Реферат по предмету "Архитектура и строительство"


Екатерининский дворец-шедевр русского барокко

Екатерининский дворец-шедевр русского барокко Я бы хотела рассказать об этом уникальном памятнике архитектуры, т.к. это историческая жемчужина в ожерелье Северной столицы. Увидев дворец впервые летом 2005 года, я была просто поражена его великолепием. Рассказов экскурсовода недостаточно, чтобы по-настоящему узнать Екатерининский дворец, времени тоже не хватало, чтобы обойти все комнаты.

Вернувшись в Москву, я начала читать о Екатерининском дворце, особенно меня заинтересовала Янтарная комната. Вообще мой любимый архитектурный стиль-барокко, помпезный, пышный, роскошный, истинно королевский. Екатерининский дворец прекрасен и снаружи, и внутри. Его фасады, сияющие чистейшей лазурью, цветущие скульптурным убранством таят в себе множество драгоценностей - залов и комнат, которые иначе как произведениями искусства назвать нельзя.

Екатерининский Большой дворец - один из архитектурных шедевров русского барокко середины XVIII века, красивейшая загородная резиденция русских монархов. Дворец строился и перестраивался с 1717 по 1756 год на протяжении почти 40 лет. В его строительстве принимали участие самые знаменитые архитекторы того времени. Его внешний и внутренний облик украшен прекрасной резьбой и позолотой, мрамор и живопись показывают

неповторимость русского барокко. Французский дипломат, современник императрицы Елизаветы, назвал Екатерининский дворец драгоценностью, которой не хватает только футляра. И в самом деле, это величественное здание, выполненное в стиле русского барокко, поражает своей блистательной пышностью. В дворцово-парковом ансамбле Пушкина оно выделяется своей масштабностью, нарядным сочетанием цветов - белого, небесно-голубого и золотого - и прихотливостью архитектурных решений.

Уже при входе ты попадаешь словно в сказку, окунаешься в атмосферу 18 века. Главные Золотые ворота расположены по оси дворца, в разрыве между корпусами циркумференций. Они выполнены на Сестрорецком заводе по рисунку Растрелли мастером Кордони. Ограда между пилонами главных ворот и циркумференциями исполнена мастером Волоковым. Как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота

Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы золотыми . В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота. План 1. История строительства 2.

I выставочная комната 3. II выставочная комната 4. Большой зал 5. Малиновая и Зеленая столбовые 6. Янтарная комната 7. Малая белая столовая 8. Зеленая столовая 9. Живописный кабинет 10. Картинный зал 11. Предхорная 12. Дворцовая церковь 13. Регулярная часть Екатерининского парка 14. Грот 15.

Павильон Эрмитаж 16. Парковая скульптура 17. Пейзажная часть Екатерининского парка 18. Фонтан Молочница 19. Готические ворота 20. Пирамида 21. Кагульский обелиск 22. Екатерининский дворец во время и после ВОв История строительства Первый каменный дворец в Царском Селе строился по проекту архитектора И. Браунштейна в период с 1717 по 1724 год.

Каменными палаты Екатерины I представляли тогда собой небольшое двухэтажное здание, типичное для дворцовых построек в России начала XVIII века. С восшествием на престол Елизаветы I было принято решение перестроить Екатерининский дворец. В конце 1742-начале 1743 годов проектом перестройки дворца занимался архитектор М. Земцов, а после его смерти - А. Квасов, Дж. Трезини,

С. Чевакинский. К 1751 году трудами этих архитекторов скромные каменные палаты о 16 светлицах превратились в обширный дворец с церковью и полукруглыми служебными корпусами циркумференциями , которые обрамляли Парадный двор. Окончательно свой блестящий облик, с некоторыми изменениями сохранившийся до наших дней, Екатерининский дворец обрел благодаря обер-архитектору двора Б Ф. Растрелли. Указ о перестройке старого здания был подписан

Елизаветой 10 мая 1752 года, а уже 30 июля 1756 года Растрелли представлял свое творение императрице и иностранным послам. Перестраивая дворец, Растрелли сохранил его основные элементы. В протяженном свыше 325 метров фасаде здания можно выделить средний дом , то есть центр дворца, подчеркнутый тремя выступами - ризалитами. Средний дом декорируют атланты и кариатиды, декоративные маски маскароны

на фронтонах и над окнами, картуши и другие лепные украшения. В 1756 году скульптуры, маскароны и картуши были вызолочены, что придавало дворцу особый блеск. С этого жегода Большой дворец был центром придворной жизни, где не только проходили балы, маскарады, но и вершились важные государственные дела. От центральной части дворца отходили симметричные флигели, соединенные галереями, которые Растрелли органично включил в общий план дворца, создав полноэтажные

корпуса. Над северным корпусом возвышались пять позолоченных куполов Дворцовой церкви, а над южным, где находилось парадное крыльцо, высился большой позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. По проекту Растрелли был окончательно оформлен и Парадный двор, въезд в который украшают позолоченные ворота, изготовленные по рисунку архитектора на Сестрорецком заводе. Не меньшей роскошью отличалось внутреннее убранство

Екатерининского дворца. Созданную Растрелли Парадную анфиладу из-за обилия золоченой резьбы прозвали золотой . Анфиладное расположение залов Растрелли использовал и в других дворцах, но только в Екатерининском длина Парадной анфилады была равна протяженности всего здания. Графиня В.Н.Головина писала в своих мемуарах В этом прекрасном жилище было нечто волшебное, и обитала в нём женщина, обладавшая всем, чтобы нравиться и привязывать к себе .

Упоминаемые личные покои императрицы Екатерины II, включающие Опочивальню, Туалетную, Табакерку, Рафаэлевскую комнату, Зеркальный и Серебряный кабинеты, располагались рядом с тремя парадными дворцовыми залами - Арабесковым, Лионским и Китайским, где протекала вся придворная жизнь. В помещениях нижнего этажа Южного флигеля 1779-1785 арх.

Ю.Фельтен , спроектированных и отделанных Ч.Камероном Дж. Кваренги, поочерёдно жили фавориты императрицы - Григорий Потёмкин, Александр Ланской, Александр Дмитриев-Мамонов и Платон Зубов, по имени которого впоследствии флигель получил название Зубовского. Он выдержан в строгой и величавой манере классицизма и был продолжен тремя связанными между

собой постройками Ч. Камерона - Холодной баней, Агатовым павильоном и Камероновой галереей. С северного торца архитектор И. Неелов выстроил здание Церковного корпуса, оформив фасад так, чтобы он не составлял резкого контраста с растреллиевским барокко. С Церковным корпусом было связано аркой-переходом здание, в котором впоследствии разместился Царскосельский лицей. Дворцовые интерьеры претерпели изменения и в 19 веке.

В 1817 году архитектором В. Стасовым для Александра I был создан строгий и холодноватый Парадный кабинет. А в 1863 году в стиле второго рококо по проекту И. Монигетти построили Парадную лестницу. В середине XIX века хозяйкой апартаментов императрицы Екатерины

II стала Мария Александровна - супруга императора Александра II. На первом этаже Зубовского флигеля в комнатах фаворитов были оборудованы личные комнаты императора Передняя, Приёмная, Штандартная, Арсенальная, Буфетная, Азиатская, Кабинет, Туалетная, Камердинерская и Гардеробная. В Кабинете и Приёмной проходили государственные приёмы и деловые встречи, а гостей принимали на половине

Марии Александровны. После Октябрьской революции в Екатерининском дворце был открыт музей. Внутреннее убранство I выставочная комнатаВ I выставочную комнату можно попасть сразу с Парадной лестницы Екатерининского дворца. Экспозиция этой комнаты знакомит с основными этапами создания Екатерининского дворца. Среди старинных гравюр экспонируется реляция

