов и судебные дела поручила старостам, выбранным из
числа дворян. Был составлен новый судебник - сборник законов. Правительство Адашева обязало всех вотчинников и помещиков в случае войны
приходить с отрядами вооруженных конников. Кроме того , были созданы постоянные пехотные полки стрельцов ,
вооруженных огнестрельными ружьями. Значительно усилилась артиллерия.
Реформы способствовали укреплению центральной власти, ограничивали
привилегии дворян и повышали роль дворян в управлении страной.
Опричнина
глубокие душевные потрясения , испытанные в детстве ,на всю жизнь лишили
царя доверия к подданным. Человек сложный, противоречивый и
неуравновешенный, он в периоды крайнего внутреннего напряжения , когда его
необузданные страсти выходили за нормы разумного , творил правый и неправый
суд над своими действительными и мнимыми противниками.
Политика Избранной рады не удовлетворяла феодалов. Бояре были
недовольны отменой кормлений и других привилегий, а дворяне тем , что не
получили новых поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение
усугублялось неудачами во внешней политике . Бесконечные интриги, имевшие
место вокруг государя , подорвали его психику.
Первый кризис , оставивший глубокий след в обостренном сознании Ивана
Васильевича , был связан с его внезапной и тяжелой болезнью после
возвращения из Казанскогопохода и составлением в марте 1553 года завещания
в пользу младенца Дмитрия (первого сына , рожденного от Анастасии). Царь
потребовал принесению присяги наследнику в пеленках , но у некоторых
ближних бояр, которые первыми целовали крест , появились сомнения , и они ,
сказавшись больными , уклонились от присяги. Ходили слухи , что они “хотели
... на государство” старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного
брата Ивана 4-го .
Больной царь говорил боярам: “Если вы сыну моему Димитрию креста
не целуете , то значит у вас другой государь есть... Я вас привожу к
крестному целованию , велю вам служить сыну моему Димитрию , а не
Захарьиным ; вы души свои забыли , нам и детям нашим служить не хотите , в
чем нам крест целовали уже не помните ;а кто не хочет служить государю -
младенцу , тот и большому не захочет служить...” На это отозвался князь
Иван Михайлович Шуйский : ”Нам нельзя целовать крест не перед государем;
перед кем нам целовать , когда государя тут нет ?” Прямее высказался
окольничий Федор Адашев , отец царского любимца : “ Тебе ,государю, и сыну
твоему , царевичу князю Димитрию , крест целуем , а Захарьиным , Даниле с
братьею , нам не служить ; сын твой еще в пеленках , а владеть нами будут
Захарьины , Данила с братьею ; а мы уж от бояр в твое малолетство беды
видали многие”. Но к вечеру поцеловали крест Димитрию следующие бояре :
князь И.Ф. Мстиславский , князь В.И.Воротынский , И.В.Шереметев ,
М.Я.Морозов , князь Дмитрий Палецкий , дьяк И.М.Висковатый и др.[1]
Откровенно предпочитали служить Владимиру Андреевичу Старицкому
князья П.Щенятев , И.И.Пронский , C. Лобанов - Ростовский , Д.И.Немой ,
И.М.Шуйский, П.С.Серебряный, С.Микулинский , Булгаковы. Бояре покорились
только после заявления царя , что к присяге он приводит сам и велит служить
Дмитрию , а не Захарьиным.[2]
По известию одной летописи , бояре насильно заставили присягнуть князя
Владимира Андреевича , обьявивши ему , что иначе не выпустят из дворца ; к
матери его посылали трижды с требованием , чтобы и она привесила свою
печать к крестоприводной записи.”И много бранных речей она говорила . И с
тех пор пошла вражда , между боярами смута , а царству во всем скудость “,
- говорит летопись.[3]
7 августа 1560г. после болезни умерла Анастасия. Ее смерть потрясла
Ивана Васильевича. Анастасия занимала особое место в его жизни - он любил
ее и уважал как самого близкого человека. Окружение Ивана 4-го
воспользовалась состоянием его полной растерянности тупого отчаяния и
пустило слух ,что Анастасия умерла не своей смертью, что “извели царицу
своими чарами” Сильвестр и Адашев. Этого было достаточно - царь решил
судить оговоренных заочно.
Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по видимому
он там и умер ). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи ; его
взяли под стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561г.
Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все
близкие и дальние родственники Алексея Федоровича , многие знатные бояре и
князья, их семьи, включая детей - подростков, были либо физически
уничтожены, либо отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом.
Карамзин восклицал в связи с этим:”Москва цепенела в страхе. Кровь лилась,
в темницах, в монастырях стенали жертвы!..”
