Выражения и Операторы
В C++ имеется богатый набор операций, с помощью которых в
выражениях образуются новые значения и изменяются значения переменных. Поток
управления в программе задается с помощью операторов , а описания используются
для введения в программе имен переменных, констант и т.д. Заметьте, что
описания являются операторами, поэтому они свободно могут сочетаться с другими
операторами.
Выражения
В C++ имеется большое число операций, и они будут объясняться
там, где (и если) это потребуется. Следует учесть, что операции
~
дополнение
&
И
^
исключающее ИЛИ
|
включающее ИЛИ
логический сдвиг влево
>>
логический сдвиг вправо
применяются к целым, и что нет отдельного типа данных для
логических действий.
Смысл операции зависит от числа операндов; унарное &
является операцией взятия адреса, а бинарное & - это операция логического
И. Смысл операции зависит также от типа ее операндов: + в выражении a+b
означает сложение с плавающей точкой, если операнды имеют тип float, но целое
сложение, если они типа int.
В C++ есть операция присваивания =, а не оператор
присваивания, как в некоторых языках. Таким образом, присваивание может
встречаться в неожиданном контексте; например, x=sqrt(a=3*x). Это бывает
полезно. a=b=c означает присвоение c объекту b, а затем объекту a. Другим
свойством операции присваивания является то, что она может совмещаться с
большинством бинарных операций. Например, x[i+3]*=4 означает x[i+3]=x[i+3]*4,
за исключением того факта, что выражение x[i+3] вычисляется только один раз.
Это дает привлекательную степень эффективности без необходимости обращения к
оптимизирующим компиляторам. К тому же это более кратко.
В большинстве программ на C++ широко применяются
указатели. Унарная операция * разыменовывает*3 указатель, т.е. *p есть объект,
на который указывает p. Эта операция также называется косвенной адресацией.
Например, если имеется char* p, то *p есть символ, на который указывает p.
Часто при работе с указателями бывают полезны операция увеличения ++ и операция
уменьшения --. Предположим, p указывает на элемент вектора v, тогда p++ делает
p указывающим на следующий элемент.
Операторы Выражения
Самый обычный вид оператора - оператор выражение. Он
состоит из выражения, за которым следует точка с запятой. Например:
a = b*3+c;
cout
lseek(fd,0,2);
Пустой оператор
Простейшей формой оператора является пустой оператор:
;
Он не делает ничего. Однако он может быть полезен в тех
случаях, когда синтаксис требует наличие оператора, а вам оператор не нужен.
Блоки
Блок - это возможно пустой список операторов, заключенный
в фигурные скобки:
{ a=b+2; b++; }
Блок позволяет рассматривать несколько операторов как
один. Область видимости имени, описанного в блоке, простирается до конца блока.
Имя можно сделать невидимым с помощью описаний такого же имени во внутренних
блоках.
Операторы if
Программа в следующем примере осуществляет преобразование
дюймов в сантиметры и сантиметров в дюймы; предполагается, что вы укажете
единицы измерения вводимых данных, добавляя i для дюймов и c для сантиметров:
#include
main()
{
const float fac = 2.54;
float x, in, cm;
char ch = 0;
cout
cin >> x >> ch;
if (ch == "i") { // inch - дюймы
in = x;
cm = x*fac;
}
else if (ch == "c") // cm - сантиметры
in = x/fac;
cm = x;
}
else
in = cm = 0;
cout
}
Заметьте, что условие в операторе if должно быть
заключено в круглые скобки.
Операторы switch
Оператор switch производит сопоставление значения с
множеством констант. Проверки в предыдущем примере можно записать так:
switch (ch) {
case "i":
in = x;
cm = x*fac;
break;
case "c":
in = x/fac;
cm = x;
break;
default:
in = cm = 0;
break;
}
Операторы break применяются для выхода из оператора switch.
Константы в вариантах case должны быть различными, и если проверяемое значение
не совпадает ни с одной из констант, выбирается вариант default. Программисту
не обязательно предусматривать default.
Оператор while
Рассмотрим копирование строки, когда заданы указатель p
на ее первый символ и указатель q на целевую строку. По соглашению строка
оканчивается символом с целым значением 0.
while (p != 0) {
*q = *p; // скопировать символ
q = q+1;
p = p+1;
}
*q = 0; // завершающий символ 0 скопирован не был
Следующее после while условие должно быть заключено в
круглые скобки. Условие вычисляется, и если его значение не ноль, выполняется
непосредственно следующий за ним оператор. Это повторяется до тех пор, пока
вычисление условия не даст ноль.
Этот пример слишком пространен. Можно использовать
операцию ++ для непосредственного указания увеличения, и проверка упростится:
while (*p) *q++ = *p++;
*q = 0;
где конструкция *p++ означает: "взять символ, на
который указывает p, затем увеличить p."
Пример можно еще упростить, так как указатель p
разыменовывается дважды за каждый цикл. Копирование символа можно делать тогда
же, когда производится проверка условия:
while (*q++ = *p++) ;
Здесь берется символ, на который указывает p, p
увеличивается, этот символ копируется туда, куда указывает q, и q
увеличивается. Если символ ненулевой, цикл повторяется. Поскольку вся работа
выполняется в условии, не требуется ни одного оператора. Чтобы указать на это,
используется пустой оператор. C++ (как и C) одновременно любят и ненавидят за
возможность такого чрезвычайно краткого ориентированного на выразительность
программирования.
Оператор for
Рассмотрим копирование десяти элементов одного вектора в
другой:
for (int i=0; i
Это эквивалентно
int i = 0;
while (i
q[i] = p[i];
i++;
}
но более удобочитаемо, поскольку вся информация,
управляющая циклом, локализована. При применении операции ++ к целой переменной
к ней просто добавляется единица. Первая часть оператора for не обязательно
должна быть описанием, она может быть любым оператором.
Например:
for (i=0; i
тоже эквивалентно предыдущей записи при условии, что i
соответствующим образом описано раньше.
Описания
Описание - это оператор, вводящий имя в программе. Оно
может также инициализировать объект с этим именем. Выполнение описания
означает, что когда поток управления доходит до описания, вычисляется
инициализирующее выражение (инициализатор) и производится инициализация.
Например:
for (int i = 1; i
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.realcoding.net