П.Апраксина императору ПетруI от 24августа 1702года, в которой впервые упоминается Сарская мыза, на месте которой в дальнейшем возникло Царское Село. Рядом- рисунок Каменные палаты о 16тисветлицах , изображающий первый царскосельский дворец, построенный по проекту И.Браунштейна. Строгий фасад с двумя ризалитами, простые по рисунку наличники окон и дверей, кровля с переломом- характерные особенности архитектурного дворцового облика петербургского

зодчества начала XVIIIвека. Центральная часть экспозиции посвящена наиболее значительному этапу дворцово-паркового строительства в Царском Селе в середине XVIIIвека. В 1742году архитектору М.Земцову было приказано пристроить к старому дворцу галереи на колоннах и флигели каменные . Проект был разработан, но остался неисполненным из-за смерти автора. В 1743году был утвержден новый проект дворца, созданный архитектором

С.Чевакинским и помощником архитектора А.Квасовым. В экспозиции представлена сохранившаяся деревянная модель Царскосельского дворца, созданная А.Квасовым. Она дает представление о несохранившемся архитектурном сооружении, строительство которого велось до 1748года. Старый дом был включен в центральный корпус нового дворца как

Средний дом . Дворец состоял из 3хкорпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. За счет увеличения размеров центрального корпуса дворца удалось создать еще два больших зала и Парадную лестницу. Фасад здания украсили пилястры и фигурный фронтон. Два новых флигеля были соединены А.Квасовым со Средним домом деревянными галереями спустя год С.Чевакинский перестроил их в камне. В 1745году были построены одноэтажные полукруглые здания циркумференций

- служебных флигелей, опоясавших Парадный двор. В мае 1752года, когда вся отделка дворца была завершена, императрица ЕлизаветаПетровна сочла его недостаточно пышным и удобным для приемов и празднеств. Согласно ее указу от 10мая 1752года, архитектору Ф Б.Растрелли была поручена новая реконструкция, сопровождавшаяся ломкой уже готовых частей здания. Работы продолжались до 1756года, когда сооружение дворца и отделка его интерьеров были полностью завершены.

Новый этап в истории дворцового строительства, относящийся ко времени правления ЕкатериныII, также отражен в выставочной экспозиции. Эскизы, выполненные Ч.Камероном, и довоенные фотографии созданных им личных интерьеров императрицы рассказывают об уникальных по характеру отделки интерьеров, погибших в годы войны и пока не восстановленных. Среди них особой изысканностью декоративного решения отмечались

Опочивальня императрицы, Серебряный и Синий Табакерка кабинеты, Арабесковая и Лионская гостиные. Здесь же в комнате выставлены документы, рассказывающие о превращении Екатерининского дворца в художественный музей в 1918году и о судьбе памятника и коллекций в годы Великой Отечественной войны и оккупации города Пушкина. Экспозиция рассказывает также об организованной по решению

Советского правительства эвакуации музейных ценностей Екатерининского и Александровского дворцов, в ходе которой было спасено около 70тысяч предметов. На авторских литографиях художника В.Васильева изображен город Пушкин, освобожденный от немецких оккупантов в январе 1944года. II выставочная комнатаСледом за I выставочной расположена

II выставочная комната, в которой Специальный раздел посвящен возвращению к жизни Екатерининского дворца и Екатерининского парка после войны и оккупации. Здесь выставлены фрагмент проекта реставрации дворца, эскиз воссоздания живописного плафона Большого зала, сохранившиеся и воссозданные реставраторами старинные изразцы, инструменты резчиков и позолотчиков. На фотографиях- мастера-реставраторы, возрождавшие фасады и интерьеры

Екатерининского дворца. Автор общего проекта восстановления- архитектор А.Кедринский. Фасады здания восстановлены с максимальным приближением к их виду в XVIIIвеке трестом Фасадремстрой . Многие позднейшие наслоения, исказившие первоначальный облик памятника, в процессе восстановительных работ были удалены. Чтобы установить подлинный первоначальный цвет фасада Екатерининского дворца, архитекторы произвели расчистку красочных слоев, установив, к какому времени

относятся те или иные наслоения. На стене против окон показаны образцы окраски фасада дворца в разные периоды его существования. Во II выставочной комнате представлены также материалы по реставрации основных видов отделки резьбы, лепки, позолоты, расписных изразцов, декоративной живописи, обивочных тканей, наборных паркетов. Большой залБольшой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIIIвеке парадный апартамент в стиле русского барокко, созданный по проекту архитектора

Ф Б.Растрелли в 1752- 1756годах. Зал предназначался для проведения наиболее важных приемов и торжеств, в том числе парадных обедов, балов, маскарадов. Двухсветный зал, около 1000квадратных метров занимает всю ширину дворца. Летом зал пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, а вечером зажигаются 696свечей, расположенные по сторонам от зеркал. Все элементы богатого декора создают иллюзию безграничного пространства чередование больших окон с

зеркалами в простенках зрительно расширяет границы галереи, живопись плафона, изображающая по периметру колоннаду, над которой парят фигуры, раскрывает пространство в высоту. Скульптурная и орнаментальная золоченая резьба зала, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Ф Б.Растрелли и моделям скульптора-декоратора И.Дункера статридцатью русскими резчиками. Особенно пышно были обработаны торцовые стены, украшенные

многофигурными композициями. Живописный плафон был написан в 1752- 1754годах по эскизу и при участии Дж.Валериани, известного венецианского декоратора и перспективиста. Ему помогали А.Перезинотти, А.и Е.Бельские, И.и П.Фирсовы, С.Иванов, Н.Афанасьев, Б.Суходольский, Г.Козлов, И.Васильев и М.Сергеев. Плафон состоял из трех самостоятельных композиций, изображающих

Аллегорию России , Аллегорию Мира и Аллегорию Победы . Грандиозный по размерам плафон в сочетании с золоченой резьбой на стенах зала производил чрезвычайно сильное впечатление. В 1790-хгодах из-за деформации перекрытия он был снят, а в 1856- 1858годах художниками Ф.Вундерлихом и Э.Франчуоли был написан плафон Аллегорическое изображение науки, искусства и трудолюбия , прославляющий технические достижения середины XIXвека.

Этот плафон, просуществовавший до Великой Отечественной войны, уступал по художественным достоинствам плафону Дж.Валериани. Дополняют интерьер резные золоченые кресла XVIIIвека с сиденьями, обтянутыми белым штофом. Малиновая и Зеленая столбовыеВ 1750-хгодах, перестраивая Екатерининский дворец, архитектор Ф Б.Растрелли стремился разнообразить архитектурно-декоративное оформление его интерьеров.

Так, при отделке двух помещений дворцовой анфилады, расположенных друг за другом, Растрелли применил оригинальные для того времени материалы затянутые белым штофом стены столбовых декорированы прозрачными стеклянными пилястрами столбами , под которые подложена малиновая и зеленая фольга. Отсюда и происходит название этих небольших дворцовых гостиных. В Малиновой столбовой привлекает внимание печь, изразцы которой украшены сценами с фигурами в характерных

костюмах XVIIIвека. Живописный плафон в этой комнате выполнен неизвестным итальянским художником конца XVIIIвека на исторический сюжет- Александр Македонский и семья персидского царя Дария . В центре столбовой находится ломберный стол, на котором экспонируются уникальные шахматы резной кости китайской работы XVIIIвека с шахматной доской, инкрустированной пластинками перламутра. Здесь же стоит секретер работы знаменитого немецкого мастера

XVIIIвека А.Рентгена, украшенный в технике маркетри . Зеленая столбовая при императрице ЕкатеринеII служила буфетной, поэтому ее половина была отгорожена узкой перегородкой, выполненной в готическом стиле в 1770-хгодах. В настоящее время мебельное убранство Зеленой столбовой состоит из бюро немецкой работы XVIIIвека и гостиного гарнитура французского производства, изготовленного в середине

XIXстолетия. Янтарная комната Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее авторство приписывали А. Шлютеру, который, как считалось, задумал ее для Берлинского дворца. Некоторые авторы полагают, что панно вообще не были использованы в Берлине, а сразу же с места хранения им ошибочно называют Цейхауз были подарены Петру I, причем составляющие его части были настолько неполны, что собрать их