Теперь у государя появились новые любимцы. Среди них особенно
выделялись боярин Алексей Данилович Басманов, его сын кравчий Федор
Басманов , князь Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий
Лукьянович Малюта Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной
фигурой. Малюта ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако , несмотря
на это, сам Малюта был неплохим семьянином. Одна из его дочерей , Мария,
была замужем за выдающимся человеком того времени- Борисом Годуновым. Умер
Малюта Скуратов на поле боя - немцы изрубили его на стене крепости
Витгенштейн в Ливонии во время штурма в 1573 году.
... Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в
чужие земли. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя
предательство Андрея Курбского, которого он ценил не только как
заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как
личного и доверенного друга. И вот - неожиданная измена! И не просто
измена , а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля в
один из самых трудных для России моментов в ее затянувшейся войне с
Ливонией ! Польский король милостиво принял Курбского , сохранил за ним все
его высокие почести и пожаловал богатым имением.
“Между царем и боярами шла глухая распря . Она превратилась в
жестокое гонение на бояр после бегства в Литву князя А. М.Курбского”
(Платонов).[4]
Сам Курбский впоследствии писал, что бежал , опасаясь готовящейся
над ним расправы. В письме к царю он осуждал его за разгон Избранной рады,
за самовластие. Иван Грозный истребил близких родственников Курбского,
брошенных им в Москве, отомстив недругу.
В ответе на гневное послание Курбского Иван 4 исчерпывающе и лаконично
изложил кредо самодержца : неограниченность воли монарха, власть которого
санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле
монарха всех подданных.
Иван Грозный говорит о своем праве на самодержавный престол, праве
древнем , неизменном, неутраченном :” Самодержавства нашего начало от
святого Владимира : мы родились на царстве , а не чужое похитили “.[5]
...Иван Грозный придумывает невиданное на Руси лицедейство-добровольно
оставляет трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская игра имела
свой политический смысл.
В воскресенье 3 декабря 1564г. Иван со своими детьми и царицей под
охраной и в сопровождении большого обоза уехал из Кремля “неведомо куда
бяше”. Он отслужил молебен в Троице - Сергиевом монастыре , а затем отъехал
в Александрову слободу, где обосновался надолго.Через месяц Иван Васильевич
прислал в Москву гонца с двумя грамотами. Первая,” гневная” грамота была
направлена митрополиту Афанасию. В ней государь описывал все беззакония
боярского правления, перечислял вины бояр и обвинял митрополита и
духовенство в зловредном пособничестве боярам. Вторая, ”слезная”, грамота
предназначалась “посаду, всем людям” и читалась в собрании народа . В этой
грамоте царь заверял московских посадских людей в том , что зла и гнева на
них не держит , явно стремясь заручиться их поддержкой.
Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре,сановники,
приказные люди просили митрополита умилостивить государя.Чтобы “ударить
челом царю и плакаться”, в Александрову слободу отправилась
представительная делегация от духовенства ,бояр, дворян, приказных людей,
купцов и посадских. Выслушав этих посланцев “всего народа”, Иван Грозный
согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях.В самом общем
виде они заключались в следующем: отныне царь будет по своему
усмотрению”невозбранно казнить изменников опалою, смертию, лишением
достояния”,без всяких претензий со стороны духовенства.
2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу , а
на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об
учреждении опричнины.
Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин “опричнина”
происходит от старославянского “опричь”- кроме, поэтому опричников называли
еще кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества ,
которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Царская
реформа включала три группы мероприятий:
1.В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил
“опричь” всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны,
которые и составили его особое личное владение- государев узел или
опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла
опричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск,
Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд
высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и
восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на
западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с
улиц, перешедших в государственный удел , надлежало насильственно выселить
всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не
записывались опричниками.
2.Для своей охраны государь создал из князей , бояр, дворян и детей
боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал
1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор
опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в
Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих
родных и обязывался служить только царю.За все это государь жаловал всех
отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись
князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в
опричнину...Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью
голову и метлу. Это были знаки их должности , состоявшей в том , чтобы
выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев -
крамольников. Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет , что царь
со всей Русской земли собрал себе “человеков скверных и всякими злостью
исполненных” и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями
и братьями , но и с родителями , а служить единственно ему и на этом
заставлял их целовать крест.[6]
3.Та часть государства ,которая осталась за пределами государева удела-
опричнины , стала именоваться земщиной. Текущими государственными делами
здесь по прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть
дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в
области международных отношений , как и прежде ,был царь.