в Петербурге не представлялось возможным. Недавно обнаруженные документы и критический взгляд на все факты позволяют нам сегодня пролить свет на прусскую историю возникновения янтарных панно в Берлине. Над созданием Янтарной комнаты работали архитекторы Иоганн Арнольд Неринг, Мартин Грюнберг, Ян де Бодт, Жан-Луи Кайяр, Андреас Шлютер, Кристиан Эльтестер,

Иоганн Фридрих Эозандер, Филипп Герлах Младший. Изучив архивные и графические источники, Буркхард Герес директор дворцов Объединения Прусские дворцы и парки Берлина-Брандебурга пришел к выводу, что не знаменитый Андреас Шлютер, а его видный конкурент Иоганн Фридрих Эозандер был автором проекта Янтарного кабинета, задуманного сначала для королевского дворца

Шарлоттенбург, а затем перепланированного для резиденции Фридриха I в Ораниенбурге. Удалось проследить и истинный путь готовых панелей. Выполненные на протяжении двенадцати лет мастерами-резчиками Готфридом Вольфрамом, Готфридом Турау и Эрнстом Шахтом, они были лишь в 1713 году перенесены из Оружейной палаты королевских Конюшен в Берлинский дворец для облицовки

Табачной коллегии Фридриха Вильгельма I и уже через три года вновь демонтированы, чтобы последовать в далекую Россию. Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору ПетруI захотелось получить янтарный кабинет для своей Кунсткамеры. В 1716году по дороге во Францию он встречается с Фридрихом ВильгельмомI в Габельберге, недалеко от Берлина.

ПетрI получает от прусского монарха в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет и яхту Либурника . Через двагода русский царь посылает ответный подарок- 55 гренадеров и кубок собственной работы. Отправкой янтарного кабинета в Россию руководил русский посланник при прусском дворе граф А.Головкин. 18ящиков с янтарем были погружены на восемь телег и отправлены сначала в

Кенигсберг, а затем в Мемель. Они пробыли в пути шесть недель. 6 января 1717года по поручению императора ПетраI и обер-гофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны П.Бестужев-Рюмин встретил груз в Мемеле и отправил в Ригу, а оттуда- в Петербург. Санкт-Петербургский генерал-губернатор А.Меншиков принял и распаковал ящики, используя инструкцию, приложенную к полученному драгоценному грузу.

Однако привезенный с большими предосторожностями в Россию янтарный кабинет так и не был смонтирован при жизни ПетраI. Установка кабинета в том виде, в каком он прибыл в Петербург, была практически невозможна, так как не хватало многих деталей. Впоследствии янтарные панно на протяжении целого ряда лет находились в так называемых людских покоях

Летнего дворца, где располагалась своего рода домашняя кунсткамера императора. Очевидно, они были просто расставлены вдоль стен одной из комнат этой постройки. При вступлении на престол, императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции- Третьего Зимнего дворца. Она поручила заняться этим своему обер-архитектору

Ф.Б.Растрелли. Для починки и установки янтарных деталей в феврале 1743года приглашается итальянский мастер А.Мартелли. Однако для отделки стен интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватает, поэтому Ф Б.Растрелли использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные панно под янтарь . В 1745году ФридрихII дарит императрице Елизавете Петровне недостававшую в первоначальном декоре кабинета

четвертую раму, исполненную по проекту А.Рейха. В ходе реконструкции дворца Янтарную комнату неоднократно переносили с места на место. Собранная в 1746году, она стала служить для официальных приемов. В июле 1755года императрица Елизавета Петровна приказала Ф Б.Растрелли перенести Янтарную комнату в Большой дворец

Царского Села. Начальнику канцелярии императорского двора В.Фермору поручили бережно разобрать кабинет в Зимнем дворце и уложить в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая на руках перенесла ящики из Зимнего дворца в Царское Село. Для оформления интерьера в царскосельском дворце янтарных деталей опять не хватает, и поэтому части стен были затянуты холстом и расписаны под янтарь художником

И.Бельским, а также введены зеркальные пилястры и деревянный резной декор. Для установки янтарных панно вновь приглашается А.Мартелли. Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758году на эту должность был приглашен из Пруссии

Ф.Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села. В 1763году императрица ЕкатеринаII отдает распоряжение о замене расписных холстов в цоколях пилястр и изготовлении десюдепорта восточной стены Янтарной комнаты. Вместе с Ф.Роггенбуком к работе приступили ранее приглашенные в Россию К.Фриде, И.Вельпендорф, подмастерья Г.Фриде, сын

Ф.Роггенбука Иоганн и их русские ученики. Были изготовлены восемь филенок под пилястры, десюдепорт и резные детали карниза, в которые включили неиспользованные ранее фрагменты берлинской работы. За 4года было использовано 450 килограммов янтаря. К 1770году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната получила свой окончательный вид, запечатленный позднее на многочисленных фотографиях.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в два яруса. Центральный средний ярус был составлен из восьми симметричных крупных вертикальных панно. В четырех из них установили картины из цветных камней, исполненные в 50-хгодах XVIIIвека во Флоренции в технике флорентийской мозаики по проекту художника Д.Дзокки и изображавшие пять природных чувств Зрение,

Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно заполняли высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Убранство комнаты состояло из наборных комодов русской работы и китайского фарфора. В застекленных витринах Янтарного кабинета хранилось одно из самых значительных в

Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIIIвеков немецких, польских и петербургских мастеров. Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. В XIXвеке трижды проводилась реставрация- в 1833, 1865, 1893- 1897годах. В 1933-1935-хгодах небольшие реставрационные работы в Янтарной комнате велись скульптором И.Крестовским.

Серьезная реставрация намечалась на 1941год. Малая белая столовая Столовая, Белая столовая, Малая столовая Малая белая столовая примыкает к Картинному залу. С нее начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, позднее- императрицы ЕкатериныII, которая передала эти комнаты своему любимому внуку, великому князю Александру Павловичу, будущему императору

АлександруI. Столовая выполнена по проекту архитектора Ф Б.Растрелли в 1752-1756годах и выдержана в стиле интерьеров Парадной анфилады Екатерининского дворца. Стены столовой были затянуты белым штофом в резных золоченых рамах, двери украшены резными золочеными десюдепортами в виде композиции, состоящей из картуша, охотничьих труб, колчана, орла с распростертыми крыльями, орнамента из стилизованных листьев аканта, раковин и

гирлянд с цветами, выполненных по моделям скульптора И.Дункера. Живописный плафон Похищение Тарсия , написанный художником Ф.Брюлловым, печь из гамбургских изразцов, зеркала в резных золоченых рамах и наборный паркет дополняли убранство интерьера. После пожара в 1820году интерьер был восстановлен по проекту архитектора В.П.Стасова, в 1850-хгодах по проекту архитектора А.

И.Штакеншнейдера выполнена композиция лепного и живописного плафонов. Дополняют убранство интерьера подлинные предметы, сохраненные во время Великой Отечественной войны в эвакуации- резные золоченые кресла и стулья, обитые белым штофом русской работы середины XVIIIвека, бюро наборного дерева мастера Н.Васильева, выполненное в 70-хгодах XVIIIвека, картины с видами

Екатерининского дворца и парка художников Ф.Баризьена, Ж.Делабарта, Ф.Алексеева. Зеленая столовая C Зеленой столовой начинаются интерьеры, расположенные в северной части Екатерининского дворца, вблизи Дворцовой церкви, которые были созданы в 70-хгодах XVIIIвека по указу императрицы ЕкатериныII для великого князя Павла Петровича будущего императора ПавлаI и его первой супруги

Натальи Алексеевны. Интерьеры были построены на месте Висячего сада , созданного Ф Б.Растрелли и представлявшего собой огромную террасу. Одним из торцов зала без потолка был фасад Церкви, вместо рисунка штучного паркета извивались пестрые цветники, а мебель состояла из каменных скамеек, расположенных под фруктовыми деревьями. Сад со временем стал распространять сырость по дворцу, и в 1773году по указу императрицы

ЕкатериныII архитектор В.Неелов построил Покой их Высочеств . Архитектурно-художественное убранство зала в 1779году выполнил Ч.Камерон. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора ПавлаI- Мария Федоровна. Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом, который в объемной форме возродил росписи античных вилл. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных

лоз выделяются стройные фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные барельефы на мифологические сюжеты, рельеф которых выделен розоватым полем картин. Двери расписаны гротесками. Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен белый мраморный камин с кронштейнами в виде львиных лап.

Весь лепной декор Зеленой столовой выполнен знаменитым русским скульптором И.Мартосом. Живописный плафон, украшавший столовую в конце XVIIIвека, до нашего времени не сохранился. В 1820году в помещении Дворцовой церкви возник большой пожар, от которого сильно пострадали залы, созданные Ч.Камероном. По указанию императора АлександраI архитектор

В.Стасов возглавил комиссию по исправлению сгоревшей части здания на основе сохранившихся фрагментов отделки и авторских чертежей Ч.Камерона, которые граф Ливен приобрел в 1822году в Лондоне у наследников архитектора. убранство залов восстановили в прежнем виде лепщик Заколупин реконструировал лепное убранство стен мраморный камин реставрировал скульптор Ф.Трискорни паркетный пол из разных пород древесины был набран заново.

Потолок В.Стасов оставил белым. В 1855году по распоряжению императора НиколаяI архитектор А.Штакеншнейдер выполнил план оформления помещения бельэтажа Екатерининского дворца, с разметкой плафонных вставок, которые предполагалось подобрать в кладовых Эрмитажа. Согласно плану, в центр потолка Зеленой столовой была вмонтирована картина итальянского художника А.Каноппи Торжество Бахуса , которую обрамляли золоченые лепные орнаменты и декоративные живописные

медальоны. В 1863году в этой части дворца вновь случился пожар, во время которого пострадали потолки, но плафонную живопись удалось снять и вынести. После реставрационных работ, которыми руководил А.Видов, Зеленой столовой вторично было возвращено архитектурно-художественное убранство. Живописный кабинетВ 1781-1783-хгодах Уборная ее высочества Натальи Алексеевны- первой супруги будущего императора

ПавлаI , созданная архитектором В.Нееловым, была перегорожена вдоль архитектором Ч.Камероном деревянной перегородкой. На ее месте возникли два небольших рабочих кабинета Марии Федоровны- второй супруги Павла Петровича. Первый кабинет предназначался для ее живописных занятий и получил название Живописного кабинета во втором- великая княгиня занималась лепкой и резьбой по кости он получил название Скульптурного кабинета. Золотисто-желтая окраска

Живописного кабинета, тонкая золоченая лепка, обрамляющая простенки, фриз и карниз, обработка дверей сохранились c конца XVIIIв. Ч.Камероном. Крестовый свод, люнеты и фриз были заново расписаны по проектам В.Стасова академиком живописи Д.Антонелли в ходе восстановления комнаты после пожара 1820года. На стенах Живописного кабинета- картины XVIIIвека с изображением цветов. Мебель кабинета выполнена из кленового дерева в XIXвеке в мастерской

А.Тура и расписана художником И.Бернаскони. На столе- канделябр-миракль из бронзы и перламутра французской работы XIXвека. Картинный залКартинный зал- один из парадных апартаментов Екатерининского дворца- был создан по проекту Ф Б.Растрелли в 1750-хгодах. Площадь этого парадного зала около 180квадратных метров. Зал занимает всю ширину дворца. В XVIIIвеке он очень часто использовался для дипломатических приемов,

трапез и музыкальных вечеров. В ходе Семилетней войны в нем проходили заседания, а летом 1757года состоялся торжественный прием в связи с доставкой знамен и ключей от завоеванных прусских городов. Картинный зал отличается от всех других залов Парадной анфилады Ф Б.Растрелли своей оригинальной отделкой. Его стены, южную и северную, украшают произведения живописи, размещенные по принципу шпалерной развески. Основная часть коллекции живописи 112картин была приобретена

по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745году в Праге и Богемии художником Г.Гроотом за 12тысяч рублей специально для Екатерининского дворца. Она состоит из произведений западноевропейских мастеров живописи XVII- начала XVIIIвека различных национальных школ. Среди них полотна голландских и фламандских мастеров архитектурные композиции

Э.деВитта, жанровые сцены А.ванОстаде и Д.Тенирса, пейзажи Я.Бота, натюрморты Д.деГема и Я.Фейта. В коллекции представлены картины французских и итальянских художников- аллегории скульптуры и музыки Ж.Наттье, батальные сцены Ж.Куртуа Бургиньона , мифологические и библейские сцены Ж.Бланшара, Л.Джорджано и других. Особое место в этом многообразии жанров занимают две картины

П.Дени Мартена Младшего Полтавская баталия и Битва при Лесной . Они были написаны по личному заказу императора ПетраI, который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне 1700- 1721 . Сам ПетрI картин не увидел они прибыли в Россию уже после его смерти. При огромной художественной ценности эта коллекция была использована в

Картинном зале только с декоративной целью. Размещая ее, Ф Б.Растрелли не учитывал ни сюжет картин, ни национальную принадлежность авторов, а лишь размеры и цветовое решение. Отделенные друг от друга узким золотым багетом, картины сливаются в сплошной красочный ковер. С общим колоритом стен гармонирует плафон Олимп , копия с плафона художника Г.Дициани на Иордановской лестнице Зимнего дворца в

Санкт-Петербурге. Золоченой резьбы в зале немного, но резные двери, решенные как порталы- одни из самых нарядных во всей Парадной анфиладе. Двери обрамляют резные золоченые кариатиды, а в центре десюдепортов изображена богиня мудрости и войны, покровительница ремесел и наук- Минерва, опирающаяся на зеркало, которое подносит ей амур. Великолепный узор паркета создает впечатление расходящихся ступенек лестницы.

Предхорная Предхорная- последняя комната в Парадной анфиладе Екатерининского дворца название получила из-за своего расположения рядом с хорами Дворцовой церкви. По плану В.Неелова комната имела два окна с надворной стороны и два окна- на северной стене, выходящие в Дворцовую церковь. Стены Предхорной были затянуты шелком абрикосового цвета. В конце XVIIIвека Ч.Камерон ставит в этой комнате перегородку и создает комнату, что подле

Церкви и уборную Великого князя Павла Петровича . Два окна в Церковь были заложены. Во время перепланировки 1844-1845годов архитектор В.Стасов, выполняя заказ императора НиколаяI, сломал перегородку и вновь получил просторную светлую комнату. Стены комнаты были оклеены обоями и завершались лепным золоченым фризом с изображением васильков. С 1894года стены Предхорной были затянуты золотистым шелком с тканым рисунком фабричной работы, изображающим

фазанов и лебедей. Шелк был выткан на фабрике Сапожникова и являлся повторением уникального шелка ручной работы второй половины XVIIIвека. Дворцовая церковьВоскресенская церковь в Екатерининском дворце была освещена 30июля 1756года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Надпись об этом сохранилась на медной доске, обнаруженной в алтаре при ремонте после пожара 1820года. Церковь была построена в 1745- 1748годах

Ф Б.Растрелли, при участии А.Квасова и С.Чевакинского. Несмотря на то, что Дворцовая церковь дважды пострадала от пожара в 1820и в 1863году, до Великой Отечественной войны просторный двухсветный зал церкви и хоры почти полностью сохраняли тот вид, который был создан Ф Б.Растрелли. Подобно Парадной анфиладе Екатерининского дворца, церковь была сказочно нарядна.