4 февраля 1565г.,т.е. на второй день после учреждения опричнины,
началась новая полоса жестоких расправ за “великие изменные дела” с теми ,
кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили ,
других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имущество
всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома ,
растаскивали имущество, угоняли крестьян.
Есть все основания думать ,что опричники расправлялись с неугодными
царю лицами!..
Очевидно,царь видел в своем двоюродном брате Владимире Старицком
главного противника.В 1556 г. он отобрал у своего кузена в орпичнину
значительную часть его удела.Таким образом Иван Грозный лишил старицкого
князя последней опоры - поддержки старицких феодалов. Итак, главная цель
ведения опричнины- борьба с пережитками политической децентрализации.
Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и
княженской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались
опричники, где они бесчинствовали и грабили “всех и вся” без какого-либо
разбора. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной
организацией.
Естественно ,что опричнина очень скоро вызвала недовольство и
озлобление против царя не только среди феодальных верхов , но и в массе
простого народа...
... Александрова слобода стала второй столицей Российского
государства. В ней Иван 4 прожил семнадцать лет, замаливая с опричниками
грехи перед Богом и продолжая чинить суд и расправу над своими
противниками. Государь уничтожил много честных, нужных России людей(дело
боярина Федорова; убийство митрополита Филиппа; убийство старицкого князя
Владимира Андреевича и др.)
На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к
царю с челобитной , в которой просила отмены опричнины . Грозный ответил на
это усилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено.
Против опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство было
вызвано стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у
монастырей часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждал
действия опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя :”До
каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей ? !..” По
распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он
был задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым.
Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень
кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и
намереваются “отдасться под власть Литовского княжества”.
В конце 1568г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательную
экспедицию в Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного
войска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и
бессмысленным кровавым и разбойным разгулом его слуг- опричников. Были
разграблены Клин ,Тверь и Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа
над горожанами продолжалась 40 дней. За это время из церквей и монастырей
были изъяты все ценности, опричники избивали и грабили всех подряд, не
разбирая правых и виноватых. Потом царь направился в Псков. Псковичам
посчастливилось избежать погрома , но не казней. Царь ушел из Пскова,
прихватив церковную казну . Новгородско- псковский поход Грозного нанес
большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее
экономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа казненых в
Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв.
Многие знатные новгородцы были под стражей отправлены в Александрову
слободу. 5 месяцев велось следствие, результаты которого стали известны
летом 1570г., и неожиданно в число обвиняемых по делу о “новгородской
измене” попали многие из руководителей самих опричников. Жестокой казни
подверглись фактически глава опричнины Алексей Данилович Басманов и его сын
Федор, любимец царя и др. Тогда в течение нескольких дней было казнено
свыше 100 человек .
В годы опричнины и Ливонской войны положение главных производителей
страны крестьян - еще больше ухудшилось : возросла не только барщина , но
наряду с ней увеличился и оброк. Иначе и быть не могло! Опричная дубина ,
ударяя одним концом по вельможной знати , еще сильнее ударила по
крестьянину и посадскому чеговеку, причинив им неисчислимые беды.
В конечном счете опричнина ликвидировала политическую раздробленность,
но вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. Иван
Грозный отменил опричнину и даже запретил под страхам наказания кнутом
упоминать это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории ,
опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди были
объединены , восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские
получили назад свои конфискованные вотчины. Но казни продолжались и после
опричнины.
Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в
период опричнены, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же дед
и отец Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А их
внук и сын использовал опричные порядки в качестве боевого топора,
обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия.
Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеща
переплетя новое со старым . Политика укрепления центральной власти
проводилась в весьма архаичной форме , и нередко под лозунгом возврата к
старине: ликвидация последних удельных владений сопровождалась созданием
нового , государева удела - опричнины и системы дублирующих друг друга
приказов и дум, что повлекло за собой обособление земщины. Безудержное
стремление Грозного к усилению личной власти и его варварские методы борьбы
с политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет
ужасающий отпечаток деспотизма.
-----------------------
[1] С.М.Соловьев “Сочинения . История России с древнейших времен .“ Книга
3. Том 6 .Глава 4. стр.509
[2] И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев “Русская история (популярный очерк)”, стр.302
[3] С.М.Соловьев “Сочинения.История России с древнейших времен .“Книга 3.
Том 6 .Глава 4. стр.511
[4] C.Г. Пушкарев “ Обзор русской истории”, стр. 153
[5] С.М.Соловьев “Сочинения.История России с древнейших времен .”Книга 3.
Том 6 .Глава 4. стр.529
[6] В.О.Ключевский “ СОЧИНЕНИЯ В ДЕВЯТИ ТОМАХ (Курс русской истории, часть
2”,стр. 169 (лекция 19)