Ярко выделялись на фоне стен, окрашенных берлинской лазурью, золоченые коринфские колонны, обвитые ажурными резными гирляндами, фигуры ангелов, орнаментальные детали. Коллекция живописи состояла из ста четырнадцати икон в золоченых резных рамах разной формы и росписи плафонов. Первые шесть икон для Екатерининской церкви написал Г.Гроот, после его смерти работу продолжили два брата

Колокольниковы, Мина и Федот, написавшие пятьдесят девять икон. Автором эскиза живописного плафона Вознесение был известный живописец Дж.Валериани. В Дворцовой церкви 1ноября 1768года был отслужен молебен, после того как императрица ЕкатеринаII оправилась от недомогания, вызванного прививкой от оспы. В последние годы своей жизни императрица ЕкатеринаII слушала литургию с церковных хор, а члены императорской

фамилии и придворной свиты находились внизу в Церкви. Здесь же, 6июля 1796года, был крещен великий князь Николай Павлович, впоследствии император НиколайI. В Дворцовой церкви 11, 12марта 1826года был выставлен гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора АлександраI. При пожаре1820года

Дворцовая церковь сильно пострадала. Живописный плафон и резьба погибли удалось спасти только иконы. Воссоздание церкви велось под руководством архитектора В.Стасова деревянная резьба в церкви была заменена золоченым папье-маше художник В.Шебуев воссоздал живописный плафон Дж.Валериани. Екатерининский парк Состоит из двух частей регулярного

Старого сада и пейзажного английского сада . Старый сад был расположен на трех уступах перед дворцом в 1720-хгодах садовыми мастерами Я.Роозеном и И.Фохтом, в это же время на третьем уступе появились Зеркальные пруды. На стекавшей с холма речке Вангазе были устроены два пруда Верхний Большой и Мельничный, который позже вошел в систему Каскадных, или Нижних прудов. В середине XVIIIвека сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой.

По проекту Ф Б.Растрелли в саду были построены павильоны Эрмитаж и Грот , а за его пределами- Катальная гора. Большой пруд с расположенным на острове Люстгаузом приобрел форму шестиугольника и был обведен аллеями. В 1770-хгодах архитекторами В.иИ.Нееловыми были построены комплекс Адмиралтейство , Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.

Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный Каскадный канал с 12-ю плотинками-каскадами. В 1770-егоды на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда был создан пейзажный Английский сад , строительство которого было начато под руководством архитектора В.Неелова и завершено садовым мастером

И.Бушем. Включенный в пейзажный сад, Большой пруд был перепланирован и превращен в озеро, прямоугольные очертания Нижних прудов были смягчены. Водные поверхности, занимающие пятую часть территории Екатерининского парка, стали играть важную роль в создании его образа. Склон местности к северо-востоку дал возможность связать все водоемы в единую самотечную систему и устроить на ней небольшие, но бурные водопады. ЕкатеринаII спешила явить

Европе свой сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и наполненный памятниками, свидетельствующими о величии ее царствования. Победоносным для России русско-турецким войнам были посвящены Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад, сооруженные в 1770-1780-хгодах. Вкус императрицы- просветительницы и законодательницы декларировали

Агатовые комнаты и Камеронова галерея, Концертный зал и другие постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и целой серии металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. Китайская и другие беседки, Адмиралтейство, многочисленные павильоны напоминают о том, что сад создавался для удовольствий и отдыха. В начале XIXвека к памятникам русской славы добавились ворота

Любезным моим сослуживцам , посвященные победе над Наполеоном, а в серединевека ансамбль был завершен постройкой Турецкой бани. Во второй половине XIXвека на большом лугу перед южным фасадом дворца был устроен Собственный садик с большим мраморным фонтаном и Перголой. Наиболее старая, регулярная часть парка создавалась в первой половине

XVIIIвека. Это было время развития в России регулярных садов и парков. На Сарской мызе, где позднее возникло Царское Село, в первые годы после ее перехода в собственность EкатериныI, был небольшой фруктовый сад. После перепланировки, осуществленной садовыми мастерами Я.Роозеном и И.Фохтом в 1720-хгодах, в нем появились крытые аллеи, беседки, декоративные водоемы. После реконструкции всего царскосельского ансамбля, начатой в 1743году, уже при императрицы

Елизавете Петровне, территория Старого сада расширяется в нем появляются новые павильоны. В работах по устройству нового регулярного сада участвовали архитекторы А.Квасов, С.Чевакинский, Ф Б.Растрелли. Регулярная часть Екатерининского парка расположена между Екатерининским дворцом, Каскадными прудами и Большим прудом. Центральная аллея

Старого сада- главная композиционная ось Екатерининского дворцово-паркового ансамбля- соединяет Екатерининский дворец с павильоном Эрмитаж . С верхней террасы хорошо видно деление парка на две части верхнюю перед Екатерининским дворцом с понижающимися уступами-террасами, связанными между собой каменными лестницами, и нижнюю. На террасе, протянувшейся параллельно фасаду Екатерининского дворца, привлекает внимание затейливый узорный партер, напоминающий узоры паркетов дворцовых

залов. Такие партеры, представляющие собой своеобразную мозаику, созданную из битого кирпича, угля, толченого стекла, песка различных оттенков, были характерным украшением регулярных парков в XVIIIвеке. В основе композиционного решения регулярного парка лежит правильная, симметричная организация пространства вокруг Екатерининского дворца, строгая система расположения различных павильонов и строений. Деревья и кустарники использовались в регулярном парке как своеобразный строительный материал.

Придавая им формы шаров, ниш, арок, мастера искусно превращали аллеи в зеленые галереи и залы под открытым небом. Над стриженой зеленью аллей возвышались увеселительные павильоны, парковая скульптура и другие строения, расположенные по строгой системе. Создатели регулярного парка придерживались определенных правил при отборе и посадке деревьев, кустарников и цветов. Важным декоративным элементом в условиях прохладного климата были простые газоны, устроенные на откосах

постепенно снижающихся земляных террас, и геометрически правильные лужайки. Все эти черты воссозданы на примере парадной части Екатерининского парка в послевоенныегоды по проекту архитектора Н.Тумановой на основании сохранившихся чертежей и исторических документов архитекторов- А.Квасова, С.Чевакинского, Ф Б.Растрелли. К концу

XVIIIвека интерес к регулярному парку исчезает, и в 1770-егоды к югу от Старого парка начинается формирование пейзажной части. Грот- садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом в XVIIIвеке был обязательной принадлежностью регулярных парков. Проект постройки Грота в регулярной части Екатерининского парка на берегу

Большого пруда был разработан архитектором Ф Б.Растрелли. Основные работы по возведению павильона проводились в 1755-1756годах, при императрице Елизавете Петровне, а завершились уже при императрице EкатеринеII в 1760хгодах. Замысел Ф Б.Растрелли- украсить интерьеры разноцветными морскими раковинами и пористым туфом- не был осуществлен. В 1771году архитектор

А.Ринальди разработал новый проект внутренней отделки Грота. Легкая, изысканная по рисунку декорация стен, исполненная по чертежам А.Ринальди, сохранилась до наших дней. В 1782году в окнах и дверях Грота установлены ажурные решетки из кованого железа на переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты из листовой меди. Створы кованых решеток при входах в

Грот близки по композиции к воротам Екатерининского дворца в ограде между циркумференциями. После окончания отделки Грота, в 1780-хгодах, его стали называть Утренним залом. Тогда же в нем разместили коллекцию античной скульптуры и ваз из цветного камня. Здесь была поставлена и знаменитая статуя Вольтера работы Ж.Гудона. При восшествии на престол императора ПавлаI сокровища

Грота частично были вывезены в Гатчину, частично- в Санкт-Петербург. Объемное и плановое решение здания- скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются фасады Грота, декорированные сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими разорванные фронтоны.

Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами- люкарнами, увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Маски Нептуна в замках окон, капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов подчеркивают связь павильона с водной стихией. Расположенная перед Гротом пристань перестраивалась в 1830 и 1872годах. Разработка плана павильона Эрмитаж в Царском Селе принадлежала

М.Земцову. Начатая весной 1744года кладка фундаментов к осени того жегода была закончена. Летом 1749года павильон был отстроен, но в 1749году его фасады были переделаны в соответствии с разработанным проектом Ф Б.Растрелли. В соответствии с замыслом архитектора в 1751году лепных дел мастера Дж Б.Баттист и Г.Ф.Партир приступили к работе, начав с установки 68 больших и малых капителей на колоннах и 28- на пилястрах фасада. В наружном убранстве Эрмитажа

Ф Б.Растрелли применил круглую скульптуру 8 статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, 4 завершали кровли кабинетов. Центральный купол Эрмитажа венчала группа Похищение Прозерпины . Кроме этого павильон украшали шестнадцать статуй, расставленных между группами колонн на фасадах кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями и, судя по изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из них не повторяла другую.

Статуи Славы, полулежащие на больших фронтонах, поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. К сожалению, все статуи были утрачены. От скульптурного оформления фасадов сохранились редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIIIвека- гипсовые барельефы на постаментах колонн. Тематика 32 барельефов, изображающих Игры амуров , как нельзя лучше отвечала праздничной атмосфере,

царившей в павильоне. Кроме барельефов, фасад украшают и фигуры атлантов, поддерживающих балконы, а также картуши, львиные маски, кронштейны и другие декоративные детали. В 1753году лепные украшения на фасадах были вызолочены, а фасады полихромно окрашены на сине-зеленом фоне выделялись белые колонны и наличники, вызолоченные лепные детали и скульптура. Кровля, первоначально зеленая, в 1755году была выкрашена в белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды

вызолочены. Декоративное оформление фасадов Эрмитажа закончилось одновременно с его внутренней отделкой, начатой в 1748году. Павильон Эрмитаж , стоявший в центре площадки, вымощенной черными и белвми мраморными плитами, был окружен каналом, имевшим в плане сложные фигурные очертания канал окружала балюстрада, украшенная статуями и вазами. В отличие от Екатерининского дворца Эрмитаж не перестраивался во второй половине XVIII и в

XIXвеках, поэтому его внутренняя планировка дошла до нашего времени почти без изменений. Центральный прямоугольный зал Эрмитажа связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными кабинетами. Композиция плана павильона обусловила особенности его внешнего облика. Вблизи фасады предстают перед зрителем в очень сложных ракурсах. Динамика композиции павильона усилена ритмом декорирующих фасады коринфских колонн.

Преобладание вертикальных членений над горизонтальными отчетливо передал в своем изображении Эрмитажа М. Махаев. Исполненная по его рисунку гравюра- драгоценный исторический документ, сохранивший для нас облик Эрмитажа в его праздничном, барочном наряде. Интересна внутренняя отделка главного зала Эрмитажа , созданная Ф. Б.Растрелли. Зал был полон света благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода

на балконы. В простенках размещались зеркала в вызолоченных резных рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов. В зале находились обеденные столы, оборудованные подъемными механизмами. Назначение интерьера подсказало сюжет живописного плафона, изображавшего Юнону и Юпитера, приглашающих небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу . Плафон был написан Дж. Валериани. Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала

Дж. Валериани заимствовал из Метаморфоз Овидия. Здесь были Вакх и Ариадна , Аполлон, преследующий Дафну , Вакх, венчающий Дафну звездной короной , Похищение Европы . В галереях, соединяющих средний зал с кабинетами, А.Перизинотти написал гризалью четыре плафона. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах павильона изображения амуров с атрибутами, символизировавшими времена года.

В настоящее время павильон находится на реставрации. Парковая скульптура Более двухвеков регулярную часть Екатерининского парка украшают мраморные статуи и бюсты работы венецианских мастеров начала XVIIIвека Д.Бонацца, П.Баратта, А.СанМоизе диТальяпьетра, Б.Модоло, Д.Дземиниани, И.Дзордзони. Они были привезены в

Царское Село из Санкт-Петербурга, в основном, из Летнего сада в середине XVIIIвека для украшения распланированного перед Большим Екатерининским дворцом сада. Скульптуры, изображающие мифологических персонажей Персей и Андромеда, Геракл, Иола, Марс, Аполлон, Амфитрита и Галатея, Давид, Сивиллы и т.д различные аллегории Воинская доблесть ,

Слава , Мир , Патриотизм , Мудрость, попирающая порок , Великолепие , временагода и месяцы, исполненные по заказу императора ПетраI для прославления побед России и для воспитания и образования подданных, в Царском Селе, в саду императрицы Елизаветы Петровны, играли уже чисто декоративную роль. У парадного и садового входов в Екатерининский дворец и в

Собственном садике Екатерининского парка стоят две античные статуи, а также копии Танцовщиц А.Кановы, произведения русских мастеров XIXвека- В.Бродзского и П.Забелло. На Камероновой галерее, в портике Агатовых комнат , на Пандусе, в Висячемсадике, при императрице ЕкатеринеII были расположены бронзовые бюсты и статуи- копии античных, наиболее выдающихся, по оценкам

того времени, скульптур. Они были изготовлены в 1780- 1790-хгодах по заказу императрицы ЕкатериныII, в основном, по моделям и слепкам, привезенным из Италии И.Шуваловым и Н.Юсуповым. Отливка производилась в Санкт-Петербургской императорской Академии художеств литейными мастерами Э.Гастклу и В.Можаловым под руководством профессора скульптуры

Ф.Гордеева. Кроме того, в бронзе были скопированы четыре аллегорических бюста работы Л.Адана, бюст Гения смерти работы А.Кановы, а также портретные бюсты великого русского ученого М.Ломоносова работы Ф.Шубина и английского политического деятеля Ч.Фокса работы Ч.Ноллекенса. Императрица ЕкатеринаII поместила их среди мифологических персонажей, героев, античных полководцев, поэтов, философов, римских императоров, почтив их особым отличием.

При императоре ПавлеI, в 1801году, часть бронзовых статуй была перевезена в Павловск. На Камероновой галерее находятся также бюсты, отлитые в 1790-егоды В.Екимовым по моделям К.Альбани. Пейзажный парк начинается сразу за архитектурным ансамблем Ч.Камерона, расположенным в регулярной части Екатерининского парка, и простирается между Рамповой аллеей и Подкапризовой дорогой до Виттоловского пруда, на южном берегу

Большого пруда и на территории к западу от него. Площадь парка 70гектаров. Его границы не изменялись с XIXвека. С северо-востока он примыкает к регулярному парку, с северо-запада граничит с Александровским парком, с юго-востока и юго-запада окружен застройкой города Пушкина. Начало строительства парка относится к 1760-мгодам, основные же работы проводились в 1770- 1780-егоды. Первый план пейзажной части Екатерининского парка был выполнен архитектором

В.Нееловым. Вместе с ним работали его сыновья Илья и Петр Нееловы и садовый мастер Т.Ильин. Для создания пейзажной части Екатерининского парка архитектор В.Неелов был отправлен в Англию, где изучал новые образцы садово-паркового искусства, главным в которых было подражание естественным природным ландшафтам. Анализ гравюр английских парков, привезенных

В.Нееловым в 70-егоды XVIIIвека, убеждает, что многие из них явились прообразом создания отдельных пейзажей в Екатерининском парке Царскосельской резиденции. Однако основным планом, по которому был построен пейзажный парк, является гравированный план Дж.Буша. Он повторяет то, что изображено на планах В.Неелова, но здесь видна рука опытного мастера ландшафтника. С 1771года Дж.Бушу поручены все работы по строительству пейзажного парка, которые он вел до своей смерти

в 1795году. Его сын Джозеф продолжил проведение этих работ до 1809года. При создании пейзажного парка были прокопаны многочисленные водные протоки, созданы насыпные холмы и горки, высажены тысячи деревьев разных пород. Центром парка стал Большой пруд. В живописные пейзажи парка органично вплетаются экзотические павильоны в виде древних руин, готических и турецких сооружений, китайских беседок, всевозможные мостики, башни и колонны, созданные

архитекторами Ч.Камероном, Дж.Кваренги, В.Нееловым, И.Нееловым, П.Нееловым, А.Ринальди, Ю.Фельтеном, Л.Руска, И.Монигетти, а также целая коллекция т.н. памятников Славы, поставленных в честь побед русского оружия в войнах с Турцией. Свое художественное завершение Екатерининский парк получил, в основном, к концу

XVIIIвека. В XIXвеке он обогатился лишь несколькими произведениями архитектуры и скульптуры. Фонтан Молочница , получивший известность под именами Царскосельская статуя и Девушка с кувшином , занимает особое место в коллекции парковой скульптуры Царского Села. Эта была первая скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка. В 1808-1810годах по распоряжению

АлександраI садовый мастер Дж.Буш и архитектор Л.Руска заново благоустраивают участок на месте бывшего павильона Катальной горки. Здесь сооружается Гранитная терраса, а внизу у Большого пруда- Большая гранитная пристань. Склон между Гранитной террасой и Большим прудом обрабатывается в виде зеленых уступов, проводятся новые зеленые дорожки, спускающиеся от Террасы к пруду. Устье бокового канальчика, куда еще в 70егоды

XVIIIвека были выведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформляются фонтаном, устроенным по проекту инженера А.Бетанкура. Уже тогда возникает вопрос об украшении скульптурой этой части Екатерининского парка, однако фигурка Молочницы появилась лишьлетом 1816года. Статуя вылеплена известным русским скульптором XIXвека П.Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена Молочница, или

Кувшин с молоком и отлита из бронзы в литейной мастерской императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, лежащего у ее ног, бежит струя ключевой воды, поступающая в бассейн, соединенный с фонтаном. Строители фонтана оформили бассейн в виде грота, к которому вела лестница из пудостского камня. Грот был уничтожен в середине XIXстолетия. В начале

Великой Отечественной войны, перед взятием города Пушкина немецкими частями, статуя Молочницы была зарыта в землю. Благодаря этому фонтан не пострадал. Бронзовый оригинал Девушки с кувшином авторская гипсовая модель хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге помещен в фонды музея-заповедника Царское Село , а новая копия, выполненная на заводе

Монументскульптура , установлена в парке в июне 1990года. В пейзажной части Екатерининского парка, недалеко от Адмиралтейства начинается подъем на искусственную земляную гору у Башни-руины. В начале этого подъема установлены Готические ворота, отлитые в Екатеринбурге в 1777- 1778годах по проекту архитектора

Ю.Фельтена. Рисунок ворот был заимствован архитектором из альбома Gothik Architecture Decorativ , известного в России уже в 1760-хгодах. Работы по установке ворот начались в 1779году, когда вырыли рвы и соорудили фундаменты. В 1780году в Царское Село доставили двадцать пять с половиной тонн чугунных отливок. В течениелета этого жегода ворота собрали и поставили на место.

Шестигранные пьедесталы арки ворот обработаны филенками с готическим орнаментом. Высокие колонны имеют в сечении очертания шестилистника и образуют ажурные устои, соединенные готической аркой. В XVIIIвеке ворота украшали чугунные скульптурные фигуры, поставленные между колоннами. В годы Великой Отечественной войны некоторые детали Готических ворот были утрачены, но и в сегодняшнем состоянии ворота являются интересным образцом русского

чугунного литья XVIIIвека. В 1770-1772годах по проекту архитектора В.Неелов а был возведен один из первых павильонов пейзажной части Екатеринского парка- Пирамида. В 1774году он был разобран до основания и отстроен заново Ч.Камероном. Пирамида построена из кирпича и облицована тесаным гранитом ее лицевую часть прорезает вход, а по углам пирамиды стояли четыре тонкие колонны на пьедесталах, тела колонн вытесаны из серого

уральского мрамора. Внутреннее помещение перекрыто сферическим куполом с отверстием в центре для освещения и вентиляции. В стенах устроены полуциркульные и прямоугольные ниши для хранения урн. С противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, погребены три любимые собачки ЕкатериныII- Том-Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями. Пирамида- интересное по замыслу парковое сооружение.

Ее позеленевшая, обомшелая поверхность придает строению вид древнего мавзолея. Кагульский, или Румянцевский обелиск сооружен по проекту архитектора А.Ринальди в 1771- 1772годах в честь победы русских войск на реке Кагул. Об этом сообщает надпись на пьедестале В память победы при реке Кагуле в Молдавии- июля 21дня 1770года, под предводительством генерала графа

Петра Румянцова- Российское воинство числом семнадцать тысяч- обратило в бегство до реки Дуная турскаго визиря Галиль-Бея- с силою полторастатысячною . Военных атрибутов в декоре Кагульского обелиска нет. Выразительное и строгое величие придают ему красота силуэта, изысканность пропорций, искусно подобранный темно-серый и красный русский мрамор. Памятник находится недалеко от южного фасада

Екатерининского дворца, рядом с Собственным садиком. Екатерининский дворец во время и после ВОв Великая Отечественная война нанесла дворцу чудовищный ущерб. Немцами были похищены паркеты, живописные плафоны, картины и другие предметы. 57 залов дворца были разрушены. Исключительна была художественная и историческая ценность этого комплекса,

который погиб в пожаре 1944 года. В годы войны обрушились перекрытия, комнаты были почти полностью уничтожены. В Зубовском корпусе сохранились только остатки мраморных каминов, фрагменты живописи плафонов. Когда в 1944 году советские войска освободили Пушкин, Екатерининский дворец стоял в руинах. В 1944-1946 годах были произведены обмеры разрушенных помещений, сняты и подвергнуты консервации образцы лепки и других сохранившихся деталей художественной отделки.

Во время Великой Отечественной войны средняя и северная части плафона, живописное обрамление и более половины резного золоченого декора Большого зала погибли. Проект реставрации Большого зала был разработан архитектором А.Кедринским. Деревянная золоченая резьба восстанавливалась по сохранившимся фрагментам скульптором Л.Швецкой и бригадой резчиков под руководством А.Качуева.

В 1953- 1954годах, при реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге, были обнаружены боковые части плафона Большого зала- Аллегория Мира и Аллегория Победы кисти Дж.Валериани, считавшиеся утраченными. Благодаря этой находке было принято решение реставрировать плафон в первоначальном виде, вернув в Екатерининский дворец две сохранившиеся живописные композиции.

Возрождению центральной композиции плафона послужили сохранившиеся наброски, рисунки и описание плафона с расшифровкой всех аллегорий, сделанные Дж.Валериани, а также рисунок 1857года архитектора А.Штакеншнейдера. А.Кедринским был сделан эскиз плафона Большого зала. Над воссозданием живописного плафона работали художники-реставраторы под руководством А.Казакова. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике.

По авторским чертежам Ф Б.Растрелли и сохранившемуся фрагменту был восстановлен наборный паркет из мореного и светлого дуба. В Зеленой столбовой живописный плафон итальянского художника XVIIIвека С.Торелли Отдыхающий полководец внемлет призыву муз , погибший в годы войны, воссоздан в послевоенныегоды художником В.Ледневым. В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей

Янтарной комнаты было решено не вывозить их, как другие музейные экспонаты, вглубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися вг.Пушкин, прибыли специалисты из команды Кунсткомиссион . Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под номером 200 было записано, что комната подарена

музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка. Директор музея А.Роде в 1944году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсбергского музея. При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945года

вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить. 10 апреля 1979года Совет Министров РСФСР принял Постановление о воссоздании Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском Селе. Предстоявшая работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике.

Однако для этого смелого решения существовали объективные предпосылки. В 1977году для экспозиции создаваемого в Калининграде Музея янтаря группа ленинградских художников под руководством архитектора Г.Хозацкого изготовила модель одной из панелей в масштабе 1 5 и три фрагмента цокольной части Янтарной комнаты в натуральную величину. Эта работа получила высокую оценку экспертов и позволила говорить

о возможности второго рождения восьмого чуда света . 29апреля 2000года в Екатерининском дворце в Царском Селе в присутствии исполняющего обязанности президента России В.Путина, многочисленных гостей- официальных лиц России и Германии состоялась торжественная церемония передачи фрагментов

Янтарной комнаты- флорентийской мозаики Осязание и обоняние и комода. Флорентийская мозаика Осязание и обоняние была передана из рук государственного министра при федеральном канцлере, уполномоченного федерального правительства Германии по делам культуры и средств массовой информации М.Науманна в руки президента России В.Путина. Накануне спецрейсом из

ФРГ в Санкт-Петербург, а потом в Царское Село был доставлен комод, который когда-то стоял в Янтарной комнате и во время Второй мировой войны был вывезен в Германию. Флорентийская мозаика Осязание и обоняние , возвращенная из Бремена, теперь экспонируется в Янтарной комнате Екатерининского дворца рядом с копией, выполненной мастерами-камнерезами ООО Царскосельская янтарная мастерская .

В послевоенные годы в период 1951-1957 лет здание Екатерининского дворца было отдано Военно-морскому училищу с правом реконструкции и приспособления к его нуждам. Историческая планировка и габариты помещений были нарушены. Появились новые перекрытия, лестницы и санузлы, а также перегородки и проёмы. В самом здании находились три котельных с загрузкой угля непосредственно с фасадов.

На всех этажах Зубовского корпуса и Южного флигеля были устроены общественные санузлы, помещения приспособлены для спален и классов курсантов, на месте бывшей Туалетной Екатерины II построена железобетонная лестница, а первый этаж приспособлен под столовую с кухней. Во время Великой Отечественной войны вся отделка интерьера Малой белой столовой была уничтожена. В настоящее время в

Малой белой столовой подходит к завершению реставрация по проекту архитектора А.Кедринского. Интерьер восстанавливается в первоначальном виде, с воссозданием всех элементов архитектурно-декоративной отделки. Для плафона использована копия с картины Купание Венеры художника К.Ванлоо. Воссозданные резные золоченые рамы и десюдепорты резного дерева заняли исторические места и находятся в процессе золочения.

Лепное убранство Зеленой столовой реставрировали скульпторы Г.Михайлова и Э.Масленников. Двери были расписаны по аналогии с одной сохранившейся створкой. Паркет по старому рисунку был набран заново из дуба, светлого клена и красного дерева. Потолок вновь оставили белым. После окончания реставрационных работ зал был открыт в 1959году. Сегодня архитектурно-художественное убранство Зеленой столовой дополняют белые стулья с зеленой обивкой,

бронзовая каминная решетка и каминные приборы, выполненные в конце XVIIIвека по рисункам Ч.Камерона специально для этого интерьера. Вгоды Великой Отечественной войны Картинный зал сгорел, но большинство картин удалось эвакуировать. Из 130картин сохранилось 114. Для замены 16-типогибших полотен были найдены близкие по стилю и тональности картины из фондов Эрмитажа, музея Академии художеств и других музеев

Санкт-Петербурга. В 1967году вновь восстановленный Картинный зал был открыт для посетителей. В настоящее время архитектурно-художественное убранство Предхорной восстановлено по чертежам XIXвека. Лепной фриз, потолок и наборный паркет реставрированы. Стены вновь затянуты сохранившимся в кладовых дворца золотистым шелком с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей, который был выполнен на фабрике статского советника

И.Лазарева в селе Фряново под Москвой по рисункам известного французского художника-декоратора XVIIIвека Ф.деЛаСаля 1720-1808 . На каждом куске шелка, вытканного на ручных станках крепостными мастерами, ставилась фамилия мастера. До нас дошли имена Сергея и Николая Стрельниковых, Николая Дьячкова и Ивана Белого. Среди исполнителей был и мастер Василий, по прозвищу

Паук. Такое характерное прозвище было высшей похвалой искусству ткача. Шелк, изготовленный в конце XIXвека на фабрике Сапожникова, был использован и для обивки резного золоченого дивана, изготовленного в XVIIIвеке предположительно по рисунку Ф Б.Растрелли. После реставрации Предхорная открыта в 1959году. В годы Великой Отечественной войны церковь была разрушена, иконы похищены.

В настоящее время интерьер находится в стадии консервации и используется для временных выставок. В 1957 году Екатерининский дворец вместе с Зубовским флигелем был передан в ведение Дирекции дворцов и парков г. Пушкина и началось планомерное восстановление всего здания как историко-художественного музея. Восстановление интерьеров Екатерининского дворца 1957-1959 было начато с менее пострадавших помещений, созданных Ч.Камероном. Позднее приступили к восстановлению полностью разрушенной

Парадной анфилады Ф Б.Растрелли, воссоздание которой ведется и в настоящее время. Возрождение парадных интерьеров оказалось, отчасти, возможным, благодаря акварелям, выполненным в середине XIXвека по специальному заказу академиками Э.Гау и Л.Премацци. Благодаря точности и тщательности изображения всех деталей архитектурно-художественной отделки, эти акварели использовались при реставрации наряду с авторскими проектами и довоенными фотографиями.

Однако в 1960-х годах в Зубовском флигеле размещались сначала однодневная база отдыха и обслуживающий её ресторан и столовая, а несколько позднее - реставрационные мастерские художников, резчиков и позолотчиков. Часть помещений пустовала, так как перекрытия над ними были в аварийном состоянии. С открытием Антикамер, которые замыкают анфиладу дворцовых залов середины XVIII века, началась реконструкция Зубовского флигеля.

Практически с 2003 года по проекту А.А.Кедринского ведётся полная реконструкция флигеля с заменой перекрытий и восстановлением исторической внутренней планировки. Генеральным подрядчиком выполнения этих масштабных работ является ООО Ресстрой Генеральный директор - Г.Л.Кравец . Вгоды Великой Отечественной войны пристань перед гротом в регулярном парке была почти полностью разрушена

и в 1971-1972годах отстроена по новому проекту в граните. Во время Великой Отечественной войны из скульптурной коллекции этой части парка были утрачены колоссальные статуи Ниобеи с дочерью, Спящей Ариадны, а также бюст императора Тита. Cписок используемой литературы 1. Официальный сайт государственного музея-заповедника Царское село www.tzar.ru 2. Wikipedia-free encyclopedia 3.

И. П. Саутов, А. А. Кедринский, Л. В. Бардовская, Н. С. Григорович Янтарная комната. Три века истории. Альбом 4. Л. А. Бардовская Янтарная комната. Екатерининский дворец. Царское село 5. В. Дружинин Янтарная комната 6. Н. А. Ионова Сто великих чудес света 7. Экскурсия по

Екатерининскому дворцу 15.06.2005 года



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стежками кримських гір
Реферат Списание учебной литературы и учебных пособий в библиотеках образовательных учреждений
Реферат Литература - Патологическая анатомия (Амилоидоз)
Реферат Морское страхование 4
Реферат Предпосылки (необходимость и возможность) использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения
Реферат Организация дaнных на устройствах с прямым и последовательным доступом
Реферат Советское радиовещание от Великой отечественной войны до «застоя». Детская и юношеская радиожурналистика
Реферат Итальянский фашизм 2
Реферат Культура эпохи Возрождения и Реформации 2
Реферат Fritz Machlup. International payments, debts, and gold. Collected essays by Fritz Machiup Princeton University. London: George Alien & Unwin, 1966. Part one
Реферат Подвиги советских людей в Великой Отечественной войне по произведениям современной литературы
Реферат Определение посадки для подшипника скольжения в условиях жидкостного трения. Средства измерения
Реферат Does The Truth Always Set You Free
Реферат Показатели национальной и международной экономики
Реферат Павел Васильевич Козлов